МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Туроперейтинг

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильТехнологии и организация внутреннего и международного туризма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план43_03_02_Т-4-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 104
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 10
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 104 104 104 104
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Туроперейтинг

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 ТУРИЗМ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2015г. №1463)

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
кгн, доцент,Редькин А.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой кгн, доцент,Редькин А.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – формирование теоретических знаний в области туроператорства и делопроиз-водства и приобретении студентами умений в проведении туроператорских действий на ос-нове отечественного законодательства и международных стандартов обслуживания.
Задачи дисциплины: обучить навыкам формирования туристского продукта, взаимоотноше-ниям с поставщиками услуг, работе с информационно-технологической документацией ту-ристского продукта, обслуживанию туристов во время путешествия.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 владением теоретическими основами проектирования, готовность к применению основных методов проектирования в туризме
ПК-3 готовностью к реализации проектов в туристской индустрии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.После изучения данной дисциплины слушатель должен:
- знать историю возникновения туристического бизнеса;
- знать основные понятия, термины и определения данной дисциплины;
- знать основные составляющие туристической индустрии и уметь их характеризовать;
- знать классификацию основных туристических организаций;

3.2.Уметь:
3.2.1.- уметь самостоятельно дать характеристику современному состоянию и тенденциям развития туризма в мире и в России;
- уметь различать организации туроператоры и организации турагенты.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть навыками реализации проектов в туриистской индустрии; навыками оценивания современного состояния развития туризма в мире; навыками оценивания современного состояния развития туризма в России

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Туроперейтинг: основы туроперейтинга, продвижение туристского продукта, организация обслуживания туристов
1.1. Основы туроперейтинга Лекции 8 8 ПК-1, ПК-3 Л2.1
1.2. Проектирование тура. Программа обслуживания. Планирование тура. Договорный план. Заключение договоров с поставщиками услуг. Договор между туроператорами. Практические 8 4 ПК-1, ПК-3 Л2.1
1.3. Визовая поддержка. Оформление виз российским гражданам, направляющимся за рубежю Практические 8 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1
1.4. Понятие и виды деятельности туроператора. Классы обслуживания. Пакет услуг. Поставщики услуг. Туристская документация. Визы. Прием иностранных туристов. Сам. работа 8 16 ПК-1, ПК-3 Л2.1
1.5. Продвижение туристского продукта. Лекции 8 6 ПК-1, ПК-3 Л2.1
1.6. Подбор партнеров по сбыту. Агентское соглашение. Практические 8 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1
1.7. Формирование сбытовой сети. Характеристика основных форм продажи туристского продукта. Практические 8 4 ПК-1, ПК-3 Л2.1
1.8. Методы и нормативная основа рекламы туристского продукта. Тактические решения по рекламе. Сам. работа 8 26 ПК-1, ПК-3 Л2.1
1.9. Нерекламные методы продвижения. Стимулирование продажи и пропаганда туристского продукта. Стимулирование потребителей (туристов) Стимулирование розничных турагентов. Пропаганда туризма. Информационные поездки. Участие в выставках. Сам. работа 8 28 ПК-1, ПК-3 Л2.1
1.10. Организация обслуживания туристов Лекции 8 6 ПК-1, ПК-3 Л2.1
1.11. Стратегия и менеджмент обслуживания Практические 8 4 ПК-1, ПК-3 Л2.1
1.12. Качество обслуживания и способы его регулирования Практические 8 4 ПК-1, ПК-3 Л2.1
1.13. Программный туризм как основа современного туроперейтинга и обслуживания туристов. Анимация обслуживания. Зарубежные представители туроператоров Сам. работа 8 34 ПК-1, ПК-3 Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену:
1. Понятие и виды деятельности туроператора. Роль и место туроператора на рынке ту-ристических услуг.
2. Три составные части турпродукта.
3. Типы туроператоров по виду деятельности.
4. Основные различия между туроператором и турагентом.
5. Индивидуальные и групповые туры, VIP- туры.
6. Гостеприимство и оптимальность обслуживания.
7. Маркетинг как действия направленные на анализ рынка для обеспечения сбыта.
8. Три главные функции маркетинга. Пять фаз в жизненном цикле турпродукта.
9. Методика изучения и источники анализа туристического рынка.
10. Турпакет (пакетный тур).Составные части турпакета.
