МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и методология социально-экономических исследований в туризме

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.04.02. Туризм
ПрофильТуристско-рекреационные системы: проектирование и управление
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_04_02_ТП-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 78 78 78 78
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Метелев А.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Теория и методология социально-экономических исследований в туризме

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.04.02 Туризм (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017г. №556)

составлена на основании учебного плана:
43.04.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- дать студентам базовые знания об основных тенденциях в исследовании проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- определить основные подходы к исследованию проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- выработать навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе различных подходов и способность разрабатывать оптимальную стратегию действий в процессе научного исследования;
- выработать умение планировать и применять подходы, методы и технологии научно-прикладных исследований в избранной сфере профессиональной деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
ОПК-6 Способен планировать и применять подходы, методы и технологии научно-прикладных исследований в избранной сфере профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные подходы к определению «проблемной ситуации»;
- основные особенности проблемной ситуации;
- причины возникновения проблемной ситуации;
- основные отличия и взаимосвязь проблемной ситуации, задачи и проблемы;
- основные подходы к определению «проблемы»;
- основные особенности научной проблемы;
- виды проблем;
- направления, способы и основные этапы развития проблемы;
- основные методологические принципы и основания системного подхода;
- специфику применения системного подхода в конкретнонаучных и междисциплинарных исследованиях;
- концептуальные основы научно-исследовательской деятельности;
- источники и основные концепции, рассматриваемые в содержании курса;
- этапы научного исследования;
- основные этапы научного исследования и их специфику;
- направления научных исследований в сфере туризма;
- общие принципы научного проектирования в сфере туризма;
- основные компоненты и методику написания научно-исследовательской работы;
- общелогические методы (сравнение, анализ, абстрагирование, синтез и обобщение) научного познания и основные виды умозаключений (дедукция, индукция и аналогия);
- основы и принципы критической рефлексии;
- основные формы мышления и развития знания;
- основные методы и приемы рационального познания и специфику их применения в научном исследовании;
- основные проблемы методологии научного познания;
- общенаучные методологические подходы;
- основные проблемы методологии научного познания;
- понятийный аппарат методологии науки;
- общенаучные методологические подходы;
- особенности современного этапа развития научного знания;
- концептуальные основы научно-исследовательской деятельности;
- источники и основные концепции, рассматриваемые в содержании курса;
- основные истоки и источники подходов к исследованию философских проблем естественно-научного и социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- основные идеи представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения проблем философии естественно-научного и социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- понятие, функции и классификацию научных методов;
- понятие метода и методологии научного исследования;
- частные научные методы, применяемые с сфере туризма;
- источники и основные концепции, рассматриваемые в содержании курса;
- специфику и значение логических и внелогических (психологических, эмоциональных, риторических, эстетических и нравственных) аспектов аргументации;
- основные виды и способы обоснования и критики убеждений;
- основные частные и конкретные методы социальных исследований применяемые в сфере туризма;
- основные частные и конкретные методы социологических исследований применяемые в сфере туризма;
- основные частные и конкретные методы психологических исследований применяемые в сфере туризма;
- основные частные и конкретные методы экономических исследований применяемые в сфере туризма.
3.2.Уметь:
3.2.1.- выявлять и проводить исследование проблемной ситуации в процессе научно-исследовательской деятельности;
- применять системный подход для выявления, анализа и оценки проблемных ситуаций;
- четко формулировать и конкретизировать научные проблемы в процессе научно-исследовательской деятельности;
- выбрать оптимальную научно-исследовательскую стратегию развития и решения поставленных проблем;
- применять системный подход для формулирования и конкретизации проблем на первых этапах научного исследования;
- применять системный подход для развития и решения поставленных проблем в процессе научно-исследовательской деятельности;
- использовать первоисточники в процессе научного исследования;
- выбрать тему научного исследования, определить цели задачи, объект, предмет исследования;
- самостоятельно проводить сбор научной информации;
- применять навыки самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и логического мышления;
- применять в научном исследовании студента принципы, особенности и возможности информационно- коммуникативных технологий;
- применять общелогические методы научного познания и основные виды умозаключений в научном исследовании;
- правильно оперировать указанными формами и категориями в процессе мышления и коммуникации;
- выявлять основные приемы рационального познания в научных текстах;
- обобщать и систематизировать информацию, выявленную в процессе анализа научных текстов.
- формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний;
- выбирать необходимые методы исследования, моделировать существующие и разрабатывать новые, исходя из проблематики конкретного исследования;
- использовать первоисточники в процессе научного исследования;
- применять навыки самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и логического мышления;
- определить основные подходы к исследованию философских проблем естественно-научного и социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.,
- выявить основы и специфику взаимодействия позитивистского и герменевтического подходов,
- указать основные варианты синтеза идей представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения философских проблем естественно-научного и социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- применять основные методологические подходы социально-философские знания для анализа общественных явлений;
- выбрать метод и методику проведения исследовательских работ;
- выдвинуть научную гипотезу и осуществить ее экспериментальную проверку;
- использовать первоисточники в процессе научного исследования;
- совмещать поля аргументации;
- применять основные частные и конкретные методы социальных исследований применяемые в сфере туризма;
- применять основные частные и конкретные методы социологических исследований применяемые в сфере туризма;
- применять основные частные и конкретные методы психологических исследований применяемые в сфере туризма;
- применять основные частные и конкретные методы экономических исследований применяемые в сфере туризма.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками проведения исследования проблемной ситуации в процессе научно-исследовательской деятельности;
- навыками применения системного подхода для выявления, анализа и оценки проблемных ситуаций;
- навыками формулирования и конкретизации научных проблем в процессе научно-исследовательской деятельности;
- навыками формирования оптимальной научно-исследовательской стратегии развития и решения поставленных проблем;
- навыками применения системного подхода для формулирования и конкретизации проблем на первых этапах научного исследования;
- навыками применения системного подхода для развития и решения поставленных проблем в процессе научно-исследовательской деятельности;
- навыками работы с научной литературой и методикой написания учебных и научно-исследовательских работ (рефератов, статей, курсовых, выпускной квалификационной работы);
- навыками аналитической оценки естественно-научного и социально-гуманитарного материала;
- навыками ведения исследовательской работы по конкретным проблемам;
- основными методами научного познания и видеть специфику естественно-научного и социально- гуманитарного познания;
- навыками герменевтического и позитивистского анализа современных социальных явлений и процессов;
- навыками применения в научном исследовании студента принципов, особенностей и возможностей информационно-коммуникативных технологий;
- навыками критического анализа получаемой информации;
- общелогическими методами научного познания и основными видами умозаключений в процессе профессиональной деятельности;
- навыками анализа научных концепций;
- навыками обобщения и систематизации информации, выявленной в процессе анализа научных текстов, с учётом их специфики;
- навыками аналитической оценки естественно-научного и социально-гуманитарного материала;
- навыками научной и философской аргументации.
- навыками ведения исследовательской работы по конкретным проблемам;
- основными методами научного познания и видеть специфику естественно-научного и социально- гуманитарного познания;
- навыками герменевтического и позитивистского анализа современных социальных явлений и процессов;
- основными методами научного познания и видеть специфику естественно-научного и социально-гуманитарного познания;
- навыками герменевтического и позитивистского анализа современных социальных явлений и процессов;
- навыками корректного и логически правильного выражения своего мнения;
- общелогическими методами научного познания и основными видами умозаключений в процессе профессиональной деятельности;
- общими принципами и навыками научного анализа в сфере проектирования и оптимизации туризма;
- навыками анализа экономической сферы туристского предприятия и организации;
- научного анализа проблемы;
- навыками применения инновационных методологических, прикладных подходов в исследовании проблемы;
- навыками применения коммуникативных технологий в сфере сервиса и туризма;
- навыками аналитической оценки естественно-научного и социально-гуманитарного материала;
- навыками ведения исследовательской работы по конкретным проблемам;
- владеть навыками применения в научной деятельности правил и требований к оформлению научного исследования;
- навыками применения основных частных и конкретных методов социальных исследований в сфере туризма;
- навыками применения основных частных и конкретных методов социологических исследований в сфере туризма;
- навыками применения основных частных и конкретных методов психологических исследований в сфере туризма;
- навыками применения основных частных и конкретных методов экономических исследований в сфере туризма.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основания социальных исследований
1.1. Социально-гуманитарные науки: проблема определения сущности Лекции 1 2 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.2. Социально-гуманитарные науки: проблема определения сущности Сам. работа 1 6 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.3. Уровни познания и формы знания в социально-гуманитарном исследовании. Эмпирический и теоретический уровень социального познания Практические 1 2 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.4. Уровни познания и формы знания в социально-гуманитарном исследовании. Эмпирический и теоретический уровень социального познания Сам. работа 1 6 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Позитивистский и герменевтический проекты методологии и методов социально- гуманитарного познания
