МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Туристское краеведение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.03. Гостиничное дело
ПрофильГостиничное дело
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz43_03_03_ГД-34-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 179
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 2
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 179 179 179 179
Часы на контроль 13 13 13 13
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.и.н., доц., Кирюшин К.Ю.

Рецензент(ы):
к.г.н., доц., Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Туристское краеведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.03 ГОСТИНИЧНОЕ ДЕЛО (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 04.12.2015 г. № 1432)

составлена на основании учебного плана:
43.03.03 Гостиничное дело
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины «Туристское краеведение» является ознакомление студентов с природой, историей , населением, экономикой, культурой и искусством, туристскими достопримечательностями Алтайского региона; приобщение студентов к научному и всестороннему познанию края.
Основной целью преподавания данной дисциплины является максимальное приближение теоретических знаний по краеведению к содержанию туристско-краеведческой работы.

Задачами изучения дисциплины «Туристское краеведение» являются: изучение природы Алтайского региона, истории Алтая от древнейших времен до современного периода, характеристика населения Алтайского края и Республики Алтай, общая характеристика экономики Алтайского региона, характеристика истории исследования Алтая, наиболее известными деятелями науки и искусства, знакомство с наиболее популярными туристскими маршрутами и достопримечательностями Алтайского края и Республики Алтай.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Уровень 1: исторические этапы развития истории страны и региона;
Уровень 2: основные понятии, методы, функции и задачи туристского краеведения;
Уровень 3: основные природные и культурно-исторические памятники региона и возможность их использования в туризме.



3.2.Уметь:
3.2.1.Уровень 1: анализировать и применять полученные знания о регионе для понимания основных тенденций и перспектив развития туризма на данной территории;
Уровень 2: составить туристско-краеведческую характеристику региона;
Уровень 3: разработать туристский маршрут по достопримечательностям региона.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Уровень 1: навыками самостоятельного поиска литературы по основным сферам жизни региона и методами работы с научной, учебной и периодической литературой;
Уровень 2: знаниями о современном состоянии развития туризма в регионе;
Уровень 3: практическими навыками по применению краеведческих знаний в туристской деятельности .