11. Факторы, влияющие на организацию туристского пакета.
12. Цена турпакета. Пакет услуг индивидуального тура.
13. ГОСТ Р 50681 -94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование турист-ских услуг».
14. Пакет программы обслуживания. Проектирование контроля качества.
15. Понятие и определение программы обслуживания.
16. Нормативная документация. Технологическая документация, утвержденная ГОСТ РФ.
17. Договорной план и планирование. Определение поставщиков услуг.
18. Состав и подбор поставщиков услуг. Пакет услуг.
19. Подготовка к договорной компании. Подготовка новой программы.
20. Подготовка проекта договора с поставщиками услуг. Основные положения дого-вора.
21. Содержание контрактов, их условия. Урегулирование форс- мажорных ситуаций.
22. Ценовая политика туроператоров массового рынка.
23. Способы образования цены турпакета.
24. Зарубежные представители туроператоров.
25. Требования лицензирования и туроператорской и турагентской деятельности.
26. Требования сертификации тур продукта, реализуемого туроператорами и турагента-ми.
27. Технологическая карта туристского путешествия. Путевка.
28. Информационный листок к путевке туристского путешествия. График загрузки ту-ристского предприятия.
29. Прием иностранных туристов на территории России. Федеральный закон «о по-рядке выезда из РФ и въезда в РФ».
30. Туристский ваучер. Основные характеристики.
31. Характеристика основных форм продажи туристского продукта.
32. Подбор партнеров по сбыту. Агентские соглашения.
33. Методы и нормативная основа рекламы туристского продукта.
34. Каталог туроператора. Значение рекламного каталога в продвижении турпродукта.
35. Нерекламные методы продвижения турпродукта.
36. Выставочная деятельность в туристическом бизнесе.
37. Стратегия и менеджмент обслуживания. Гостеприимство.
38. Комплексный подход к подготовке обслуживания туристов.
39. Новые сегменты в туристическом рынке в 21 веке.
40. Анимация обслуживания. Формула анимации в туризме.
41. Качество обслуживания и способы его регулирования. Основные положения ГОСТ Р 506 91 –94 «Модель обеспечения качества услуг».
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
История нормативной базы туристических обменов и путешествий.
Характеристика стран - лидеров по посещаемости туристами и стран - лидеров по доходам от туризма.
Трактовка основных понятий туризма в различных источниках литературы.
Основные секторы туристской индустрии.
Структура международного туристического рынка.
Место туроператора на туристском рынке.
Место турагента на туристском рынке.
Международные и региональные туристические организации.
Национальные туристические организации.
Контрольная работа по итогам изучения дисциплины.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рефераты, эссе, контрольные

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е. Н. Ильина Туроперейтинг: стратегия обслуживания: учеб. для вузов М.: Финансы и статистика, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Туроперейтинг" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
В компьютерном классе должны быть установлены средства MS Office _; Word, Excel, PowerPoint, Internet и др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Университетская библиотека онлайн: ЭБС. http://www.biblioclub.ru/
Электронно-библиотечная система издательства «Лань» http://e.lanbook.com/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Студенты заочной формы обучения выполняют самостоятельно письменную кон-трольную работу, цель которой – подтвердить получение в необходимом объеме знаний, умений и навыков по дисциплине, научиться анализировать, выявлять тенденции и самосто-ятельно делать выводы о возможностях и перспективах различных технологий, применяе-мых в туристской отрасли.
Задачи выполнения контрольной работы:
– используя учебно-методическую литературу, раскрыть вопросы в пределах выбран-ной темы;
– провести анализ современных тенденций и перспектив дальнейшего развития исследуемых процессов, технологий или явлений;
– сделать и обосновать самостоятельные выводы.
При выборе темы контрольной работы обучающийся составляет план, который вклю-чает введение, основную часть и заключение.
Рекомендуемая логика построения контрольной работы: вначале следует показать значимость рассматриваемой проблемы в широком контексте, затем – в более «узком», при-кладном значении. На втором этапе следует структурировать саму проблему: причины пер-вого/второго/третьего уровня; генезис проблемы и ее последствия: близкие, ожидаемые, из-вестные и отдаленные, ранее не изученные. На этом этапе рекомендуется формализовать ре-зультаты с помощью таких способов, как диаграмма «сходства», «связей», и их аналогов.
