МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные подходы к организационно-управленческой деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.04.01. Сервис
ПрофильРекреационный сервис
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_04_01_РС-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 78 51 78 51
Итого 108 81 108 81

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Пуричи В.В.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Современные подходы к организационно-управленческой деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.04.01 Сервис (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №518)

составлена на основании учебного плана:
43.04.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н Доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н Доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.является подготовка будущих специалистов к самостоятельным научным исследованиям в области туризма, освоением студентами системы научно-практических знаний, умений и компетенций в области туристской индустрии и реализация их в своей профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-3 Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
ОПК-5 Способен обеспечивать обоснование, разработку и внедрение экономической стратегии предприятия, приоритетных направлений его деятельности и уметь оценивать эффективность управленческих решений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.современные отечественные и зарубжные исследования индустрии туризма, историю развития представлений о мировой индустрии туризма. Место индустрии туризма в экономике. Современные представления об индустрии туризма Границы и состав индустрии туризма.
3.2.Уметь:
3.2.1.уметь проводить научные исследования по современным проблемам индустрии туризма
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.разработки и внедрения инновационного туристского продукта

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс. История развития представлений о мировой индустрии туризма.
1.1. Периодизация истории туризма, основанная на состоянии туристского рынка и связанная с общеэкономической и политической ситуацией: зарождение и становление системы международного туризма современного типа, развитие и консолидация. Лекции 1 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.2. Место индустрии туризма в экономике. Современные представления об индустрии туризма Границы и состав индустрии туризма. Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.3. Современные исследования в индустрии туризма Лекции 1 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.4. Существующие дефиниции индустрии туризма. Стандартная международная классификация видов деятельности в сфере туризма (СИКТА) как наиболее широкая и всеохватывающая классификация туристской деятельности. Практические 1 6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.5. Связь СИКТА и Международной стандартной отраслевой классификацией. Индустрия туризма как межотраслевой народнохозяйственный комплекс и как отрасль экономики. Сам. работа 1 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.6. Соотношение понятий «рекреационная отрасль» и «индустрия туризма» в советской рекреационной географии и географии туризма. Недоучет роли и значения туристско-рекреационной отрасли в экономики России. Практические 1 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.7. Состав индустрии туризма: транспортно-коммуникационная база, база ночлега, база питания, сопутствующая (вспомогательная) база. Изменения, происходившие в мировой индустрии туризма в конце XX и начале XXI веков, определившие направления ее дальнейшего развития. Сам. работа 1 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.8. Современные трансформации мировой индустрии туризма: туризм и интернет; новые каналы сбыта туристского продукта; инновационные концепции туристского маркетинга. Практические 1 6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.9. Вопросы формирования индустрии туризма России. Сам. работа 1 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.10. Современное состояние и проблемы развития туризма РФ. Сам. работа 1 8 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.11. Кластерное развитие и государственное регулирование туризма. Сам. работа 1 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.12. Социально-экономическая политика государства в области экономики и территориальной организации отдыха и туризма. Сам. работа 1 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.13. Политика в области подготовки и переподготовки туристских кадров. Научное обеспечение развития туризма. Сам. работа 1 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.14. Перспективы дальнейшего развития туризма РФ. Сам. работа 1 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.15. разработка инновационного туристского продукта Практические 1 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тема: Современное состояние мирового туристского рынка

1.Рассмотрите основные понятия данной темы: туристский рынок, торговля туристскими услугами, импорт туристских услуг, поступления от туризма, конкуренция, общественное разделение труда, экспорт туристских услуг, туристские прибытия, туристский бизнес.
2.Чем современный туристский рынок отличается от предшествующих этапов развития? Назовите тенденции, которые прослеживаются в его эволюции.
3.Используя материалы ЮНВТО данные в динамике с 2000г. по 2016 г. дайте количественную характеристику современному туристскому рынку. Анализ статданных оформите в виде графиков и диаграмм.
4.Приведите примеры обострения конкурентной борьбы на туристском рынке?
5. Приготовьте презентацию на тему «Конкуренция на туристском рынке и вытекающие из этого бизнес -решения» на примере конкретной ситуации в одной из стран мира по выбору магистранта.

