МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технологии и организация въездного и выездного туризма

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильТехнологии и организация внутреннего и международного туризма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_03_02_Т-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доц., Кирюшин К.Ю.

Рецензент(ы):
к.г.н., доц., Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Технологии и организация въездного и выездного туризма

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 ТУРИЗМ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2015г. №1463)

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
доцент, к.г.н. Редькин А.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой доцент, к.г.н. Редькин А.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение технологий обслуживания иностранных и российских туристов в отечественных и зарубежных дестинациях.
Для успешного изучения дисциплины необходимо осуществить следующие задачи:
• овладеть навыками анализа технологий организации международного туризма.
• получить представление об особенностях туроператорской деятельности на въездном и выездном сегментах российского туристского рынка;
• изучить основы и правила функционирования транспортных систем, систем размещения, особенности организации различных видов туризм в различных регионах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью к разработке туристского продукта
ОПК-3 способностью организовать процесс обслуживания потребителей и (или) туристов
ПК-3 готовностью к реализации проектов в туристской индустрии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы и правила функционирования транспортных систем, систем размещения, особенности организации иностранного туризма в различных регионах
3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать и продвигать национального туристского продукта в России и за рубежом
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа технологий организации международного туризма

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Введение в Инкаминг. Характеристика рынка въездного туризма Российской Федерации
1.1. Введение в Инкаминг. Характеристика рынка въездного туризма Российской Федерации Лекции 6 1 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.1, Л1.3
1.2. История, проблемы и перспективы развития въездного туризма в России Практические 6 4 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.3
1.3. Введение в Инкаминг. Характеристика рынка въездного туризма Российской Федерации Сам. работа 6 2 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.3
Раздел 2. 2. Процесс производства национального туристского продукта
2.1. Процесс производства национального туристского продукта Лекции 6 1 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.2, Л1.3
2.2. Процесс производства национального туристского продукта Сам. работа 6 2 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.3
Раздел 3. 3. Международный туризм в свете теорий мировой торговли
3.1. Международный туризм в свете теорий мировой торговли Лекции 6 1 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.1, Л1.3
3.2. Организация иностранного туризма в Турции Практические 6 4 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.3
3.3. Комплексный экономико-географический анализ туристского рынка страны (по выбору студента) Сам. работа 6 2 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.3
Раздел 4. 4. Экономический эффект международного туризма
4.1. Экономический эффект международного туризма Лекции 6 1 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.2, Л1.3
4.2. Особенности организации иностранного туризма в КНР Практические 6 4 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.3
4.3. Структура туристских объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО Сам. работа 6 1 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.3
Раздел 5. 5. Социо - культурные деффекты международного туризма
5.1. Социо - культурные деффекты международного туризма Лекции 6 1 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.1, Л1.3
5.2. Потенциал туристско-рекреационного Саянского района (Красноярский край, Республики Тыва, Хакасия) для организации въездного туризма Практические 6 4 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.2, Л1.3
5.3. Экономическое значение туризма в странах и регионах мира Сам. работа 6 2 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.3
Раздел 6. 6. Национальная индустрия въездного туризма и особенности ее функционирования
6.1. Национальная индустрия въездного туризма и особенности ее функционирования Практические 6 4 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.3
6.2. Национальная индустрия въездного туризма и особенности ее функционирования Лекции 6 1 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.1, Л1.3
6.3. Национальная индустрия въездного туризма и особенности ее функционирования Сам. работа 6 2 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.3
Раздел 7. 7. Типы въездных туров в Россию
7.1. Типы въездных туров в Россию Лекции 6 1 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.2, Л1.3
7.2. Типы въездных туров в Россию Практические 6 4 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.3
7.3. Типы въездных туров в Россию Сам. работа 6 2 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.3
Раздел 8. 8. Туроператорская работа по приему иностранных туристов
8.1. Особенности продвижения и реализации турпродуктов въездного туризма и работы с зарубежными партнерами Лекции 6 1 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.1, Л1.3
8.2. Особенности продвижения и реализации турпродуктов въездного туризма и работы с зарубежными партнерами Сам. работа 6 2 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.3
Раздел 9. 9. Особенности продвижения и реализации турпродуктов въездного туризма и работы с зарубежными партнерами
9.1. Туроператорская работа по приему иностранных туристов Лекции 6 1 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.2, Л1.3
9.2. Туроператорская работа по приему иностранных туристов Сам. работа 6 2 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.3
Раздел 10. 9. Особенности продвижения и реализации турпродуктов въездного туризма и работы с зарубежными партнерами
10.1. Особенности продвижения и реализации турпродуктов въездного туризма и работы с зарубежными партнерами Лекции 6 1 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.1, Л1.3
10.2. Особенности продвижения и реализации турпродуктов въездного туризма и работы с зарубежными партнерами Практические 6 3 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.3
10.3. Особенности продвижения и реализации турпродуктов въездного туризма и работы с зарубежными партнерами Сам. работа 6 4 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.3
