МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Оценка состояния растительного покрова

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки06.04.01. Биология
ПрофильСовременные аспекты изучения фиторазнообразия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_04_01_Фитораз-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Овчарова Н.В. ;д.б.н., профессор, Силантьева М.М. ;

Рецензент(ы):
д.б.н, проф., Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Оценка состояния растительного покрова

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки - 06.04.01 «Биология» (уровень магистратуры), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ «23» сентября 2015 г. № 1052

составлена на основании учебного плана:
06.04.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.б.н., профессор Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой д.б.н., профессор Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у магистрантов представлений о способах оценки антропогенных изменений растительного покрова на разных уровнях его организации, а также об особенностях мониторинговых исследований фитоценозов флоры растительного покрова в целом. Выработка навыков по применению методических основ проектирования, организации полевых и лабораторных работ по фитомониторингу с использованием современной аппаратуры и вычислительных комплексов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью применять методические основы проектирования, выполнения полевых и лабораторных биологических, экологических исследований, использовать современную аппаратуру и вычислительные комплексы (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные полевые и лабораторные методы биологических исследований; современные полевые и лабораторные методы биологических исследований, основные принципы и методики системы мониторинга растительного покрова.
3.2.Уметь:
3.2.1.Дать определение основным терминам и категориям дисциплины; перечислить основные направления мониторинга растительного мира; объяснить закономерности системы наблюдений за объектами растительного мира и прогноза развития и изменений под воздействием природных и антропогенных факторов; перечислить основные методы и подходы в фитомониторинге; с помощью компьютерных технологий обрабатывать результаты полевых и лабораторных исследований; объяснить закономерности системы наблюдений за объектами растительного мира и прогноза развития и изменений под воздействием природных и антропогенных факторов.



3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Имеет навык основных этапов сбора, обобщения и анализа информации (фондовой, ведомственной, литературной и иной) об объектах растительного мира; сформулировать основные решения в области сохранения биоразнообразия, рационального использования растительных ресурсов и поддержания качества окружающей среды; владеет навыками организации и проведении научно- исследовательских полевых и лабораторных биологических работ.


4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Основные термины и понятия дисциплины. Общие представления об организации растительного покрова. Формирование фитоценозов, взаимоотношения растений в фитоценозе
1.1. Введение. Общие представления об организации растительного покрова. Фитомониторинг, его основные цели и задачи. Среда фитоценозов. Формирование фитоценозов. Взаимоотношения растений в фитоценозе. Лекции 1 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.2, Л3.1
1.2. Основные понятия, цели и задачи дисциплины. Общие представления об организации растительного покрова. Мониторинговые исследования фитоценозов разных типов. Лабораторные 1 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.2, Л3.1
1.3. Формирование фитоценозов, взаимоотношения растений в фитоценозе. Роль человека и животных в жизни фитоценозов. Сам. работа 1 14 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.2, Л3.1
Раздел 2. Раздел 2. Организация растительного покрова
2.1. Строение фитоценозов. Состав, пространственная структура и продуктивность фитоценозов. Динамика растительных сообществ. Типы изменчивости и смен фитоценозов. Лекции 1 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.2, Л3.1
2.2. Экологические шкалы Л.Г. Раменского. Антропогенная динамика растительности. Индикационная геоботаника. Лабораторные 1 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.2, Л3.1
2.3. Определение состояния растительного покрова ландшафтов и фитоценозов методами фитоиндикации. Сам. работа 1 14 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.2, Л3.1
Раздел 3. Раздел 3. Классификация и типология фитоценозов как инструмент исследования растительного покрова
3.1. Обзор подходов и направлений классификации растительности. Лекции 1 1 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.2, Л3.1
3.2. Современные программные средства для классификации и анализа геоботанических данных. Проблема классификации растительных сообществ. Геоботаническое районирование растительности. Картографирование растительного покрова. Способы картирования. Лабораторные 1 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.2, Л3.1
3.3. Ординация растительности. Методы ординации. Классификация растительности Алтая. Сам. работа 1 14 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.2, Л3.1
Раздел 4. Раздел 4. Типологический анализ флор
4.1. Типологические элементы флоры: ареалогические и экологические группы, жизненные формы растений. Лекции 1 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.2, Л3.1
4.2. Анализ жизненных форм флоры. Ареалогический и экологический анализы флоры. Лабораторные 1 8 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.2, Л3.1
4.3. Таксономическая и типологическая структура флоры. Сам. работа 1 22 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.2, Л3.1
Раздел 5. Раздел 5. Дистанционные и ГИС технологии в оценке состояния фитоценозов
5.1. Дистанционные и геоинформационные системы: общие вопросы. Лекции 1 1 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.2, Л3.1
5.2. Функциональные возможности ГИС. Проектирование ГИС. Применение вегетационных индексов. Аэрокосмическое зондирование и фотограмметрия. Лабораторные 1 10 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.2, Л3.1
5.3. Дешифрирование аэрокосмических снимков. Особенности дешифрирования различных типов растительных сообществ. Сам. работа 1 12 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.2, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение ФОС


