МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Туристское краеведение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.03. Гостиничное дело
ПрофильГостиничное дело
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план43_03_03_ГД-4-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 108
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 18,5 18
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18 36 36
Практические 36 36 36 36 72 72
Сам. работа 18 18 63 63 81 81
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 144 144 216 216

Программу составил(и):
к.и.н., доц., Кирюшин К.Ю.

Рецензент(ы):
к.г.н., доц., Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Туристское краеведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.03 ГОСТИНИЧНОЕ ДЕЛО (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №)

составлена на основании учебного плана:
43.03.03 Гостиничное дело
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины «Туристское краеведение» является ознакомление студентов с природой, историей , населением, экономикой, культурой и искусством, туристскими достопримечательностями Алтайского региона; приобщение студентов к научному и всестороннему познанию края.
Основной целью преподавания данной дисциплины является максимальное приближение теоретических знаний по краеведению к содержанию туристско-краеведческой работы.

Задачами изучения дисциплины «Туристское краеведение» являются: изучение природы Алтайского региона, истории Алтая от древнейших времен до современного периода, характеристика населения Алтайского края и Республики Алтай, общая характеристика экономики Алтайского региона, характеристика истории исследования Алтая, наиболее известными деятелями науки и искусства, знакомство с наиболее популярными туристскими маршрутами и достопримечательностями Алтайского края и Республики Алтай.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает: исторические этапы развития истории страны и региона; ос-новные понятии, методы, функции и задачи туристского краеведения; этнические, конфес-сиональные и культурные особен-ности представителей наиболее многочисленных народностей на территории региона;основные природные и культурно-исторические памятники региона и возможность их использования в туризме; основные правила меж-культурного общения.

3.2.Уметь:
3.2.1. анализировать и применять полученные знания о регионе для понимания основных тенденций и перспектив развития туризма на данной территории; составить ту-ристско-краеведческую характери-стику региона; применять знания о куль-турных и этнических особенностях разных людей в работе гостинич-ного предприятия; создавать поло-жительный психологический кли-мат в коллективе на основе знания основных психологических зако-нов общения; закономерности в развитии регио-на и страны в целом и использовать их для оценки современной ситуа-ции и перспектив в развитии ту-ризма в регионе; предотвращать конфликты на почве этнических, конфессиональных и культурных различий.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. навыками самостоятель-ного поиска литературы по основ-ным сферам жизни региона и мето-дами работы с научной, учебной и периодической литературой; прак-тическими навыками по примене-нию краеведческих знаний в ту-ристской деятельности; общими методиками предотвращения конфликтов в коллективе; алгоритмом поведения в условиях межкультурного обще-ния в сфере гостиничного бизнеса; гражданской позицией в отноше-нии развития своего региона, участвовать в популяризации зна-ний о нем и продвижении его бренда на российском и междуна-родном уровнях; знаниями о своем регионе для предоставления акту-альной информации посетителям

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Теоретические основы краеведения. Объекты и источники краеведения
1.1. Теоретические основы краеведения. Объекты и источники краеведения Лекции 1 4 ОК-2, ОК-6 Л2.3, Л1.1, Л2.2
1.2. Теоретические основы краеведения. Объекты и источники краеведения Сам. работа 1 2 ОК-2, ОК-6 Л2.3, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. 2. История исследования Алтая
2.1. История исследования Алтая Лекции 1 2 ОК-2, ОК-6 Л1.1, Л2.2
Раздел 3. 3. Географическое положение и рельеф Алтайского региона
3.1. Географическое положение и рельеф Алтайского региона Лекции 1 2 ОК-2, ОК-6 Л1.1, Л2.2
3.2. Географическое положение и рельеф Алтайского региона Практические 1 8 ОК-2, ОК-6 Л1.1, Л2.2
3.3. Географическое положение и рельеф Алтайского региона Сам. работа 1 2 ОК-2, ОК-6 Л1.1, Л2.2
3.4. История исследования Алтая Сам. работа 1 2 ОК-2, ОК-6 Л1.1, Л2.2
Раздел 4. 4. Климат равнинной части Алтайского края и Горного Алтая
4.1. Климат равнинной части Алтайского края и Горного Алтая Лекции 1 2 ОК-2, ОК-6 Л2.3, Л1.1, Л2.2
4.2. Климат равнинной части Алтайского края и Горного Алтая Сам. работа 1 4 ОК-2, ОК-6 Л2.3, Л1.1, Л2.2
Раздел 5. 5. Гидрологическая сеть Алтайского региона
5.1. Гидрологическая сеть Алтайского региона Лекции 1 2 ОК-2, ОК-6 Л1.1, Л2.2
5.2. Гидрологическая сеть Алтайского региона Практические 1 10 ОК-2, ОК-6 Л2.3, Л1.1, Л2.2
5.3. Гидрологическая сеть Алтайского региона Сам. работа 1 2 ОК-2, ОК-6 Л1.1, Л2.2
Раздел 6. 6. Растительный мир Алтая
6.1. Растительный мир Алтая Лекции 1 2 ОК-2, ОК-6 Л1.1, Л2.2
6.2. Растительный мир Алтая Сам. работа 1 2 ОК-2, ОК-6 Л1.1, Л2.2
Раздел 7. 7. Животный мир Алтая
7.1. Животный мир Алтая Лекции 1 2 ОК-2, ОК-6 Л2.3, Л1.1, Л2.2
7.2. Растительный мир Алтая. Животный мир Алтая Практические 1 10 ОК-2, ОК-6 Л2.3, Л1.1, Л2.2
7.3. Животный мир Алтая Сам. работа 1 2 ОК-2, ОК-6 Л2.3, Л1.1, Л2.2
7.4. Зачет 1 0 ОК-2, ОК-6
Раздел 8. 8.Присоединение Алтая к русскому государству. Алтай в XVII -XVIII вв. Заселение и хозяйственное освоение
8.1. Присоединение Алтая к русскому государству. Алтай в XVII -XVIII вв. Заселение и хозяйственное освоение Лекции 1 2 ОК-2, ОК-6 Л1.1, Л2.2
8.2. Присоединение Алтая к русскому государству. Алтай в XVII -XVIII вв. Заселение и хозяйственное освоение Практические 1 8 ОК-2, ОК-6 Л1.1, Л2.2
8.3. Присоединение Алтая к русскому государству. Алтай в XVII -XVIII вв. Заселение и хозяйственное освоение Сам. работа 1 2 ОК-2, ОК-6 Л1.1, Л2.2
Раздел 9. 9. Население Алтайского края и Республики Алтай
9.1. Население Алтайского края и Республики Алтай Лекции 2 2 ОК-2, ОК-6 Л1.1, Л2.2
9.2. Население Алтайского края и Республики Алтай Практические 2 8 ОК-2, ОК-6 Л1.1, Л2.2
9.3. Население Алтайского края и Республики Алтай Сам. работа 2 4 ОК-2, ОК-6 Л1.1, Л2.2
Раздел 10. 10. Начало горнозаводской промышленности на Алтае. Превращение Алтая в собственность русских царей: развитие горнозаводского производства
10.1. Начало горнозаводской промышленности на Алтае. Превращение Алтая в собственность русских царей: развитие горнозаводского производства Лекции 2 2 ОК-2, ОК-6 Л2.3, Л1.1, Л2.2
10.2. Начало горнозаводской промышленности на Алтае. Превращение Алтая в собственность русских царей: развитие горнозаводского производства Сам. работа 2 4 ОК-2, ОК-6 Л2.3, Л1.1, Л2.2
Раздел 11. 11. Алтайский горный округ в первой половине XIX. Население округа и повинности. Горнозаводская промышленность в первой половине XIX в. Сельское хозяйство в первой половине XIX
