МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технологический практикум по экскурсионной деятельности
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.01. Сервис
ПрофильСоциально-культурный сервис и туризм
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz43_03_01_С-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 60
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 60 60 60 60
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Технологический практикум по экскурсионной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.01 СЕРВИС (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1169)

составлена на основании учебного плана:
43.03.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин А.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин А.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.-владение основными знаниями и навыками по созданию экскурсий на региональном
и российском рынках;
- владение навыками по общим методологическим проблемам экскурсоведения и
методике проведения различных типов и видов экскурсий.
- закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося и
приобретение им практических навыков и компетенций в сфере профессиональной
деятельности;
- дать студенту представление о социально-культурном обслуживании на
предприятиях и в учреждениях сферы сервиса;
- овладеть технологиями социально-культурного обслуживания сервисной
деятельности;
- узнать об особенностях взаимодействия с потребителем услуг предприятий сервиса
для обеспечения практической основы последующего эффективного изучения
профессиональных дисциплин.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3: готовностью организовать процесс сервиса, проводить выбор ресурсов и средств с учетом требований потребителя
ПК-9: способностью выделять и учитывать основные психологические особенности потребителя в процессе сервисной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- правила экскурсии
- этику сферы экскурсионной деятельности, этику партнерских отношений,
профессиональную этику и этикет.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать технологии и стили написания индивидуального текста
- работать в «контактной зоне» как сфере реализации экскурсионной
деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- побудительными мотивами, которыми руководствуются покупатели при
принятии решения о приобретении товаров.
- методами бесконфликтных взаимоотношений с потребителем в процессе
экскурсионной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Подготовка и представление к аудитории заочной экскурсии
1.1. Подготовка и представление к аудитории заочной экскурсии Практические 4 2 ОПК-3, ПК-9
1.2. Проработка лекционного материала, проработка учебников домашнее задание Сам. работа 4 20 ОПК-3, ПК-9
Раздел 2. Описание рекламы – экскурсионного объекта
2.1. Описание рекламы – экскурсионного объекта Практические 4 2 ОПК-3, ПК-9
2.2. Проработка самостоятельного материала, проработка учебников, словарь профессиональных терминов, домашнее задание Сам. работа 4 20 ОПК-3, ПК-9
Раздел 3. Подготовка и проведение в городе мини-экскурсии
3.1. Подготовка и проведение в городе мини-экскурсии Практические 4 2 ОПК-3, ПК-9
3.2. Проработка пройденного материала, проработка учебников, словарь профессиональных терминов, решение ситуационной задачи Сам. работа 4 12 ОПК-3, ПК-9
Раздел 4. Разработка проспекта-рекламы тематической экскурсионной программы
4.1. Разработка проспекта-рекламы тематической экскурсионной программы Практические 4 2 ОПК-3, ПК-9
4.2. Проработка самостоятельного материала, проработка учебников домашнее задание Сам. работа 4 8 ОПК-3, ПК-9
4.3. Зачет 4 ОПК-3, ПК-9

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Перечень вопросов к зачёту
1. Экскурсоведение как наука.
2. Сущность экскурсии.
3. Экскурсия как форма прямого общения.
4. Косвенное общение
5. Признаки экскурсии
6. Педагогический процесс в ходе экскурсии.
7. Этапы педагогической деятельности экскурсовода
8. Владение педагогической техникой
9. Значения метода
10. Методы в экскурсоведении
11. Экскурсия как процесс познания
12. Индуктивный и дедуктивный методы познания в экскурсиях
13. Виды воображения.
14. Логика в экскурсии.
15. Логическое построение материала экскурсии.
16. Экскурсоводческое мастерство
17. Личность экскурсовода.
18. Классификация экскурсии
19. Продолжительность экскурсии.
20. Продолжительность экскурсии.
21. Условия для показа.
22. Виды показа.
23. Особенности показа на экскурсии.
24. Восприятие в экскурсии
25. Элементы психологии в экскурсии
26. Рассказ в экскурсии.
27. Трансформация устной речи (рассказа) в зрительные образы.
28. Особенности рассказа на экскурсии.
29. Сочетание показа и рассказа в экскурсии.
30. Экскурсионная методика и пути ее совершенствования.
31. Методика проведения экскурсий.
32. Методические приемы рассказа.
33. Умения и навыки экскурсовода.
34. Система учебных упражнений.
35. Подготовка новой экскурсии.
36. Критерии оценки экскурсии.
37. Пути повышения экскурсоводческого мастерства.
38. Внеречевые средства общения.
39. Классификация жестов, используемых в показе
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов:
1. Автобус как средство передвижения в экскурсионном туре.
2. Аттракционы и учреждения шоу-бизнеса.
3. Аудио-, видеоматериалы в семейных экскурсиях.
4. Вербальный показ как основной метод ведения экскурсии.
5. Воспитание музеем как специфической социокультурной средой.
6. Игровые приемы в экскурсии для школьников.
7. Интерпретация сувенирной продукции в рассказе экскурсовода («семейный сувенир», арт-терапевтическая роль сувенира).
8. Использование краеведческого материала в обзорной экскурсии.
9. Источниковая база для создания семенных экскурсий (характеристика источников).
10. Картографические материалы при разработке тура.
11. Концепция многодневной автобусной экскурсии, ее психологические особенности.
12. Краеведение как основа обзорной семейной экскурсии.
13. Культура повседневности в экскурсии.
14. Культурный ландшафт деревни. Анализ типа планировки крестьянских поселений и ценностных представлений деревенских и околодеревенских пространств.
15. Культурный ландшафт, его показ и интерпретация.
16. Культурологическая модель экскурсии в семейном туризме.
17. Культурологическое осмысление исторических фактов в экскурсии.
18. Культуры местночтимых святых и чудотворных икон. Элементы культового почитания как предмет рассказа экскурсовода, их воспитательно-образовательное значение.
19. Логические переходы в экскурсии.
20. Местный сельскохозяйственный (земледельческий) календарь как хронотоп в экскурсии.
21. Методическое обеспечение экскурсии.
22. Многодневная автобусная экскурсия как феномен современной культуры.
23. Музей в многодневной пространственной экскурсии.
24. Музей в экскурсии.
25. Музейная экспозиция и ее аттрактивные качества.
26. Музейный материал как документальный источник.
27. Народные обряды и верования, суеверия и приметы как объект туристского интереса в экскурсии.
28. Обязанности турлидера-экскурсовода в современном туризме. Специфика таких обязанностей в семейном туризме.
29. Обязанности экскурсовода в современном зарубежном семейном туризме.
30. Особенности экскурсионной речи.
5.3. Фонд оценочных средств
в Приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru
Э2 Курс в Moodle "Технологический практикум по экскурсионной деятельности" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4707
6.3. Перечень программного обеспечения
В компьютерном классе должны быть установлены средства MS Office _; Word, Excel, PowerPoint, Internet и др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Университетская библиотека онлайн: ЭБС. http://www.biblioclub.ru/
Электронно-библиотечная система издательства «Лань» http://e.lanbook.com/
Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ eLIBRARY.RU http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.