МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Традиции и кухни народов мира

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильТехнологии и организация внутреннего и международного туризма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план43_03_02_Т-1-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 99
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 99 99 99 99
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Традиции и кухни народов мира

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №516)

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин А.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин А.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дисциплина «Технология и организация деятельности предприятий питания» является базовой комплексным междисциплинарным предметом.
Цель дисциплины: формирование у студентов комплекса основных знаний и умений в области организации и менеджмента процесса предоставления услуг питания на предприятиях различных типов.
В процессе достижения цели необходимо решить следующие задачи: изучить правила предоставления услуг питания на территории РФ; принципы деления предприятий общественного питания на различные типы и классы; организационно-производственные и управленческие структуры предприятий питания, формы и методы организации услуг питания на предприятиях различных типов, а также маркетинговые методы продвижения услуг питания.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 Способен работать с информацией при осуществлении рыночных исследований с использованием современного программного обеспечения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. - содержание основных законодательных актов, нормативных документов, стандартов, применяемых для регулирования деятельности предприятий индустрии гостеприимства;
- основные правила и нормы обслуживания в общественном питании;
- специальные формы организации питания;
- основные понятия в области проектирования функциональных процессов предприятий питания;
- основные требования к расположению предприятий питания и их объёмно-планировочному решению, организационной и хозяйственной структуре;
- предметы сервировки, виды и правила сервировки стола;
- принципы организации обслуживания туристов питанием в местах проживания, вне их, в пути следования на различных видах транспорта.
3.2.Уметь:
3.2.1. - описать организацию обслуживания в предприятиях разных типов:
ресторанах, барах, кафе, столовых, закусочных, обслуживание приемов и банкетов;
- описать информационное обеспечение процесса обслуживания, классифицировать предприятия питания по типам и классам;
- классифицировать услуги предприятий питания;
- описать специфику современных технологий в области продвижения услуг питания.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. - проводить мониторинг степени удовлетворенности потребителей качеством услуг общественного питания;
- применять полученные знания в области организации общественного питания при проектировании туристского продукта для организованных и самодеятельных туристов, при заключении договоров на организацию питания туристов в предприятиях общественного питания при туристско-гостиничных комплексах и в общедоступной сети;
-разработать объемно-планировочные решения предприятия питания в соответствии с нормативными документами;
- использовать современные информационные технологии разработки и предоставления услуги питания;
- рассчитать основные виды затрат и факторы, оказывающие влияние на результаты хозяйственной деятельности предприятия питания;
- применять современные технологии для формирования услуги питания, соответствующей запросам потребителей;
- методикой и основами калькуляции продукции и услуг питания;
- применять технологии продвижения услуг питания;
- владеть методами анализа, обработки и систематизации научно-технической
информации, полученной из разных источников в практической деятельности
на уровне синтеза.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы организации услуг питания на предприятиях гостеприимства.Технологические принципы производства кулинарной продукции, полуфабрикатов и готовой продукции. Технология хранения продуктов и подготовки кулинарной продукции к реализации и организации обслуживания.
