МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экология
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.01. Сервис
ПрофильСоциально-культурный сервис и туризм
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz43_03_01_С-4-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 183
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 183 183 183 183
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Экология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 43.03.01 Сервис (квалификация (степень) "бакалавр"). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 окрября 2015 года № 1169

составлена на основании учебного плана:
43.03.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н.,доцент Редькин Александр Германович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н.,доцент Редькин Александр Германович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов экологического мировоззрения, воспитание навыков экологической культуры, умений анализировать развитие экосистем различного уровня

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2: готовностью к планированию производственно-хозяйственной деятельности предприятия сервиса в зависимости от изменения конъюнктуры рынка и спроса потребителей, в том числе с учетом социальной политики государства
ПК-5: готовностью к выполнению инновационных проектов в сфере сервиса
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• Теоретические основы экологии.
• Характер воздействия на природную среду различных отраслей экономики.
• Методы управления природопользованием.
• Состояние экологической политики государства.
3.2.Уметь:
3.2.1.• Использовать полученные знания в практической деятельности.
• Выделять эколого-экономические проблемы территории.
• Давать характеристику экологических факторов и определять основные особенности их воздействия на организм человека.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• Представлением о структуре и закономерностях развития экосистем.
• Методами разработки целевых экологических программ.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Экология как наука
1.1. Предмет и объект экологии. Задачи и структура. История формирования и развития науки. Лекции 1 2 ПК-2, ПК-5 Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1
1.2. Предмет и объект экологии. Задачи и структура. История формирования и развития науки. Практические 1 1 ПК-2, ПК-5 Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1
1.3. Предмет и объект экологии. Задачи и структура. История формирования и развития науки. Сам. работа 1 2 ПК-2, ПК-5 Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1
Раздел 2. Основы аутоэкологии и демэкологии
2.1. Уровни биологической организации. Разнообразие организмов. Автотрофы и гетеротрофы. Адаптация организмов. Лекции 1 1 ПК-2 Л3.1, Л1.1
2.2. Среды жизни. Экологические факторы. Популяция. Виды и структура популяции. Статистические и динамические свойства. Численность и плотность. Кривые роста. Экологическая стратегия. Гомеостаз популяции. Практические 1 1 ПК-2, ПК-5 Л3.1, Л1.1
2.3. Уровни биологической организации. Разнообразие организмов. Автотрофы и гетеротрофы. Адаптация организмов. Эврибионты и стенобионты. Среды жизни. Экологические факторы. Популяция. Виды и структура популяции. Статистические и динамические свойства. Численность и плотность. Кривые роста. Экологическая стратегия. Гомеостаз популяции. Сам. работа 1 2 ПК-2, ПК-5 Л3.1, Л1.1
Раздел 3. Основы синэкологии
3.1. Биоценозы, состав и функциональная структура. Сопряженная эволюция. Видовая структура сообществ и способы ее выявления. Видовое разнообразие. Динамика сообществ во времени. Лекции 1 1 ПК-2, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
3.2. Видовая структура сообществ и способы ее выявления. Видовое разнообразие. Динамика сообществ во времени. Сукцессия. Сериальные и климаксовые сообщества. Практические 1 1 ПК-2, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
3.3. Биоценозы, состав и функциональная структура. Типы взаимоотношения между организмами. Межвидовая конкуренция. Сопряженная эволюция. Видовая структура сообществ и способы ее выявления. Видовое разнообразие. Динамика сообществ во времени. Сукцессия. Сериальные и климаксовые сообщества. Сам. работа 1 12 ПК-2, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1
Раздел 4. Экосистема и биогеоценоз
4.1. Определение понятий "экосистема" и «биогеоценоз». Энергия в экосистемах.Климатическая зональность и основные типы наземных экосистем. Водные и наземные экосистемы и их основные особенности. Разнообразие видов как основной фактор устойчивости экосистем. Лекции 1 1 ПК-2, ПК-5 Л2.3, Л3.1, Л1.1
4.2. Энергия в экосистемах. Чистая и валовая продукция. Экологическая эффективность. Практические 1 1 ПК-2, ПК-5 Л2.3, Л3.1, Л1.1
4.3. Определение понятий "экосистема" и «биогеоценоз». Энергия в экосистемах. Чистая и валовая продукция. Экологическая эффективность. Климатическая зональность и основные типы наземных экосистем. Водные и наземные экосистемы и их основные особенности. Разнообразие видов как основной фактор устойчивости экосистем. Сам. работа 1 29 ПК-2, ПК-5 Л2.3, Л3.1, Л1.1
Раздел 5. Биосфера как глобальная экосистема
5.1. Биосфера. Роль В.И. Вернадского в формировании современного понятия о биосфере. Живое и биокосное вещество. Почва как компонент биосферы. Круговорот важнейших химических элементов в биосфере. Основные этапы эволюции биосферы. Лекции 1 1 ПК-2, ПК-5 Л2.1, Л3.1, Л1.1
5.2. Круговорот важнейших химических элементов в биосфере. Основные этапы эволюции биосферы. Практические 1 1 ПК-2, ПК-5 Л2.1, Л3.1, Л1.1
5.3. Биосфера. Роль В.И. Вернадского в формировании современного понятия о биосфере. Живое и биокосное вещество. Почва как компонент биосферы. Круговорот важнейших химических элементов в биосфере. Основные этапы эволюции биосферы. Сам. работа 1 38 ПК-2, ПК-5 Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 6. Прикладная экология
6.1. Воздействие человека на биосферу. Прикладные аспекты экологии, экологическая безопасность, экологический риск и устойчивое развитие. Лекции 1 1 ПК-2, ПК-5 Л3.1, Л1.1
6.2. Глобальные экологические проблемы. Прикладные аспекты экологии, экологическая безопасность, экологический риск и устойчивое развитие. Экологическая доктрина России: приоритеты экологической политики. Практические 1 1 ПК-2, ПК-5 Л3.1, Л1.1
6.3. Воздействие человека на биосферу. Глобальные экологические проблемы. Прикладные аспекты экологии, экологическая безопасность, экологический риск и устойчивое развитие. Экологическая доктрина России: приоритеты экологической политики. Сам. работа 1 50 ПК-2, ПК-5 Л3.1, Л1.1
Раздел 7. Управление природопользованием
7.1. Экологические принципы природопользования и охрана природы. Методы управления природопользованием. Экологическое право. Международное сотрудничество в области охран природы. Лекции 1 1 ПК-2, ПК-5 Л2.2, Л3.1, Л1.1
7.2. Экологические принципы природопользования и охрана природы. Методы управления природопользованием. Экологическое право. Международное сотрудничество в области охран природы. Практические 1 10 ПК-2, ПК-5 Л2.2, Л3.1, Л1.1
7.3. Экологические принципы природопользования и охрана природы. Методы управления природопользованием. Экологическое право. Международное сотрудничество в области охран природы. Сам. работа 1 50 ПК-2, ПК-5 Л2.2, Л3.1, Л1.1
7.4. Экзамен 1 9 ПК-2, ПК-5 Л3.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы к экзамену
1. Предмет, объект экологии.Структура экологии.
2. Методы и задачи экологии.
3. История возникновения экологии: до 19 века.
4. Развитие экологии в 19-20 веках.
5. Среда обитания. Факторы среды. Основные среды жизни.
6. Общие закономерности действия экологических факторов на живые организмы.
7. Разнообразие живых организмов.
8. Популяция: определение и структура.Численность и плотность популяции. Кривые роста.
9. Понятие об экосистеме и биогеоценозе. Основные типы наземных экосистем.
10. