МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Туристское страноведение
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.01. Сервис
ПрофильСоциально-культурный сервис и туризм
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz43_03_01_С-4-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 123
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 123 123 123 123
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Праздникова Н.Н.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Туристское страноведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 43.03.01 "Сервис" (квалификация (степень) "бакалвр"). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 октября 2015 года № 1169

составлена на основании учебного плана:
43.03.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин Александр Германович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса: ознакомление студентов с методикой страноведческого исследования в туризме, туристскими ресурсами, туристской освоенностью и перспективами развития туризма в странах мира, а также с основными теоретическими концепциями и терминологическим аппаратом науки.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4: способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные теоретические положения, базовые понятия и термины, географическую номенклатуру по данному курсу;
- методику страноведческого исследования в туризме;
- условия развития туризма в различных странах мира;
- основные сведения по ведущим туристическим державам мира.
3.2.Уметь:
3.2.1.- расширять, углублять и закреплять знания по важнейшим разделам курса;
- ясно и убедительно анализировать влияние различных факторов на развитие туризма и сервиса в странах и регионах мира;
- анализировать статистический и картографический материал в пределах данного курса;
- составлять характеристику рекреационных ресурсов отдельных стран и регионов, на базе которых развивается как международный, так и внутренний туризм и происходит формирование основных туристских потоков;
- анализировать континентальные, национальные и региональные особенности развития туризма, проводить обзор взаимодействия рекреации и туризма с окружающей средой;
- уметь применять страноведческую информацию при проектировании туров и работе с клиентами.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- научного изложения материала с использованием туристской терминологии;
- применять свои знания для решения исследовательских и прикладных задач, в том числе в сфере своей профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Страноведение и туризм
1.1. 1. Введение в турстрановедение Лекции 3 2 ОК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.2. Комплексное страноведение: функции, методы и принципы. Источники информации. Сам. работа 3 2 ОК-4 Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.3. 2. Географическое положение и территория в страноведении Сам. работа 3 2 ОК-4 Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.4. глобальный рейтинг туристических стран мира Сам. работа 3 2 ОК-4 Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.5. роль транспортной инфраструктуры в международном туризме Сам. работа 3 2 ОК-4 Л2.2, Л1.2
1.6. 3. Особенности изучения природы в страноведении Лекции 3 2 ОК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.7. Природные дотопримечательности стран Сам. работа 3 2 ОК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.8. физико-географическая характеристика туристских стран (по выбору студента) Сам. работа 3 4 ОК-4 Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.9. Природа страны Практические 3 2 ОК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.10. 4. Особенности изучения населения в страноведении Сам. работа 3 2 ОК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.11. Население страны как условие развития туризма (по выбору студента) Сам. работа 3 4 ОК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.12. 5. Методика туристского анализа истории и культуры страны Сам. работа 3 1 ОК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.13. Культурно-исторические достопримечательности стран мира Сам. работа 3 2 ОК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.14. Потребность туристов в исторической информации Сам. работа 3 2 ОК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.15. Политическая карта мира Сам. работа 3 6 ОК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.16. Политические условия развития туризма Сам. работа 3 4 ОК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.17. 7. Особенности изучения экономики и инфраструктуры стран Сам. работа 3 4 ОК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.18. Современные пространственные структуры мира Сам. работа 3 2 ОК-4 Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.19. Инфраструктурные и экоономические условия развития туризмав странах мира Сам. работа 3 2 ОК-4 Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.20. 8. Территория и окружающая среда в страноведении Сам. работа 3 1 ОК-4 Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.21. Особенности изучения территории и окружающей среды Сам. работа 3 2 ОК-4 Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.22. Территория и окружающая среда Сам. работа 3 5 ОК-4 Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 2. Страна в системе экономических, политических районов (регионов) мира
2.1. Турстрановедческое описание ведущих стран разных типов Сам. работа 3 6 ОК-4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Современные цивилизационные макрорегионы мира. Сам. работа 3 0 ОК-4 Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Особенности современного развития международного туризма Сам. работа 3 6 ОК-4 Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.4. Турстрановедческое описание ведущих стран разных типов Практические 3 6 ОК-4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.5. Турстрановедческое описание ведущих стран разных типов Сам. работа 3 60 ОК-4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.6. Экзамен 3 9 ОК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение ФОС
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Севастьянов Д. В. Основы страноведения и международного туризма: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2008
Л1.2 Н.Н. Праздникова, А.А. Бондарович, А.В. Кротов Туристское страноведение. Часть 1. Методика турстрановедческих исследований : Предназначено для студентов географического факультета, обучающихся по программе бакалавриата 43.03.01 «Сервис» , 43.03.02 «Туризм», 43.03.03 «Гостиничное дело». Барнаул : АлтГУ, 2018г. URI: http://elibrary.asu.ru/handle/asu/6320
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е. А. Воронцова Введение в страноведение и регионоведение: Великобритания и Алтайский край: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ http://elibrary.asu.ru/handle/asu/864 , 2008 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/864
Л2.2 Гладкий Ю. Н., Сухоруков В. Д. Экономическая и социальная география зарубежных стран: учебник М.: Академия, 2009 RU/НБ АлтГУ/BOOK/65.04/Г 522-032204
Л2.3 Сапожникова Е. Н. Страноведение: теория и методика туристского изучения стран: учеб. пособие для вузов Академия, 2004
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 - Турбизнес: для профессионалов / ООО "Турбизнес". – М,2011,2012.// ЭБС«Университетская библиотека online», 2012.