1.1. Определение места и назначения общественного питания в межотраслевом комплексе туризма и гостеприимства. Лекции 7 2
1.2. Модуль 1. Основы организации услуг питания на предприятиях гостеприимства. Лекции 7 2
1.3. Понятия и виды услуг питания. Концепции предприятий общественного питания. Лекции 7 1
1.4. Технологическая схема организации деятельности предприятий общественного питания продукции. Лекции 7 1
1.5. Модуль 1. Основы организации услуг питания на предприятиях гостеприимства. Определение места и назначения общественного питания в межотраслевом комплексе туризма и гостеприимства. Понятия и виды услуг питания. Концепции предприятий общественного питания. Технологическая схема организации деятельности предприятий общественного питания продукции. Практические 7 8
1.6. Модуль 1. Основы организации услуг питания на предприятиях гостеприимства. Определение места и назначения общественного питания в межотраслевом комплексе туризма и гостеприимства. Понятия и виды услуг питания. Концепции предприятий общественного питания. Технологическая схема организации деятельности предприятий общественного питания продукции. Сам. работа 7 24
1.7. Модуль 2. Технологические принципы производства кулинарной продукции. Лекции 7 1
1.8. Основные технологические процессы и ассортимент продукции общественного питания. Лекции 7 1
1.9. Способы кулинарной обработки пищевых продуктов. Лекции 7 1
1.10. Модуль 2. Технологические принципы производства кулинарной продукции. Основные технологические процессы и ассортимент продукции общественного питания. Способы кулинарной обработки пищевых продуктов. Практические 7 8
1.11. Модуль 2. Технологические принципы производства кулинарной продукции. Основные технологические процессы и ассортимент продукции общественного питания. Способы кулинарной обработки пищевых продуктов. Сам. работа 7 30
1.12. Модуль 3 Технология производства полуфабрикатов и готовой продукции. Лекции 7 1
1.13. Технологические особенности организации работы заготовочных и доготовочных цехов. Лекции 7 1
1.14. Влияние тепловой обработки на кулинарную готовность ресторанной продукции. Лекции 7 1
1.15. Модуль 3 Технология производства полуфабрикатов и готовой продукции. Технологические особенности организации работы заготовочных и доготовочных цехов. Влияние тепловой обработки на кулинарную готовность ресторанной продукции. Практические 7 8
1.16. Модуль 3 Технология производства полуфабрикатов и готовой продукции. Технологические особенности организации работы заготовочных и доготовочных цехов. Влияние тепловой обработки на кулинарную готовность ресторанной продукции. Сам. работа 7 14
1.17. Модуль 4 Технология хранения продуктов. Лекции 7 1
1.18. Технологические основы снабжения предприятий питания. Лекции 7 1
1.19. Состав и назначение складских помещений на предприятиях общественного питания. Лекции 7 1
1.20. Модуль 4 Технология хранения продуктов. Технологические основы снабжения предприятий питания. Состав и назначение складских помещений на предприятиях общественного питания. Практические 7 6
1.21. Модуль 4 Технология хранения продуктов. Технологические основы снабжения предприятий питания. Состав и назначение складских помещений на предприятиях общественного питания. Сам. работа 7 14
1.22. Модуль 5 Технология подготовки кулинарной продукции к реализации и организации обслуживания. Лекции 7 1
1.23. Особенности организации и использования раздаточных линий и участков в цехах и торговых залах. Лекции 7 1
1.24. Общие требования к осуществлению контроля качества сырь, полуфабрикатов и готовой Лекции 7 1
1.25. Модуль 5 Технология подготовки кулинарной продукции к реализации и организации обслуживания. Особенности организации и использования раздаточных линий и участков в цехах и торговых залах. Общие требования к осуществлению контроля качества сырь, полуфабрикатов и готовой Практические 7 6
1.26. Модуль 5 Технология подготовки кулинарной продукции к реализации и организации обслуживания. Особенности организации и использования раздаточных линий и участков в цехах и торговых залах. Общие требования к осуществлению контроля качества сырь, полуфабрикатов и готовой Сам. работа 7 17
1.27. Экзамен 7 27

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Какую производственную роль выполняют на предприятии: экспедиция, раздаточная, хлеборезка, буфет?
2. Назвать производственный персонал предприятия общественного питания
3. Какими документами определяется требования к производственному персоналу?
4. Дать определение процессу обслуживания потребителей в предприятии общественного питания
5. Перечислить основные формы методы обслуживания на предприятиях питания
6. На чем основам принцип процесса самообслуживания потребителей в предприятиях общественного питания
7. В каких предприятиях используют обслуживание официантами?
8. Какие столовые приборы называют основными?
9. Перечислить наборы столовых предметов, относящихся к основным
10. Перечислить столовую посуду, используемую при сервировке
11. Назвать виды столового белья
12. Назвать стандартные размеры салфеток
13. В каких случаях при сервировке столов используют салфетки-сеты, дорожки?
14. Какие рюмки подаются для подачи вин: белых, красных, игристых?
15. Какие рюмки используют для подачи крепких алкогольных напитков: водки, виски, рома, текилы, джина?
16. В каких рюмках подают минеральные и фруктовые воды?
17. Назвать порядок операций по сервировке стола
18. В какой последовательности укладывают ножи или сервировке стола?
19. В какой последовательности укладывают вилки?
20. Где может находиться салфетка на сервированном столе?
21. Как организован процесс обслуживания потребителей в ресторане?
