МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и методология рекреационной географии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки05.06.01. Науки о Земле
НаправленностьЭкономическая, социальная, политическая и рекреационная география
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_06_01_Эконом_ геогр_-123-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Теория и методология рекреационной географии

разработана в соответствии с ФГОС:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 05.06.01 "Науки о Земле" (квалификация (степень)"исследователь. преподаватель-исследователь")Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 870

составлена на основании учебного плана:
05.06.01 Науки о Земле
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н. доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н. доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование базовых знаний о методике современных туристско-географических исследований, формирование навыков и умений оценки туристско-рекреационного потенциала территорий, ресурсов и условий функционально-территориального развития рекреации и туризма

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способность осуществлять комплексные исследования в сфере планирования территориальной организации и размещения отдельных отраслей хозяйства, других сфер человеческой деятельности, в частности сферы услуг, включая рекреационные
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- методики туристско-географических исследований;
-основные теории, концепции и гипотезы в отечественных и зарубежных школах рекреационной географии и географии туризма;
- основные направления развития теории и методов исследований, современные подходы к изучению туристско-рекреационных потребностей как основополагающего фактора развития рекреации и туризма, современные методы оценки туристско- рекреационного потенциала территории, ресурсов и условий функционально-территориального развития рекреации и туризма, теоретические и методологические основы туристско-рекреационного районирования территории;
- современные подходы к изучению туристско-рекреационных систем, факторов их формирования, иерархии и эволюции, принципов устойчивого развития, основные тенденции развития территориальных туристско-рекреационных систем на глобальном, региональном и локальном уровнях.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать научные методы изучения туристско-рекреационных потребностей, прогнозировать изменения в туристско-рекреационном спросе, анализировать основные факторы развития рекреации и туризма на территориях разного ранга, самостоятельно применять комплексный подход к оценке туристско-рекреационного потенциала территории, анализировать степень его современного использования и перспективные направления дальнейшего развития туристско-рекреационного сектора, ориентироваться в методиках проведения туристско- рекреационного районирования территорий различного ранга, использовать научно- методические подходы в проектировании, организации и управлении туристско-рекреационными системами на основе принципа устойчивого развития и потребительского спроса.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.современными методами исследований в рекреационной географии, методатами анализа и прогнозирования туристско-рекреационных потребностей, количественными и качественными методами оценки туристско-рекреационного потенциала территории и основами туристско-рекреационного районирования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Введение
1.1. Цели и задачи дисциплины, ее структура. История становления и развития рекреационной географии в России и за рубежом. Лекции 3 4 ПК-1 Л1.2
1.2. Становление научных подходов к исследованию рекреации и туризма. Практические 3 2 ПК-1 Л1.2
1.3. Изучение дополнительной литературы по данной теме. Самостоятельное решение ситуационных задач с использованием предлагаемых условий. Сам. работа 3 6 ПК-1 Л1.2
Раздел 2. 2. Термины рекреации и туризма, проблемы их дефиниции, концепции рекреации и туризма
2.1. Свободное время и досуг. Отдых и рекреация. путешествия и туризм. Классификация путешествий и путешественников Лекции 3 4 ПК-1 Л1.2
2.2. Системный подход и географические исследования рекреации и туризма. Практические 3 4 ПК-1 Л1.2
2.3. Изучение дополнительной литературы и интернет источников, работа с периодической печатью, подготовка обзоров по периодике. Подготовка и написание рефератов и докладов. Сам. работа 3 6 ПК-1 Л1.2
Раздел 3. 3. Становление научных подходов к исследованию рекреации и туризма.
3.1. Концепция территориальной рекреационной системы и теория туристской дестинации. Практические 3 4 ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.2. Поиск дополнительной информации и изучение дополнительной литературы по теме"Технология проведения исследований в туризме". Сам. работа 3 8 ПК-1 Л1.2
Раздел 4. 4. Системный подход и географические исследования рекреации и туризма.
4.1. Регионализация международного туризма. Лекции 3 4 ПК-1 Л1.1, Л1.2
4.2. Системный подход Практические 3 4 ПК-1 Л1.4, Л1.2
4.3. Подготовка и написание рефератов, докладов на заданные темы. Подбор и изучение литературных источников, работа с периодикой. Сам. работа 3 8 ПК-1 Л1.2
Раздел 5. 5. Концепция территориальной рекреационной системы и теория туристской дестинации.
