Закреплена за кафедрой | Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства |
---|---|
Направление подготовки | 43.03.01. Сервис |
Профиль | Социально-культурный сервис и туризм |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z43_03_01_С-4-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 4 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 87 | 87 | 87 | 87 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н.,доцент Редькин Александр Германович
1.1. | Цель курса - рассмотреть теоретико-методологические основы социокультурной деятельности социального работника, изучить социальную сущность досуга, в практическом и теоретическом плане ознакомиться с игровой и арт-терапевтической методиками, т. е. сформировать у студентов умение реализовывать социально-культурную деятельность, рационально организовывать досуг различных слоев населения, использовать возможности искусства в реабилитационных целях. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-2 | готовностью разрабатывать технологии процесса сервиса, развивать системы клиентских отношений с учетом требований потребителя |
ОПК-3 | готовностью организовать процесс сервиса, проводить выбор ресурсов и средств с учетом требований потребителя |
ПК-1 | готовностью к организации контактной зоны предприятия сервиса |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные термины, понятия, а также базовые вопросы дисциплины |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять полученные занния на практике |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками применения полученных знаний на практике |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Социально-культурная деятельность: основные понятия, принципы, подсистемы и функции | ||||||
1.1. | Социально-культурная деятельность: основные понятия, принципы, подсистемы и функции | Лекции | 4 | 1 | Л1.1 | |
1.2. | Социально-культурная деятельность: основные понятия, принципы, подсистемы и функции | Практические | 4 | 1 | Л1.1 | |
1.3. | Социально-культурная деятельность: основные понятия, принципы, подсистемы и функции | Сам. работа | 4 | 2 | Л1.1 | |
Раздел 2. Роль культуры в процессе социализации личности | ||||||
2.1. | Роль культуры в процессе социализации личности | Лекции | 4 | 1 | Л1.1 | |
2.2. | Роль культуры в процессе социализации личности | Практические | 4 | 1 | Л1.1 | |
2.3. | Роль культуры в процессе социализации личности | Сам. работа | 4 | 2 | Л1.1 | |
Раздел 3. Современная социокультурная ситуация | ||||||
3.1. | Современная социокультурная ситуация | Лекции | 4 | 1 | ||
3.2. | Современная социокультурная ситуация | Практические | 4 | 1 | ||
3.3. | Современная социокультурная ситуация | Сам. работа | 4 | 2 | ||
Раздел 4. Культурно-досуговая деятельность: сущность и основные понятия | ||||||
4.1. | Культурно-досуговая деятельность: сущность и основные понятия | Лекции | 4 | 1 | ||
4.2. | Культурно-досуговая деятельность: сущность и основные понятия | Практические | 4 | 1 | ||
4.3. | Культурно-досуговая деятельность: сущность и основные понятия | Сам. работа | 4 | 2 | ||
Раздел 5. Технология культурно-досуговой деятельности | ||||||
5.1. | Технология культурно-досуговой деятельности | Лекции | 4 | 0 | Л1.1 | |
5.2. | Технология культурно-досуговой деятельности | Практические | 4 | 1 | ||
5.3. | Технология культурно-досуговой деятельности | Сам. работа | 4 | 6 | Л1.1 | |
Раздел 6. Исторические формы досуга | ||||||
6.1. | Исторические формы досуга | Лекции | 4 | 0 | Л1.1 | |
6.2. | Исторические формы досуга | Практические | 4 | 1 | Л1.1 | |
6.3. | Технология культурно-досуговой деятельности | Практические | 4 | 1 | Л1.1 | |
6.4. | Исторические формы досуга | Сам. работа | 4 | 4 | Л1.1 | |
Раздел 7. Специфика игровой деятельности | ||||||
7.1. | Специфика игровой деятельности | Лекции | 4 | 0 | ||
7.2. | Специфика игровой деятельности | Практические | 4 | 1 | ||
7.3. | Специфика игровой деятельности | Сам. работа | 4 | 23 | ||
Раздел 8. Понятие арт-терапии: целевое назначение, принципы, методики | ||||||
8.1. | Понятие арт-терапии: целевое назначение, принципы, методики | Лекции | 4 | 0 | ||
8.2. | Понятие арт-терапии: целевое назначение, принципы, методики | Практические | 4 | 0 | ||
8.3. | Понятие арт-терапии: целевое назначение, принципы, методики | Сам. работа | 4 | 23 | ||
Раздел 9. Дифференцированный подход в процессе организации досуга для лиц с ограниченными возможностями | ||||||
9.1. | Дифференцированный подход в процессе организации досуга для лиц с ограниченными возможностями | Лекции | 4 | 0 | Л1.1 | |