На третьем этапе автору следует сфокусировать внимание на одной конкретной, срав-нительно обособленной причине возникновения проблемы, рассмотреть ее детально, и пред-ложить свой особый (ранее не разработанный) вариант решения. Завершая контрольную ра-боту, следует показать – какие последствия будет иметь предложенное автором решение, сначала в «узком», затем в «широком» контексте (это позволяет «закольцевать» тему, вер-нуться к началу контрольной работы – постановке проблемы). Тематика контрольных работ не исчерпывается темами, приведенными в программе дисциплины. Студент вправе сформулировать собственную тему. Тема должна быть утверждена преподавателем заблаговременно, до начала выполнения работы.
Каждая контрольная работа содержит следующие составные элементы.
1. Титульный лист
2. Оглавление или Содержание с указанием страниц каждого раздела, главы
3. Ведение (актуальность темы контрольной работы)
4. Текстовое изложение материала, разбитое на разделы и главы (содержащее не-обходимые ссылки на материалы, использованные автором)
5. Заключение (краткое подведение итогов работы, практические предложения и выводы)
6. Список использованных источников
7. Приложение (если имеется)
Во введении обосновывается выбор данной темы с точки зрения её актуальности, из-лагаются цель и задачи работы, библиографическое описание вопросов темы.
В основной части раскрываются вопросы, которые, по мнению автора, целесообразно осветить в работе. При этом следует учитывать особенности изложения материала в рефера-тах репродуктивных (рефератах-конспектах и рефератах-резюме) и продуктивных (рефера-тах-обзорах и рефератах-докладах) и не допускать дословной переписки текстов из учебни-ков. Реферирование предполагает интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, аналитико-синтетическое преобразование информации и создание ново-го текста.
В заключении автор делает выводы по теме.
В конце работы приводится список использованных источников.
Рекомендуется следующая последовательность написания контрольной работы
1. Для успешного выполнения письменной контрольной работы студенту необходимо ознакомиться с полным курсом изучаемой дисциплины в соответствии с рекомендованной литературой.
2. Для проверки полученных знаний следует обратиться к вопросам для самоконтроля (п. 8.4.1) и выяснить, все ли разделы дисциплины понятны и усвоены. Если возникают вопросы или не удается освоить какой-то материал, следует зафиксировать эти моменты для их прояснения на консультации перед итоговым контролем, или обратиться за помощью на кафедру туризма.
3. Тема контрольной работы выбирается студентом из списка самостоятельно, в соот-ветствии с научными, деловыми, познавательными и другими целями. При выборе темы для контрольной работы следует руководствоваться полученными в процессе освоения дисци-плины знаниями и умениями.
4. Начиная работу над контрольной, необходимо внимательно ознакомиться с переч-нем основных вопросов, которые должны быть изучены и раскрыты затем в содержании, которое необходимо согласовать с преподавателем. Если не удается связаться с преподавате-лем, следует обратиться на кафедру туризма.
5. Контрольная работа должна быть написана в программе MicrosoftWord. Возможно создание презентации к контрольной работе в программе MicrosoftPowerPoint. При этом 1-й вариант (MicrosoftWord) обязателен в распечатанном виде и является основным, сдается на кафедру туризма за неделю до начала сессии. В электронном виде сдаются оба варианта по e-mail: mgiit-turism@mail.ru и kaftour@bk.ru.
6. Работая над контрольной, следует внимательно изучить материалы по необходи-мым вопросам, как из списка рекомендованной литературы, так и отраслевой периодики.
7. Отраслевая периодика является источником практических знаний и примеров, как для выполнения контрольной, так и для освоения курса в целом.
8. Необходимо тщательно изучить правила оформления контрольной работы и строго соблюдать сроки сдачи ее на проверку. Сроки сдачи контрольной работы на проверку уста-навливаются преподавателем индивидуально, но не могут быть позднее недели до сдачи эк-замена. Работу следует отправить по электронной почте по адресу kaftour@bk.ruс точным указанием названия дисциплины, факультета, номера группы, фамилии и инициалов студента. При этом, на консультации перед экзаменом и на самом экзамене следует иметь при себе электронный носитель с записью контрольной работы на случай возникновения технических сбоев. При себе, также, желательно иметь контрольную работу в распечатанном виде для того, чтобы преподаватель мог наглядно объяснить по тексту свои замечания или отметить сильные стороны работы.
