МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Сервисные технологии в музейном деле

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.01. Сервис
ПрофильСоциально-культурный сервис и туризм
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_03_01_С-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 54 54 54 54
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Быкова В.А.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Сервисные технологии в музейном деле

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.01 СЕРВИС (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1169)

составлена на основании учебного плана:
43.03.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин А.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин А.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов системы профессиональных знаний в области музейного сервиса, теоретических основ
и практических навыков работы в музеях различного профиля.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 готовностью к планированию производственно-хозяйственной деятельности предприятия сервиса в зависимости от изменения конъюнктуры рынка и спроса потребителей, в том числе с учетом социальной политики государства
ПК-9 способностью выделять и учитывать основные психологические особенности потребителя в процессе сервисной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.1. Основные ключевые термины и понятия музейного сервиса: музей,
музейный сервис, музейное дело, музейный предмет, экспозиция.
2. Этапы развития музейного сервиса в России и за рубежом.
3. Основы российского законодательства в сфере музейного сервиса
4. Основные направления музейного сервиса.
5. Международные и российские организации в сфере музейного сервиса
3.2.Уметь:
3.2.1.1. Пользоваться понятийным аппаратом.
2. Характеризовать основные этапы в развитии музейного сервиса в
России.
3. Классифицировать музеи по профилям, типам.
4. Излагать и аргументировать собственную точку зрения.
5. Анализировать, оценивать, делать выводы по результатам своей
деятельности и работы в коллективе
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Современными средствами поиска информации в сфере музейного
сервиса.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы музейного предмета
1.1. Музейный предмет и его свойства Лекции 6 2 ПК-2, ПК-9
1.2. Классификация музеев Практические 6 2 ПК-2, ПК-9
1.3. Просветительная работа музеев Практические 6 2 ПК-2, ПК-9
1.4. Понятие экспозиционной работы. Практические 6 2 ПК-2, ПК-9
1.5. Понятие «музейная выставка». Практические 6 2 ПК-2, ПК-9
1.6. Музейные издания. Сам. работа 6 4 ПК-2, ПК-9
1.7. Музеи в системе внешкольного образования дореволюционной России. Сам. работа 6 4 ПК-2, ПК-9
Раздел 2. Музейное источниковедение
2.1. Музейное источниковедение Лекции 6 2 ПК-2, ПК-9
2.2. Музейная педагогика Практические 6 2 ПК-2, ПК-9
2.3. Музейная коммуникация: теория, структура, процесс Практические 6 2 ПК-2, ПК-9
2.4. Классификация форм музейно-педагогической деятельности. Сам. работа 6 4 ПК-2, ПК-9
2.5. Понятие музейного оборудования, научно-вспомогательных материалов, их виды и характеристика. Практические 6 2 ПК-2, ПК-9
Раздел 3. История развития музеев в мире
3.1. История развития музеев в мире Лекции 6 2 ПК-2, ПК-9
3.2. Теоретические основы коммуникационного подхода. Сам. работа 6 4 ПК-2, ПК-9
3.3. Управление музейным делом в Российской Федерации. Сам. работа 6 4 ПК-2, ПК-9
3.4. Научное проектирование экспозиции. Сам. работа 6 4 ПК-2, ПК-9
Раздел 4. История развития музейного дела в России
4.1. История развития музейного дела в России Лекции 6 2 ПК-2, ПК-9
4.2. Музейный маркетинг Практические 6 2 ПК-2, ПК-9
4.3. Информационные технологии в музейном деле Практические 6 2 ПК-2, ПК-9
4.4. Понятие «музейный маркетинг». Сам. работа 6 6 ПК-2, ПК-9
Раздел 5. Основные направления деятельности музеев
5.1. Основные направления деятельности музеев Лекции 6 2 ПК-2, ПК-9
5.2. Новые технологии музейного сервиса Практические 6 2 ПК-2, ПК-9
5.3. Проблема музейного предмета Практические 6 2 ПК-2, ПК-9
5.4. Основные классификации музеев. Практические 6 2 ПК-2, ПК-9
5.5. Музейное дело как информационный процесс. Сам. работа 6 4 ПК-2, ПК-9
Раздел 6. Научно-исследовательская работа музеев
6.1. Научно-исследовательская работа музеев Лекции 6 2 ПК-2, ПК-9
6.2. Определение источника в музейном сервисе. Практические 6 2 ПК-2, ПК-9
6.3. Периодизация развития музейного дела в мире. Практические 6 2 ПК-2, ПК-9
6.4. Формы культурно-образовательной деятельности. Сам. работа 6 4 ПК-2, ПК-9
Раздел 7. Музейная экспозиция
7.1. Музейная экспозиция Лекции 6 2 ПК-2, ПК-9
7.2. Периодизация развития музейного дела в России и ее специфика. Практические 6 2 ПК-2, ПК-9
7.3. Особенности развития музейной сети на современном этапе. Практические 6 2 ПК-2, ПК-9
7.4. Типы музейных коллекций Сам. работа 6 4 ПК-2, ПК-9
7.5. Хранение музейных фондов. Сам. работа 6 4 ПК-2, ПК-9
Раздел 8. Музейная выставка
8.1. Музейная выставка Лекции 6 2 ПК-2, ПК-9
8.2. Информационно-поисковые системы. П Сам. работа 6 4 ПК-2, ПК-9
Раздел 9. Музейное оборудование
9.1. Музейное оборудование Лекции 6 2 ПК-2, ПК-9
9.2. Понятие основных направлений деятельности музеев. Практические 6 2 ПК-2, ПК-9
9.3. Типы и направления научных исследований в музейном сервисе. Практические 6 2 ПК-2, ПК-9
9.4. Международные организации и объединения в сфере музейного сервиса и охраны памятников Сам. работа 6 4 ПК-2, ПК-9