4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Теоретические основы краеведения. Объекты и источники краеведения
1.1. Теоретические основы краеведения. Объекты и источники краеведения Сам. работа 2 8 ОК-2, ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Теоретические основы краеведения. Объекты и источники краеведения Лекции 2 2 ОК-2, ОК-6 Л1.1, Л2.2
Раздел 2. 2. История исследования Алтая
2.1. История исследования Алтая Сам. работа 2 6 ОК-2, ОК-6 Л1.1, Л2.2
Раздел 3. 3. Географическое положение и рельеф Алтайского региона
3.1. Географическое положение и рельеф Алтайского региона Лекции 2 2 ОК-2, ОК-6 Л1.1, Л2.2
3.2. Географическое положение и рельеф Алтайского региона Практические 2 6 ОК-2, ОК-6 Л1.1, Л2.2
3.3. Географическое положение и рельеф Алтайского региона Сам. работа 2 10 ОК-2, ОК-6 Л1.1, Л2.2
3.4. История исследования Алтая Сам. работа 2 10 ОК-2, ОК-6 Л1.1, Л2.2
Раздел 4. 4. Климат равнинной части Алтайского края и Горного Алтая
4.1. Климат равнинной части Алтайского края и Горного Алтая Сам. работа 2 10 ОК-2, ОК-6 Л1.1, Л2.2
Раздел 5. 5. Гидрологическая сеть Алтайского региона
5.1. Гидрологическая сеть Алтайского региона Сам. работа 2 10 ОК-2, ОК-6 Л1.1, Л2.2
5.2. Гидрологическая сеть Алтайского региона Практические 2 6 ОК-2, ОК-6 Л1.1, Л2.2
Раздел 6. 6. Растительный мир Алтая
6.1. Растительный мир Алтая Лекции 2 2 ОК-2, ОК-6 Л1.1, Л2.2
6.2. Растительный мир Алтая Сам. работа 2 10 ОК-2, ОК-6 Л1.1, Л2.2
Раздел 7. 7. Животный мир Алтая
7.1. Животный мир Алтая Сам. работа 2 10 ОК-2, ОК-6 Л1.1, Л2.2
7.2. Растительный мир Алтая. Животный мир Алтая Сам. работа 2 2 ОК-2, ОК-6 Л1.1, Л2.2
7.3. Зачет 2 4 ОК-2, ОК-6 Л1.1, Л2.2
Раздел 8. 8.Присоединение Алтая к русскому государству. Алтай в XVII -XVIII вв. Заселение и хозяйственное освоение
8.1. Присоединение Алтая к русскому государству. Алтай в XVII -XVIII вв. Заселение и хозяйственное освоение Сам. работа 2 8 ОК-2, ОК-6 Л1.1, Л2.2
8.2. Присоединение Алтая к русскому государству. Алтай в XVII -XVIII вв. Заселение и хозяйственное освоение Практические 2 2 ОК-2, ОК-6 Л1.1, Л2.2
Раздел 9. 9. Население Алтайского края и Республики Алтай
9.1. Население Алтайского края и Республики Алтай Лекции 2 2 ОК-2, ОК-6 Л2.3, Л1.1, Л2.2
9.2. Население Алтайского края и Республики Алтай Практические 2 2 ОК-2, ОК-6 Л2.3, Л1.1, Л2.2
9.3. Население Алтайского края и Республики Алтай Сам. работа 2 12 ОК-2, ОК-6 Л2.3, Л1.1, Л2.2
Раздел 10. 10. Начало горнозаводской промышленности на Алтае. Превращение Алтая в собственность русских царей: развитие горнозаводского производства
10.1. Начало горнозаводской промышленности на Алтае. Превращение Алтая в собственность русских царей: развитие горнозаводского производства Сам. работа 2 12 ОК-2, ОК-6 Л1.1, Л2.2
Раздел 11. 11. Алтайский горный округ в первой половине XIX. Население округа и повинности. Горнозаводская промышленность в первой половине XIX в. Сельское хозяйство в первой половине XIX
11.1. Алтайский горный округ в первой половине XIX. Население округа и повинности. Горнозаводская промышленность в первой половине XIX в. Сельское хозяйство в первой половине XIX Сам. работа 2 10 ОК-2, ОК-6 Л1.1, Л2.2
Раздел 12. 12. Алтайцы и культура Алтая во второй половине XVIII - в первой половине XIX в. Города Алтая во второй половине XVIII - в первой половине XIX в
12.1. Алтайцы и культура Алтая во второй половине XVIII - в первой половине XIX в. Города Алтая во второй половине XVIII - в первой половине XIX в Сам. работа 2 12 ОК-2, ОК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 13. 13. Падение крепостного права на Алтае. Причины и подготовка реформы 1861 г. Общественно-политическая жизнь Алтая второй половины XIX - начала XX в.
13.1. Падение крепостного права на Алтае. Причины и подготовка реформы 1861 г. Общественно-политическая жизнь Алтая второй половины XIX - начала XX в. Сам. работа 2 8 ОК-2, ОК-6 Л1.1, Л2.2
Раздел 14. 14. Великая Октябрьская социалистическая революция и установление советской власти на Алтае.
14.1. Великая Октябрьская социалистическая революция и установление советской власти на Алтае. Сам. работа 2 12 ОК-2, ОК-6 Л1.1, Л2.2
Раздел 15. 15. Алтай в советские 1926 - 1937 годы. Годы Великой Отечественной войны 1941-1945.
15.1. Алтай в советские 1926 - 1937 годы. Годы Великой Отечественной войны 1941-1945. Сам. работа 2 12 ОК-2, ОК-6 Л1.1, Л2.2
Раздел 16. 16. Культура Алтая второй половины XIX - начала XX в: литературная жизнь, фольклорное наследие, образование.
16.1. Культура Алтая второй половины XIX - начала XX в: литературная жизнь, фольклорное наследие, образование. Сам. работа 2 10 ОК-2, ОК-6 Л1.1, Л2.2
Раздел 17. 17. Достопримечательности Алтайского края и Республики Алтай
17.1. Достопримечательности Алтайского края и Республики Алтай Сам. работа 2 7 ОК-2, ОК-6 Л1.1, Л2.2
17.2. Экзамен 2 9 ОК-2, ОК-6 Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Примерные вопросы для промежуточной аттестации (зачета)
по дисциплине «Туристское краеведение»
1. Предмет, сущность и значение краеведения.
2. Объекты краеведения.
3. Источники краеведения.
4. Формы организации краеведческой работы.
5. Природа как объект краеведческой деятельности.
6. Население и экономика края как объект краеведческой деятельности.
7. История и искусство края как объект краеведческой деятельности.
8. Краеведческая библиография. Печатные, статистические, картогра-фические, архивные, устные источники.
9. Экспедиции 18 – первой половины 19 веков
10. Второй этап в исследованиях Алтая конец 19 века – 1917 год.
11. Географическое положение и границы Русского Алтая.
12. История развития Алтайских гор.
13. История развития равнинной части Алтая.
14. Горные области Алтая.
15. Равнинная часть Алтая.
16. Климат равнинной части Алтая.
17. Климат Горного Алтая.
18. Реки Алтая. Типы водного режима рек.
19. Озера. Классификация озерных котловин по происхождению.
20. Современное оледенение Алтая.
21. Подземные воды.
22. Особенности флоры Алтая.
23. Растительность Алтайского края.
24. Высотная поясность на Алтае.
25. Охрана растительного мира Алтая.
26. Общая характеристика фауны.
27. Класс млекопитающие.
28. Общая характеристика класса птицы.
29. Необходимость охраны животного мира Алтая.
30. ООПТ Алтайского края и Республики Алтай: количество, состав, основные особенности.