Э2 - Бессараб, Д. А. Географическая и туристическая номенклатура стран мира/Д.А.Бессараб. - Минск: ТетраСистемс, 2011.-105с. // ЭБС«Университетская библиотека online», 2012.
Э3 - Бессараб Д. А. География международного туризма. Ч. 1. Туристическое страноведение/Д.А.Бессараб. - Минск: ТетраСистемс, 2011. . // ЭБС«Университетская библиотека online», 2012
Э4 1. Ratanews [ Электронный ресурс] : Еженедельная туристская газета. / Электрон. газета.– М. , 1998 – 2010. – Режим доступа к газете: http://www.ratanews.ru – Загл. с экрана.
Э5 2. Турбизнес[Электронный ресурс]: Ежемесячный туристский журнал/ Электрон.журнал. –М., 1998-2011. - Режим доступа к журналу: http://www.tourbus.ru – Загл. с экрана.
Э6 3. Туризм: практика, проблемы, перспективы[ Электронный ресурс] : Ежемесячный журнал/ Электрон. журнал – М., 1997-2011. Режим доступа к журналу: http://www.tpnews.ru - Загл. с экрана.
Э7 4. Поисковая система: http://www.google.com/
Э8 5. Ежемесячный журнал о путешествиях: http://www.national-geographic.ru/ngm/200811/
Э9 6. Ежемесячный журнал о путешествиях: http://www.geo.world.ru
Э10 7. Отдел статистики ООН http://unstats.un.org/
Э11 8. Всемирный банк Основная статистическая продукция Банка - ежегодная
Э12 9. публикация «Показатели глобального развития». http://data.worldbank.org/
Э13 10. World Factbook. Данные по странам мира. http://cia.gov/factbook/
Э14 11. Бюро статистики Международной организации труда. http://laborsta.ilo.org/
Э15 12. Отдел статистики ЮНЕСКО Статистическая информация в сфере
Э16 13. образования, науки, культуры. http://dis.unesco.org/
Э17 14. (ЮНКТАД). http://unctadstat.unctad.org/
Э18 Всемирная туристская организация:http://www.world-tourism.org
Э19 Всемирный совет по путешествиям и туризму: http://www.wttc.org
Э20 Европейская комиссия: europa.eu.int/comm/index.htm Сайт содержит информацию о развитии туризма в Европе
Э21 https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2242
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft PowerPoint 2010
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Ratanews [ Электронный ресурс] : Еженедельная туристская газета. / Электрон. газета.– М. , 1998 – 2010. – Режим доступа к газете: http://www.ratanews.ru – Загл. с экрана.
2. Турбизнес[Электронный ресурс]: Ежемесячный туристский журнал/ Электрон.журнал. –М., 1998-2011. - Режим доступа к журналу: http://www.tourbus.ru – Загл. с экрана.
3. Туризм: практика, проблемы, перспективы[ Электронный ресурс] : Ежемесячный журнал/ Электрон. журнал – М., 1997-2011. Режим доступа к журналу: http://www.tpnews.ru - Загл. с экрана.
4. Поисковая система: http://www.google.com/
5. Ежемесячный журнал о путешествиях: http://www.national-geographic.ru/ngm/200811/
6. Ежемесячный журнал о путешествиях: http://www.geo.world.ru
7. Отдел статистики ООН http://unstats.un.org/
8. Всемирный банк Основная статистическая продукция Банка - ежегодная
9. публикация «Показатели глобального развития». http://data.worldbank.org/
10. World Factbook. Данные по странам мира. http://cia.gov/factbook/
11. Бюро статистики Международной организации труда. http://laborsta.ilo.org/
12. Отдел статистики ЮНЕСКО Статистическая информация в сфере
13. образования, науки, культуры. http://dis.unesco.org/
14. (ЮНКТАД). http://unctadstat.unctad.org/
Всемирная туристская организация:http://www.world-tourism.org
Всемирный совет по путешествиям и туризму: http://www.wttc.org
Европейская комиссия: europa.eu.int/comm/index.htm Сайт содержит информацию о развитии туризма в Европе

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам при подготовке семинарских/практических занятий.
Семинар (от лат. seminarium – «рассадник», переносное – «школа») - один из основных видов учебных практических занятий, состоящий в обсуждении студентами предложенной заранее темы, а также сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований.
Ценность семинара как формы обучения состоит в следующем:
- вы имеете возможность не просто слушать, но и говорить, что способствует усвоению материала: подготовленное вами выступление, высказанное дополнение или вывод «включают» дополнительные механизмы вашей памяти;
- происходит углубление знаний за счет того, что вопросы рассматриваются на более высоком, методологическом, уровне или через их проблемную постановку;
- немаловажную роль играет обмен знаниями: нередко при подготовке к семинару студентам удается найти исключительно интересные и познавательные сюжеты, что расширяет кругозор всей группы;
- развивается логическое мышление, способность анализировать, сопоставлять, делать выводы;
- на семинаре вы учитесь выступать, дискуссировать, обсуждать, аргументировать, убеждать, что особенно важно для будущих специалистов сервиса и туризма;
- имея возможность на занятии говорить, вы учитесь оперировать необходимой в вашей будущей работе терминологией.
В данной дисциплине используется 3 основных вида семинаров: а) обычные, или систематические, предназначенные для изучения курса в целом; б) тематические, обычно применяемые для углубленного изучения основных или наиболее важных тем курса; в) спецсеминары исследовательского характера с независимой от лекций тематикой.
При подготовке к семинару ваша основная задача – найти ответы на поставленные вопросы, поэтому лучше законспектировать найденный материал.
Чтобы наиболее рационально и полно использовать все возможности семинара как вида занятия, для подготовки к нему вам также необходимо:
- внимательно прочитать конспект лекции по данной тематике;
- ознакомиться с соответствующим разделом учебника;
- проработать дополнительную литературу и источники;
- выполнить творческие задания.
Система университетского образования базируется на рациональном сочетании нескольких видов учебной деятельности, в том числе лекций, практических занятий и самостоятельной работы студентов. Последний компонент является основой полноценного образования: только упорный собственный труд и желание приобрести знания могут стать гарантией превращения студента в высококлассного специалиста. Поэтому стимулирование самостоятельной, индивидуальной работы студентов, как учебной, так и научной, представляется одним из основных направлений в совершенствовании современного высшего образования.
Цель самостоятельной работы студентов заключается в глубоком, полном усвоении учебного материала и в развитии навыков самообразования..
Самостоятельная работа студентов по данному курсу складывается из нескольких составляющих:
- работа с текстами: учебниками, нормативными материалами, дополнительной литературой, в том числе материалами интернета, а также проработка конспектов лекций;
- написание докладов, рефератов, курсовых работ;
- составление графиков, таблиц, схем;
- подготовка к зачету и экзамену.
Таким образом, самостоятельная работа студентов является необходимым компонентом получения полноценного высшего образования. В учебном плане на нее отводится не менее половины учебного времени.Однако не стоит пренебрегать и аудиторными занятиями. Успехи в учебе напрямую зависят от посещаемости занятий. Здесь действует то же правило, что и при чтении книг: «Тот, кто много читает, грамотно пишет»; «Тот, кто посещает занятия, лучше усваивает материал».
Учебные программы и методические материалы составлены таким образом, что каждая дисциплина является необходимой составной частью общего образовательного процесса. Порядок изучения дисциплин находится в строгой логической последовательности. Усвоение одной дисциплины является предпосылкой для успешного перехода к следующему курсу. Задания, проблемные вопросы, предложенные вам при изучении всех дисциплин, в том числе и для самостоятельного выполнения, носят междисциплинарный характер. Содержание лекционных курсов и подбор заданий учитывают специфику получаемой специальности.
Организация самостоятельной работы
Каждый человек имеет индивидуальные особенности запоминания материала. У одних более развита память «зрительная», у других – иные ее виды. Кроме этого, некоторые люди обладают «специальными» видами памяти: на числа, на слова, на цвета, на мелодии и т.п. Чтобы продуктивно использовать ваши индивидуальные особенности, постарайтесь понять, какой вид памяти для вас является доминирующим, и сделайте акцент на соответствующий вид самостоятельной работы. Однако, независимо от вида доминирующей памяти, основные условия хорошего запоминания таковы:
1. Живость восприятия. Это значит, что вы должны хорошо представлять, о чем идет речь. Лучше запомнится материал, который был представлен в форме презентации. Лучше, если к каждому изученному тезису или положению вы сами подберете пример: вспомнив его, вы восстановите в памяти и сам тезис.
