МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Прогнозирование и планирование развития туризма в Алтайском крае
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильТехнологии и организация внутреннего и международного туризма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план43_03_02_Т-4-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 90
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 90 90 90 90
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
преп., Танкова М.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Прогнозирование и планирование развития туризма в Алтайском крае

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2015г. №1463)

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин Александр Германович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины Прогнозирование и планирование развития туризма в Алтайском крае: являются: освоение теоретических знаний в области прогнозирования и планирования туристской деятельности, приобретение умений использовать эти знания в профессиональной деятельности и формирование необходимых компетенций.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3: готовностью к реализации проектов в туристской индустрии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методологию прогнозирования и планирования туристской деятельности, систему планов, их содержание и взаимосвязь с развитием туристской индустрии.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать научные гипотезы, разработки и программы, прогнозировать развитие туристской индустрии, определять перспективные направления туристской деятельности и формировать хозяйственную стратегию туристского предприятия.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками формирования на основе принципов планирования и прогнозирования программ развития туристской индустрии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методология прогнозирования и планирования туристской деятельности.
1.1. Методология прогнозирования и планирования туристской деятельности. Лекции 7 4 ПК-3 Л1.1, Л1.2
1.2. Методология прогнозирования и планирования туристской деятельности. Практические 7 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2
1.3. Освоение рекомендованной литературы, подготовка к занятиям. Подготовка и написание реферата. Сам. работа 7 10 ПК-3 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Анализ тенденций развития мирового и российского рынка туризма
2.1. Анализ основных тенденций развития въездного и внутреннего туризма на мировом рынке за последние 3-5 лет Лекции 7 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2
2.2. Анализ состояния и тенденций развития внутреннего и въездного туризма в России за последние 3-5 лет Лекции 7 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2
2.3. Анализ тенденций развития мирового и российского рынка туризма Практические 7 4 ПК-3 Л1.1, Л1.2
2.4. Освоение рекомендованной литературы, подготовка к занятиям. Подготовка и написание реферата Сам. работа 7 10 ПК-3 Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Анализ развития внутреннего и въездного туризма в дестинации в динамике за 3-5 лет
3.1. Характеристика состояния и тенденций развития внутреннего и въездного туризма в Алтайском кр Лекции 7 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2
3.2. Анализ состояния индустрии туризма, туристских ресурсов и инфраструктуры Алтайского края с использованием принятых в туристских исследованиях качественных и количественных характеристик Лекции 7 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2
3.3. Анализ государственного регулирования туристской деятельностью и государственной политики в сфере туризма в Алтайском крае Лекции 7 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2
3.4. Анализ развития внутреннего и въездного туризма в Алтайском крае в динамике за 3-5 лет Практические 7 16 ПК-3 Л1.1, Л1.2
3.5. Освоение рекомендованной литературы, подготовка к занятиям. Подготовка и написание реферата Сам. работа 7 20 ПК-3 Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Стратегические ориентиры, цели, задачи и основные параметры развития туристской дестинации, на примере Алтайского края
4.1. Цели и задачи развития туризма в регионе. Прогнозные качественные и количественные параметры развития туризма в Алтайском крае Лекции 7 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2
4.2. Цели и задачи развития туризма в регионе. Прогнозные качественные и количественные параметры развития туризма в Алтайском крае Практические 7 6 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Ситуационные тесты (анализ конкретной ситуации), кейс-метод. Научно-исследовательская работа студентов Сам. работа 7 20 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 5. Разработка прогнозов сценариев развития туристской деятельности.
5.1. Определение перечня стратегических проектов и механизмов реализации стратегии туризма в Алтайском крае Лекции 7 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2
5.2. Аудит состояния туристской дестинации и формирования направлений стратегического развития Практические 7 8 ПК-3 Л1.1, Л1.2
5.3. Подготовка к аттестации Сам. работа 7 30 ПК-3 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1.Роль прогнозирования и планирования в рыночной экономике:
