МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Стандартизация, сертификация и лицензирование в туристской индустрии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.03. Гостиничное дело
ПрофильГостиничное дело
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz43_03_03_ГД-5-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 128
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 128 128 128 128
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
ст.преподаватель, Козырева И.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Стандартизация, сертификация и лицензирование в туристской индустрии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 43.03.03 "Гостиничное дело" (квалификация (степень) "бакалвр"). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 1432

составлена на основании учебного плана:
43.03.03 Гостиничное дело
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин А.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин А.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать у студентов систему компетенций, необходимых для изучения государственного регулирования стандартизации, сертификации и лицензирования в туристской индустрии; сформировать у студентов навыки применения теоретических знаний в практической деятельности в области стандартизации, сертификации, лицензирования, и выработке управленческих решений

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности
ОПК-3 готовностью применять нормативно-правовую и технологическую документацию, регламентирующую гостиничную деятельность
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы стандартизации, сертификации, и лицензирования, порядок подтверждения соответствия, проведения сертификации услуг, принципы построения международных и отечественных стандартов
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать стандарты и другую нормативную документацию при оценке, контроле качества и сертификации туристских услуг;
осуществлять проведение сертификации; разрабатывать стандарты в сфере туристской деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.оценивания социально-экономического эффекта сертификации в области туризма и гостеприимства
разработки нормативной документации в области стандартизации, сертификации и лицензировании туристской индустрии; навыками контроля деятельности гостиниц и других средств размещения; навыками организации работ по подтверждению соответствия систем классификации гостиниц и других средств размещения; навыками организации работ по подтверждению соответствия систем классификации гостиниц и иных средств размещения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс
1.1. Предмет, цель и задачи курса. Стандартизация, сертификация и лицензирование как инструменты обеспечения качества. Лекции 3 1 ОК-4, ОПК-3 Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.2. Сущность качества продукции и услуг. Роль государственной политики в сфере туризма. Задачи государственной политики в сфере туризма. Практические 3 1 ОК-4, ОПК-3 Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.3. Информация о нормативных документах по стандартизации. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов Сам. работа 3 14 ОК-4, ОПК-3 Л2.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Раздел 2. Основы стандартизации
2.1. Цели, принципы и функции стандартизации Методы стандартизации как науки Лекции 3 1 ОК-4, ОПК-3 Л2.1
2.2. Нормативная база стандартизации в РФ (ФЗ, классификаторы, Постановления Правительства и др.). История становления и развития стандартизации в России Практические 3 1 ОК-4, ОПК-3 Л2.1
2.3. специфика стандартизации в туристской деятельности Сам. работа 3 14 ОК-4, ОПК-3 Л2.1
Раздел 3. Раздел 3.Категории и виды нормативных документов по стандартизации
3.1. Общая характеристика стандартов разных категорий (ГОСТ Р, ОСТ, СТО, СТП) Общая характеристика стандартов разных видов (основополагающие, на продукцию/услуги, на работы (процессы), на методы контроля) Лекции 3 1 ОК-4, ОПК-3 Л2.3, Л2.2, Л2.1
3.2. Порядок разработки государственных стандартовГосударственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов Практические 3 1 ОК-4, ОПК-3 Л2.3, Л2.2, Л2.1
3.3. Характеристика и перечень основных стандартов туристкой индустрии. Профессиональные стандарты в гостиничной индустрии (проекты). Профессиональные стандарты обслуживания в туристской индустрии Сам. работа 3 14 ОК-4, ОПК-3 Л2.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Раздел 4. Государственная и международная системы стандартизации.
4.1. Основные положения государственной системы стандартизации (ГСС) Органы и службы по стандартизации России Лекции 3 1 ОК-4, ОПК-3 Л2.1
4.2. Технические комитеты по стандартизации. Основные функции технических комитетов Концепция национальной стандартизации. Распоряжение Правительства РФ от 24 сентября 2012 г. N 1762-р Задачи международного сотрудничества в области стандартизации. Международные организации в области стандартизации. Применение международных и региональных стандартов в отечественной практике. Практические 3 1 ОК-4, ОПК-3 Л2.1
4.3. Характеристика ИСО включая комитеты ПЛАКО, СТАКО, ИНФКО, ДЕВКО, КАСКО, КОПОЛКО, РЕМКО; МЭК Сам. работа 3 14 ОК-4, ОПК-3 Л2.1
Раздел 5. Раздел 5. Специфика стандартизации сферы услуг
5.1. Характеристика основных национальных стандартов в сфере туристкой деятельности Практические 3 1 ОК-4, ОПК-3 Л2.1
5.2. Стандарты профессиональной деятельности в сфере туризма. Специфика,характеристика Сам. работа 3 14 ОК-4, ОПК-3 Л2.1
Раздел 6. Раздел 6.Основы сертификации. Правила и порядок проведения сертификации.
6.1. История развития сертификации в России. Схемы сертификации услуг. Основные этапы проведения сертификации услуг Практические 3 1 ОК-4, ОПК-3 Л2.3, Л2.2, Л2.1
6.2. Виды сертификации.Роль сертификации в сфере туристской деятельности Сам. работа 3 14 ОК-4, ОПК-3 Л2.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 7. Раздел 7. Системы добровольной и обязательной сертификации в РФ
7.1. Система сертификации средств размещения в РФ. Показатели, подтверждаемые при сертификации гостиничных услуг. Показатели экскурсионного обслуживания, подтверждаемые при сертификации. Практические 3 1 ОК-4, ОПК-3 Л2.3, Л2.2, Л2.1
7.2. Показатели, подтверждаемые при сертификации. Нормативная документация, регламентирующая сертификацию. Требования к безопасности средств размещения. Сам. работа 3 12 ОК-4, ОПК-3 Л2.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 8. Раздел 8. Специфика сертификации туристкой индустрии.
8.1. Проектирование туристских услуг. Порядок разработки технологической документации. ГОСТ РФ на проектирование туристских услуг. Показатели экскурсионного обслуживания, подтверждаемые при сертификации. Нормативные документы, на соответствие которым сертифицируются экскурсии. Требования по обеспечению безопасности туристов на экскурсиях. Оформление документации на экскурсионный маршрут. Системы добровольной сертификации услуг средств размещения. Показатели, подтверждаемые при сертификации. Система классификации объектов туриндустрии Практические 3 1 ОК-4, ОПК-3 Л2.1
8.2. Нормативная документация, регламентирующая сертификацию.Требования к безопасности средств размещения. Сам. работа 3 14 ОК-4, ОПК-3 Л2.1
Раздел 9. Раздел 9. Сущность лицензирования деятельности
9.1. Особенности лицензирования отдельных видов деятельности в туристской индустрии. Требования к дейтельности предприятий гостепримства,подлежащим лицензированию. Сам. работа 3 18 ОК-4, ОПК-3 Л2.3, Л2.2, Л2.1
9.2. Зачет 3 4 ОК-4, ОПК-3 Л2.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 10.

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
В ПРИЛОЖЕНИИ
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
В ПРИЛОЖЕНИИ
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В ПРИЛОЖЕНИИ

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дехтярь Г. М. Лицензирование и сертификация в туризме: учеб. пособие М.: Финансы и статистика, 2006
Л2.2 В.И. Волхонов, Е.И. Шклярова Метрология, стандартизация и сертификация: учебное пособие М. : Альтаир-МГАВТ, 2011 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=430004
Л2.3 В.М. Червяков, А.О. Пилягина, П.А. Галкин Метрология, стандартизация и сертификация: учебное пособие ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=444677
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Метрология, стандартизация и сертификация учебное пособие В.И. Волхонов, Е.И. Шклярова М. : Альтаир-МГАВТ 2011 246 с. biblioclub.ru
Э2 Метрология, стандартизация и сертификация учебное пособие В.М. Червяков, А.О. Пилягина, П.А. Галкин ФГБОУ ВПО «ТГТУ» 2015 biblioclub.ru
Э3 Курс в Moodule "Стандартизация, сертификация и лицензирование в туристской индустрии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
В компьютерном классе должны быть установлены средства MS Office; Word, Excel, PowerPoint, Microsoft Windows, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Справочная правовая система Консультант – Плюс http://www.consultant.ru/
2.Информационно – правовой портал ГАРАНТ http://www.garant.ru/
3.Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Информационный портал по стандартизации http://standard.gost.ru/wps/portal/
4.Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Информационный портал по международной стандартизации http://iso.gost.ru/wps/portal/
5.Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Официальный сайт Росстандарта России: http://gost.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе обучения основными видами учебных занятий являются лекции и практические занятия.
В ходе лекций рассматриваются основные понятия тем, связанные с ними теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы и подготовке к практическим занятиям. В ходе практических занятий углубляются и закрепляются знания студентов по ряду рассмотренных на лекциях вопросов.
Лекция выполняет очень важную функцию в обучении студентов, поскольку позволяет студентам видеть образец для устных выступлений. Кроме того, лекционные занятия не предполагают пассивное слушание. Для студентов важным моментом будет постоянная активность и постановка вопросов, в случае непонимания отдельных положений в лекции.
Важной составной частью учебного процесса в вузе являются семинарские и практические занятия. Семинарские занятия помогают студентам глубже усвоить учебный материал, приобрести навыки творческой работы над документами и первоисточниками. Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по данной дисциплине.
В ходе подготовки к семинарским занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления. Продумать примеры с целью обеспечения тесной связи изучаемой теории с реальной жизнью. Своевременное и качественное выполнение самостоятельной работы базируется на соблюдении настоящих рекомендаций и изучении рекомендованной литературы. Студент может дополнить список использованной литературы современными источниками, не представленными в списке рекомендованной литературы, и в дальнейшем использовать собственные подготовленные учебные материалы при написании курсовых и дипломных работ.
Прежде чем приступить к изучению темы, необходимо прокомментировать основные вопросы плана семинара, что позволит студентам сориентироваться в основном материале к каждому из вопросов, не задерживаясь на второстепенном. Начиная подготовку к семинарскому занятию, необходимо, прежде всего, указать студентам страницы в конспекте лекций, разделы учебников и учебных пособий, чтобы они получили общее представление о месте и значении темы в изучаемом курсе. Затем следует рекомендовать им поработать с дополнительной литературой, сделать записи по рекомендованным источникам. Подготовка к семинарскому занятию условно включает 2 этапа: 1й - организационный; 2й - закрепление и углубление теоретико-практических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: уяснение задания на самостоятельную работу, подбор рекомендованной литературы, составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. Записи имеют первостепенное значение для самостоятельной работы студентов. Они помогают понять построение изучаемого материала, выделить основные положения, проследить их логику и тем самым проникнуть в творческую лабораторию автора. Ведение записей способствует превращению чтения в активный процесс. Студент должен систематически вести записи, создавая свой индивидуальный фонд материалов для быстрого повторения прочитанного, для мобилизации накопленных знаний. Важно развивать у студентов умение сопоставлять источники, продумывать изучаемый материал. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
По всем видам работ (включая и работу с нормативно-технической документацией) студенты могут получить консультации у преподавателя: как пользоваться информативным материалом, правильно выбрать специальную литературу и выдержки из неё, оформить библиографический список, проводить исследования, собирать, обобщать и анализировать результаты исследований, составлять тезисы докладов (рефератов).
Для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации студенты всех форм обучения могут воспользоваться электронной библиотекой ВУЗа