МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные тенденции развития индустрии гостеприимства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.03. Гостиничное дело
ПрофильГостиничное дело
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz43_03_03_ГД-34-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
ст.преподаватель, Козырева И.В.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Современные тенденции развития индустрии гостеприимства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 "Гостиничное дело" (квалификация (степень) "бакалвр"). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 1432

составлена на основании учебного плана:
43.03.03 Гостиничное дело
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Редькин А.Г., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой Редькин А.Г., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать у студентов систему компетенций, знаний и умений в области состояния и развития индустрии гостеприимства, определения ее основных тенденций развития.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-11 готовностью к применению инновационных технологий в гостиничной деятельности и новых форм обслуживания потребителей
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности и специфику функционирования индустрии гостеприимства на современном этапе развития, виды инновационных технологий, методы их внедрения в гостиничную деятельность; организационные основы и структуру индустрии гостеприимства, особенности и специфику рынка индустрии гостеприимства в России и за рубежом, основные тенденции развития индустрии гостеприимства в России и за рубежом;
3.2.Уметь:
3.2.1.прогнозировать развитие индустрии гостеприимства, определять направления и тенденции развития индустрии гостеприимства, анализировать научные гипотезы, разработки и программы в сфере гостеприимства; применять, адаптировать современные инновационные технологии обслуживания в сфере гостеприимства.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками определения и фиксации основных тенденций развития индустрии гостеприимства; навыками выявления потребностей гостей с целью внедрения новых форм обслуживания в процессе развития индустрии гостеприимства; навыками анализировать и прогнозировать тенденции, направления развития гостиничной индустрии; навыками разработки и внедрения инновационных технологий в индустрию гостеприимства в соответствии с современным уровнем развития гостиничного рынка

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность индустрии гостеприимства
1.1. Понятие и особенности индустрии гостеприимства. Секторы индустрии гостеприимства, их характеристика Государственно – правовое регулирование индустрии гостеприимства в России. Факторы, влияющие на состояние и развитие индустрии гостеприимства Лекции 5 2 ПК-11 Л1.1, Л2.1
1.2. Понятие и особенности индустрии гостеприимства. Секторы индустрии гостеприимства, их характеристика Государственно – правовое регулирование индустрии гостеприимства в России. Факторы, влияющие на состояние и развитие индустрии гостеприимства Сам. работа 5 18 ПК-11 Л1.1
Раздел 2. Мировая индустрия гостеприимства в современных условиях: состояние, проблемы, перспективы.
2.1. Общая характеристика современного состояния мирового рынка индустрии гостеприимства. Современные проблемы индустрии гостеприимства. Перспективы развития индустрии гостеприимства Лекции 5 2 ПК-11 Л1.1
2.2. Общая характеристика современного состояния мирового рынка индустрии гостеприимства. Современные проблемы индустрии гостеприимства. Перспективы развития индустрии гостеприимства Сам. работа 5 18 ПК-11 Л1.1
Раздел 3. Индустрия гостеприимства в России в современных условиях: состояние, проблемы, перспективы.
3.1. Общая характеристика современного состояния рынка индустрии гостеприимства в России. Современные проблемы индустрии гостеприимства. Перспективы развития индустрии гостеприимства Практические 5 4 ПК-11 Л1.1
3.2. Общая характеристика современного состояния рынка индустрии гостеприимства в России. Современные проблемы индустрии гостеприимства. Перспективы развития индустрии гостеприимства Сам. работа 5 18 ПК-11 Л1.1
Раздел 4. Современные тенденции развития мировой индустрии гостеприимства
4.1. Основные направления развития индустрии гостеприимства. Интеграционные процессы в индустрии гостеприимства. Внедрение в индустрию гостеприимства компьютерных технологий. Практические 5 2 ПК-11 Л1.1
4.2. Основные направления развития индустрии гостеприимства. Интеграционные процессы в индустрии гостеприимства. Внедрение в индустрию гостеприимства компьютерных технологий. Сам. работа 5 18 ПК-11 Л1.1
Раздел 5. Современные тенденции развития индустрии гостеприимства: национальный, региональный уровень
5.1. Тенденции развития индустрии гостеприимства в России. Тенденции развития индустрии гостеприимства в Алтайском крае, г. Барнауле. Углубление специализации гостиничного и ресторанного предложения. Развитие сети малых предприятий в России. Роль средств размещения в создании привлекательного туристского образа дестинации и ее продвижении на международном рынке туристских услуг Практические 5 2 ПК-11 Л1.1
5.2. Тенденции развития индустрии гостеприимства в России. Тенденции развития индустрии гостеприимства в Алтайском крае, г. Барнауле. Углубление специализации гостиничного и ресторанного предложения. Развитие сети малых предприятий в России. Роль средств размещения в создании привлекательного туристского образа дестинации и ее продвижении на международном рынке туристских услуг Сам. работа 5 20 ПК-11 Л1.1
5.3. Зачет 5 4 ПК-11 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
В ПРИЛОЖЕНИИ
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
В ПРИЛОЖЕНИИ
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В ПРИЛОЖЕНИИ