2. Современная индустрия туризма: роль планирования в развитии туризма:
3. Анализ основных тенденций развития въездного и внутреннего туризма на мировом рынке за последние 3-5 лет
4. Анализ состояния и тенденций развития въездного и внутреннего туризма в России за последние 3-5 лет.
5. Факторы уникальности туристско-рекреационного потенциала Алтайского края.
6. Преимущества экономико-географического положения Алтайского края.
7. Преимущества климатических условий Алтайского края.
8. Экологическая обстановка в Алтайском крае.
9. Анализ текущего социально-экономического состояния Алтайского края.
10. Анализ конкурентной среды с точки зрения туристской привлекательности Алтайского края.
11. Закон Алтайского края «О стратегическом планировании в Алтайском крае».
12. Оценка социально-экономического потенциала развития Алтайского края. Туристско-рекреационный потенциал.
13. Стратегические проблемы Алтайского края, сдерживающие его социально-экономическое развитие.
14. Сценарии социально-экономического развития Алтайского края.
15. Стратегическая цель и задачи социально-экономического развития Алтайского края.
16. Стратегические направления и приоритеты развития туризма в Алтайском крае.
17. Анализ перспективных факторов развития туризма в Алтайском крае.
18. Динамика развития туристской сферы Алтайского края.
19. Государственное регулирование туристской деятельности в Алтайском крае на региональном уровне.
20. Состояние существующей туристской индустрии и инфраструктуры Алтайского края.
21. Туристско-ресурсное зонирование территории Алтайского края.
22. Туристско-рекреационные кластеры. Кластерная политика Алтайского края в сфере туризма.
23. ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» и игорная зона «Сибирская монета».
24. Оценка рекламно-информационной деятельности в сфере туризма Алтайского края.
25.Оценка эффективности использования существующего туристского бренда Алтайского края.
26. Оценка доступности туристских объектов для разных групп потенциальных потребителей рекреационного сервиса Алтайского края.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Стратегическое управление сферой туризма как социально-экономической системой.
2. Стратегические ориентиры развития туристской дестинации.
3. Методические подходы к формированию стратегии развития туристской дестинации.
4. Общая характеристика государственного управления в сфере туризма.
5. Понятие и сущность туризма как социально-экономической системы.
6. Государственное управление сферой туризма: зарубежный и отечественный опыт.
7. Организация управления в сфере туризма в Российской Федерации.
8. Анализ современного состояния туристкой отрасли Алтайского края.
9. Характеристика состояния туристских ресурсов, индустрии туризма и инфраструктуры Алтайского края.
10. Государственная политика и система управления сферой туризма в Алтайском крае.
11. Совершенствование системы управления туристской отраслью Алтайского края
12. Динамика и перспективы развития туризма в Алтайском крае - государственная и инвестиционная поддержка.
13. Стратегическое управление сферой туризма: направления совершенствования.
14. Аудит состояния туристской дестинации и формирования направлений стратегического развития.
5.3. Фонд оценочных средств
Тестовые задания, рефераты
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. Е. Арефьев Теоретические основы туризма: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/150
Л1.2 Скобкин С.С. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА И ТУРИЗМА Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/3A7D0FAE-6682-4CA7-9927-B05B60813B95
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ф. Котлер, Дж. Боуэн, Дж. Мейкенз Маркетинг. Гостеприимство. Туризм: учеб. для вузов: [пер. с англ.] М.: ЮНИТИ- [ДАНА], 2007
Л2.2 Скобкин С.С. ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ В ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА И ТУРИЗМА 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/AA407F91-E3BB-4283-BEFF-B71FB3B43B85
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.rectech.ru
Э2 www.4p.ru
Э3 www.pcweek.ru
Э4 www.cfin.ru
Э5 www.e-xecutive.ru/workshop
Э6 www.tacisinfaru/ru/case
Э7 www.sostav.ru
Э8 www.marketingandresearch.ru
Э9 www.cfin.ru/marketing/bain_size.pdf
Э10 www.dis.ru/im/marketing
Э11 www.cfin.ru/marketing/bain_optimize.pdf
Э12 eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА https://elibrary.ru/
Э13 ЭБС "Университетская библиотека онлайн" https://biblioclub.ru/
Э14 Прогнозирование и планирование развития туризма в Алтайском крае https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3050
6.3. Перечень программного обеспечения
В компьютерном классе должны быть установлены средства MS Office, Excel, PowerPoint+ выход в Internet.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС "Университетская библиотека онлайн": https://biblioclub.ru/
eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА: https://elibrary.ru/
http://www.altairegion22.ru
ttp://alttur22.ru
http://www.visitaltai.info
http://www.russiatourism.ru
http://akstat.gks.ru
http://www.gks.ru
http://mkrf.ru
http://www2.unwto.org
http://www.econom22.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


