МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Туристское регионоведение России
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильТехнологии и организация внутреннего и международного туризма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_03_02_Т-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 54 54 54 54
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Туристское регионоведение России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 43.03.01 "Сервис" (квалификация (степень) "бакалвр"). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 октября 2015 года № 1169

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин Александр Германович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – "Туристское регионоведение России" является формирование знаний о развитии туризма в основных регионах России, формирование понятия региона, ключевых факторов регионализма, характеристика культурно-исторических регионов России.Для успешного изучения дисциплины необходимо осуществить следующие задачи:
1.Ознакомится с различными подходами в определении понятия «регион» в отечественной науке
2.Получить представление о главных факторах регионализма в России и мире и рассматривать регион, как природную и социально-экономическую систему
3.Получить представление об основах региональной политики в сфере туризма в России;
4.Изучить основные туристские регионы России их потенциал и современное состояние развития туризма и инфраструктуры

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2: способностью использовать основы экономических знаний при оценке эффективности результатов деятельности в различных сферах
ОПК-1: способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности, использовать различные источники информации по объекту туристского продукта
ПК-8: готовностью к применению прикладных методов исследовательской деятельности в туризме
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о развитии туризма в каждом природном и социально-экономическом регионе России.
3.2.Уметь:
3.2.1.- понятие «регион», а также типы региона, иерархическая структура региона;
- ориентироваться в основных факторах регионализма;
- природные и социально-экономические регионы России, как основу туристических регионов;
- понятие «региональная политика», основы региональной политики в сфере туризма;

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.использования знаний в профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Регионоведение как учебная дисциплина. Регионализация в современном мире и России.
1.1. Регионоведение как учебная дисциплина. Регионализация в современном мире и России. Лекции 4 4 ОК-2, ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.2. Регионоведение как учебная дисциплина. Регионализация в современном мире и России. Сам. работа 4 4 ОК-2, ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.3. Понятие туристского региона Практические 4 6 ОК-2, ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.4. Понятие туристского региона Сам. работа 4 4 ОК-2, ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.5. Районирование в туризме Сам. работа 4 4 ОК-2, ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.6. Районирование в туризме Лекции 4 4 ОК-2, ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.7. Регионообразующие факторы в туризме Практические 4 6 ОК-2, ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.8. Регионообразующие факторы в туризме Сам. работа 4 4 ОК-2, ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.9. Региональная политика, развитие и туризм Сам. работа 4 4 ОК-2, ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.10. Природные предпосылки формирования регионального туризма в России Практические 4 6 ОК-2, ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.11. Природные предпосылки формирования регионального туризма в России Сам. работа 4 4 ОК-2, ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.12. Культурно-исторические и социальные предпосылки формирования регионального туризма в России Лекции 4 4 ОК-2, ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.13. Культурно-исторические и социальные предпосылки формирования регионального туризма в России Практические 4 6 ОК-2, ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.14. Культурно-исторические и социальные предпосылки формирования регионального туризма в России Сам. работа 4 6 ОК-2, ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.15. Основные виды туризма и рекреации в России Лекции 4 6 ОК-2, ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.16. Основные виды туризма и рекреации в России Практические 4 6 ОК-2, ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.17. Основные виды туризма и рекреации в России Сам. работа 4 6 ОК-2, ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.18. Туристские зоны (регионы) России Практические 4 6 ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.19. Туристские зоны (регионы) России Сам. работа 4 18 ОК-2, ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ
1. Регионоведение как учебная дисциплина. Регионализация в современном мире и России.
2. Понятие туристского региона
3. Районирование в туризме
4. Регионообразующие факторы в туризме. Этапы формирования туристских регионов.
5. Региональная политика, развитие и туризм
6. Природные предпосылки формирования регионального туризма в России: Рельеф и тектонические особенности строения территории.
7. Природные предпосылки формирования регионального туризма в России: Климатические особенности России
8. Природные предпосылки формирования регионального туризма в России: Внутренние воды
9. Природные предпосылки формирования регионального туризма в России: Биогенные компоненты природы (животный и растительный мир)
10.Природные предпосылки формирования регионального туризма в России: Природные зоны и высотные пояса России.
11.Природные предпосылки формирования регионального туризма в России: Физико-географическое районирование
12.Культурно-исторические и социальные предпосылки формирования регионального туризма в России: Демографические характеристики населения
13.Культурно-исторические и социальные предпосылки формирования регионального туризма в России: Этно-конфессиональный состав населения.
14.Культурно-исторические и социальные предпосылки формирования регионального туризма в России: Культурно-исторические памятники.
15.Культурно-исторические и социальные предпосылки формирования регионального туризма в России: Народные промыслы России. Музеи России.
16.Основные виды туризма и рекреации в России: Экологический и сельский туризм.
17.Основные виды туризма и рекреации в России: Спортивный и экстремальный туризм.
18.Основные виды туризма и рекреации в России: Культурно-познавательный туризм.
19.Основные виды туризма и рекреации в России: Бальнеология.
20.Основные виды туризма и рекреации в России: Социальный туризм.
21.Основные виды туризма и рекреации в России: Бизнес-туризм.
22.Основные виды туризма и рекреации в России: Морские и речные круизы
23.Характеристик рекреационных зон (регионов) и районов России: Москва и Московская область
24.Характеристик рекреационных зон (регионов) и районов России: Северо-Запад России (Санкт-Петербург и Ленинградская, Псковская и Новгородская области).
25.Характеристик рекреационных зон (регионов) и районов России: Балтийское побережье (Калининградская область)
26.Характеристик рекреационных зон (регионов) и районов России: "Золотое кольцо России" (Владимирская, Ярославская, Ивановская, Костромская и Тверская области)
27.Характеристик рекреационных зон (регионов) и районов России: Поволжье (Нижегородская, Астраханская, Волгоградская, Самарская, Ульяновская области, Республики Чувашия и Татарстан).
28.Характеристик рекреационных зон (регионов) и районов России: Орловская и Смоленская области
29.Характеристик рекреационных зон (регионов) и районов России: Свердловская и Тюменская области
30.Характеристик рекреационных зон (регионов) и районов России: Европейский Север России (Архангельская, Мурманская области, Республика Карелия)
31.Характеристик рекреационных зон (регионов) и районов России: Азово-Черноморское побережье (Краснодарский край, Республика Адыгея, Ростовская область)
32.Характеристик рекреационных зон (регионов) и районов России: Республика Кабардино-Балкария
33.Характеристик рекреационных зон (регионов) и районов России: Республика Карачаево-Черкессия
34.Характеристик рекреационных зон (регионов) и районов России: Кавказские Минеральные воды (Ставропольский край)
35.Характеристик рекреационных зон (регионов) и районов России: Алтай (Алтайский край и Республика Алтай)
36.Характеристик рекреационных зон (регионов) и районов России: Кемеровская область
37.Характеристик рекреационных зон (регионов) и районов России: Красноярский край
38.Характеристик рекреационных зон (регионов) и районов России: Республика Тыва
39.Характеристик рекреационных зон (регионов) и районов России: Республика Хакасия
40.Характеристик рекреационных зон (регионов) и районов России: Республика Бурятия и Иркутская область
41.Характеристик рекреационных зон (регионов) и районов России: Приморский край
42.Характеристик рекреационных зон (регионов) и районов России: Камчатская область
43.Характеристик рекреационных зон (регионов) и районов России: Республика Саха (Якутия)
44.Характеристик рекреационных зон (регионов) и районов России: Сахалинская область
45.Характеристик рекреационных зон (регионов) и районов России: Магаданская область
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы для докладов и рефератов:
1. Понятие туристского региона
2. Районирование в туризме
3. Регионообразующие факторы в туризме. Этапы формирования туристских регионов.
4. Региональная политика, развитие и туризм
5. Природные предпосылки формирования регионального туризма в России: Природные зоны и высотные пояса России.
6. Природные предпосылки формирования регионального туризма в России: Физико-географическое районирование
7. Культурно-исторические и социальные предпосылки формирования регионального туризма в России: Демографические и этно-конфессиональные населения России
8. Культурно-исторические и социальные предпосылки формирования регионального туризма в России: Народные промыслы России. Музеи России.
9. Основные виды туризма и рекреации в России: Экологический и сельский туризм.
10.Основные виды туризма и рекреации в России: Спортивный и экстремальный туризм.
11.Основные виды туризма и рекреации в России: Культурно-познавательный туризм.
12.Основные виды туризма и рекреации в России: Бальнеология.
13.Основные виды туризма и рекреации в России: Социальный туризм.
14.Основные виды туризма и рекреации в России: Бизнес-туризм.
15.Основные виды туризма и рекреации в России: Морские и речные круизы