9. В случае возникновения вопросов при составлении плана, написании контрольной работы или подготовке к экзамену, следует обратиться к преподавателю за индивидуальной консультацией, которая будет проведена в удобное для студента время. График индивиду-альных консультаций доступен на сайте института и доске объявлений кафедры.
При необходимости преподаватель может проверить работу и высказать замечания непосредственно во время индивидуальной консультации.
Необходимо соблюдать следующие требования к оформлению контрольной работы.
1.Основные правила оформления контрольных работ приведены на сайте МГИИТ: www.mgiit.ru(форма и содержание титульного листа, шрифт, интервалы и др.).
3. Объем работы – от 20 до 30 листов основного текста формата А4 (без учета прило-жений, титульного листа, содержания и списка использованных источников), с одной сторо-ны. Страницы должны быть пронумерованы и скреплены в обязательном порядке.
4. В работе необходимо наличие разделов: введение, содержание, заключение, список использованных источников с обязательным указанием Интернет-ресурсов, если они были использованы.
5. При написании работы следует использовать рекомендованную литературу, а также учебные материалы, изданные в открытой печати, периодические отраслевые материалы. Интернет-ресурсы рекомендуется использовать в качестве иллюстративного материала: предложения туроператоров, авиакомпаний, визовых служб и др.
6. При написании контрольной работы необходимо выполнять следующие правила:
– в работе должны содержаться общие теоретические положения, правовая и норма-тивная база по конкретному вопросу, а также информация о преломлении данной темы в современный туристский рынок, т.е. информация о том, как данный вид транспорта или услуга связаны с вопросами формирования турпродукта, видами туризма и др.;
– изложение предмета не должно содержать элементов журналистского стиля, напри-мер, «великолепное, фантастическое зрелище…», «это уж как решит турфирма…», «ну уж очень кусаются цены…», а также выражений от первого лица, «я считаю…», «по-моему мнению…», «мне кажется…» и др.
7. При написании работы следует использовать рекомендованную литературу, а также учебные материалы, периодические отраслевые материалы. Интернет-ресурсы рекомендуется использовать в качестве иллюстративного материала: предложения туроператоров, авиакомпаний, визовых служб и др. Прямые заимствования из рефератов или дипломных работ могут привести к использованию устаревшей или неверной информации.
8. Контрольная работа в обязательном порядке проходит проверку на «антиплагиат». Объем авторского текста работы – не менее 60-ти процентов. Этот процент может быть меньше, в случае использования правовой или нормативной научно-методической литера-туры.
При подборе литературы целесообразно определить те источники, которые позволят наиболее полно раскрыть тему. Основной понятийный аппарат содержится в учебниках, учебных пособиях, энциклопедиях, словарях. Дополнительную и весьма существенную ин-формацию дают монографии, статьи, статистические сборники. Необходимо использовать как источник информации профессиональные периодические издания и интернет-источники, официальные сайты.
Изучение источников заканчивается составлением плана работы, формулировкой наиболее важных тезисов к каждому разделу плана и написанием самого текста контрольной работы.
Структурно контрольная работа состоит из следующих элементов: введение; теорети-ческая часть; аналитическая часть; заключение; список литературы; приложения.
Введение предназначено для обоснования актуальности темы, описания цели и задач контрольного задания, краткой характеристики объекта исследования. Объем введения не должен превышать 2-х страниц текста.
Теоретическая часть работы должна раскрывать сущность выбранной темы, здесь приводятся основные понятия и категории, рассматриваемые в рамках контрольной работы, анализируются различные точки зрения, делаются обобщения. При исследовании теоретиче-ских проблем желательно изложить собственную позицию автора работы. В теоретической части могут рассматриваться также основные закономерности развития исследуемых про-цессов и явлений, особенности их развития, проводится обзор предлагаемых отечественны-ми и зарубежными авторами методик исследований и принятия управленческих решений, особенности финансово-экономической деятельности в конкретных отраслях и сферах. При необходимости теоретические положения могут быть аргументированы цифровым материа-лом. По тексту теоретического задания должны быть сноски на эти используемые источники. Теоретическую часть задания не следует перегружать цитатами, её объем не должен превышать 3 – 5 страниц текста.