11.1. Алтайский горный округ в первой половине XIX. Население округа и повинности. Горнозаводская промышленность в первой половине XIX в. Сельское хозяйство в первой половине XIX Лекции 2 2 ОК-2, ОК-6 Л2.3, Л1.1, Л2.2
11.2. Алтайский горный округ в первой половине XIX. Население округа и повинности. Горнозаводская промышленность в первой половине XIX в. Сельское хозяйство в первой половине XIX Сам. работа 2 5 ОК-2, ОК-6 Л2.3, Л1.1, Л2.2
Раздел 12. 12. Алтайцы и культура Алтая во второй половине XVIII - в первой половине XIX в. Города Алтая во второй половине XVIII - в первой половине XIX в
12.1. Алтайцы и культура Алтая во второй половине XVIII - в первой половине XIX в. Города Алтая во второй половине XVIII - в первой половине XIX в Лекции 2 4 ОК-2, ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
12.2. Алтайцы и культура Алтая во второй половине XVIII - в первой половине XIX в. Города Алтая во второй половине XVIII - в первой половине XIX в Сам. работа 2 6 ОК-2, ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 13. 13. Падение крепостного права на Алтае. Причины и подготовка реформы 1861 г. Общественно-политическая жизнь Алтая второй половины XIX - начала XX в.
13.1. Падение крепостного права на Алтае. Причины и подготовка реформы 1861 г. Общественно-политическая жизнь Алтая второй половины XIX - начала XX в. Практические 2 8 ОК-2, ОК-6 Л1.1, Л2.2
13.2. Падение крепостного права на Алтае. Причины и подготовка реформы 1861 г. Общественно-политическая жизнь Алтая второй половины XIX - начала XX в. Сам. работа 2 6 ОК-2, ОК-6 Л1.1, Л2.2
Раздел 14. 14. Великая Октябрьская социалистическая революция и установление советской власти на Алтае.
14.1. Великая Октябрьская социалистическая революция и установление советской власти на Алтае. Лекции 2 2 ОК-2, ОК-6 Л2.3, Л1.1, Л2.2
14.2. Великая Октябрьская социалистическая революция и установление советской власти на Алтае. Сам. работа 2 8 ОК-2, ОК-6 Л2.3, Л1.1, Л2.2
Раздел 15. 15. Алтай в советские 1926 - 1937 годы. Годы Великой Отечественной войны 1941-1945.
15.1. Алтай в советские 1926 - 1937 годы. Годы Великой Отечественной войны 1941-1945. Лекции 2 2 ОК-2, ОК-6 Л1.1, Л2.2
15.2. Алтай в советские 1926 - 1937 годы. Годы Великой Отечественной войны 1941-1945. Сам. работа 2 8 ОК-2, ОК-6 Л1.1, Л2.2
Раздел 16. 16. Культура Алтая второй половины XIX - начала XX в: литературная жизнь, фольклорное наследие, образование.
16.1. Культура Алтая второй половины XIX - начала XX в: литературная жизнь, фольклорное наследие, образование. Лекции 2 2 ОК-2, ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
16.2. Культура Алтая второй половины XIX - начала XX в: литературная жизнь, фольклорное наследие, образование. Практические 2 10 ОК-2, ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
16.3. Культура Алтая второй половины XIX - начала XX в: литературная жизнь, фольклорное наследие, образование. Сам. работа 2 10 ОК-2, ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 17. 17. Достопримечательности Алтайского края и Республики Алтай
17.1. Достопримечательности Алтайского края и Республики Алтай Лекции 2 2 ОК-2, ОК-6 Л2.3, Л1.1, Л2.2
17.2. Достопримечательности Алтайского края и Республики Алтай Практические 2 10 ОК-2, ОК-6 Л2.3, Л1.1, Л2.2
17.3. Достопримечательности Алтайского края и Республики Алтай Сам. работа 2 12 ОК-2, ОК-6 Л2.3, Л1.1, Л2.2
17.4. Экзамен 2 27 ОК-2, ОК-6 Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к зачету:
1. Предмет, сущность и значение краеведения.
