МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Бюджетирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра финансов и кредита
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильОбщий
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_01_Э-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 20,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 4 20 4
Практические 22 6 22 6
Сам. работа 66 58 66 58
Итого 108 68 108 68

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Мищенко О.А

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Бюджетирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 ЭКОНОМИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра финансов и кредита

Протокол от 18.05.2020 г. № 08
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., Межов С.и.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра финансов и кредита

Протокол от 18.05.2020 г. № 08
Заведующий кафедрой д.э.н., Межов С.и.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является формирование у магистрантов знаний об основных подходах к организации системы бюджетирования в оргнизациях в современных условиях, навыков составления бюджетов, используя информационные технологии.
Задачи изучения дисциплины:
- формирование современных компетенций в области бюджетирования, осовение инструментария бюджетирования, моделей построения бюджетов компании;
- приобретение практических наввыков составления бюджетов , в том числе сводного бюджета, анализа и контроля результатов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов
ПК-5 способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений
ПК-19 способностью рассчитывать показатели проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обеспечивать их исполнение и контроль, составлять бюджетные сметы казенных учреждений и планы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные положения теории бюджетирования, его функциональное назначение, принципы его организации на предприятиях во взаимосвязи с главными целями компании, особенности и функции бюджетирования, перечень бюджетных форм; последовательность разработки бюджетов; принципы выделения центров ответственности.
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять на практике теоретические знания в области бюджетирования, уметь понимать, классифицировать, оценивать и систематизироватьпроцесс организации бюджетирования,калькулировать и анализировать себестоимость продукции и принимать обоснованные решения на основе данных управленческого учета; планировать операционную деятельность организации; осуществлять разработку частных бюджетов организации; проводить анализ безубыточности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками формирования сводного бюджета предприятия; методами бюджетного контроля, анализа бюджетных отклонений и управлениипо отклонениям, навыками применения теоретических принципов при организации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Бюджетирование в системе планирования организации
1.1. Бюджетирование как управленческая технология Лекции 6 0,5 ПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.2. Бюджетирование как управленческая технология Практические 6 1 ПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.3. Бюджетирование как управленческая технология Сам. работа 6 8 ПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.4. Бюджетирование по центрам ответсвенности Лекции 6 0,5 ПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.5. Бюджетирование по центрам ответсвенности Практические 6 1 ПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.6. Бюджетирование по центрам ответсвенности Сам. работа 6 10 ПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.7. Типы бюджетов Лекции 6 0,5 ПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.8. Типы бюджетов Практические 6 1 ПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.9. Типы бюджетов Сам. работа 6 12 ПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.10. Бюджетное планирование Лекции 6 1 ПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.11. Бюджетное планирование Практические 6 1 ПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.12. Бюджетное планирование Сам. работа 6 10 ПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.13. Бюджетный контроль. Гибкие бюджеты Лекции 6 0,5 ПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.14. Бюджетный контроль. Гибкие бюджеты Практические 6 1 ПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.15. Бюджетный контроль. Гибкие бюджеты Сам. работа 6 10 ПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.16. Анализ исполнения бюджетов Лекции 6 1 ПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.17. Анализ исполнения бюджетов Практические 6 1 ПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.18. Анализ исполнения бюджетов Сам. работа 6 8 ПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Хруцкий В. Е., Хруцкий Р. В. ВНУТРИФИРМЕННОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ. СЕМЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ШАГОВ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Хруцкий В. Е., Гамаюнов В. В. ВНУТРИФИРМЕННОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА 3-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 СПС «Консультант-плюс», «Гарант»
Э2 Поисковые системы: http://www.yandex.ru; http://www.google.ru
Э3 СПС «Консультант-плюс», «Гарант»
Э4 Интернет ресурсы:
Э5 1. www.cfin.ru
Э6 2. www.fd.ru
Э7 3. www.iteam.ru
Э8 4. www.intalev.ru
Э9 5. www.gd.ru.
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Бюджетирование https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3755
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Выбор конкретных заданий для самостоятельной работы осуществляется каждым студентом самостоятельно, исходя из потребности набора необходимого количества баллов по бально-рейтинговой системе (БРС) оценки знаний.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Выполненное задание проверяется преподавателем и оценивается в баллах БРС.
При желании студентом может быть подготовлен реферат, по тематике предложенной в настоящей рабочей программе или по теме предложенной студентом и предварительно согласованной с преподавателем.
Задания для самостоятельной работы выполняются студентом в письменном виде на стандартных листах формата А4.