5.1. Региональные подходы к исследованию туризма. Практические 3 4 ПК-1 Л1.2
5.2. Понятие ТРС Лекции 3 6 ПК-1 Л1.2
5.3. 5. Концепция территориальной рекреационной системы и теория туристской дестинации. Сам. работа 3 8 ПК-1 Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Назовите одну из необходимостей взаимодействия человека с природой:
А) восстановление сил, здоровья, запаса энергии, расширения кругозора и познания мира
Б) поход, прогулка, прокат автомобиля
В) общение с друзьями в санатории, на пикнике, на дискотеке
Г) здоровый сон на природе, в транспорте
2. Благодаря каким факторам к исходу XX столетия туризм стал нормой жизни современного человека, и в настоящее время приобретает массовый характер
А) благодаря росту взаимовыгоды между странами СНГ, где возможно проявлять все признаки процветания торговли
Б) благодаря высокому развитию экономики и политического строя зарубежных стран
В) благодаря развитию научно- технического прогресса и потенциала в развитии нано технологий
Г) благодаря растущей взаимосвязи и взаимозависимости стран в результате открытости границ и увеличения масштабов международной торговли, охватывающей обмен товарами, капиталом и услугами
3. Автор определения: «Досуг - та часть свободного времени (оно является частью внерабочего времени), которым человек располагает по своему усмотрению»
А) автор социологического словаря А.И. Кравченко
Б) автор научной литературы Л.В. Чичиков
В) путешественник Д.Л. Кук
Г) исследователь Р.Ж. Абрамов
4. Функциональная значимость досуговой деятельности
А) в ее преобладании над всеми другими отраслями развития досугой деятельности
Б) в ее многозначимости перед государственной политикой страны
В) в ее эффекте, который может предстать как в материально-предметной, так в ориентационной и коммуникативной формах
Г) в ее отражении перед государственной политикой страны, когда правительство берет на себя ограничение предпринимательской деятельности
5. Дайте определение понятию досуг
А) это деятельность ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному выбору, а не по причине материальной необходимости
Б) состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития
В) побуждения человека, направленные на удовлетворение потребностей
Г) занятость населения, рабочее время
6. Появление термина рекреация в научной литературе
А) появился в странах СНГ в начале 90- х годов, когда было введено понятие досуг
Б) появился в Китае в 1999 г., когда численность страны увеличилась втрое
В) появился в Англии в 1976 г., когда было введено понятие рекреация
Г) появился в США в конце 90-х годов XIX века, когда был введен нормированный рабочий день, второй выходной день, летний отпуск
7. Четыре вида рекреационного времени
А) инклюзивное, ежедневное, еженедельное (уик-энд), отпускное
Б) инклюзивное, выходное, ежеминутное, каникульное
В) выходное, ежедневное, каникульное, ежедневное
Г) еженедельное, выходное, каникульное, пособное
8. Основное отличие «отдыха» от «рекреации»
А) рекреация – часть досугового времени, направленная на восстановление сил человека на специализированных территориях
Б) рекреация- это любая человеческая деятельность, которая является разновидностью досуговой деятельности
В) рекреация- совокупность однотипных действий, имеющих определенную функциональную нагрузку
Г) рекреация- совокупность однотипных действий, имеющих определенную функциональную нагрузку
9. Понятие потребность
А) это предметы разнообразной деятельности людей, которые удовлетворяют какие-либо материальные или духовные потребности людей различных социальных групп в сфере досуга.
Б) состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.
В) побуждения человека, направленные на удовлетворение потребностей
Г) это совокупность однотипных действий, имеющих определенную функциональную нагрузку
10. Наиболее важный компонент мотивации
А) мотивы
Б) рекреация
В) потребность
Г) действие
11. Наличие возможностей для удовлетворения социокультурных потребностей людей в туруслугах
А) культурно-досуговые ценности
Б) социокультурный потенциал сферы туризма
В) культурная этика
Г) факторы туризма
12. В переводе с латинского понятие «анимация» означает
А) воодушевление, одухотворение
Б) рекреация, выздоровление
В) удивление, восторг
Г) отдых, развлечение

13. Специалист, занимающийся разработкой индивидуальных и коллективных программ досуга, ориентирующий человека в многообразии видов досуга, организующий полноценный отдых
А) турист
Б) турагент
В) туроператор
Г) аниматор
14. Основные функции анимации
А) адаптационная и компенсационная
Б) воспитательная, компенсаторная
В) педагогическая, образовательная
Г) моделирующая, рекламная
15. Вид досуговой деятельности, направленный на восстановление духовных и физических сил человека
А) туристская анимация
Б) рекреационная анимация
В) гостиничная анимация
Г) ресторанная анимация
16. Работники службы отеля, встречающие туриста в день его прибытия
А) коммерческой службы
Б) технической службы
В) reception
Г) службы номерного фонда
17. К непродолжительным поездкам относится
А) транзитный, однодневный, кратковременный туризм
Б) инклюзивный туризм
В) паушальный туризм
Г) активный туризм
18. Функция анимации, создающая положительные эмоции и стимулирующая психическую стабильность
А) адаптационная
Б) рекламная
В) стабилизирующая
Г) компенсационная
19. Совершенствующая функция анимации
А) приносит интеллектуальное и физическое усовершенствование
Б) позволяет перейти от повседневной обстановки к свободной, досуговой
В) освобождает человека от физической и психической усталости от повседневной жизни
Г) создает положительный эмоции и стимулирует психическую стабильность
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов
1. Восточно-Европейская туристско-рекреационная зона: общая характеристика.
2. Северо-Европейская туристско-рекреационная зона: общая характеристика.
3.Южно-Европейская туристско-рекреационная зона: общая характеристика.