В ходе лекционных занятий по дисциплине «Мониторинг туристской индустрии» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Мониторинг туристской индустрии» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно знакомится с содержанием лекционного материала на основе своего конспекта и презентации.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

В курсе семинарские занятия занимают более 50% аудиторной нагрузки. Семинарские занятия способствуют овладению студентом навыками подбора периодических, электронных, литературных, статистических и прочих источников и самостоятельной работы с ними. Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.
На основе изучения, обобщения, систематизации и анализа этих материалов студент готовит доклад по выбранной теме. В ходе семинарского занятия студент делает 10 минутный доклад по выбранной теме, таким образом, приобретаются навыки выступления с научным сообщением. Далее проводится тематическая дискуссия.
В ходе ее студенты и преподаватель задают вопросы докладчику, а также преподаватель задает вопросы аудитории, контролируя понимание и усвоение главных вопросов участниками семинара. Далее студенты высказывают свои соображения по поводу главных вопросов семинарского занятия и доклада. Дискуссия способствует развитию навыков у студентов ведения научной полемики и уточнению ими основных понятий.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект.
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.
Методические рекомендации по организации реферативной работы

Реферат является обзорным (по нескольким источникам - книгам, главам, статьям). Реферат, как правило, излагается своими словами. Точные определения и цитаты вводятся лишь особо значимые и те, против содержания которых референт (составитель реферата) возражает.
План реферата определяется исследователем. Но в реферативной работе желательно иметь следующие компоненты (части):
■ краткие сведения об авторе реферируемого материала (если это диктуется темой реферата);
■ сжатое, но достаточно полное и точное изложение сущности научной информации по теме (главная часть реферата);
■ замечания, обобщения, выводы референта об изложенной информации, ее значении. Написанный реферат становится основой для устного сообщения.
После того, как студент изучил научную литературу по теме, систематизировал полученную информацию, следует приступить к работе над рефератом. Композиционная структура реферата включает следующие основные элементы:
■ титульный лист,
■ содержание,
■ введение,
■ основную часть,
■ заключение,
■ литература,
Титульный лист является первой страницей реферата и заполняется строго по образцу.
После титульного листа помещается содержание, в котором приводятся все заголовки реферата и указываются страницы, с которых они начинаются.
Далее следует введение, в котором обосновывается актуальность выбранной темы, приводится краткий обзор литературы, излагается цель работы и содержание поставленных задач, формулируются объект и предмет исследования.
В основной части реферата раскрывается данная тема.
Реферат заканчивается заключительной частью, которая так и называется «заключение», составляющее итоговые результаты.
После заключения принято помещать библиографический список использованной литературы. Этот список составляет одну из существенных частей реферата и отражает самостоятельную творческую работу студента. Каждый включенный в такой список источник должен иметь отражение в тексте реферата. Если её автор делает ссылку на какие-либо заимствованные факты или цитирует работы других авторов, то он должен обязательно указать в ссылке, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в библиографический список те работы, на которые нет ссылок в тексте реферата и которые фактически не были использованы.
Объем реферата должен составлять 12-15 страниц машинописного текста.
Выбирая тему реферата, студенту необходимо исходить из следующего:
■ интереса студента к конкретной разделу;
■ возможности получения информации из различных источников для раскрытия темы работы.
Тема и план реферата должен быть согласован с преподавателем. Рефераты выполняются в рамках предусмотренных программой тем, а также в соответствии с интересами и потребностями студентов. Они могут носить как теоретический, так и прикладной характер. Их основная цель - углубить знания, полученные в процессе изучения дисциплины, привить умения самостоятельной работы с научной литературой, развить индивидуальные способности студентов и их творческое мышление. Рефераты должны быть самостоятельны и правильно оформлены.
Практические занятия должны соответствовать системно-деятельностному подходу в обучении. Для выполнения заданий студентам необходимо работать с основной и дополнительной литературой, электронными ресурсами, информационными справочными системами (ЭБС «Университетская библиотека online, elibrary). Преподаватель оценивает степень их выполнения по следующим показателям (полнота выполнения практического задания, своевременность выполнения задания, последовательность и рациональность выполнения задания, самостоятельность решения) и выставляет отметку по 4-х балльной шкале, отражающую уровень усвоения компетенций студентами. Отдельные практические задания предполагают продолжение их выполнения в ходе самостоятельной работы студента во внеаудиторное время.
Задания самостоятельной работы следует выполнять студентам в соответствии с тематическим планом учебной дисциплины перед практическим занятием или после его проведения. Выполнение заданий предполагает работу студента в системе Moodle.
Промежуточная аттестация студентов проводится в форме экзамена. Перед экзаменом студенты обязаны защитить выполненные практические работы, а также сделать отчет о выполненной самостоятельной работе в ходе консультаций, в том числе о выполненных заданиях в системе Moodle.
Студент сдает зачет при следующих условиях:
- логически правильно построенный и содержательный ответ (с примерами);
- максимальное раскрытие сущности предложенных вопросов с привлечением конкретных примеров;
- связь между теоретической базой изученных ранее учебных дисциплин.