МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практикум по ботанике и биотехнологии растений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки06.04.01. Биология
ПрофильСовременные аспекты изучения фиторазнообразия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план06_04_01_Фитораз-2-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 64
самостоятельная работа 152
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1, 2, 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) Итого
Недель 15 14 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 32 32 16 16 16 16 64 64
Сам. работа 40 40 56 56 56 56 152 152
Итого 72 72 72 72 72 72 216 216

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Хлебова Л.П.;к.б.н., доцент, Барышева Н.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., проф., Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Практикум по ботанике и биотехнологии растений

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки - 06.04.01 «Биология» (уровень магистратуры), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ «23» сентября 2015 г. № 1052

составлена на основании учебного плана:
06.04.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2021 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2021 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение разнообразия высших сосудистых растений Алтайского края и Республики Алтай, выработка умений идентифицировать представителей основных семейств флоры Алтая, выработа навыков самостоятельного анализа имеющейся информации и выявление фундаментальных проблем, закрепление умений по решению исследовательских задач в лабораторных биотехнологического плана и полевых условиях, формирование навыков руководства рабочим коллективом.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью самостоятельно анализировать имеющуюся информацию, выявлять фундаментальные проблемы, ставить задачу и выполнять полевые, лабораторные биологические исследования при решении конкретных задач с использованием современной аппаратуры и вычислительных средств, нести ответственность за качество работ и научную достоверность результатов
ПК-3 способностью применять методические основы проектирования, выполнения полевых и лабораторных биологических, экологических исследований, использовать современную аппаратуру и вычислительные комплексы (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры)
ПК-6 способностью руководить рабочим коллективом, обеспечивать меры производственной безопасности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-методы полевых, лабораторных ботанических и биотехнологических исследований с использованием современных компьютерных технологий и способы оценки научной информации,
-методические основы биологического и экологического проектирования; современные методы систематики растений, экологии, геоботаники;
-социально-психологические основы руководства коллективом.
3.2.Уметь:
3.2.1.-применять методы полевых, лабораторных ботанических и биотехнологических исследований с использованием современных компьютерных технологий,
-методические основы ботанического и биотехнологического проектирования для решения практических задач;
-руководить рабочим коллективом и обеспечивать производственную безопасность при проведении полевых и лабораторных ботанических и биотехнологических исследований.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-способностью применять методы полевых и лабораторных ботанических исследований с использованием современных вычислительных средств и оценивать научную информацию;
-методическими основами ботанического проектирования для решения практических задач;
-профессиональным умением взаимодействовать с коллективом в различных кризисных ситуациях, направлять его работу на эффективное решение профессиональных задач; предотвращать или сводить к минимуму риск возникновения нештатных ситуаций, связанных с нарушением производственной безопасности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Современные методы систематики и изучения грибов, лишайников, мохообразных, сосудистых споровых
1.1. Идентификация грибов, лишайников, мохообразных, сосудистых споровых (хвощи, плауны, папоротники). Хозяйственно-ценные и охраняемые виды. Лабораторные 1 7 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 2. Особенности систематики голосеменных и семенных растений
2.1. Ботанико-географические особенности и морфо-физиологические методы изучения видов семейств подклассов Магнолииды, Ранункулиды, Кариофиллиды, Гамаммелиды.Хозяйственно-ценные и охраняемые виды. Лабораторные 1 15 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
2.2. Представители семейств лютиковых, маковых, гвоздичных как объекты биотехнологии. Сам. работа 1 17 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 3. Ботанико-географические и морфофизиологические особенности видов семейств подклассов Дилленииды, Розиды, Ламииды, Астериды.
3.1. Идентификация представителей семейств подклассов Дилленииды, Розиды, Ламииды, Астериды. Хозяйственно-ценные и охраняемые виды. Лабораторные 1 10 ОПК-4, ПК-3, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
3.2. Представители семейств розоцветных, крестоцветных, астровых, губоцветных как объекты биотехнологии. Сам. работа 1 10 ОПК-4, ПК-3, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
3.3. Методы систематики таксонов царства грибы и царства растения Сам. работа 1 13 ОПК-4, ПК-3, ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 4. Ботанико-географические особенности, морфофизиологические и биохимические особенности однодольных растений.
4.1. Ботанико-географические особенности, морфофизиологические и биохимические особенности злаковых и осоковых. Лабораторные 2 2 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
4.2. Однодольные растения как объекты биотехнологии Сам. работа 2 12 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
Раздел 5. Приготовление питательных сред и методы стерилизации в биотехнологии растений