9.2. | Дифференцированный подход в процессе организации досуга для лиц с ограниченными возможностями | Практические | 4 | 0 | Л1.1 | |
9.3. | Дифференцированный подход в процессе организации досуга для лиц с ограниченными возможностями | Сам. работа | 4 | 23 | Л1.1 | |
9.4. | Экзамен | 4 | 9 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы к экзамену: 1. Основные понятия социально-культурной деятельности. 2. Принципы и функции социально-культурной деятельности. 3. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности. 4. Историческое развитие социально-культурных процессов в России. 5. Особенности современной социокультурной ситуации. 6. Понятие социализации личности. Культура и социализация. 7. Механизмы социализации личности. Стадии процесса социализации. 8. Социальные нормы и способы их усвоения. 9. Значение социально-культурной деятельности для социализации личности. 10. Личность и культура. Культура и когнитивные процессы, социальное поведение, ценности. 11. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности. 12. Организация деятельности социокультурных учреждений. Роль учреждений культурно-досугового типа в современном социокультурном процессе. 13. Общественно-добровольные формирования, фонды и движения и их роль в развитии социально-культурной сферы. 14. Внешкольные досуговые центры. Их общая характеристика, планы, виды. 15. Структура и методика работы внешкольных досуговых центров. 16. Реклама как социально-психологическое явление. Реклама в социокультурном пространстве. 17. Формы применения информационно-рекламных технологий в социально-культурной деятельности (компьютерная обработка документов, создание межмузейных выставок в виртуальном пространстве, работа с библиотечными и музейными каталогами, подготовка полиграфической и сувенирной продукции). 18. Семья как социально-культурный институт. Роль социально-культурной деятельности в организации семейного досуга. 19. Специфика игровой деятельности как метода освоения мира детьми в социокультурной сфере. 20. Психолого-педагогические особенности возрастных групп детей и подростков: особенности возраста дошкольников; особенности развития детей младшего школьного возраста; психологические особенности подростков. 21. Понятие «воспитание», «принцип». Социальные институты – участники воспитания. Принципы воспитания. 22. Основные направления социально-культурной деятельности и основные формы работы с детьми и подростками. 23. Сущность и специфика социально-культурных потребностей и интересов молодежи. 24. Государственная молодежная политика. 25. Основные направления и формы организации досуга молодежи. 26. Сущность социально-культурных технологий. Краткая характеристика современных социально-культурных технологий. 27. Средства, формы и методы социально-культурной деятельности как основные составляющие технологического процесса. 28. Технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности в социально-культурной сфере. 29. Организация рекреативной, игровой, развлекательной, физкультурно-оздоровительной деятельности. 30. Ориентация на оздоровление образа жизни в социально-культурной деятельности. Опора на активное использование новейших достижений биологии, физиологии, психологии, медицины. 31. Технологии организации семейного досуга. 32. Теоретические основы технологии культурно-досуговой деятельности. 33. Культурно-досуговая среда учреждений культуры. Ценностные ориентации в создании культурно-досуговой среды. 34. Художественная самодеятельность и ее особенности. Классификация художественной самодеятельности. 35. Функции и технологии художественного самодеятельного творчества. 36. Типология любительских объединений. Технологии любительского творчества. 37. Взаимодействие культурно-досуговых учреждений с общественными движениями, любительскими объединениями, социально-культурными инициативами. Взаимодействие любительского и профессионального творчества. 38. Самодеятельные объединения как социально-педагогическое явление. Педагогические возможности самодеятельных творческих объединений. 39. Общая характеристика содержания, форм, средств и методов культурно-досуговой деятельности. 40. Типовые методики в деятельности учреждений культуры. 41. Частные методики в культурно-досуговой деятельности. 42. Родовые методы культурно-досуговой деятельности. 43. Понятие о методах социально-культурной деятельности и их характеристика. 44. Методы формирования общественного сознания. 45. Методы включения в социально-культурную деятельность. 46. Метод стимулирования социально-культурной активности. 47. Методы социологических исследований социально-культурной деятельности. 