22. Перечислить персонал предприятий общественного питания участвующий в процессе обслуживания потребителей в ресторанах и барах
23. Дать определения банкету.
24. По каким признакам классифицируют банкеты?
25. Перечислить виды банкетов
26. Какова последовательность действий персонала предприятий общественного питания по организации банкета?
27. Каковы особенности организации банкета с полным обслуживанием официантами?
28. Назвать традиционно-используемые формы банкетных столов
29. Как рассчитать количество обслуживающего персонала для банкетного обслуживания?
30. По какому поводу проводятся банкеты с частичным обслуживанием официантами?
31. В каких случаях лучшей формой банкетного обслуживания будет банкет-фуршет?
32. Назвать отличительные особенности, присущие банкету-фуршет
33. Как рассчитать необходимое количество столовой посуды и приборов для банкета-фуршет?
34. Чем отличается банкет коктейль от банкета-фуршет?
35. В каких случаях рекомендуется проводить торжественное мероприятие по типу «банкет-чай»?
36. Какие основные и дополнительные услуги питания предоставляют гостиничная служба питания?
37. Какие виды меню используют рестораны при гостиницах?
38. Какие формы и методы обслуживания применяются в предприятиях общественного питания при гостиницах?
39. Услуги каких предприятий общественного питания используются в местах массового отдыха: стадионах, пляжах, парках и т.д.?
40. Как меняется предложение услуг питания в зависимости от сезона в местах массового отдыха?
41. Какие требования предъявляются к оборудованию передвижных предприятий общественного питания?
42. Назвать организационные типы объектов общественного питания в пассажирских поездах
43. Назвать особенности обслуживания пассажиров воздушного транспорта
44. Какие услуги питания предоставляют пассажирам автомобильного транспорта?
45. Как организовать оценку качества обслуживания на предприятии общественного питания?
46. Кто входит в комиссию по оценке качества услуг питания на предприятии?
47. Какими элементами коммерческой деятельности предприятия общественного питания следует управлять с позиции маркетинга?
48. Что является предметом маркетинга в общественном питании?
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Вопросы для контрольной работы
1. Дать понятие и определить сущность общественного питания как сферы предпринимательской деятельности.
2. Перечислить социальные и экономические задачи и функции общественного питания
3. Дать определение типа и класса предприятий общественного питания
4. Назвать отличительные признаки ресторана, кафе, бара как типа предприятия общественного питания.
5. Дать определение услуги предприятия общественного питания
6. Как классифицируются услуги предприятия общественного питания?
7. В чем отличие услуг питания ресторана от услуг других типов предприятия общественного питания?
8. Назвать основополагающие ГОСТы, регулирующие деятельность предприятия общественного питания РФ.
9. Перечислить основные функциональные группы помещений предприятия питания
10. Дать общую характеристику производственной и торговой группе помещений
11. В чем выражается мощность предприятия общественного питания?
12. Перечислить состав помещений для приема и хранения товаров; определить их функциональное назначение
13. Воспроизвести организационную структуру: столовой, кафе, бара и ресторана.
14. Воспроизвести структуру управления современного ресторана.
15. Назвать виды снабжения предприятия общественного питания.
16. Перечислите основные источники товарных ресурсов предприятия общественного питания
17. Охарактеризовать технологический процесс товародвижения в предприятии питания
18. Как документально оформляются отношения между поставщиком и предприятием общественного питания?
19. Представить в виде схемы технологический процесс организации продовольственного снабжения предприятий общественного питания
20. Назвать источники материально-технологического снабжения современных предприятий питания
21. Дать характеристику вспомогательных служб предприятий общественного питания
22. Какую роль в составе предприятия питания выполняют технические помещения?
23. Определить сущность оперативного планирования на предприятиях общественного питания
24. В чьей компетенции находится вопросы оперативного планирования?
25. Перечислить категории нормативных документов используемых в производственной деятельности предприятия общественного питания
26. Какую информацию и в какой структуре содержит сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания
27. Какие сведения содержит рецептура на приготовлении блюда?
28. Охарактеризовать технологическую карту (ТК) на производства блюда
29. Чем отличается технологическая карта на производство блюда от технико-технологической (ТТК) карты на его производство?
30. Дать определение меню
31. Назвать виды меню, используемые в предприятиях общественного питания
32. Какие функции выполняет меню в предприятии питания?