5.1. Оборудование биотехнологической лаборатории и правила работы с ним. Приготовление различных питательных сред. Лабораторные 2 4 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л1.2
5.2. Хозяйственно-ценные виды, размножаемые микроклональным способом. Сам. работа 2 14 ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 6. Микроклональное размножение растений
6.1. Типы эксплантов: Способы получения и методы стерилизации Технология микроклонального размножения. Лабораторные 2 5 ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л2.3, Л1.2
6.2. Охраняемые виды растений, размножаемые микроклональным путем. Сам. работа 2 15 ОПК-4, ПК-3 Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 7. Приготовление гистологических препаратов
7.1. Способы приготовления гистологических препаратов. Лабораторные 2 5 ОПК-4, ПК-3, ПК-6 Л2.2, Л2.3, Л1.2
7.2. Обзор технологий микроклонального размножения. Сам. работа 2 15 ОПК-4, ПК-3, ПК-6 Л2.2, Л2.3, Л1.2
7.3. Микроклональное размножение лапчатки белой Лабораторные 3 3 ОПК-4, ПК-3, ПК-6 Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 8. Микроклональное размножение отдельных таксонов
8.1. Микроклональное размножение лекарственных растений. Сам. работа 3 14 ОПК-4, ПК-3, ПК-6 Л2.2, Л2.3, Л1.2
8.2. Микроклональное размножение фиалки узамбарской Лабораторные 3 6 ОПК-4, ПК-3, ПК-6 Л2.2, Л2.3, Л1.2
8.3. Микроклональное размножение декоративных растений. Сам. работа 3 22 ОПК-4, ПК-3, ПК-6 Л2.2, Л2.3, Л1.2
8.4. Микроклональное размножение родиолы розовой Лабораторные 3 7 ОПК-4, ПК-3, ПК-6 Л2.2, Л2.3, Л1.2
8.5. Лилииды Сам. работа 3 20 ОПК-4, ПК-3, ПК-6 Л2.2, Л2.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Определитель растений Алтайского края : Определитель Новосибирск: Наука, ГЕО, 48
Л1.2 [Л. И. Тихомирова] Биотехнология растений: лабораторный практикум : учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.3 Яковлев Б.П., Челомбитько В.А., Дорофеев В.И. Ботаника: Учебник СПб.:СпецЛит., 2001
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Флора Сибири. тт. 1-14. : Определитель Новосибирск: "Наука",, 1988 - 1997 1005
Л2.2 Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Мулдашев А.А. Высшие растения: учебник М.:Логос, 2001 5
Л2.3 Терехина Т.А., Косачев П.А., Сперанская Н.Ю. Высшие семенные растения: уч..пособие Изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/142
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э2 СПС КонсультантПлюс www.consultant.ru
Э3 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э4 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э5 ЭБС "Лань" e.lanbook.com
Э6 ЭБС "Юрайт" www.biblio-online.ru
Э7 Определитель растений онлайн "Плантариум" www.plantarium.ru
Э8 Курс в системе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS PowerPoint, MS Word
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека http://www.e-library.ru.
Библиотека флора и фауна – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии; свободный доступ: http://herba.msu.ru/shipunov/school/sch-ru.htm
Интернет-архив цифровой библиотеки – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии свободный доступ: https://archive.org/about/
Библиотека (цифровая) по биоразнообразию (растениям, животным) и другим разделам биологии – книги, монографии, журналы и т.д.: https://www.biodiversitylibrary.org
База данных GenBank «EBI» – данные генома, гена и последовательности транскриптов, литература по молекулярной биологии (статьи); основа для биологических исследований и учебного процесса: https://www.ebi.ac.uk/
База данных GenBank «NCBI» – данные генома, гена и последовательности транскриптов, литература по молекулярной биологии (статьи); основа для биологических исследований и учебного процесса: https://www.ncbi.nlm.nih.gov
Библиотека (цифровая) по различным областям биологии (статьи и др.). Свободный доступ. http://bcn.uprrp.edu/Lista/ListaB.html
База данных «Глобальная система по биоразнообразию (GBIF)». Содержит данные о распространении животных, растений, грибов и микроорганизмов на планете, изображения в природе и коллекциях: https://www.gbif.org
База данных «Атлас сосудистых растений России и сопредельных стран» позволяющий определять их он-лайн: http://www.plantarium.ru/
База данных «Биоразнообразие Алтае-Саянского экорегиона». Тестовая и графическая информация о более чем 7000 растений, животных и грибов с территории Алтая и Саян: http://bioaltai-sayan.ru.
Ресурс имеет полный список лишайников Алтайского края, составленный по опубликованным данным с ботанико-географическим районированием: http://old.ssbg.asu.ru/lichens/docs/
База данных «Кадастр инвазивных видов Алтайского края». База данных содержит справочную информацию об инвазивных видах, произрастающих на территории Алтайского края: http://old.ssbg.asu.ru/advent.php

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
016Л склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт.
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
214Л лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина «Практикум по ботанике и биотехнологии растений» включает лабораторные занятия, самостоятельную работу.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума.
После окончания практикума магистранты должны знать основные системы растительного царства, методы систематики и изучения важнейших семейств региона, основные диагностические признаки важнейших семейств, родов и видов растений. Лабораторные занятия проводятся в лабораториях кафедры ботаники и БУП ЮСБС. При выполнении практического задания магистранты осваивают навыки работы с определителями растений, современным лабораторным оборудованием (флюориметр, спектрофотометр, секвенатор, селективный ионометр, рН-метр и др.).
Важным элементом обучения магистранта является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает изучение рекомендованных источников и литературы по тематике занятий.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация магистрантов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.