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Музейный предмет и коллекции: описание и основные
характеристики.
2. Музей как социокультурный институт в современном мире.
3. Функции музея и динамика их изменений.
4. Различные трактовки понятия «музей».
5. Виды музейной деятельности
6. Экспозиционная деятельность музеев. Концептуальный подход к
созданию экспозиции.
7. Собирательская и фондовая деятельность музеев.
8. Научно-исследовательская деятельность музеев.
9. Музейная коммуникация и основные методики работы с посетителями.
10.Классификация музеев по профилю и типам.
11. Информационная деятельность музеев.
12. Мультимедиа в современных музеях.
13.Художественные музеи.
14. Исторические музеи.
15. Природные музеи: традиционные и новые формы.
16.Частные музеи в России в первой половине XIX в. и их роль в
сохранении и популяризации историко-культурного наследия.
17. Музеи под открытым небом. История возникновения и специфика
музейной концепции.
18.Характеристика тверских музеев.
19.Становление отечественной музейной сети.
20.Музееведение, его объект, предмет и структура
21.Музееведение в системе гуманитарных наук
22.Музейная потребность. Исторические предпосылки возникновения
музеев
23.Социальные функции музеев в современном обществе
24.Частные музеи, их специфика
25.Инновационные виды музеев
26.Музейная сеть
27.Музейная политика в России
28.Правовое обеспечение деятельности современных музеев
29.Исторический источник, его виды и типы
30.Научно-вспомогательный материал, его характеристики и значение
31.Виды научно-исследовательской работы современных музеев
32.Фонды музея, их состав и структура
33.Комплектование музейных фондов. Источники комплектования фондов
34.Правила приема предметов в музей. Виды учетной документации.
35.Учет музейных фондов. Система учетной документации
36.Режим хранения фондов
37.Фондовое оборудование и системы хранения музейных предметов
38.Здания музеев
39.Функциональные комплексы музея
40.Исторические здания музеев
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерная тематика рефератов:
1. Музееведение (музеология) как наука
2. Музей как научное учреждение
3. Музей как социально-культурное учреждение
4. Формирование музейной сети РФ
5. Исторический источник
6. Историческое источниковедение (основные положения)
7. Вещественный источник
8. Музейный предмет
9. Непредметные формы памятников и их использование в музейном деле
10.Научно-вспомогательные материалы
11.Консервация музейных предметов
12.Реставрация музейных предметов
13.Современное музейное законодательство
14.Понятие и характеристики музейного фонда
15.Учёт и охрана музейных фондов
16.Режим хранения музейных фондов
17.Здания музеев и организация внутримузейного пространства.
18.Первые европейские кунсткамеры и Кунсткамера России: общее и
особенное.
19.Музей в культуре эпохи Возрождения: функции, особенности
деятельности, характер коммуникации.
20.Особенности и результаты древнерусского собирательства в XIII-XVII
вв.
21.Дворцовые собрания в XVIII в. и их специфика.
22.Исторические музеи России первой половины XIX в. и их специфика.
23.Художественные музеи России первой половины XIX в., их коллекции
и опыт экспозиционной работы.
24.Частные музеи в России в первой половине XIX в. и их роль в
сохранении и популяризации историко-культурного наследия.
25. Лувр. История коллекций.
26. Прадо. История создания и социальный статус музея.
27.Галерея Уфицци. История создания.
28. Музей Виктории и Альберта в Лондоне. История создания и место в
культуре XIX в.
29. Музеи под открытым небом. История возникновения и специфика
музейной концепции.
30. Экомузеи второй половины XX в. Особенности функционирования и
социокультурное значение.
31. Современные музеи естественной истории. Особенности
экспонирования коллекций.
32. Центр Помпиду. Особенности коллекции и коллекционирования.
33.Музеи науки и техники в XX в. Состав коллекций и особенности
функционирования.
34. Национальные музеи в Мексике и Латинской Америке. Особенности
функционирования.
35.Британский музей в XVIII в. и современные направления деятельности
музея.
36.Национальная галерея в Лондоне. Состав и специфика представления
коллекции.
37.Национальная галерея в Вашингтоне.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
в Приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://biblioclub.ru/
Э2 Курс в Moodle "Сервисные технологи в музейном деле" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office Word, Power Point; базы данных, информационно-
справочные и поисковые системы Интернет.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
базы данных, информационно-
справочные и поисковые системы Интернет.
https://elibrary.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.