Примерные вопросы для итоговой аттестации (экзамена)
по дисциплине «Туристское краеведение»
1. Предмет, сущность и значение краеведения.
2. Объекты краеведения.
3. Источники краеведения.
4. Формы организации краеведческой работы.
5. Природа как объект краеведческой деятельности.
6. Население и экономика края как объект краеведческой деятельности.
7. История и искусство края как объект краеведческой деятельности.
8. Краеведческая библиография. Печатные, статистические, картографиче-ские, архивные, устные источники.
9. Экспедиции 18 – первой половины 19 веков
10. Второй этап в исследованиях Алтая конец 19 века – 1917 год.
11. Географическое положение и границы Русского Алтая.
12. История развития Алтайских гор.
13. История развития равнинной части Алтая.
14. Горные области Алтая.
15. Равнинная часть Алтая.
16. Климат равнинной части Алтая.
17. Климат Горного Алтая.
18. Реки Алтая. Типы водного режима рек.
19. Озера. Классификация озерных котловин по происхождению.
20. Современное оледенение Алтая.
21. Подземные воды.
22. Особенности флоры Алтая.
23. Растительность Алтайского края.
24. Высотная поясность на Алтае.
25. Охрана растительного мира Алтая.
26. Общая характеристика фауны.
27. Класс млекопитающие.
28. Общая характеристика класса птицы.
29. Необходимость охраны животного мира Алтая.
30. ООПТ Алтайского края и Республики Алтай: количество, состав, основные особенности.
31. История заселения Алтайского края.
32. Динамика демографических показателей по итогам переписи.
33. Брачная структура населения. Разводы.
34. Половозрастная структура населения.
35. Национальный состав населения.
36. Присоединение Алтая к Русскому государству.
37. Строительство русских опорных пунктов: Бикатунский острог, Белоярская, Бийская крепости, Ануйская, Катунская, Усть-Каменогорская крепости.
38. Духовная культура населения Алтая в дорусский период: эпические произведения, культ гор, шаманизм, «желтая вера» - ламаизм, староверы.
39. Развитие горнозаводской промышленности на Алтае.
40. Экологические и экономические проблемы горнозаводского производства.
41. Жизнь людей на Алтае: мастеровые, вспомогательные рабочие, «урочники», «инородцы», приписные крестьяне, свободные сословия.
42. Этнические группы алтайцев. Южные и северные алтайцы.
43. Просвещение: школы горные и заводские, горное училище, подготовка медиков, открытие технической библиотеки.
44. Развития науки на Алтае
45. Освобождение мастеровых и приписных крестьян.
46. Сельское хозяйство Алтая во второй половине XIX - начале XX в.
47. Кризис кабинетской промышленности.
48. Тема XIV. Великая Октябрьская социалистическая революция и установление советской власти на Алтае.
49. Алтай накануне Октябрьской революции.
50. Гражданская война на Алтае 1918-1920 годы.
51. Алтай в период восстановления народного хозяйства 1921-1925 гг.
52. Алтай накануне и в годы Великой Отечественной войны.
53. Перестройка жизни края в условиях военного времени.
54. Развитие промышленности и сельского хозяйства в послевоенное время. Освоение целины.
55. Культура Алтая второй половины XIX - начала XX в. Просвещение и наука, художественная жизнь Алтая.
56. Природные и историко-культурные достопримечательности Алтайского края.
57. Природные и историко-культурные достопримечательности Республики Алтай.
58. Чуйский тракт как историко-культурный памятник.
59. Историко-культурные достопримечательности городов Алтая.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Комплект примерных заданий для контрольных тестов
по дисциплине «Туристское краеведение»