2.1. Предпосылки позитивистского и герменевтического проектов социально-гуманитарного познания. Лекции 1 1 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.2. Предпосылки позитивистского и герменевтического проектов социально-гуманитарного познания. Сам. работа 1 2 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.3. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в «классическом» позитивизме (О. Конт, Г. Спенсер) и герменевтике (Ф. Шлейермахер). Лекции 1 1 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.4. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в «классическом» позитивизме (О. Конт, Г. Спенсер) и герменевтике (Ф. Шлейермахер). Сам. работа 1 2 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.5. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в эмпириокритицизме (Э. Мах и Р. Авенариус) и герменевтике (В. Дильтей). Лекции 1 2 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.6. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в эмпириокритицизме (Э. Мах и Р. Авенариус) и герменевтике (В. Дильтей). Сам. работа 1 2 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.7. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в неопозитивизме (Б. Рассел, Р. Карнап, Л. Витгенштейн ) и герменевтике (М. Хайдеггер). Лекции 1 2 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.8. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в неопозитивизме (Б. Рассел, Р. Карнап, Л. Витгенштейн ) и герменевтике (М. Хайдеггер). Сам. работа 1 2 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.9. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания постпозитивизме (К. Поппер, Т. Кун) и герменевтике (Х.-Г. Гадамер). Лекции 1 2 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.10. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания постпозитивизме (К. Поппер, Т. Кун) и герменевтике (Х.-Г. Гадамер). Сам. работа 1 2 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 3. Философские и общенаучные методологические основания научных исследований в сфере туризма
3.1. Объект и основные аспекты философских и общенаучных исследований в туризме. Методологические подходы к изучению туризма Практические 1 2 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.2. Объект и основные аспекты философских и общенаучных исследований в туризме. Методологические подходы к изучению туризма Сам. работа 1 6 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.3. Методологические основы и принципы позитивизма и герменевтики в исследовании туризма Сам. работа 1 6 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.4. Методологические основания исследования культурного ландшафта Практические 1 2 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.5. Методологические основания исследования культурного ландшафта Сам. работа 1 6 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.6. Методологические основы структурно-функционального анализа в исследовании туризма Практические 1 2 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.7. Методологические основы структурно-функционального анализа в исследовании туризма Сам. работа 1 6 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.8. Методологические основы экзистенциализма в исследовании "активного" туризма Сам. работа 1 6 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 4. Методология и методы конкретно-научных исследований в туризме
4.1. Теоретико-методологические основы и методы социологических исследований в туризме Практические 1 4 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.2. Теоретико-методологические основы и методы социологических исследований в туризме Сам. работа 1 8 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.3. Теоретико-методологические основы, методы и процедуры психологических исследований в туризме Практические 1 2 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.4. Теоретико-методологические основы, методы и процедуры психологических исследований в туризме Сам. работа 1 6 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.5. Теоретико-методологические основы экономических исследований в туризме Практические 1 2 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.6. Теоретико-методологические основы экономических исследований в туризме Сам. работа 1 6 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.7. Методы решения социально-экономических проблем и научных экономических исследований в туризме Практические 1 4 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.8. Методы решения социально-экономических проблем и научных экономических исследований в туризме Сам. работа 1 6 УК-1, ОПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бессонов Б.Н. ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Розин В. М. ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Митрошенков О.А. ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кузьменко Г.Н. Философия и методология науки : учебник для магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/426254
Л2.2 Канке, В. А. История, философия и методология социальных наук : учебник для магистров М. : Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
Э2 Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» www.lib.asu.ru
Э3 ЭБС АлтГУ http://elibrary.asu.ru/
Э4 ЭБС «Лань» www.e.lanbook.com
Э5 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э6 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э7 Научная электронная библиотека www.elibrary.ru
Э8 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э9 Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э10 Курс в Moodle "Теория и методология социально-экономических исследований в туризме" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт «Философия без границ»: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии»: http://vphil.ru/
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Научная электронная библиотека: http://www.elibrary.ru
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/



7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д. Основные принципы организации работы студентов в ходе лекционных занятий:
1. Систематизация лекционного материала. В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
4. Корректность. Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
5. Повторение. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Таким образом, конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ.
Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим занятиям следует использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским и научным понятиям каждого практического занятия. Самостоятельную подготовку к практическому занятию необходимо дополнить изучением понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: ЭБС Юрайт, университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.
Принимайте участие в дискуссиях, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к практическим занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к практическому занятию.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.
В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.