МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Столицы мира

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.01. Сервис
ПрофильСоциально-культурный сервис и туризм
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план43_03_01_С-3-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 90
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 90 90 90 90
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Быкова В.А.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Столицы мира

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.01 СЕРВИС (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1169)

составлена на основании учебного плана:
43.03.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.-комплексное изучение туристских ресурсов столиц мира;
-заложить основы понимания основных мировых исторических и историко-культурных процессов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОК-5 способностью к самоорганизации и самообразованию
ПК-3 готовностью к изучению научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта в сервисной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-местонахождение большинства стран мира и их столиц;
-основные мировые исторические процессы и реально представлять историю происхождения значимых столиц мира
-основные мировые культурные достопримечательности;
-деятельность основных мировых туристических организаций.
3.2.Уметь:
3.2.1.-анализировать основные тенденции развития деятельности трех сфер туристического бизнеса (туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса) применительно к значимости главных городов мировых государств.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- базовой терминологией и фактическими знаниями в области политической географии, мировой истории, истории культуры и туристического бизнеса.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Столицы мира как объект изучения Лекции 3 4 ОК-4, ОК-5, ПК-3
1.2. физико-географическая характеристика туристских стран Лекции 3 4 ОК-4, ОК-5, ПК-3
1.3. физико-географическая характеристика туристских стран (по выбору студента) Сам. работа 3 10 ОК-5, ПК-3
1.4. анализ физико-географического положения страны (на выбор студента) Практические 3 2 ОК-4, ОК-5, ПК-3
1.5. глобальный рейтинг туристических стран мира Лекции 3 2 ОК-4, ОК-5, ПК-3
1.6. работа со статистическими данными глобального рейтинга туристических стран мира Сам. работа 3 10 ОК-5, ПК-3
1.7. Особенности изучения природы в страноведении Лекции 3 2 ОК-4, ОК-5, ПК-3
1.8. Природные дотопримечательности стран Лекции 3 2 ОК-4, ОК-5, ПК-3
1.9. физико-географическая характеристика туристских стран Сам. работа 3 10 ОК-5, ПК-3
1.10. Анализ туристической привлекательности основных столиц Европы Практические 3 4 ОК-4, ОК-5, ПК-3
1.11. Анализ туристической привлекательности основных столиц Европы Сам. работа 3 10 ОК-5, ПК-3
1.12. Анализ туристической привлекательности основных столиц Америки Практические 3 4 ОК-4, ОК-5, ПК-3
1.13. Анализ туристической привлекательности основных столиц Америки Сам. работа 3 10 ОК-5, ПК-3
1.14. Анализ туристической привлекательности основных столиц Азии Практические 3 4 ОК-4, ОК-5, ПК-3
1.15. Анализ туристической привлекательности основных столиц Азии Сам. работа 3 10 ОК-5, ПК-3
1.16. Анализ туристической привлекательности основных столиц Африки Практические 3 4 ОК-4, ОК-5, ПК-3
1.17. Анализ туристической привлекательности основных столиц Африки Сам. работа 3 10 ОК-5, ПК-3
1.18. Анализ туристической привлекательности основных столиц Австралии и Океании Практические 3 4 ОК-4, ОК-5, ПК-3
1.19. Анализ туристической привлекательности основных столиц Австралии и Океании Сам. работа 3 10 ОК-5, ПК-3
1.20. Методика туристского анализа истории и культуры страны Лекции 3 2 ОК-4, ОК-5, ПК-3
1.21. применение туристского анализа истории и культуры страны Сам. работа 3 10 ОК-5, ПК-3
1.22. Культурно-исторические достопримечательности стран мира Лекции 3 2 ОК-4, ОК-5, ПК-3
1.23. Потребность туристов в исторической информации Практические 3 4 ОК-4, ОК-5, ПК-3
1.24. Особенности изучения экономики и инфраструктуры стран Практические 3 4 ОК-4, ОК-5, ПК-3
1.25. Современные пространственные структуры мира Практические 3 4 ОК-4, ОК-5, ПК-3
1.26. Инфраструктурные и экономические условия развития туризмав странах мира Практические 3 2 ОК-4, ОК-5, ПК-3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Перечень вопросов к зачёту
1. Понятие столицы, виды и типы столичных городов.
2. Функции столичных городов.
3. Многостоличность.
4. Определение урбанизации.
5. Новые столицы.
6. Основные очаги и центры мировой урбанизации
7. Урбанизированное расселение
8. Столица как система
9. Экономико-географическое положение столицы
10. Столица и пространственные отношения
11. Роль сттолиц в системе расселения
12. Мегалополисы
13. Характеристика одной столицы мира мира (по выбору студента)
14. Столицы Европы
15. Столицы Азии
16. Столицы Америки
17. Столицы Африки
18. Столицы Австралии и Океании
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Перечень тем для рефератов
1. Объекты всемирного наследия в столицах зарубежной Европе.
2. Объекты всемирного наследия в столицах зарубежной Азии.
3. Объекты всемирного наследия в столицах Африке.
4. Объекты всемирного наследия в столицах Северной Америке.
5. Объекты всемирного наследия в столицах Латинской Америке.
6. Объекты всемирного наследия в Москве.
7. Туристический потенциал столичных городов Европы.
8. Туристический потенциал столичных городов Азии.
9. Столицы микрогосударств Западной Европы, как центры международного туризма.
15. Туристический потенциал Пекина.
16. Туристический потенциал Нью-Дели.
17. Туристический потенциал Рима.
18. Транспортно-коммуникационная инфраструктура столицы и ее использование в туристско-рекреационных целях (на примере конкретной столицы по выбору студента).

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
в Приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://biblioclub.ru/
Э2 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft PowerPoint 2010
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
https://elibrary.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.