48. Организация досуга детей-сирот. Профилактика девиантного поведения подростков средствами социально-культурной деятельности. 49. Организация досуга для лиц с ограниченными возможностями. 50. Социально-культурная адаптация людей пожилого возраста. Организация досуга пожилых людей. 51. Понятие «реабилитация», принципы и виды. Особенности медицинской, социальной и профессиональной реабилитации. 52. Государственная социальная политика в отношении лиц с ограниченными возможностями в Российской Федерации. Программа «Доступная среда». 53. Роль паралимпийского движения в реабилитации лиц с ограниченными возможностями. 54. Гуманистические и нравственно-этические основы теории и практики социально-культурной реабилитации. 55. Социокультурные реабилитационные технологии: общая характеристика и классификационные подходы. 56. Традиционные средства, формы и методы реабилитационной деятельности. 57. Методы социокультурной реабилитации: игротерапия, куклотерапия, арт-терапия, музыкотерапия. 58. Социально-культурная анимация как средство реабилитации. 59. Специфика социокультурного менеджмента. Виды социокультурного менеджмента. 60. Профессиональная компетентность менеджера. Коммуникативная профессиограмма специалиста социально-культурной деятельности. 61. Технологии планирования деятельности учреждений социокультурной сферы. 62. Общее представление о профессии, специальности, квалификации. Стадии и уровни профессионализма. 63. Проблемы профессионального воспитания и обучения специалиста в социокультурной сфере. 64. Профессиональная компетентность и профессионализм работника социокультурной сферы. 65. Понятие о должности и должностных инструкциях в социокультурной сфере. 66. Способности, интересы и профессиональная пригодность специалиста социально-культурной деятельности. 67. Карьера профессиональной деятельности специалиста социокультурной сферы. 68. Теоретические основы индустрии досуга за рубежом. Система досуга и рекреации за рубежом. 69. Краткая история досуга и досуговых традиций за рубежом. Основные периоды и обстоятельства социально-культурного прогресса в различных геополитических условиях. 70. Организационные проблемы социально-культурной деятельности за рубежом и способы их решения. Менеджмент в зарубежной социально-культурной сфере. 71. Развитие парковой рекреации за рубежом. 72. Англо-американская модель организации досуга. Использование современной техники и технологий в индустрии досуга на Западе. 73. Организационные формы социально-культурной работы за рубежом. Зарубежный опыт решения социальных, культурно-досуговых, рекреационных проблем. 74. Социальная работа в контексте социокультурных проблем. 75. Культурно-досуговая работа с инвалидами за рубежом. 76. Культурно-досуговая работа с людьми «третьего возраста» за рубежом. 77. Субъекты социально-культурной деятельности за рубежом: государство, общественные организации, волонтерское движение, студенческие объединения, религиозные организации. 78. Социально-культурная деятельность зарубежной школы как центра социального воспитания детей. Опыт организации культурно-досуговой деятельности с подростками в скаутских организациях. 79. Библиотеки как центры досуговой деятельности населения за рубежом. Деятельность зарубежных музеев по развитию интеллектуально-познавательной сферы человека. 80. Специфика социального воспитания за рубежом. Социально-культурная деятельность в борьбе с наркоманией. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Тема 1. Социально-культурная деятельность: основные понятия, принципы, подсистемы и функции Тема 2. Роль культуры в процессе социализации личности Тема 3. Социально-культурная деятельность как общественная система Тема 4. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности Тема 5. Технологические основы социально-культурной деятельности Тема 6. Технологии культурно-досуговой деятельности Тема 7. Методические основы культурно-досуговой деятельности Тема 8. Дифференцированный подход в процессе организации досуга для лиц с ограниченными возможностями Тема 9. Управление в социально–культурной деятельности Тема 10. Организация досуга за рубежом Тема 11. Социальная и культурно-досуговая работа с инвалидами и людьми «третьего возраста» за рубежом |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Романович, Ж.А | Сервисная деятельность: Учебник | М.: изд.-торг.-корп. «Дашков и К», 2018 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle "Социально-культурная деятельность копия 1" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office; Word, Excel, PowerPoint. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||