Раздел 11. 10. Туристский потенциал регионов России для организации въездного туризма
11.1. Туристский потенциал регионов России для организации въездного туризма Лекции 6 1 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.2, Л1.3
11.2. Туристский потенциал регионов России для организации въездного туризма Сам. работа 6 2 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.3
Раздел 12. 11. Введение в Аутгоинг. Характеристика рынка выездного туризма Российской Федерации
12.1. Введение в Аутгоинг. Характеристика рынка выездного туризма Российской Федерации Лекции 6 1 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.1, Л1.3
12.2. Введение в Аутгоинг. Характеристика рынка выездного туризма Российской Федерации Сам. работа 6 6 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.3
Раздел 13. 12. Основы туроперейтинга выездного туризма
13.1. Основы туроперейтинга выездного туризма Лекции 6 1 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.2, Л1.3
13.2. Основы туроперейтинга выездного туризма Сам. работа 6 3 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.3
Раздел 14. 13. Туристические системы на рынке выездного туризма
14.1. Туристические системы на рынке выездного туризма Лекции 6 1 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.1, Л1.3
14.2. Туристические системы на рынке выездного туризма Сам. работа 6 3 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.3
Раздел 15. 14. Туристские формальности на рынке выездного туризма
15.1. Туристские формальности на рынке выездного туризма Лекции 6 0 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.2, Л1.3
15.2. Туристские формальности на рынке выездного туризма Сам. работа 6 4 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.3
Раздел 16. 15. Туроператорская работа за рубежом
16.1. Туроператорская работа за рубежом Лекции 6 0 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.1, Л1.3
16.2. Туроператорская работа за рубежом Сам. работа 6 6 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.3
Раздел 17. 16. Особенности продвижения и реализации турпродуктов выездного туризма на туристском рынке Российской Федерации
17.1. Особенности продвижения и реализации турпродуктов выездного туризма на туристском рынке Российской Федерации Лекции 6 0 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.2, Л1.3
17.2. Географическая структура туристских потоков Сам. работа 6 9 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.3
Раздел 18. 17. Основные страны – реципиенты туристского рынка России
18.1. Основные страны – реципиенты туристского рынка России Практические 6 1 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.1, Л1.3
18.2. Основные страны – реципиенты туристского рынка России Сам. работа 6 12 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Перечень вопросов к зачету
1. Инкаминг. Характеристика рынка въездного туризма РФ. Современные тенденции: динамика и статистика.
2. Экономический эффект международного туризма.
3. Социокультурные дефекты международного туризма.
4. Процесс производства национального туристского продукта.
5. Факторы, средства и технологии национального туристского производства.
6. Туристская супраструктура и инфраструктура.
7. Понятия и формы деятельности туроператоров и турагентов.
8. Формирование пакетов туристских услуг. Планирование и проектирование туров. Туристская документация.
9. Национальная индустрия въездного туризма и особенности её функционирования.
10. Технология экспортного производства национального туристского продукта. Управление экспортным национальным туристическим продуктом.
11. Стратегия развития въездных туристических потоков в России. Ассортимент въездных туров в России.
12. Особенности продвижения и реализации турпродуктов въездного туризма и работы с зарубежными партнерами.
13. Региональные особенности формирования рынка въездного туризма.
14. Туроператорская работа по приёму иностранных туристов.
15. Аутгоинг. Характеристика рынка выездного туризма РФ. Современные тенденции: динамика и статистика.
16. Формирование выездных туров. Профиль работы аутгоинг-туроператоров.
17. Сотрудничество туроператоров и иностранных meet-компаний.
18. Формы сотрудничества туроператоров и зарубежных гостиничных предприятий. Аренда отеля. Покупка блока мест в отеле на условиях комитмента и элотмента.
19. Формы сотрудничества туроператоров и авиакомпаний. Регулярные и чартерные авиаперевозки.
20. Организация зарубежных круизов.
21. Организация зарубежных автобусных туров.
22. Сотрудничество отечественных туроператоров и зарубежных экскурсионных компаний.
23. Ассортимент выездных туров и каталоги туроператоров.
24. Работа туроператоров с агентами.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Рефераты:
1. Особенности формирования рынка выездного туризма в РФ и проблемы его развития.
2. Понятия и формы деятельности туроператоров и турагентов.
3. Формирование сбытовых сетей.
4. Формирование пакетов туристских услуг.
5. Планирование и проектирование туров.
6. Туристская документация.
7. Особенности договорной деятельности в туризме.
8. Правовое регулирование туристской деятельности.
9. Виды транспорта, используемого в туристской деятельности
10. Основные виды систем размещения
11. организация питания туристов за рубежом
12. особенности организации экскурсионного обслуживания для иностранных туристов
13. государственное регулирование туристско-рекреационной деятельности за рубежом
14. организация и работа представительств туристских компаний за рубежом
15. формы и виды договорной документации в международной туристской деятельности
16. маркетинг программ выездного туризма
17. география выездного туризма в России
18. региональные особенности формирования рынка выездного туризма в России
19. основные страны-рецепиенты туристского рынка РФ
20. особенности формирования рынка выездного туризма в РФ и проблемы его развития
21. процесс производства национального туристского продукта
22. типы въездных туров в РОссию
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
в Приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Александрова, А.Ю. Международный туризм: учебник для вузов КноРус, 2010 г.
Л1.2 Воскресенский В. Ю. Международный туризм. : Учебное пособие ( ЭБС «Университетская библиотека online») Юнити-Дана, 2015 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114800
Л1.3 Ушаков Д.С. Технологии выездного туризма: МарТ, 2005
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://biblioclub.ru/
Э2 Курс в Moodle "Технологии и организация въездного и выездного туризма" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
В компьютерном классе должны быть установлены средства MS Office _; Word, Excel, PowerPoint, Internet и др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
https://elibrary.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.