МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Самоорганизация и технологии профессионально-личностного роста

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.04.02. Туризм
ПрофильТуристско-рекреационные системы: проектирование и управление
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план43_04_02_ТП-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 52
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 52 52 52 52
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Метелев А.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Самоорганизация и технологии профессионально-личностного роста

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.04.02 Туризм (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017г. №556)

составлена на основании учебного плана:
43.04.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель
Выработать у студентов-магистрантов способности определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
Задачи:
- выработать навыки самоанализа и самооценки;
- выработать навыки определения приоритетов собственной профессиональной деятельности;
- выработать навыки критического мышления для оценки путей и совершенствования собственной профессиональной деятельности;
- выработать навыки достижения поставленных личных профессиональных целей с учетом имеющихся ресурсов;
- выработать навыки оценки эффективности использования времени и других ресурсов для достижения поставленных целей

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-6 Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные теоретико-методологические подходы и технологии личностного роста;
- основные теоретико-методологические подходы в исследованиях профессиональной деятельности;
- основания и методику личностно-центрированного подхода и технологий развития личности;
- основания и методику гештальт-подходов и технологий развития личности;
- основания и методику теории контроля и технологий саморазвития по реализму;
- основания и методику экзистенциального подхода и логотерапию экзистенциальных проблем;
- основания и методику рационально-эмотивного подхода
3.2.Уметь:
3.2.1.- проводить самоанализ и самооценку;
- определять приоритеты собственной профессиональной деятельности;
- применять критическое мышление для оценки путей и способов совершенствования собственной профессиональной деятельности;
- достигать поставленных личных профессиональных целей с учетом имеющихся ресурсов;
- проводить оценку эффективности использования времени и других ресурсов для достижения поставленных целей;
- применять личностно-центрированный подход и технологии развития личности;
- применять гештальт-подходы и технологии развития личности;
- применять теорию контроля и технологию саморазвития по реализму;
- применять экзистенциальный подход и логотерапию экзистенциальных проблем;
- применять рационально-эмотивный подход
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками самоанализа и самооценки;
- навыками определения приоритетов собственной профессиональной деятельности;
- навыками критического мышления для оценки путей и совершенствования собственной профессиональной деятельности;
- навыками достижения поставленных личных профессиональных целей с учетом имеющихся ресурсов;
- навыками оценки эффективности использования времени и других ресурсов для достижения поставленных целей;
- навыками применения личностно-центрированного подхода и технологий развития личности;
- навыками применения гештальт-подходов и технологий развития личности;
- навыками применения теории контроля и технологий саморазвития по реализму;
- навыками применения экзистенциального подхода и логотерапии экзистенциальных проблем;
- навыками применения рационально-эмотивного подхода

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы исследования личностного и профессионального развития
1.1. Саморазвитие и самоорганизация личности: проблемы определения, основные компоненты и аспекты Лекции 2 2 УК-6 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Саморазвитие и самоорганизация личности: проблемы определения, основные компоненты и аспекты Сам. работа 2 4 УК-6 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Личностные и профессиональные качества. Профессиональное самоопределение и карьерный рост Лекции 2 2 УК-6 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Личностные и профессиональные качества. Профессиональное самоопределение и карьерный рост Сам. работа 2 4 УК-6 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.5. Общение как условие личностного и профессионального роста Лекции 2 2 УК-6 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.6. Общение как условие личностного и профессионального роста Сам. работа 2 4 УК-6 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.7. Специфика группового субъекта труда. Взаимодействие личности и профессиональной организации. Организационная культура Лекции 2 2 УК-6 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.8. Специфика группового субъекта труда. Взаимодействие личности и профессиональной организации. Организационная культура Сам. работа 2 4 УК-6 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.9. Конфликты в организации и пути их предупреждения и разрешения Лекции 2 2 УК-6 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.10. Конфликты в организации и пути их предупреждения и разрешения Сам. работа 2 4 УК-6 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Основные подходы, условия и технологии личностного развития и профессионального роста
2.1. Мотивация как условие личностного и профессионального роста Практические 2 4 УК-6 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Мотивация как условие личностного и профессионального роста Сам. работа 2 12 УК-6 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Основы управления временем (тайм-менеджмент) Практические 2 2 УК-6 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Основы управления временем (тайм-менеджмент) Сам. работа 2 8 УК-6 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.5. Основные технологии саморазвития личности Практические 2 4 УК-6 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.6. Основные технологии саморазвития личности Сам. работа 2 12 УК-6 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шарков, Ф.И. Коммуникология: коммуникационный консалтинг : учебное пособие Москва : Дашков и К, 2020 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е. А. Климов [и др.] Психология труда, инженерная психология и эргономика в 2 ч. Часть 1 : учебник для академического бакалавриата Москва : Издательство Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/437967 (дата обращения: 29.09.2019)
Л2.2 Е. А. Климов [и др.] Психология труда, инженерная психология и эргономика в 2 ч. Часть 2: учебник для академического бакалавриата Москва : Издательство Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/437968 (дата обращения: 29.09.2019)
Л2.3 Рамендик, Д. М. Тренинг личностного роста : учебник и практикум для академического бакалавриата Москва : Издательство Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/434158 (дата обращения: 29.09.2019)
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Самоорганизация и технологии профессионально-личностного роста" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Научная электронная библиотека: http://www.elibrary.ru
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д. Основные принципы организации работы студентов в ходе лекционных занятий:
1. Систематизация лекционного материала. В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
4. Корректность. Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
5. Повторение. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Таким образом, конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ.
Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим занятиям следует использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским и научным понятиям каждого практического занятия. Самостоятельную подготовку к практическому занятию необходимо дополнить изучением понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet- ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: ЭБС Юрайт, университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.
Принимайте участие в дискуссиях, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к практическим занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к практическому занятию.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.
В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.