Тема: оценка развития инфраструктурного комплекса

Задание и ход работы
Используя данные, собранные в результате выполнения практической работы № 1, оценить состояние и уровень развития туриндустрии отдельного субъекта РФ по выбору.


Тема: прогнозирование развития инфраструктурного комплекса

Задание и ход работы
Используя один из методов прогнозирования составить прогноз развития туриндустрии отдельного региона РФ.

Тема: динамика российского выездного туризма .
1.Какое содержание вкладывается в понятие цивилизованного туристского рынка? Почему на формирующемся туристском рынке в России важно установление цивилизованных отношений?
2.По данным таблицы «Выезд российских туристов за рубеж» составить 10 ведущих направлений выезда россиян в динамике, проанализировать ситуацию и сделать выводы. Какие события 2014-2016г.г повлияли на развитие туротрасли в России.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Проблемы статистического учета в сервисе.
2. Международные рекомендации по организации статистического учета в сервисе.
3. Опыт организации мониторинга инфраструктурного комплекса в г. Санкт-Петербурге.
4. Опыт организации мониторинга инфраструктурного комплекса в Краснодарском крае.
5. Развитие инфраструктурного комплекса Краснодарского края.
6. Развитие инфраструктурного комплекса Калининградской области.
7. Оценка уровня развития инфраструктурного комплекса Иркутской области.
8. Оценка сезонности развития гостиничного сервиса на примере одного из субъектов РФ.
9. Факторы, определяющие уровень развития инфраструктурного комплекса.
10. Прогнозирование развития инфраструктурного комплекса на примере одного из субъектов РФ.
11. Инфраструктурный комплекс России.
12. Инновации в сервисной деятельности.
13. Бизнес план гостиничного предприятия: основные разделы и метода разработки.
14. Бизнес план туристического предприятия: основные разделы и метода разработки.
15. Планирование маркетинга на предприятии туризма.
16. Планирование операционной деятельности на предприятии туризма.
17. Финансовое планирование на предприятиях туризма.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Новиков В.С. Инновации в туризме: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2010
Л1.2 В. Е. Арефьев Теоретические основы туризма: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л1.3 Скобкин С.С. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА И ТУРИЗМА Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Арефьев, В.Е.; Прудникова, Н.Г. История туризма и гостеприимства.: Учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/55
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА elibrary.ru
Э2 ЭБС "Университетская библиотека онлайн" biblioclub.ru
Э3 https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3627
Э4 Курс в Moodle "Современные подходы к организационно-управленческой деятельности" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office Word, Power Point; базы данных, информационно-
справочные и поисковые системы Интернет.

Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС "Университетская библиотека онлайн": https://biblioclub.ru/
eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА: https://elibrary.ru/
http://www.altairegion22.ru
ttp://alttur22.ru
http://www.visitaltai.info
http://www.russiatourism.ru
http://akstat.gks.ru
http://www.gks.ru
http://mkrf.ru
http://www2.unwto.org
http://www.econom22.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Мониторинг туристской индустрии» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно знакомится с содержанием лекционного материала на основе своего конспекта и презентации.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

В курсе семинарские занятия занимают более 50% аудиторной нагрузки. Семинарские занятия способствуют овладению студентом навыками подбора периодических, электронных, литературных, статистических и прочих источников и самостоятельной работы с ними. Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.
На основе изучения, обобщения, систематизации и анализа этих материалов студент готовит доклад по выбранной теме. В ходе семинарского занятия студент делает 10 минутный доклад по выбранной теме, таким образом, приобретаются навыки выступления с научным сообщением. Далее проводится тематическая дискуссия.
В ходе ее студенты и преподаватель задают вопросы докладчику, а также преподаватель задает вопросы аудитории, контролируя понимание и усвоение главных вопросов участниками семинара. Далее студенты высказывают свои соображения по поводу главных вопросов семинарского занятия и доклада. Дискуссия способствует развитию навыков у студентов ведения научной полемики и уточнению ими основных понятий.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект.
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.
Методические рекомендации по организации реферативной работы