2. Объекты краеведения.
3. Источники краеведения.
4. Формы организации краеведческой работы.
5. Природа как объект краеведческой деятельности.
6. Население и экономика края как объект краеведческой деятельности.
7. История и искусство края как объект краеведческой деятельности.
8. Краеведческая библиография. Печатные, статистические, картографические, ар-хивные, устные источники.
9. Экспедиции 18 – первой половины 19 веков
10. Второй этап в исследованиях Алтая конец 19 века – 1917 год.
11. Географическое положение и границы Русского Алтая.
12. История развития Алтайских гор.
13. История развития равнинной части Алтая.
14. Горные области Алтая.
15. Равнинная часть Алтая.
16. Климат равнинной части Алтая.
17. Климат Горного Алтая.
18. Реки Алтая. Типы водного режима рек.
19. Озера. Классификация озерных котловин по происхождению.
20. Современное оледенение Алтая.
21. Подземные воды.
22. Особенности флоры Алтая.
23. Растительность Алтайского края.
24. Высотная поясность на Алтае.
25. Охрана растительного мира Алтая.
26. Общая характеристика фауны.
27. Класс млекопитающие.
28. Общая характеристика класса птицы.
29. Необходимость охраны животного мира Алтая.
30. ООПТ Алтайского края и Республики Алтай: количество, состав, основные осо-бенности.
Вопросы к экзамену:
1. Предмет, сущность и значение краеведения.
2. Объекты краеведения.
3. Источники краеведения.
4. Формы организации краеведческой работы.
5. Природа как объект краеведческой деятельности.
6. Население и экономика края как объект краеведческой деятельности.
7. История и искусство края как объект краеведческой деятельности.
8. Краеведческая библиография. Печатные, статистические, картографические, архив-ные, устные источники.
9. Экспедиции 18 – первой половины 19 веков
10. Второй этап в исследованиях Алтая конец 19 века – 1917 год.
11. Географическое положение и границы Русского Алтая.
12. История развития Алтайских гор.
13. История развития равнинной части Алтая.
14. Горные области Алтая.
15. Равнинная часть Алтая.
16. Климат равнинной части Алтая.
17. Климат Горного Алтая.
18. Реки Алтая. Типы водного режима рек.
19. Озера. Классификация озерных котловин по происхождению.
20. Современное оледенение Алтая.
21. Подземные воды.
22. Особенности флоры Алтая.
23. Растительность Алтайского края.
24. Высотная поясность на Алтае.
25. Охрана растительного мира Алтая.
26. Общая характеристика фауны.
27. Класс млекопитающие.
28. Общая характеристика класса птицы.
29. Необходимость охраны животного мира Алтая.
30. ООПТ Алтайского края и Республики Алтай: количество, состав, основные особенно-сти.
31. История заселения Алтайского края.
32. Динамика демографических показателей по итогам переписи.
33. Брачная структура населения. Разводы.
34. Половозрастная структура населения.
35. Национальный состав населения.
36. Присоединение Алтая к Русскому государству.
37. Строительство русских опорных пунктов: Бикатунский острог, Белоярская, Бийская крепости, Ануйская, Катунская, Усть-Каменогорская крепости.
38. Духовная культура населения Алтая в дорусский период: эпические произведения, культ гор, шаманизм, «желтая вера» - ламаизм, староверы.
39. Развитие горнозаводской промышленности на Алтае.
40. Экологические и экономические проблемы горнозаводского производства.
41. Жизнь людей на Алтае: мастеровые, вспомогательные рабочие, «урочники», «ино-родцы», приписные крестьяне, свободные сословия.
42. Этнические группы алтайцев. Южные и северные алтайцы.
43. Просвещение: школы горные и заводские, горное училище, подготовка медиков, от-крытие технической библиотеки.
44. Развития науки на Алтае
45. Освобождение мастеровых и приписных крестьян.