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение ФОС




См. Приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Соломещ А.И. Современная наука о растительности: Учебник Логос, 2000 13
Л1.2 Вальтер Г. Общая геоботаника: Учебник Мир, 1982 19
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Прокопьев Е.П. Экология растительных сообществ (фитоценология): Учебник ТГУ, 2003 19
Л2.2 Соколова Г.Г. Антропогенная трансформация растительности степной и лесостепной зон Алтайского края: Изд-во АлтГУ, 2003 5
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Овчарова, Н. В. Флора и растительность залежей правобережья р. Оби (Алтайский край): монография : Монография АлтГУ, 2015 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/1034
Л3.2 Ипатова В.С. Летняя практика по геоботанике: практич. руководство ЛГУ, 1983 70
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э4 Интернет-архив цифровой библиотеки archive.org
Э5 Поиск электронных книг, публикаций, законов, ГОСТов на сайтах научных электронных библиотек tusearch.blogspot.com
Э6 База данных «Глобальная система по биоразнообразию (GBIF)» www.gbif.org
6.3. Перечень программного обеспечения
ProCover.exe (тренажер для геоботаников),
Ms Office Word,
MS Office Powerpoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru
Научная электронная библиотека elibrary: http://elibrary.ru
Библиотека флора и фауна: http://herba.msu.ru/shipunov/school/sch-ru.htm
Библиотека (цифровая) по биоразнообразию (растениям, животным) и другим разделам биологии: https://www.biodiversitylibrary.org
Правовая поддержка по всем направлениям природопользования и экологическому праву (кодексы, законы и другие материалы): http://www.consultant.ru/
Поиск электронных книг, публикаций, законов, ГОСТов на сайтах научных электронных библиотек: http://tusearch.blogspot.com
Открытая учебно-научная информационно-поисковая система на базе web-технологий: http://www.nature.web.ru/
Красная книга Алтайского края. Растения и грибы: http://www.altairegion22.ru/territory/info/redbook/
База данных «Глобальная система по биоразнообразию (GBIF)»: https://www.gbif.org
База данных «Атлас сосудистых растений России и сопредельных стран» позволяющий определять их он-лайн: http://www.plantarium.ru/
База данных «Биоразнообразие животных в России»: http://www.zin.ru/ZooDiv/
База данных «Кадастр инвазивных видов Алтайского края»: http://old.ssbg.asu.ru/advent.php
Сохранение степей России – тематический сайт, о сохранении, восстановлении и неразрушительном использовании степных экосистем и связанных с ними видов растений и животных: http://savesteppe.org/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
016Л склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт.
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
214Л лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, магистрант должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины Оценка состояния растительного покрова.
Дисциплина Оценка состояния растительного покрова включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций магистрант получает систематизированные научные знания об особенностях антропогенной трансформации растительного покрова и методах его оценки. Изучая и прорабатывая материал лекций, магистрант должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, а также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к лабораторному занятию магистранту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета.
Важным элементом обучения магистранта является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы магистрант, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация магистрантов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации магистранта с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины.