МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Статистика в социально-культурном сервисе и туризме
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.01. Сервис
ПрофильСоциально-культурный сервис и туризм
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz43_03_01_С-4-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 123
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 123 123 123 123
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Статистика в социально-культурном сервисе и туризме

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.01 СЕРВИС (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1169)

составлена на основании учебного плана:
43.03.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин А.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин А.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель преподавания данного курса заключается в подготовке бакалавров, умеющих дать современную статистическую оценку и провести анализ состояния и развития массовых явлений и процессов в социально-культурном сервисе, владеющих при этом методикой статистического исследования, необходимой для сбора, обработки и анализа статистической информации.
Задачами освоения учебной дисциплины являются:
- обучение студентов основам овладения статистической методологией для задач измерения и принятия управленческих решений в социально-культурном сервисе;
- овладение комплексом современных методов сбора, обработки, обобщения и анализа статистической информации для изучения тенденций и закономерностей явлений и процессов происходящих в социально-культурном сервисе;
- освоение статистических методов анализа процессов и явлений в социально-культурном сервисе;
- изучение системы показателей социально-культурного сервиса,
- изучить принципы методов сбора, обработки и статистического анализа реальных процессов и явлений происходящих в социально-культурном сервисе во времени и в пространстве;
- получить знания по эмпирическому выводу обработанной и проанализированной статистической информации, а так же закономерностей и законов, действующих в настоящее время;
- научиться применять и использовать информационные технологии при обработке и анализе статистической информации, а также оценивать ее значимость для объяснения поведения исследуемых явлений в социально-культурном сервисе;
- проверять выдвигаемые гипотезы о свойствах статистических показателей сервиса и формах их связи;
- научиться оценивать и использовать результаты статистического анализа для прогноза и принятия обоснованных управленческих решений в социально-культурном сервисе.
Курс имеет прикладную направленность, что реализуется через применение конкретных методов статистического исследования, предложенных автором рабочей программы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2: способностью использовать основы экономических знаний при оценке эффективности результатов деятельности в различных сферах
ОПК-1: способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности, использовать различные источники информации по объекту сервиса
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- состав и методологию построения системы основных статистических показателей социально-культурного сервиса;
- иметь представление об использовании статистических методов в практической деятельности при разработке и реализации управленческих решений в сфере социально-культурного сервиса;
- общую процедуру применения методов сбора, обработки и анализа статистической информации социально-культурного сервиса;
- основные критерии оценки достоверности и значимости статистической информации социально-культурного сервиса.
3.2.Уметь:
3.2.1.- организовать и провести статистическое наблюдение, сводку и группировку материалов наблюдения, представить их результаты в виде статистических таблиц и графиков, оценить качество полученных данных;
- собирать, обрабатывать и анализировать статистическую информацию для проведения статистического исследования в сфере социально-культурного сервиса;
- обобщать и грамотно оформлять результаты статистического наблюдения и анализа;
- использовать основные статистические методы для оценивания и анализа статистической информации социально-культурного сервиса;
- понимать, интерпретировать и оценивать результаты обработанной и проанализированной статистической информации социально-культурного сервиса;
- участвовать в подготовке и обосновании решений, в разработке проектов на основе практических расчетов с использованием информационных технологий обработки и анализа статистической информации социально-культурного сервиса;
- консультировать лиц, заинтересованных в использовании современных статистических компьютерных технологий для обоснования решений в в сфере социально-культурного сервиса;
- владеть навыками использования компьютерных технологий и Интернета для обработки и анализа статистической информации социально-культурного сервиса;
- организовывать и проводить исследования в сфере социально-культурного сервиса с использованием статистических информационных систем.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. в проведении статистического исследования явлений и процессов происходящих в социально-культурном сервисе с использованием компьютерных технологий, а так же иметь навыки работы в среде операционных систем Win*; с приложениями MS Office; с глобальными и локальными сетями; с поисковыми системами; владеть базовыми математическими и статистическими навыками.


4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая теория статистики
1.1. Предмет, структура, и задачи статистической науки Лекции 3 1 ОК-2, ОПК-1 Л1.1
1.2. Основные научные категории и ме тодология статистики Лекции 3 0 ОК-2, ОПК-1 Л1.1
1.3. Сбор и формирование статистической информации Лекции 3 0 ОК-2 Л1.1
1.4. Метод статистического наблюдения Практические 3 1 ОК-2 Л1.1
1.5. Статистическая информация и ее источники Сам. работа 3 3 ОК-2 Л1.1
1.6. Методы обработки статистической информации Лекции 3 1 ОК-2, ОПК-1 Л1.1
1.7. Сводка и группировка статистической информации. Построение статистических таблиц и графиков средствами MS EXCEL Практические 3 1 ОК-2, ОПК-1 Л1.1
1.8. Статистические ряды распределения и их виды Сам. работа 3 3 ОК-2, ОПК-1 Л1.1
1.9. Метод абсолютных и относительных величин Лекции 3 1 ОК-2 Л1.1
1.10. Метод средних величин и показатели вариации Лекции 3 0 ОК-2, ОПК-1 Л1.1
1.11. Расчет и анализ показателей описательной статистики в MS EXECL с помощью встроенных функций Практические 3 1 ОК-2, ОПК-1 Л1.1
1.12. Автоматизированный априорный анализ статистической информации в среде MS EXECEL Сам. работа 3 3 ОК-2 Л1.1
1.13. Метод выборочного наблюдения, расчет ошибки выборки Лекции 3 1 ОК-2, ОПК-1 Л1.1
1.14. Формирование и анализ выборочной совокупности Сам. работа 3 3 ОК-2 Л1.1
1.15. Расчет ошибки выборки и определение доверительного интервала Практические 3 1 ОК-2, ОПК-1 Л1.1
1.16. Анализ результатов исследования статистической информации и статистические выводы Сам. работа 3 2 ОК-2 Л1.1
1.17. Методы исследования взаимосвязей и взаимозависимостей между социально-экономическими явлениями и процессами происходящими в обществе Лекции 3 0 ОК-2, ОПК-1 Л1.1
1.18. Корреляционно-регрессионный анализ взаимосвязей в MS EXECL с помощью встроенных функций Практические 3 1 ОК-2 Л1.1
1.19. Дисперсионный анализ статистической информации средствами MS EXCEL Практические 3 1 ОК-2 Л1.1
1.20. Ряды динамики Лекции 3 0 ОК-2 Л1.1
1.21. Моделирование и прогнозирование на основе анализа временных рядов в среде MS EXCEL Практические 3 1 ОК-2 Л1.1
1.22. Статистические показатели временного ряда и методы его выравнивания Практические 3 1 ОК-2 Л1.1
Раздел 2. Статистика социально-культурного сервиса
2.1. Понятие о статистике социально-культурного сервиса, ее предмет, методы и задачи Сам. работа 3 21 ОК-2, ОПК-1 Л1.1
2.2. Базовые концепции, определения и классификации в статистике социально-культурного сервиса Сам. работа 3 22 ОК-2, ОПК-1 Л1.1
2.3. Показатели спроса и предложения в социально-культурном сервисе Сам. работа 3 22 ОК-2, ОПК-1 Л1.1
2.4. Статистическая информация и статистические показатели в социально-культурном сервисе Сам. работа 3 22 ОК-2, ОПК-1 Л1.1
2.5. Методы статистического учета и анализа в сфере сервиса Сам. работа 3 22 ОК-2, ОПК-1 Л1.1
2.6. Экзамен 3 9

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
- самостоятельное выполнение студентом самостоятельной работы по каждой теме в компьютерном классе;
- формулировка выводов после проведения вычислений;
- ответы на вопросы преподавателя посуществу самостоятельной работы после проведения вычислений.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
формирование, обработка и анализ статистической информации с использованием компьютерных технологий в виде представленной каждому студенту индивидуальных статистических данных по определенной совокупности единиц наблюдений
5.3. Фонд оценочных средств
Для оценки используются задания, приведенные в учебно-методическом пособии
Приложения
Приложение 1.   статистика_сер.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мухина И.А. Социально-экономическая статистика: Учебник из универсальной библиотеки online : Социально-экономическая статистика Флинта, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Статистика в социально-культурном сервисе и туризме https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6150
6.3. Перечень программного обеспечения
Средства MSOffice; Word; Excel; PowerPoint и другие
Программные средства офисного назначения: Операционная система Microsoft Windows 2007; Microsoft Office Prof Plus 2007 Rus; Программа распознавания текста ABBYY FineReader 5.0; Microsoft Office SharePoint 2007 Rus; Программы верстки (печатных публикаций и web-страниц): Настольная издательская система PageMaker; Microsoft Front Page.
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Посещение всех лекционных, практических и лабораторных занятий по курсу является обязательным. Перед каждым практическим занятием преподаватель указывает тему, по которой необходимо продумать (проанализировать) решение задач (4-10 задач) и ответить на вопросы. На лабораторном занятии осуществляется и проверяется выполнение задач и обсуждается их решение. По итогам занятия отмечается результативность работы каждого студента (текущий контроль), которая затем учитывается при формировании итоговой оценки по курсу.
Обязательным элементом освоения курса является работа над итоговым проектом по курсу индивидуально или в составе группы в количестве до 3 человек. Группа должна быть сформирована ко второму практическому занятию. Проект предполагает применение статистических методов с использованием компьютерных технологий для обработки и анализа статистической информации в социально-культурном сервисе. Тема проекта должна быть определена самостоятельна и согласована с преподавателем. Защита проектов осуществляется в виде презентаций (10-15 мин.) для всей студенческой группы в течение двух последних занятий.