Реферат является обзорным (по нескольким источникам - книгам, главам, статьям). Реферат, как правило, излагается своими словами. Точные определения и цитаты вводятся лишь особо значимые и те, против содержания которых референт (составитель реферата) возражает.
План реферата определяется исследователем. Но в реферативной работе желательно иметь следующие компоненты (части):
■ краткие сведения об авторе реферируемого материала (если это диктуется темой реферата);
■ сжатое, но достаточно полное и точное изложение сущности научной информации по теме (главная часть реферата);
■ замечания, обобщения, выводы референта об изложенной информации, ее значении. Написанный реферат становится основой для устного сообщения.
После того, как студент изучил научную литературу по теме, систематизировал полученную информацию, следует приступить к работе над рефератом. Композиционная структура реферата включает следующие основные элементы:
■ титульный лист,
■ содержание,
■ введение,
■ основную часть,
■ заключение,
■ литература,
Титульный лист является первой страницей реферата и заполняется строго по образцу.
После титульного листа помещается содержание, в котором приводятся все заголовки реферата и указываются страницы, с которых они начинаются.
Далее следует введение, в котором обосновывается актуальность выбранной темы, приводится краткий обзор литературы, излагается цель работы и содержание поставленных задач, формулируются объект и предмет исследования.
В основной части реферата раскрывается данная тема.
Реферат заканчивается заключительной частью, которая так и называется «заключение», составляющее итоговые результаты.
После заключения принято помещать библиографический список использованной литературы. Этот список составляет одну из существенных частей реферата и отражает самостоятельную творческую работу студента. Каждый включенный в такой список источник должен иметь отражение в тексте реферата. Если её автор делает ссылку на какие-либо заимствованные факты или цитирует работы других авторов, то он должен обязательно указать в ссылке, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в библиографический список те работы, на которые нет ссылок в тексте реферата и которые фактически не были использованы.
Объем реферата должен составлять 12-15 страниц машинописного текста.
Выбирая тему реферата, студенту необходимо исходить из следующего:
■ интереса студента к конкретной разделу;
■ возможности получения информации из различных источников для раскрытия темы работы.
Тема и план реферата должен быть согласован с преподавателем. Рефераты выполняются в рамках предусмотренных программой тем, а также в соответствии с интересами и потребностями студентов. Они могут носить как теоретический, так и прикладной характер. Их основная цель - углубить знания, полученные в процессе изучения дисциплины, привить умения самостоятельной работы с научной литературой, развить индивидуальные способности студентов и их творческое мышление. Рефераты должны быть самостоятельны и правильно оформлены.
Практические занятия должны соответствовать системно-деятельностному подходу в обучении. Для выполнения заданий студентам необходимо работать с основной и дополнительной литературой, электронными ресурсами, информационными справочными системами (ЭБС «Университетская библиотека online, elibrary). Преподаватель оценивает степень их выполнения по следующим показателям (полнота выполнения практического задания, своевременность выполнения задания, последовательность и рациональность выполнения задания, самостоятельность решения) и выставляет отметку по 4-х балльной шкале, отражающую уровень усвоения компетенций студентами. Отдельные практические задания предполагают продолжение их выполнения в ходе самостоятельной работы студента во внеаудиторное время.
Задания самостоятельной работы следует выполнять студентам в соответствии с тематическим планом учебной дисциплины перед практическим занятием или после его проведения.
Промежуточная аттестация студентов проводится в форме зачета. Перед зачетом студенты обязаны защитить выполненные практические работы, а также сделать отчет о выполненной самостоятельной работе в ходе консультаций.
Студент сдает зачет при следующих условиях:
- логически правильно построенный и содержательный ответ (с примерами);
- максимальное раскрытие сущности предложенных вопросов с привлечением конкретных примеров;
- связь между теоретической базой изученных ранее учебных дисциплин.