МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Природные кормовые угодья

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки05.04.06. Экология и природопользование
ПрофильАгроэкология и рациональное природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_06_Агро-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 76 49 76 49
Итого 108 81 108 81

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Елесова Н.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., проф., Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Природные кормовые угодья

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1041)

составлена на основании учебного плана:
05.04.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2021 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2021 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения учебной дисциплины – сформировать у магистрантов представления о разнообразии природных кормовых угодий и их трансформации в результате антропогенных воздействий, применять полученные знания и навыки в решении профессиональных задач.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью формулировать проблемы, задачи и методы научного исследования, получать новые достоверные факты на основе наблюдений, опытов, научного анализа эмпирических данных, реферировать научные труды, составлять аналитические обзоры накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности, обобщать полученные результаты в контексте ранее накопленных в науке знаний и формулировать выводы и практические рекомендации на основе репрезентативных и оригинальных результатов исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знать проблемы, задачи и методы научного исследования; основные современные теоретические положения луговодства и растениеводства.
3.2.Уметь:
3.2.1.Формулировать конкретные задачи в области луговодства, полевых кормовых угодий, определять основные типы кормовых угодий.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Составлять аналитические обзоры накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности, формулировать выводы и составлять практические рекомендации по использованию кормовых угодий на основе собственных результатов исследований.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая характеристика и классификация природных кормовых угодий
1.1. Кормовые растения лугов, степей, лесов и болот Лабораторные 3 16 ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
1.2. Общая характеристика и классификация природных кормовых угодий Алтайского края Лекции 3 4 ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
1.3. Геоботаническая классификации природных кормовых угодий Сам. работа 3 16 ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
Раздел 2. Антропогенная трансформация кормовых угодий
2.1. Влияние выпаса и сенокошения на кормовые угодья Лабораторные 3 4 ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
2.2. Антропогенные трансформации природных кормовых угодий Лекции 3 2 ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4
2.3. Пастбищная дигрессия степной, луговой и лесной растительности Сам. работа 3 16 ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4
Раздел 3. Оптимизация использования природных кормовых угодий и их охрана
3.1. Основные способы восстановления напушенных кормовых угодий Лекции 3 2 ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
3.2. Методы восстановления степей и лугов Лабораторные 3 4 ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
3.3. Заповедование. Применение удобрений. Применение различных режимов использования Сам. работа 3 17 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См приложение ФОС.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См приложение ФОС.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См приложение ФОС.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Работнов Т.А. Луговедение: Учебник М.: Изд-во МГУ, 1984 20
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Василевич В.И. Очерки теоретической фитоценологии: Монография Л.: Наука, 1983 11
Л2.2 Силантьева М.М. Конспект флоры Алтайского края: изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/101
Л2.3 Овчарова, Н. В. Флора и растительность залежей правобережья р. Оби (Алтайский край): монография : Монография АлтГУ, 2015 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/1034
Л2.4 Н. В. Парахин, И. В. Кобозев, И. В. Горбачев и др. Кормопроизводство: учебник М.: Колос , 2013 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Библиотека флора и фауна herba.msu.ru
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э4 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Power point, MS Word
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Библиотека флора и фауна http://herba.msu.ru/shipunov/school/sch-ru.htm
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru
Научная электронная библиотека elibrary http://elibrary.ru
Электронная база данных «Scopus» http://www.scopus.com

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
214Л лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт.
016Л склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Основная цель освоения дисциплины – сформировать у магистрантов представления о разнообразии природных кормовых угодий и их трансформации в результате антропогенных воздействий, применять полученные знания и навыки в решении профессиональных задач.
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины "Природные кормовые угодья"
Дисциплина "Природные кормовые угодья" включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете "Природные кормовые угодья". Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, в также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к практическому занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В процессе работы с учебной и научной литературой студент может: делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана (создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике); составлять тезисы (цитирование наиболее важных мест статьи или монографии, короткое изложение основных мыслей автора); готовить аннотации (краткое обобщение основных вопросов работы); создавать конспекты (развернутые тезисы).
Обучающийся должен иметь базовые представления о растительном покрове Алтайского края, основных растительных сообществах и растениях, имеющих кормовое значение, их распространении на территории края и России.
Студенты должны знать основные типы растительности юга Западной Сибири и Алтайского края, используемые в качестве кормовых угодий и давать им краткую характеристику. Студент должен уметь классифицировать природные кормовые угодья Алтайского края, знать основные кормовые растения и важнейшие агроботанические группы кормовых растений.
При выполнении практических работ студентам надо обратить внимание на важнейшие диагностические признаки кормовых растений, позволяющие отнести вид к определенной агроботанической группе: злаки, осоки, бобовые, разнотравье.
Студенты должны знать основные жизненные формы (экобиоморфы) степных и луговых растений. Студентам надо обратить внимание, что жизненная форма у растений формируется в определенных условиях среды в процессе длительной эволюции и проявляется только при наличии этих экологических условий.
Студенты должны знать основные рода и виды кормовых растений степей и лугов, наиболее часто используемых в качестве кормовых угодий.
Студенты должны иметь представления об основных признаках пастбищной дигрессии травянистых типов природных кормовых угодий, давать характеристику нарушенной растительности, а также владеть основными методами восстановления степной и луговой растительности в разлчных природных зонах Алтайского края.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии в виде письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена.