МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Туристские ресурсы Алтайского края
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильТехнологии и организация внутреннего и международного туризма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_03_02_Т-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 27
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2
курсовая работа: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 27 27 27 27
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доц., Кирюшин К.Ю.

Рецензент(ы):
к.г.н., доц., Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Туристские ресурсы Алтайского края

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 ТУРИЗМ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2015г. №1463)

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин Александр Германович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является ознакомление студентов с туристскими ресурсами Алтайского края; приобщение студентов к научному и всестороннему познанию края.
Основной целью преподавания данной дисциплины является максимальное приближение теоретических знаний по краеведению к содержанию туристско-краеведческой работы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1: способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности, использовать различные источники информации по объекту туристского продукта
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные теоретические положения, базовые понятия и термины курса;
- классификацию туристких ресрусов
– возможности применения картографического метода для целей оценки туристского потенциала территории Алтайского края;
– особенности количественной и качественной оценки природных, историко-культурных и социально-экономических ресурсов туризма Алтайского края;
– особенности комплексного влияния всех компонентов природы на степень благоприятности территории для организации туризма;
– основные аспекты охраны туристских ресурсов.
3.2.Уметь:
3.2.1.– работать с различными группами источников – литературой, справочниками, путеводителями, картами, кадастрами, реестрами, статистическими данными;
- выявлять и оценивать факторы, влияющие на размещение туристских ресурсов;
– характеризовать и прововдить комплексную оценку туристских ресурсов отдельных районов Алтайского края;
– оценивать туристский потенциал отдельных районов и Алтайского края в целом;
– использовать основные методы и приемы оценки туристских возможностей территории в камеральных и экспедиционных условиях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– оценки природных ресурсов региона на основании литературы, справочников, путеводителей, карт, кадастров, реестров, статистических данных;
- оценки туристского потенциала района Алтайского края;
– составления кадастра туристских ресурсов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Географическое положение и рельеф Алтайского края
1.1. Географическое положение и рельеф Алтайского края Лекции 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.2
1.2. Географическое положение и рельеф Алтайского края Практические 2 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
1.3. Географическое положение и рельеф Алтайского края Сам. работа 2 5 ОПК-1 Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Климат равнинной части Алтайского края.Гидрологическая сеть Алтайского края
2.1. Климат равнинной части Алтайского края.Гидрологическая сеть Алтайского края Лекции 2 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.2
2.2. Климат равнинной части Алтайского края.Гидрологическая сеть Алтайского края Практические 2 8 ОПК-1 Л1.1, Л2.2
2.3. Климат равнинной части Алтайского края.Гидрологическая сеть Алтайского края Сам. работа 2 5 ОПК-1 Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Растительный мир Алтая.Животный мир Алтая
3.1. Растительный мир Алтая.Животный мир Алтая Лекции 2 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Растительный мир Алтая.Животный мир Алтая Практические 2 8 ОПК-1 Л1.1
3.3. Растительный мир Алтая.Животный мир Алтая Сам. работа 2 5 ОПК-1 Л1.1
Раздел 4. Начало горнозаводской промышленности на Алтае. Превращение Алтая в собственность русских царей: развитие горнозаводского производства
4.1. Начало горнозаводской промышленности на Алтае. Превращение Алтая в собственность русских царей: развитие горнозаводского производства Лекции 2 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.2
4.2. Начало горнозаводской промышленности на Алтае. Превращение Алтая в собственность русских царей: развитие горнозаводского производства Практические 2 8 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
4.3. Начало горнозаводской промышленности на Алтае. Превращение Алтая в собственность русских царей: развитие горнозаводского производства Сам. работа 2 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.2
Раздел 5. Культура Алтая второй половины XIX - начала XX в: литературная жизнь, фольклорное наследие, образование.Достопримечательности Алтайского края.
5.1. Культура Алтая: литературная жизнь, фольклорное наследие, образование.Достопримечательности Алтайского края. Лекции 2 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
5.2. Культура Алтая: литературная жизнь, фольклорное наследие, образование.Достопримечательности Алтайского края. Практические 2 8 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
5.3. Культура Алтая: литературная жизнь, фольклорное наследие, образование.Достопримечательности Алтайского края. Сам. работа 2 8 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
5.4. Экзамен 2 27 ОПК-1 Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Перечень вопросов к экзамену по дисциплине
1.Предмет, сущность и значение краеведения.
2.Объекты краеведения.
3.Источники краеведения.
4.Формы организации краеведческой работы.
5.Природа как объект краеведческой деятельности.
6.Население и экономика края как объект краеведческой деятельности.
7.История и искусство края как объект краеведческой деятельности.
8.Краеведческая библиография. Печатные, статистические, картографические, архивные, устные источники.
9.Экспедиции 18 – первой половины 19 веков
10.Второй этап в исследованиях Алтая конец 19 века – 1917 год.
11.Географическое положение и границы Русского Алтая.
12.История развития Алтайских гор.
13.История развития равнинной части Алтая.
14.Горные области Алтая.
15.Равнинная часть Алтая.
16.Климат равнинной части Алтая.
17.Климат Горного Алтая.
18.Реки Алтая. Типы водного режима рек.
19.Озера. Классификация озерных котловин по происхождению.
20.Современное оледенение Алтая.
21.Подземные воды.
22.Особенности флоры Алтая.
23.Растительность Алтайского края.
24.Высотная поясность на Алтае.
25.Охрана растительного мира Алтая.
26.Общая характеристика фауны.
27.Класс млекопитающие.
28.Общая характеристика класса птицы.
29.Необходимость охраны животного мира Алтая.
30.История заселения Алтайского края.
31.Динамика демографических показателей по итогам переписи.
32.Брачная структура населения. Разводы.
33.Половозрастная структура населения.
34.Национальный состав населения.
35.Присоединение Алтая к Русскому государству.
36.Строительство русских опорных пунктов: Бикатунский острог, Белоярская, Бийская крепости, Ануйская, Катунская, Усть-Каменогорская крепости.
37.Духовная культура населения Алтая в дорусский период: эпические произведения, культ гор, шаманизм, «желтая вера» - ламаизм, староверы.
38.Развитие горнозаводской промышленности на Алтае.
39.Экологические и экономические проблемы горнозаводского производства.
40.Жизнь людей на Алтае: мастеровые, вспомогательные рабочие, «урочники», «инородцы», приписные крестьяне, свободные сословия.
41.Этнические группы алтайцев. Южные и северные алтайцы.
42.Просвещение: школы горные и заводские, горное училище, подготовка медиков, открытие технической библиотеки.
43.Развития науки на Алтае
44.Освобождение мастеровых и приписных крестьян.
45.Сельское хозяйство Алтая во второй половине XIX - начале XX в.
46.Кризис кабинетской промышленности.
Тема XIV. Великая Октябрьская социалистическая революция и установление советской власти на Алтае.
47.Алтай накануне Октябрьской революции.
48.Гражданская война на Алтае 1918-1920 годы.
49.Алтай в период восстановления народного хозяйства 1921-1925 гг.
50.Алтай накануне и в годы Великой Отечественной войны.
51.Перестройка жизни края в условиях военного времени.
52.Развитие промышленности и сельского хозяйства в послевоенное время. Освоение целины.
53.Культура Алтая второй половины XIX - начала XX в. Просвещение и наука, художественная жизнь Алтая.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Бальнеологические ресурсы соленых озер Алтайского края (озера Яровое, озер Завьяловского района и т.п.) как основа развития лечебно-оздоровительного туризма
2. Природные туристские ресурсы Солонешенского района Алтайского края (любого района Алтайского края) и их использование в туристско-рекреационных целях.
3. Культурно-исторические туристские ресурсы Немецкого района Алтайского края (любого района Алтайского края) и их использование в туристско-рекреационных целях
4. Инфраструктура досуга и развлечений города Барнаула и ее использование в туристско-рекреационных целях (на примере любого города Алтайского края)
5. Природные туристские ресурсы (Солонешенского) района Алтайского края (любого района Алтайского края) и их использование в туристско-рекреационных целях.
6. Оценка природных туристских ресурсов (на примере любого района Алтайского края)
7. Природные туристские ресурсы района Алтайского края как основа развития отдельно вида туризма на ее территории.
8. Природные туристские ресурсы Алтайского края как основа развития специальных видов туризма.
9. Инфраструктура размещения региона и ее использование в туристско-рекреационных целях (на примере конкретного уровня административного района Алтайского края).
10. Инфраструктура размещения города Барнаула и ее использование в туристско-экскурсионных (рекреационных) целях (или на примере конкретного города Алтайского края).
11. Озера Алтайского края как рекреационные ресурсы.
12. Экологические проблемы развития туризма в Алтайском крае.
13. Использование лекарственных растений Алтайского края в рекреационной сфере.
14.Бальнеологические ресурсы Алтайского края как основа развития лечебно-оздоровительного туризма.
15. Оценка природных туристских ресурсов административного р-на Алтайского края (по выбору студента)
16.Культурно-историческое наследие г. Барнаула и его использование в туризме.
17. Социально-экономические туристские ресурсы Алтайского края как основа развития туризма на ее территории.
5.3. Фонд оценочных средств
Тестовые задания, контрольные работы, деловая игра, опрос.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Никонова, Мария Александровна Краеведение.: учебное пособие для вузов Академия, 2009
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лузгин, Борис Николаевич География Алтайского края: учебное пособие АлтГУ, 2004 г.
Л2.2 Праздникова Н.Н., Отто О.В., Мардасова М.В. Население Алтайского края: учебное пособие АлтГУ, 2006 г.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Информационно-исторический портал об истории и современности культуры и искусства [Электронный ресурс]: Электрон. журнал – М., 1997-2011. Режим доступа к журналу: http://art-history.ru/ - Загл. с экрана.
Э2 2. Мировая культура и искусство [Электронный ресурс] Режим доступа к журналу: http://www.ravnovesie.com/files/rv/17061746644.htm - Загл. с экрана.
Э3 3. Всемирная энциклопедия искусства [Электронный ресурс]: Электрон.журнал. –М., 1998-2011. - Режим доступа к журналу: http://www.artprojekt.ru/Menu.html – Загл. с экрана.
Э4 4. Мировая художественная культура. Россия. [Электронный ресурс] Режим доступа к журналу: http://www.ido.rudn.ru/ffec/cult/cu3-7.html - Загл. с экрана.
Э5 5. Ratanews [Электронный ресурс] : Еженедельная туристская газета. / Электрон. газета.– М. , 1998 – 2011. – Режим доступа к газете: http://www.ratanews.ru – Загл. с экрана.
Э6 6. Турбизнес [Электронный ресурс]: Ежемесячный туристский журнал/ Электрон.журнал. –М., 1998-2011. - Режим доступа к журналу: http://www.tourbus.ru – Загл. с экрана.
Э7 7. Туризм: практика, проблемы, перспективы [Электронный ресурс]: Ежемесячный журнал/ Электрон. журнал – М., 1997-2011. Режим доступа к журналу: http://www.tpnews.ru - Загл. с экрана.
Э8 Туристские ресурсы Алтайского края (заочное отделение) https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3611
6.3. Перечень программного обеспечения
В компьютерном классе должны быть установлены средства MS Office _; Word, Excel, PowerPoint, Internet и др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Все о туризме: туристическая библиотека. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tourlib.net/lib.htm/, свободный. – Заглавие с экрана.
Разработка туристского продукта и формирование туров туроператором (http://revolution.allbest.ru/sport/00040499_0.html, http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=14686)
Технология создания турпродукта (http://www.publicant.ru/Demo/697510.htm)
Современные информационные технологии в туристском бизнесе (http://vorst-alina.narod.ru/)
ФЗ об основах турдеятельности (http://ozpp.ru/zknd/turi/)
Федеральное агентство по туризму: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/, свободный. – Заглавие с экрана.
RATANEWS [Электронный ресурс]: Еженедельная туристская газета / Электронная газета. – Режим доступа к газете: http: //www. ratanews.ru
Официальный сайт департамента туризма Минэкономразвития РФ:
http: //www. russiatourism.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Практические (семинарские) занятия способствуют овладению студентом навыками подбора литературных, статистических и картографических источников и самостоятельной работы с ними. На основе изучения, обобщения, систематизации и анализа этих материалов студент готовит доклад по выбранной теме. В ходе семинарского занятия студент делает 10 минутный доклад по вопросу конкретной темы, таким образом, приобретания навыки выступления с научным соообщением.
После каждого выступления проводится 10 минутная дискуссия. В ходе ее студенты и преподаватель задают вопросы докладчику, а также преподаватель задает вопросы аудитории, контролируя понимание и усвоение главных вопросов участниками семинара. Далее студенты высказывают свои соображения по поводу главных вопросов семинарского занятия и доклада. Дискуссия способствует развитию навыков у студентов ведения научной полемики и уточнению ими основных понятий.
Предусмотрен вариант свободного распределения вопросов из предложенного списка. Этот вариант будет способствовать углублению уже имеющихся научных интересов студентов.
После выбора вопроса и темы студенты разрабатывают план доклада самостоятельно. Для этого они предварительно знакомятся с соответствующим разделом программы курса, методическим указаниями и рекомендованной литературой. После данного этапа преподаватель проводит консультацию для студента, в ходе которой уточняется разработанный план и рекомендуются дополнительные источники.
После семинарского занятия студент сдает свой доклад оформленный в виде письменной работы объемом 5-10 страниц машинописного текста. Оформление работы производится согласно «Стандарту предприятия по формлению курсовых и квалификационных работ».
Зачет по итогам семинарских и практических занятий для студента складывается из нескольких составляющих – доклад и ответы на вопросы к ходе семинарского занятия, письменный вариант доклада, работы практических занятий и итоговый тест.
В итоговый тест включаются вопросы рассмотренные на семинарских и практических занятиях, являющиеся составной частью доклада или работы. Такой подход способствует активизаиции студентов на занятии и повышает их трудовую дисциплину.