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Медлик С. , Инграм Х. Гостиничный бизнес: Учебник ( ЭБС «Университетская библиотека online») Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436731
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Войтенко. М.В. Организация гостиничного дела: учебное пособие АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Современные тенденции развития индустрии гостеприимства" portal.edu.asu.ru
Э2 Быстров С. А. Организация гостиничного дела: Учебное пособие / С.А. Быстров. [Электронный ресурс] – Издательство: М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 432 с. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=529356 znanium.com
Э3 Балашова Е.В. Гостиничный бизнес. Как достичь безупречного сервиса/Е.В. Балашова [Электронный ресурс] - М: ООО "Вершина", 2005 -176 с. - Режи доступа: http://hunter02.ru/images/features/balashova.pdf hunter02.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
В компьютерном классе должны быть установлены средства MS Office; Word, Excel, PowerPoint, Microsoft Windows, AcrobatReader

6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Гостиничный бизнес. Интернет портал о гостиницах, про гостиницы, про гостиничный бизнес https://hotelier.pro
2.Информационно-справочная система "Консультант Плюс" - http://www.consultant.ru/
3.Официальный сайт Федерального агентства по туризму Министерства экономического развития РФ - https://www.russiatourism.ru/
4.Российская Гостиничная Ассоциация (РГА) http://rha.ru/
5.Сообщество профессионалов гостиничного бизнеса. Гостиничный бизнес, управление гостиницей, новости гостиниц. http://www.frontdesk.ru/
6.Туризм и гостиничный бизнес. Ресторанный бизнес и гостиничный маркетинг http://prohotelia.com.
7.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
8.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
9.Университетская библиотека онлайн: ЭБС. http://www.biblioclub.ru/
10.Электронно-библиотечная система издательства «Лань» http://e.lanbook.com/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе обучения основными видами учебных занятий являются лекции и практические занятия.
В ходе лекций рассматриваются основные понятия тем, связанные с ними теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы и подготовке к практическим занятиям. В ходе практических занятий углубляются и закрепляются знания студентов по ряду рассмотренных на лекциях вопросов.
Лекция выполняет очень важную функцию в обучении студентов, поскольку позволяет студентам видеть образец для устных выступлений. Кроме того, лекционные занятия не предполагают пассивное слушание. Для студентов важным моментом будет постоянная активность и постановка вопросов, в случае непонимания отдельных положений в лекции.
Важной составной частью учебного процесса в вузе являются семинарские и практические занятия. Семинарские занятия помогают студентам глубже усвоить учебный материал, приобрести навыки творческой работы над документами и первоисточниками. Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по данной дисциплине.
В ходе подготовки к семинарским занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления. Продумать примеры с целью обеспечения тесной связи изучаемой теории с реальной жизнью. Своевременное и качественное выполнение самостоятельной работы базируется на соблюдении настоящих рекомендаций и изучении рекомендованной литературы. Студент может дополнить список использованной литературы современными источниками, не представленными в списке рекомендованной литературы, и в дальнейшем использовать собственные подготовленные учебные материалы при написании курсовых и дипломных работ.
Прежде чем приступить к изучению темы, необходимо прокомментировать основные вопросы плана семинара, что позволит студентам сориентироваться в основном материале к каждому из вопросов, не задерживаясь на второстепенном. Начиная подготовку к семинарскому занятию, необходимо, прежде всего, указать студентам страницы в конспекте лекций, разделы учебников и учебных пособий, чтобы они получили общее представление о месте и значении темы в изучаемом курсе. Затем следует рекомендовать им поработать с дополнительной литературой, сделать записи по рекомендованным источникам. Подготовка к семинарскому занятию условно включает 2 этапа: 1й - организационный; 2й - закрепление и углубление теоретико-практических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: уяснение задания на самостоятельную работу, подбор рекомендованной литературы, составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. Записи имеют первостепенное значение для самостоятельной работы студентов. Они помогают понять построение изучаемого материала, выделить основные положения, проследить их логику и тем самым проникнуть в творческую лабораторию автора. Ведение записей способствует превращению чтения в активный процесс. Студент должен систематически вести записи, создавая свой индивидуальный фонд материалов для быстрого повторения прочитанного, для мобилизации накопленных знаний. Важно развивать у студентов умение сопоставлять источники, продумывать изучаемый материал. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
По всем видам работ (включая и работу с нормативно-правовой документацией) студенты могут получить консультации у преподавателя: как пользоваться информативным материалом, правильно выбрать специальную литературу и выдержки из неё, оформить библиографический список, проводить исследования, собирать, обобщать и анализировать результаты исследований, составлять тезисы докладов (рефератов).
Для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации студенты могут воспользоваться электронной библиотекой ВУЗа