5.3. Фонд оценочных средств
в Приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Александрова А.Ю. География туризма: учеб. для вузов М.: КНОРУС, 2008
Л1.2 Косолапов, А.Б. География российского внутреннего туризма: уч. пособие Кнорус, 2008 г.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Морозова Т. Г. Экономическая география России: учеб. для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2008
Л2.2 Новиков В.С. Инновации в туризме: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2010
Л2.3 Чудновский А.Д., Жукова М.А. Информационные технологии управления в туризме: учеб. пособие М.: КноРус, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Ratanews [ Электронный ресурс] : Еженедельная туристская газета. / Электрон. газета.– М. , 1998 – 2010. – Режим доступа к газете: http://www.ratanews.ru – Загл. с экрана.
Э2 2. Турбизнес[Электронный ресурс]: Ежемесячный туристский журнал/ Электрон.журнал. –М., 1998-2011. - Режим доступа к журналу: http://www.tourbus.ru – Загл. с экрана.
Э3 3. Туризм: практика, проблемы, перспективы[ Электронный ресурс] : Ежемесячный журнал/ Электрон. журнал – М., 1997-2011. Режим доступа к журналу: http://www.tpnews.ru - Загл. с экрана.
Э4 4. Поисковая система: http://www.google.com/
Э5 5. Ежемесячный журнал о путешествиях: http://www.national-geographic.ru/ngm/200811/
Э6 Курс в Moodle "Туристское регионоведение России" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4475
6.3. Перечень программного обеспечения
-Microsoft Office 2007
-Microsoft PowerPoint 2007

Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

Университетская библиотека онлайн: ЭБС. http://www.biblioclub.ru/
Электронно-библиотечная система издательства «Лань» http://e.lanbook.com/
Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ eLIBRARY.RU http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.