Контрольный тест № 1

1. Рудные месторождения были открыты на Алтае в 1717 г.:
а) Кузьмой Фроловым и Иваном Ползуновым;
б) Матвеем Кудрявцевым и братьями Кабановыми;
в) Степаном Костылевым и Федором Комаром.
2. Строительство Барнаульского медеплавильного завода было начато в :
а) 1740;
б) 1739;
в) 1730.
3. Барнаульский завод начал действовать:
а) 5 июля 1744 г.;
б) 29 сентября 1739 г.;
в) 20 мая 1746 г.
4. Целью комиссии А. Беэра, приехавшей на Барнаульский завод в 1745 г., было:
а) разрешить А. Демидову официально плавить серебро на Алтае;
б) заставить Демидова поделиться незаконно выплавляемым серебром с императорской семьей;
в) сделать пробные выплавки меди, свинца и серебра и отправить образцы в Петербург, а также посчитать, во сколько обходиться их выплавка.
5. Алтайские владения А. Демидова отошли в собственность императора и отданы в ведение Кабинета по указу:
а) 8 апреля 1750 г.;
б) 1 мая 1747 г.;
в) 20 января 1749 г.
6. Первым начальником Колывано-Воскресенских заводов был назначен:
а) А.В. Беэр;
б) А.И. Порошин;
в) А.А. Ирман.
7. Барнаул становится горным городом в:
а) 1760 - е гг.;
б) 1780 - е гг.
в) 1770 - е гг.
8. Во второй половине XVIII в. основными категориями населения Барнаульского завода были………………(посадские, цеховые, купцы, разночинцы, раскольники, приказные и заво-дские служители, горные офицеры, мастеровые и работные люди, военные).
9. Застройка Барнаула, как промышленного поселка, предполагала существование трех свя-занных друг с другом районов:
а) плотина, заводская территория, сенной базар;
б) заводская территория, крепость, слобода;
в) военные склады, посад, дома администрации.
10. Знаменитым изобретением И.И. Ползунова, жившего в Барнауле во второй половине XVIII в., является:
а) русский булат;
б) универсальный пароатмосферный двигатель непрерывного действия;
в) чугунно - рельсовая дорога.
Контрольный тест № 2
1. После Февральской революции в центре страны и на окраинах была создана система «двоевластия», которая в Барнауле воплотилась в создании:
а) городской думы и Совета рабочих депутатов;
б) Комитета общественного порядка и Совета рабочих депутатов;
в) городской думы и Барнаульской организации РСДРП.
2. 27 марта 1917 г. произошло важнейшее событие в истории Барнаула:
а) город перестал быть центром кабинетских владений;
б) были произведены выборы в земские учреждения;
в) город стал центром Алтайской губернии.
3. Последний крупный пожар в дореволюционной России произошел в 1917 г. в Барнауле:
а) 17 июня; б) 5 апреля; в) 2 мая.
4. Окончательному установлению советской власти в Барнауле в конце 1917 г. помеша-ли:
а) недовольства крестьян и горожан;
б) отказ органов городского самоуправления передать власть в руки Советов;
в) «колчаковский» переворот и установление режима военной диктатуры.
5. Политика «военного коммунизма» в Барнауле проявилась:
а) в свертывании товарно-денежных отношений;
б) в закрытии многих промышленных заведений
в) в закрытии промышленных заведений, свертывании товарно-денежных отношений, введении всеобщей трудовой повинности, распределении продуктов по карточкам.
6. В период проведения новой экономической политики в Барнауле был открыт ряд но-вых промышленных предприятий, таких как… (назовите не менее 3).
7. Верно ли утверждение, что «Сад-город» и «Соцгородок» - это название одной и той современной городской территории «Жилплощадки»:
а) нет, так назывались совершенно разные районы города;
б) да, но «Соцгородок» появился позже «Сад-города»;
в) да, но «Сад-город» стал располагаться там после «Соцгородка».
8. На месте «Сквера павших бойцов», созданного в начале 1920-х гг. сейчас находится:
а) памятник С.М. Кирову;
б) Вечный огонь;
в) памятник жертвам гражданской войны.
9. В разгар сталинских репрессий Барнаул становится столицей Алтайского края:
а) 5 марта 1936 г.;
б) 17 июля 1935 г.;
в) 28 сентября 1937 г.
10. Автором Генерального плана Барнаула…г. стал…(назовите год и фамилию автора).

