МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Туристское ресурсоведение
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.01. Сервис
ПрофильСоциально-культурный сервис и туризм
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz43_03_01_С-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 87
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 87 87 87 87
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Туристское ресурсоведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 43.03.01 "Сервис" (квалификация (степень) "бакалавр"). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 октября 2015 года № 1169

составлена на основании учебного плана:
43.03.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин Александр Германович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения данной дисциплины является формирование у будущих специалистов целостной системы знаний в области туристских ресурсов и их составных частях, ознакомление с различными классификациями туристских ресурсов, основными методами и критериями оценки природных и социально-культурных факторов развития ресурсной базы туризма и туристской деятельности.

Задачами освоения дисциплины являются:
- раскрытие основных положений и определений важнейших понятий, терминов и категорий туристского ресурсоведения;
- выявление системы показателей и критериев количественной и качественной оценки туристского потенциала территорий; - характеристика основных видов туристских ресурсов, а также выделение и изучение их важнейших свойств;
- анализ методов оценки природных, культурно-исторических и социально-экономических ресурсов туризма;
- рассмотрение основных аспектов экологических основ использования и охраны туристских ресурсов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3: готовностью к изучению научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта в сервисной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– теоретические положения, поня-тия, цели и задачи туристского ре-сурсоведения;
– особенности комплексного влия-ния всех компонентов природы на степень благоприятности террито-рии для организации туризма;
– особенности количественной и качественной оценки природных, историко-культурных и социально-экономических ресурсов туризма;
– методы оценки туристского по-тенциала территории;
– особенности современной организации сервисной деятельности;
– основные аспекты охраны ту-ристских ресурсов.
3.2.Уметь:
3.2.1.– работать с различными группами источников: литературой, справочниками, путеводителями, картами, кадастрами, реестрами, статистическими данными;
– собирать и анализировать информацию о рекреационных ресурсах, туристской освоенности и перспектив развития туризма в регионах России и мира;
– оценивать туристский потенциал отдельной территории;
– использовать основные методы и приемы оценки туристских воз-можностей территории в камеральных и экспедиционных условиях;
– применять основные концепции рекреационного ресурсоведения для анализа развития туризма на определенной территории;
- выявлять и оценивать факторы, влияющие на размещение туристских ресурсов;
– характеризовать и проводить комплексную оценку туристских ресурсов отдельных стран и регионов;
– определять и оценивать факторы, влияющие на размещение туристских центров мира;
– анализировать региональные особенности развития туризма и рекреации;
– учитывать взаимодействие окру-жающей среды и туристской индустрией.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– оценки природных, культурно-исторических, социально-экономических ресурсов региона на основании литературы, справочников, путеводителей, карт, кадастров, реестров, статистических данных, экспедиционных исследований.
- оценки туристского потенциала территории;
- разработки туристских маршрутов;
– составления кадастра туристских ресурсов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Туристское ресурсоведение
1.1. Теоретические основы туристского ресурсоведения Лекции 1 1 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.2. Теоретические основы туристского ресурсоведения Практические 1 1 ПК-3 Л2.1
1.3. Туристский потенциал территории Лекции 1 1 ПК-3 Л2.1
1.4. Туристский потенциал территории Практические 1 1 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.5. Методы оценки туристского поетнциала территории Практические 1 1 ПК-3 Л2.1
1.6. Кадастр туристских ресурсов территории Практические 1 1 ПК-3 Л2.1
1.7. Природные ресурсы туризма и методы их оценки Лекции 1 1 ПК-3 Л2.1
1.8. Основные характеристики рельефа. Методы оценки рельефа для развития туризма Практические 1 1 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.9. Основные характеристики рельефа. Методы оценки рельефа для развития туризма Сам. работа 1 2 ПК-3 Л2.1
1.10. Основные характеристики климата. Оценка биоклимата Практические 1 1 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.11. Основные характеристики климата. Оценка биоклимата Сам. работа 1 2 ПК-3 Л2.1
1.12. Водные объекты. Оценка водных объектов для рекреационного и спортивного туризма Практические 1 1 ПК-3 Л2.1
1.13. Водные объекты. Оценка водных объектов для рекреационного и спортивного туризма Сам. работа 1 2 ПК-3 Л2.1
1.14. Биологические ресурсы туризма Практические 1 1 ПК-3 Л2.1
1.15. Биологические ресурсы туризма Сам. работа 1 2 ПК-3 Л2.1
1.16. Гидроминеральные ресурсы и их классификация Лекции 1 1 ПК-3 Л2.1
1.17. Уникальные природные лечебные ресурсы Сам. работа 1 2 ПК-3 Л2.1
1.18. Уникальные природные лечебные ресурсы Практические 1 0 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.19. Историко-культурные ресурсы туризма и методы их оценки Лекции 1 0 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.20. Оценка историко-культурного потенциала Сам. работа 1 4 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.21. Оценка историко-культурного потенциала Практические 1 0 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.22. Памятники всемирного наследия ЮНЕСКО Практические 1 0 ПК-3 Л2.1
1.23. Памятники всемирного наследия ЮНЕСКО Сам. работа 1 2 ПК-3 Л2.1
1.24. Социально-экономические ресурсы туризма Лекции 1 0 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.25. Методы оценки социально-экономических ресурсов туризма Практические 1 0 ПК-3 Л2.1
1.26. Методы оценки социально-экономических ресурсов туризма Сам. работа 1 5 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.27. Территориальная организация туристских ресурсов Лекции 1 0 ПК-3 Л2.1
1.28. Территориальная организация туристских ресурсов Практические 1 0 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.29. Территориальная организация туристских ресурсов Сам. работа 1 22 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.30. Территориальные системы рекреации и туризма Практические 1 0 ПК-3 Л2.1
1.31. Территориальные системы рекреации и туризма Сам. работа 1 22 ПК-3 Л2.1
1.32. Рекреационные нагрузки на природные комплексы Практические 1 0 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.33. Рекреационные нагрузки на природные комплексы Сам. работа 1 22 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.34. Экзамен 1 9 ПК-3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См Приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См Приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кусков А.С., Лысикова В. Курортология и оздоровительный туризм: учеб.пособие Феникс, 2004 г.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н.Н. Гировка Рекреационные ресурсы: учебное пособие Н.Новгород: ННГАСУ, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=427433
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Туристско-рекреационное ресурсоведение https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6217
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Все о туризме: туристическая библиотека. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tourlib.net/lib.htm/, свободный. – Заглавие с экрана.