33. Какой принцип положен в порядок расположения блюд в меню?
34. Какие требования предъявляются к внешнему оформлению карты блюд?
35. Какие цехи относят к заготовочным?
36. Какие цехи относят к доготовочным?
37. Назвать специализированные цехи предприятий общественного питания
38. Какие цехи относят к производственным (вспомогательным) помещениям?
39. Какие цехи предприятия общественного питания относят к основным?
40. Какую роль в составе производственных цехов играет холодный цех?

2 Перечень и тематика самостоятельных работ студентов по дисциплине
Текущий контроль по данной дисциплине предусматривает обязательное написание студентами очной формы обучения реферата по современному состоянию развития услуг питания. Студент самостоятельно выбирает темы реферата из списка, представленного ниже.
1. Современные модели организации снабжения предприятий общественного питания.
2. Современные формы и методы обслуживания в предприятиях общественного питания.
3. Современные тенденции формирования рынка услуг питания России.
4. Принципы организации и управления банкетной службой ресторанов.
5. Роль и значение сомелье в повышении качества предоставляемых услуг.
6. Принципы формирования карты блюд в предприятиях общественного питания.
7. Автоматизированные системы управления качеством услуг в предприятиях общественного питания.
8. Роль материально-технического оснащения предприятия питания в повышении качества предоставляемых услуг.
9. Роль продовольственного снабжения предприятия питания в повышении качества предоставляемых услуг.
10. Мотивация и социально-экономическая поддержка персонала предприятия общественного питания.
11. Организация работ с алкогольными напитками в предприятиях общественного питания.
12. Производственный контроль качества услуг питания.
13. Столовая посуда и белье ресторанов как элемент формирования «атмосферики» предприятия.
14. Технология формирования сетевого рынка услуг питания.
15. Особенности организации служб питания при гостиницах.
16. Услуги предприятий быстрого обслуживания, особенности формирования и продвижения.
17. Ресторанный текстиль как имиджевая составляющая предприятия.
18. Менеджер по персоналу: профессиональный подбор и работа с кадрами на предприятиях общественного питания.
19. Организация процесса обслуживания потребностей в предприятии общественного питания формата free-flow.
20. Организация процесса обслуживания потребителей в предприятии общественного питания формата fast-food.
21. Особенности предоставления услуг питания в столовых открытого типа.
22. Особенности предоставления услуг питания в кафе общего типа.
23. Организация услуг питания туристов на транспорте.
24. Организация услуг питания в местах массового отдыха.
25. PR-сопровождение предприятия общественного питания.
26. Формирование имиджа предприятия питания в рыночных условиях.
27. Банкетные услуги и особенности их организации.
28. Ресторанный кейтеринг: современное состояние и перспективы развития.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС приведен в приложении к рабочей программе дисциплины

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в мудл portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Васюкова, А.Т. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания: Учебник для бакалавров / А.Т. Васюкова, Т.Р. Любецкая. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2014.-416 с. Доступ из ЭБС «Лань».
2. Зайко, Г.М. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания: учеб. пособие/ Г.М. Зайко, Т.А. Джум. – М.: Магистр, 2013. – 557с.
3. Дополнительная литература:
4. Арляпова, Е.В. Технология организации ресторанных услуг / Е.В. Арляпова.- Томск: Изд-во Том. политехн. ун-та, 2011.-189 с.
5. Главчева, С.И. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания: учеб пособие / С.И. Главчева, Е.И. Коваленко. – Новосибирск. Изд-во НГТУ, 2011 – 404 с. Доступ из ЭБС «Университетская библиотека online».

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://elibrary.ru/ – крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 14 млн научных статей и публикаций.
http://www.edu.ru/ – федеральный образовательный портал
www.duma.gov.ru – официальный сайт Государственной статистики РФ;

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Процесс обучения в высшей школе предусматривает практические занятия, предназначенные для углубленного изучения дисциплины. Одной из форм практических занятий являются семинарские занятия. Семинарские занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем.
При изучении курса «Правовое обеспечение социо-культурного сервиса и туризма»
семинарские занятия проводятся логически продолжают работу, начатую на лекции. Семинарские занятия призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи.
План семинарских занятий отвечает общим идеям и направленности лекционного курса и соотнесен с ним в последовательности тем. Разнообразие семинарских занятий вытекает из собственно практической части. Это могут быть обсуждения рефератов, дискуссии, решение задач, доклады, тренировочные упражнения, наблюдения, эксперименты.
План семинарских занятий состоит из названия изучаемого раздела, темы. По каждой теме предусмотрены примерные темы для докладов.
В рабочей программе приводится список литературы и других источников, имеющихся в библиотеке университета. Одной из задач самостоятельной работы является поиск необходимых по теме источников. Поэтому студентам предлагается самостоятельно выполнить поиск. Студенты могут пользоваться в дополнение к рекомендуемому перечню, литературой и источниками периодической печати. Не исключено и использование материалов, найденных студентами в Интернет.
Навыки по практическому применению правовых знаний и умений приобретаются первоначально студентами на практических занятиях под руководством преподавателя и дискуссионном обсуждении с другими студентами, а также в работе студенческих клубов, на конференциях, форумах, в процессе самостоятельного общения с членами общественных организаций, будущими работодателями.
Результатом практической работы наиболее инициативных студентов могут служить подготовленные и представленные на «суд» студенческой группы выступления и доклады, рефераты и статьи в студенческие сборники.
В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным и техническим наукам. Он представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий – обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли.
Семинарские занятия способствуют развитию у студентов творческого профессионального мышления, познавательной мотивации, овладения понятийным аппаратом соответствующей науки, умению решать интеллектуальные проблемы и задачи, опровергать и отстаивать свою точку зрения.
В высшей школе практикуется 3 типа семинаров:
Семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного систематического курса и тематически прочно связанный с ним.
Семинар, предназначенный для основательной проработки отдельных наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже одной темы.
Семинар исследовательского типа с тематикой по отдельным частным проблемам науки для углубленной их разработки.
Форма семинарских занятий:
развернутая беседа по заранее известному плану;
небольшие доклады студентов с последующим обсуждением участниками семинара.
Эти формы нет нужды противопоставлять, они перетекают вдруг в друга. Выступления в беседе – уже краткие доклады. Метод докладов предполагает обмен мнениями, т. е. момент живой беседы.
Семинар – это всегда непосредственный контакт со студентами, установление доверительных отношений, продуктивное педагогическое общение. В организации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества. Семинарское занятие эффективно тогда, когда проводится как заранее подготовленное совместное обсуждение выдвинутых вопросов каждым участником семинара. Реализуются общий поиск ответов учебной группой, возможность раскрытия и обоснования различных точек зрения у студентов. Такое проведение семинаров обеспечивает контроль за усвоением знаний и развитие научного мышления студентов.
Обязательными атрибутами семинара являются сотрудничество и взаимопомощь, интеллектуальная активность, заинтересованность каждого студента в достижении общей цели семинара, коллективное принятие выводов и решений.
На семинаре осуществляется диалог, в процессе которого обсуждаются и решаются теоретические и практические проблемы курса. Каждый из участников семинара должен научиться точно выражать свои мысли в докладе или выступлении по вопросу, уметь доказывать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию.
Необходимым условием продуктивной работы являются личные знания, которые приобретаются студентами на лекциях и в самостоятельной работе. Важно научиться культуре общения и взаимодействия.
Существует особая форма семинарских занятий, семинар-исследование, который чаще всего применяется при чтении спецкурса. В начале семинара по предложению преподавателя студенты образуют небольшие группы, 7-9 человек, которые получают список проблемных вопросов по теме занятия. В течение 0,5-0,8 часа студенты обмениваются мнениями, готовят выступление. Подгруппа выделяет докладчика. Остальные студенты подгруппы отвечают на вопросы, заданные преподавателем или студентами других подгрупп. В конце занятия преподаватель подводит итога и оценивает работу студентов.
Работа на семинарских занятиях включает в себя:
• выступление на семинарских занятиях;
• реферат (с защитой);
• рецензирование студентом реферата;
• тестирование;
• контрольные самостоятельные работы.
В чем заключается подготовительная работа участников семинара? Самостоятельно составляется библиография (список литературы) к выбранной теме или используется рекомендованный преподавателем. Литература тщательно просматривается (чтение-просмотр), а затем выборочно читается и фиксируется (аннотация, выписка цитат, тезисы, конспект) все, что представляет интерес для темы.