46. Сельское хозяйство Алтая во второй половине XIX - начале XX в.
47. Кризис кабинетской промышленности.
48. Тема XIV. Великая Октябрьская социалистическая революция и установление совет-ской власти на Алтае.
49. Алтай накануне Октябрьской революции.
50. Гражданская война на Алтае 1918-1920 годы.
51. Алтай в период восстановления народного хозяйства 1921-1925 гг.
52. Алтай накануне и в годы Великой Отечественной войны.
53. Перестройка жизни края в условиях военного времени.
54. Развитие промышленности и сельского хозяйства в послевоенное время. Освоение целины.
55. Культура Алтая второй половины XIX - начала XX в. Просвещение и наука, худо-жественная жизнь Алтая.
56. Природные и историко-культурные достопримечательности Алтайского края.
57. Природные и историко-культурные достопримечательности Республики Алтай.
58. Чуйский тракт как историко-культурный памятник.
59. Историко-культурные достопримечательности городов Алтая.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
План туристско-краеведческой характеристики
1. Природно-географическая характеристика:
а) географическое положение и границы объекты;
б) рельеф;
в) климат;
г) гидрологическая сеть;
д) растительный и животный мир;
е) наличие особо охраняемых объектов.
2. Административно-территориальное положение и характеристика хозяйственно-го развития
а) административный статус и площадь;
б) население и его демографические характеристики (численность, половозрастная структура, национальный состав);
в) основные отрасли экономики, хозяйственный профиль;
г) виды транспорта;
д) хозяйственное взаимодействие с другими регионами.
3. Историко-культурная характеристика
а) дата и условия возникновения объекта на территории края;
б) основные этапы формирования территории (в т.ч. административно-территориальные изменения);
в) важнейшие события и даты в жизни территории;
г) знаменитые личности;
д) объекты историко-культурного наследия (в т.ч. мирового, федерального, региональ-ного значения);
е) объекты социокультурной инфраструктуры (культовые сооружения, музеи, театры и т.д.);
ж) традиции (перечисление традиционных мероприятий с указанием места и времени, а также характеристика нескольких наиболее интересных);
з) народное творчество или традиционная культура (жилище, одежда, украшения, пища, утварь, народные музыкальные инструменты, говоры и диалекты, фольклор, типы хозяй-ствования, обряды и праздники).
4. Туристская характеристика
а) транспортная доступность, расположение на существующем туристском маршруте;
б) наличие объектов туристской инфраструктуры (объекты питания, размещения);
в) туристские достопримечательности;
г) событийный календарь (наиболее известные события);
д) наличие бренда территории и сувенирной продукции.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ю. В. Козырева, Н. В. Рыгалова География Алтайского края: учебное пособие для студентов географического факультета Изд-во Алт. ун-та, 2014. elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 авт.-сост. С.П. Грушин, И.И. Назаров Историко-культурное наследие Алтая: учеб.-метод. комплекс для студентов бакалавриата Изд-во АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
Л2.2 И. Н. Ротанова, Н. Ф. Харламова Туристско-рекреационный комплекс Алтайского региона: организация и информационно-картографическое обеспечение: монография Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.3 Праздникова Н.Н., Отто О.В., Мардасова М.В. Население Алтайского края: учебное пособие АлтГУ, 2006 г.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в moodle "Туристское краеведение" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
В компьютерном классе должны быть установлены средства MS Office _; Word, Excel, PowerPoint, Internet и др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Портал "Весь Алтай" - http://altlib.ru/
Электронные ресурсы Алтая - http://elib.altlib.ru/elektronnaya-biblioteka/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
501М лаборатория технологий туристско-рекреационного проектирования и освоения территорий - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; карты - 14 шт.
401М кабинет топографии и геодезии, лаборатория ландшафтного проектирования – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка DA-LITE - 1 единица; карта СФО настенная, настенная карта особо охраняемых природных территорий и объектов, учебно-наглядные пособия

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры. В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.