МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Принятие управленческий решений в туризме

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильТехнологии и организация внутреннего и международного туризма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план43_03_02_Т-1-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 135
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 135 135 135 135
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
Ст.преп, Игнатенко М.Н

Рецензент(ы):
к.г.н, Доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Принятие управленческий решений в туризме

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №516)

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели дисциплины «Принятие управленческий решений в туризме
Сформировать у обучающихся комплексное представление о задачах, направлениях и методах принятия управленческих решений в туризме;

сформировать у обучающихся теоретические знания и практические навыки разработки, принятия и реализации управленческих решений;

изучить и уметь использовать современные методы и формы разработки и принятия управленческих решений в современных социально-экономических условиях функционирования и развития предприятий туризма, в вопросах повышения их эффективности (экономической, организационной, социальной).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен управлять внутрифирменными процессами в туристкой организации, в том числе по формированию и использованию материально-технических и трудовых ресурсов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- об основных понятиях курса;
- внешние и внутренние факторы, влияющие на принятие управленческих решений;.
3.2.Уметь:
3.2.1.• оперировать основными понятиями теоретического курса;
• выявлеть тенденции развития мирового и российского рынка;
• применять средства маркетинговых коммуникаций,
- выявлять природу принятия управленческих решений, психологические особенности поведения покупателя и принятия решения о покупке турпродукта;
• применять принципы построения поведенческих моделей;
• выявлять внешние и внутренние факторы, влияющие на принятие управленческих решений.

уметь:
• выявлять отношение потребителей к турпродукту;
• самостоятельно использовать полученные теоретические знания при принятии управленческих решений
• применять теорию и практику поведения потребителей для разработки стратегии управления организацией,
• планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию;
• уметь увязывать теоретические знания с прикладными задачами.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами анализа социально-экономических факторов , влияющих на принятие управленческих решений в туризме
иметь навыки основных управленческих методов воздействия на потребительское поведение;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Роль, сущность и свойства управленческих решений в туризме
1.1. Типология управленческих решений и предъявляемые к ним требования в туризме Лекции 6 4 ПК-1 Л2.1, Л1.2
1.2. Стратегические решения (роль различных форм целеполагания в принятии стратегических решений). Практические 6 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.3. Реактивные и проактивные решения. Типология управленческих решений в туризме. Критерии классификации. Лекции 6 2 ПК-1 Л2.1, Л1.2
1.4. Классификация управленческих решений по источникам возникновения, способам доведения, субъектам принятия решений. Типология решений по используемым методам, по творческому вкладу, по степени формальности проблемы. Практические 6 4 ПК-1 Л2.1, Л1.2
1.5. Целевая ориентация управленческих решений. Лекции 6 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.6. Взаимосвязь миссии организации и процесса разработки управленческого решения. Воздействие стратегии организации на целевую ориентацию управленческих решений. Практические 6 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.7. Освоение рекомендованной литературы, подготовка к занятиям. Сам. работа 6 60
Раздел 2. Методы и модели, используемые при принятии управленческих решений в туризме.
2.1. Этапы процесса разработки управленческого решения Лекции 6 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.2. Методы анализа управленческих решений в туризме. Практические 6 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.3. Прогнозирование как метод управления. Количественные методы прогнозирования. Качественные методы прогнозирования. Лекции 6 2 ПК-1 Л2.1, Л1.2
2.4. Анализ внешней и внутренней бизнес среды и ее влияния на принятие и реализацию управленческих решений в туризме Практические 6 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Основные понятия теории игр. Принцип минимакса. Чистые и смешанные стратегии Лекции 6 2 ПК-1 Л2.1, Л1.2
2.6. Оценка эффективности и качества управленческих решений в туризме Практические 6 4 ПК-1 Л2.1, Л1.2
2.7. Международные системы оценки качества в управлении. Лекции 6 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.8. Особенности и методы принятия решений в сфере управления персоналом Практические 6 8 ПК-1 Л1.1
2.9. Освоение рекомендованной литературы, подготовка к занятиям. Подготовка и написание реферата.Подготовка к аттестации Сам. работа 6 75
Раздел 3.
3.1. Зачет 6 27 ПК-1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бусов В.И. Управленческие решения: Учебник М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Бусов В.И. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. Н. И. Лыгиной, Г. А. Васильева Поведение потребителей: учеб. пособие для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.rbc.ru
Э2 www.marketingmix.ru
Э3 www.4p.ru
Э4 www.cfin.ru
Э5 www.rectech.ru
Э6 www.pcweek.ru
Э7 www.adwertology.ru
Э8 www.sostav.ru
Э9 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
должны быть установлены средства MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. http://elibrary.ru/ – крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 14 млн научных статей и публикаций.
2. http://www.edu.ru/ – федеральный образовательный портал
3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: URL: http://www.gks.ru.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД .
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД, особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.