4. Западноевропейская туристско-рекреационная зона: общая характеристика.
5. Туризм и отдых в странах Юго-Западной Азии.
6. Туристско-рекреационный потенциал регионов и стран Южной Азии.
7. Туризм и отдых в странах Юго-Восточной Азии.
8. Туристско-рекреационный потенциал стран Африканского Средиземноморья (Тунис,
Марокко, Алжир, Ливия, Египет). Туризм и отдых в ЮАР.
9. Международный туризм в Северной Америке: современное состояние, проблемы и
перспективы. Туризм и отдых в США и Канаде.
10. Международный туризм в Латинской Америке: современное состояние, проблемы и
перспективы.
11. Туризм и отдых в странах Карибского бассейна. Туристско-рекреационный потенциал
государств Центральной Америки.
12. Южно-Американская зона: общая характеристика. Туристско-рекреационный потенциал
государств Южной Америки.
13. Международный туризм в Австралии и Океании: современное состояние, проблемы и
перспективы. Туризм и отдых в Австралии и Новой Зеландии.
14. Туристско-рекреационный потенциал государств Закавказья.
15. Туристско-рекреационный потенциал Украины. Крымский район. Южный берег Крыма -
основной рекреационный район Украины.
16. Туристско-рекреационный потенциал Беларуси и Молдовы: сравнительный анализ.
17. Туристские и рекреационные ресурсы Казахстана и Среднеазиатских государств.
18. Туристско-рекреационный потенциал стран Южной Европы
19. Туристско-рекреационный потенциал Восточной Европы
20. Туристско-рекреационный потенциал стран Западной Европы
21. Туристско-рекреационный потенциал стран Северной Европы
22. Туристско-рекреационный потенциал стран Северной Америки
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Объект, предмет и методы курса. Основные задачи рекреационной географии на современном этапе.
2. Место рекреационной географии в системе географических наук.
3. Терминологический аспект рекреационной географии. Проблемы терминологии в рекреационной географии и туризме.
4. Рекреация как социокультурный феномен современности. Социально-экономическая сущность и основные функции рекреации.
5. Отдых и рекреация: общее и особенное.
6. Время свободное и рекреационное: понятие, соотношение, структура и функции.
7. Рекреационное время и пространство и их соотношение. Хозяйственный потенциал рекреации. Рекреационное освоение и рекреационная освоенность.
8. Рекреационная деятельность: понятие, виды и эволюция.
9.Рекреационные и территориальные рекреационные системы. 2
10. Основные подсистемы территориальных рекреационных систем и взаимосвязи между ними.
11. Рекреационные объекты и системы: особенности проектирования и строительства.
12. Проблемы размещения рекреационной инфраструктуры.
13.Современные особенности развития рекреационно-оздоровительной сферы.
14. Рекреационное и туристское природопользование. Функциональная модель и основные типы туристского природопользования.
15. Рекреационные нагрузки на природные комплексы и методика их определения.
16. Рекреационное природопользование и охрана природы.
17. Рекреационные потребности как основа территориально-временной организации рекреационной деятельности.
18. Структурные особенности и классификация рекреационной деятельности.
19. Понятие о рекреационном проектировании. Принцип В.С. Преображенского.
20. Понятие о рекреационном проектировании. Принцип А.Ю. Веденина.
21. Понятие о рекреационном проектировании. Принцип В.С.Твердохлебова.
22. Понятие о рекреационном проектировании. Принцип М.М. Амирханова.
23. Основные понятия о туристском регионе. Региональный туризм.
24. Особенности и принципы районирования в международном туризме.
25. Туристские районы: иерархия и типология. Районы узкой и широкой специализации.
26. Туристские центры: понятие, типология и методика оценивания.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Биржаков, М. Б. Введение в туризм: учеб. для вузов Невский фонд, 2006 г.
Л1.2 Кусков А.С., Голубева В.Л., Одинцова Т.Н. Рекреационная география: учебное пособие М.: Флинта: МПСИ, 2009
Л1.3 Николаенко, Д.В. Рекреационная география: учеб. пособие для вузов М. : ВЛАДОС, 2001
Л1.4 под ред. А. П. Дуровича Организация туризма: учеб. пособие для вузов Минск : Новое знание, 2006
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н.Ф. Харламова Рекреационная география: учебное пособие Барнаул: АлтГУ, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 информационно-справочная система ООПТ России - http:// www oopt.info
Э2 Консультант плюс www.consultant.ru
Э3 Гарант www.garant.ru
Э4 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Министерство регионального развития Российской федерации - http://government.ru/department/57/
Министерство спорта Российской Федерации - http://www.minsport.gov.ru/ministry/
Официальный сайт Комиссии рекреационной географии и туризма - http://www.recreatio.ru
Федеральное агентство по туризму России - http://www.russiatourism.ru/
фото географических объектов РФ - http://www.ecosystema.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать вы-писки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или ме-нее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
• В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД и Перечне учебников, электронных учебников для изучения дисциплины (модуля), приведенных в УМКД .
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала.
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.