Собранный материал организуется: приводится в систему, определяется его главное содержание, логика движения мыслей (план), подбираются аргументы. В этой работе немалую роль играют индивидуальные особенности докладчика: его склад ума, умение формулировать мысль, умело использовать способы изложения, аргументировано отстаивать свою точку зрения и, конечно же, владеть устной речью.
Способам и приемам выступления с докладом на семинаре можно и нужно учиться. Например, лучше всего сделать сообщение не информационным, а проблемным: не просто в определенном порядке перечислять мысли (скорее всего – заимствованные), а воспроизвести перед слушателями сам процесс рождения мысли, поиск ее доказательств и определение причинно-следственных связей.
НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ОБ УСТНОМ ВЫСТУПЛЕНИИ
1. Не выступайте, если материал не продуман, не подготовлен заранее.
2. Если хотите, чтобы вам верили, говорите убедительно и только о том, что сами поняли и в чем убеждены.
3. Когда говорите, помните о теме своего выступления, не отходите от нее в сторону.
4. Отбрасывайте все лишнее, второстепенное. Помните, что иногда мелочи мешают увидеть главное.
5. Побольше фактов и поменьше общих, ничего не говорящих фраз.
6. Не говорите слишком долго, чтобы не утомлять и слушателей, и себя.
7. Следите за своими слушателями: если вас перестали слушать, измените ход мыслей, приведите интересный факт, деталь, задайте риторический вопрос, но никогда не стремитесь перекричать аудиторию. Следите за речью: избегайте слов-паразитов («так», «значит» и др.), вульгаризмов, просторечных выражений и т.д. Тщательно стройте фразу.
ПОМНИТЕ: по вашей речи судят о вас, о вашей культуре!
И последнее. Доклад на семинаре, как правило, не должен быть длительным (10-15 минут). Но он обязательно должен вызвать реакцию со стороны слушателей, заинтересовать их, - только в этом случае можно считать, что ваша цель достигнута. Одним из основных моментов при подготовке к семинарскому занятию является умело построенная работа с библиографией.
К цитированию прибегают в следующих основных случаях: для подтверждения своей собственной мысли, а также для того, чтобы познакомить читателя или слушателя с чьим-либо авторитетным мнением.
Цитата – дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-то слова.
Попробуйте выступить на собрании, не обдумав заранее плана своего выступления, то есть, не определив того, о чем и в какой последовательности вы собираетесь говорить, - и вас постигнет неудача. Но и одного плана для успешного выступления в большинстве случаев мало. То, что вы хотите донести до слушателей, вам нужно обдумать, затем кратко и четко сформулировать основные положения вашего будущего высказывания. Проделав это, вы получите тезисы вашего выступления. Теперь вам будет намного легче выступать.
Таким образом, тезисы – это сжато сформулированные основные положения, мысли, которые автор или оратор намерен развивать, доказывать, защищать или опровергать в своем выступлении. Как и в плане, вторая мысль должна вытекать (следовать) из первой, третья из второй и т.д.; т.е. тезисы должны быть связаны внутренней логикой, последовательно раскрывать тему и основную мысль высказывания.
Конспектом называют краткое, но связное и последовательное изложение существенного содержания статьи, главы книги, брошюры, лекции и т.д. В конспект обычно заносятся основные положения, важнейшие факты, примеры, цифры, цитаты. Конспект, так же как и тезисы, - разновидность сжатого изложения, и к нему предъявляются те же требования, что и к сжатому изложению.
Рецензия содержит анализ и оценку выступления, реферата, доклада т.д. Автор рецензии стремится не только высказать свое отношение, но и обосновать его, анализируя достоинства и недостатки, особенности построения и серьезный анализ с самостоятельными обобщениями и выводами (оценкой) т.п.
Рецензия развивает самостоятельное мышление, учит точно и ярко высказывать свои мысли, впечатления, чувства, обоснованно говорить об интересных и важных проблемах.
При изучении какой-либо темы, вы не раз осуществляли самостоятельный поиск (исследование), например: углубленное (комментированное) чтение произведения, его отдельных глав, или ответы по тексту произведения, или творческие работы разного характера... Это – аналитическое исследование, цель которого – глубже, полнее узнать материал, раскрыть ту или иную тему.