Контрольный тест № 3

1. Развитие промышленности в Барнауле в 1950 - 1960-е гг. было отмечено:
а) строительством новых предприятий и появлением новых отраслей;
б) в основном развитием уже имеющихся предприятий;
в) кризисом и падением производства.
2. В послевоенный период в городе появилось много новых предприятий. Соотнесите дату строительства и название некоторых из них:
а) ГРО 1) 1955;
б) АМЗ 2) 1947;
в) «Химволокно» 3) 1953;
г) ХБК 4) 1955.
3. Освоение целинных и залежных земель на Алтае началось в:
а) 1950 г.;
2) 1954 г.;
3) 1564 г.
4. Перечислите все виды городского транспорта (не менее 7).
5. Если бы Вы захотели получить среднее специальное образование, то поступили бы в:
а) ПТУ № 37;
б) Барнаульский строительный колледж;
в) Барнаульский государственный педагогический университет.
6. В годы Великой Отечественной войны в Барнауле появились 2 ВУЗа:
а) аграрный и технический университеты;
б) АГУ и институт искусств и культуры;
в) медицинский и педагогический университеты.
7. Алтайский краевой театр драмы носит имя:
а) И.И. Ползунова;
б) В.Я. Шишкова;
в) В.М. Шукшина.
8. В 1971 г. в Барнауле произошло открытие широкоформатного кинотеатра, кото-рым стал:
а) «Пионер»;
б) «Мир»;
в) «Спутник».
9. Барнаульский планетарий находится в бывшем здании:
а) Кресто-Воздвиженской церкви;
б) Покровской церкви;
б) Одигитриевской церкви.
10. Важнейшими задачами генерального плана 1950 г. стали:
а) увеличение плотности и этажности городской застройки;
б) реконструкция центральной части города;
в) соединение промышленных предприятий и жилых массивов в северной части города;
г) все вышеперечисленное.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
При оценке устных ответов студентов по дисциплине «Туристское краеведение» учитываются следующие критерии:
• Знание основных процессов изучаемой предметной области, глубина и полнота раскрытия вопроса.
• Владение терминологическим аппаратом и использование его при ответе.
• Умение объяснить сущность явлений и процессов, приводить примеры, делать выводы и обобщения, давать аргументированные объяснения.
• Владение монологической речью, логичность и последовательность ответа, умение четко отвечать на поставленные вопросы, выражать свое мнение по обсуждаемой проблеме.


Отметкой "ОТЛИЧНО" оценивается ответ, в котором отражены прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, глубина и полнота раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные объяснения, приводить примеры; свободное владение монологической речью, самостоятельность (без наводящих вопросов), логичность и последовательность изложения.
Отметкой "ХОРОШО" оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, глубину и полноту раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные объяснения, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность изложения. Допускается одна - две неточности в ответе, которые устраняются при наводящих вопросах преподавателя.
Отметкой "УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" оценивается ответ, свидетельст-вующий в основном о знании процессов и явлений изучаемой предметной области, но отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы; неполным и неточным знанием основных вопросов теории; слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры; недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, которые студент способен устранить под руководством преподавателя.
Отметкой "НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" оценивается ответ, обнаружи-вающий существенные пробелы в знаниях процессов и явлений изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы; принципиальными ошибками в изложении основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов; неумением давать аргументированные объяснения, применять полученные знания в своей профессиональной и повседневной деятельности, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности; а также ответ, который не соответствует вопросу экзаменационного билета.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ю. В. Козырева, Н. В. Рыгалова География Алтайского края: учебное пособие для студентов географического факультета Изд-во Алт. ун-та, 2014. elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 авт.-сост. С.П. Грушин, И.И. Назаров Историко-культурное наследие Алтая: учеб.-метод. комплекс для студентов бакалавриата Изд-во АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
Л2.2 И. Н. Ротанова, Н. Ф. Харламова Туристско-рекреационный комплекс Алтайского региона: организация и информационно-картографическое обеспечение: монография Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.3 Праздникова Н.Н., Отто О.В., Мардасова М.В. Население Алтайского края: учебное пособие АлтГУ, 2006 г.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Курс в Moodle "Туристское краеведение (для заочников. часть 1)" portal.edu.asu.ru
Э3 Курс в Moodle "Туристское краеведение (для заочников. часть 2)" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
В компьютерном классе должны быть установлены средства MS Office _; Word, Excel, PowerPoint, Internet и др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Портал "Весь Алтай" - http://altlib.ru/
Электронные ресурсы Алтая - http://elib.altlib.ru/elektronnaya-biblioteka/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.