Разработка туристского продукта и формирование туров туроператором (http://revolution.allbest.ru/sport/00040499_0.html, http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=14686)
Технология создания турпродукта (http://www.publicant.ru/Demo/697510.htm)
Современные информационные технологии в туристском бизнесе (http://vorst-alina.narod.ru/)
ФЗ об основах турдеятельности (http://ozpp.ru/zknd/turi/)
Федеральное агентство по туризму: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/, свободный. – Заглавие с экрана.
RATANEWS [Электронный ресурс]: Еженедельная туристская газета / Электронная газета. – Режим доступа к газете: http: //www. ratanews.ru
Официальный сайт департамента туризма Минэкономразвития РФ:
http: //www. russiatourism.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
501М лаборатория технологий туристско-рекреационного проектирования и освоения территорий - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; карты - 14 шт.
401М кабинет топографии и геодезии, лаборатория ландшафтного проектирования – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка DA-LITE - 1 единица; карта СФО настенная, настенная карта особо охраняемых природных территорий и объектов, учебно-наглядные пособия
403М лаборатория минералогии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; витрины с наборами минералов - 11 шт.; интерактивная доска: марка SMART Board - 1 единица; космоснимки - 4 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В курсе «Туристское ресурсоведение» практические (семинарские) занятия занимают 30 % аудиторной нагрузки. Темы занятий отражают последовательность изучения дисциплины в соответствии с программой. Целью семинарских занятий является формирование базы теоретических знаний по дисциплине, обучению самостоятельного поиска литературы по теме, умения анализировать и сопоставлять точки зрения разных исследователей.
Практические (семинарские) занятия способствуют овладению студентом навыками подбора литературных, статистических и картографических источников и самостоятельной работы с ними. На основе изучения, обобщения, систематизации и анализа этих материалов студент готовит доклад по выбранной теме. В ходе семинарского занятия студент делает 10 минутный доклад по вопросу конкретной темы, таким образом, приобретания навыки выступления с научным соообщением.
После каждого выступления проводится 10 минутная дискуссия. В ходе ее студенты и преподаватель задают вопросы докладчику, а также преподаватель задает вопросы аудитории, контролируя понимание и усвоение главных вопросов участниками семинара. Далее студенты высказывают свои соображения по поводу главных вопросов семинарского занятия и доклада. Дискуссия способствует развитию навыков у студентов ведения научной полемики и уточнению ими основных понятий.
Предусмотрен вариант свободного распределения вопросов из предложенного списка. Этот вариант будет способствовать углублению уже имеющихся научных интересов студентов.
После выбора вопроса и темы студенты разрабатывают план доклада самостоятельно. Для этого они предварительно знакомятся с соответствующим разделом программы курса, методическим указаниями и рекомендованной литературой. После данного этапа преподаватель проводит консультацию для студента, в ходе которой уточняется разработанный план и рекомендуются дополнительные источники.
После семинарского занятия студент сдает свой доклад оформленный в виде письменной работы объемом 5-10 страниц машинописного текста. Оформление работы производится согласно «Стандарту предприятия по формлению курсовых и квалификационных работ».
Зачет по итогам семинарских и практических занятий для студента складывается из нескольких составляющих – доклад и ответы на вопросы к ходе семинарского занятия, письменный вариант доклада, работы практических занятий и итоговый тест.
В итоговый тест включаются вопросы рассмотренные на семинарских и практических занятиях, являющиеся составной частью доклада или работы. Такой подход способствует активизаиции студентов на занятии и повышает их трудовую дисциплину.