2. Ассоциативность. Воспроизведение (вспоминание) управляется законом ассоциации, следовательно, рекомендуется мысленно составлять эти ассоциативные образы. К примеру, изучение туристской номенклатуры может ассоциироваться с местами отдыха. Для создания ассоциации постарайтесь также зрительно вспомнить страницу книги, восстановить в памяти картинку, если она присутствовала на странице, и т.д. – это поможет вам вспомнить прочитанный текст.
3. Внимание. Как известно, различают два вида внимания: произвольное и непроизвольное. Непроизвольное внимание (когда вы воспринимаете и запоминаете материал независимо от того, хотите этого или нет) может длиться всего несколько минут, и поэтому во время аудиторного занятия оно поддерживается преподавателем с помощью специальных методик. Занимаясь самостоятельно, вы можете использовать исключительно произвольное внимание, т. е. вынуждены делать усилие, чтобы прочитать, запомнить, понять и т.д. Однако без выработки навыков непроизвольного внимания успех невозможен.
4. Закон повторения. Материал необходимо освежать в памяти, причем, чем более длительным является период повторения, тем более продуктивным бывает обучение. Это правило выразилось даже в поговорке: «Повторенье – мать ученья».
Подготовка к контролю знаний
Основные формы контроля знаний по окончании курса «Турстрановедение» – это экзамен.
Экзамен (от лат. examen - испытание)- форма итоговой проверки ваших знаний.
Для подготовки к экзамену вам дается 3-4 дня. В течение этого времени вы можете только повторить и систематизировать изученный материал, но не выучить его. Даже при усиленной многочасовой «зубрежке» запомнить весь материал за короткое время вам не позволят свойства человеческой памяти. Как показывает практика, на экзамене такие студенты помнят только первые и иногда - последние вопросы, а находящиеся в середине списка вытесняются из их памяти, что отражается на оценке.
Для успешной сдачи экзамена рекомендуется соблюдать несколько правил.
1. Подготовка к экзамену должна проводиться систематически, в течение всего семестра.
2. Интенсивная подготовка должна начаться не позднее, чем за месяц-полтора до экзамена: распределите экзаменационные вопросы таким образом, чтобы успеть выучить или повторить их полностью до начала сессии.
3. Данные вам 3-4 дня перед экзаменом используйте для повторения следующим образом: распределите вопросы на первые 2-3 дня, оставив последний день свободным. Используйте его для повторения курса в целом, чтобы систематизировать материал, а также доучить некоторые вопросы (как показывает опыт, именно этого дня обычно не хватает для полного повторения курса).
4. Неплохой эффект дает «репетиция» экзамена. Сделайте себе «экзаменационные билеты», и попытайтесь смоделировать ситуацию. Вытянув билет, в течение 30 минут (времени, которое на экзамене обычно дается на подготовку) попытайтесь письменно ответить на вопросы. Откажитесь от соблазна сразу заглянуть в книгу, иначе смысл «репетиции» будет потерян. Напрягите свою память, и лишь по истечении 30 минут сверьте свой ответ с учебником или конспектом. В такой ситуации вы запомните все недочеты своего ответа, и на экзамене ответите правильно (не случайно содержание своих ответов на экзамене студенты помнят годами).
5. Откажитесь от второго соблазна – взять на экзамен шпаргалки. Как показывает опыт, они отвлекают и создают психологические препятствия для сдачи экзамена. Вместо того, чтобы сосредоточиться на билете, студент думает о том, как незаметно воспользоваться шпаргалкой, и в результате оказывается не готов к ответу. Написание шпаргалок как вид конспектирования можно признать целесообразным для определенной категории студентов, так как происходит повтор и переработка материала. Однако если вы учитесь преимущественно на «отлично», вообще откажитесь от шпаргалок, так как вы достаточно подробно и много конспектируете материал в течение семестра, и механическое переписывание его еще раз для вас является лишь потерей времени. Шпаргалки, предлагаемые интернетом, являются такого низкого качества, что, как показал опыт, даже их полное использование не гарантирует тройку на экзамене.
В целом данные вам советы по организации самостоятельной работы – это результат многолетнего преподавательского опыта, итог наблюдений и экспериментов целого поколения преподавателей. Все советы апробированы на практике, и надеемся, что соблюдение данных рекомендаций поможет вам получить гармоничное образование и стать специалистами в выбранной профессиональной области.