Аналитическая часть работы должна быть более конкретной, чем теоретическая часть, детально раскрывать рассматриваемую проблему и базироваться на цифровом материале практической деятельности предприятий. В этом разделе студенту необходимо привести практические примеры из деятельности какого-либо предприятия (как правило - по основно-му месту работы студента-заочника) в соответствии с темой контрольной работы, приводя при необходимости расчеты и цифровой материал.
Студент в процессе выполнения контрольной работы должен проявить компетент-ность, эрудицию в области исследования, показать умение критически оценивать получен-ные результаты расчетов, выявлять недостатки, устанавливать причины сложившегося по-ложения. В процессе анализа необходимо не столько констатировать факты, сколько выяв-лять причины происходящих изменений и давать количественную оценку их влияния на со-стояние и развитие анализируемых показателей. В аналитической части работы студент дол-жен показать навыки обобщения информации, её обработки.
Заключение содержит в сжатой форме оценку степени выполнения задач контрольной работы, намеченных во введении. Здесь же характеризуется степень личного участия студента при проведении анализа, оценки, экономической проработке предложений, подготовке организационных и управленческих мероприятий. В заключении приводятся основные выводы, полученные в ходе выполнения практической части контрольной работы. Объем заключения не должен превышать 1 – 2 страницы текста.
Список использованной литературы оформляется в следующей последовательности: законодательные акты, нормативные документы, учебная литература. В список литературы может быть включена литература на иностранном языке, если она использовалась в процессе работы, а также источники информации, полученной в сети «Интернет». Количество использованных источников не ограничивается, но должно быть не менее 10 источников.
Приложения содержат промежуточные, информационные материалы, на основе кото-рых выполнена теоретическая часть.
При выполнении контрольной работы следует помнить, что работа не засчитывается в том случае, если она не носит самостоятельного характера, дословно списана из литератур-ных источников, а также, если основные вопросы не раскрыты, изложены схематично, в тексте содержатся ошибочные положения, научный аппарат оформлен не по стандарту, текст напечатан небрежно, с ошибками.
Законченная и оформленная работа сдается на проверку. Полученные в ходе проверки замечания исправляются, после чего контрольная работа засчитывается и сдается.

Методические рекомендации по подготовке докладов, рефератов, презентаций

Доклад должен состоять из введения, основной части и заключения, общим объемом 5 – 7 печатных страниц, продолжительностью не более 5– 7 минут. Презентация состоит из 5– 10 слайдов.
При выборе темы реферата обучающийся составляет план, который включает введе-ние, основную часть и заключение. План желательно согласовать с преподавателем на инди-видуальной консультации.
Во введении обосновывается выбор данной темы с точки зрения её актуальности, из-лагаются цель и задачи работы, библиографическое описание вопросов темы.
В основной части раскрываются вопросы, которые, по мнению автора, целесообразно осветить в работе. При этом следует учитывать особенности изложения материала в рефера-тах репродуктивных (рефератах-конспектах и рефератах-резюме) и продуктивных (рефера-тах-обзорах и рефератах-докладах) и не допускать дословной переписки текстов из учебни-ков. Реферирование предполагает интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, аналитико-синтетическое преобразование информации и создание ново-го текста.
В заключении автор делает выводы по теме.
В конце работы приводится список использованных источников.
Рекомендуемая логика построения реферата: в начале следует показать значимость рассматриваемой проблемы в широком контексте, затем – в более «узком», прикладном зна-чении. На втором этапе следует структурировать саму проблему: причины первого-второго-третьего уровня; генезис проблемы и ее последствия: близкие, ожидаемые, известные; и от-даленные, ранее не изученные. На этом этапе рекомендуем формализовать результаты с по-мощью таких способов, как диаграмма «сродства», «связей», и их аналогов. На третьем этапе автору следует сфокусировать внимание на одной конкретной, сравнительно обособленной причине возникновения проблемы, рассмотреть ее детально, и предложить свой особый (ранее не разработанный) вариант решения. Завершая реферат, следует показать – какие последствия будет иметь предложенное автором решение, сначала в «узком», затем в «широком» контексте (это позволяет «закольцевать» тему, вернуться к началу реферата – постановке проблемы). Тематика рефератов не исчерпывается темами, приведенными в программе дисциплины. Студент вправе сформулировать собственную тему. Тема должна быть утверждена преподавателем заблаговременно, до начала выполнения работы.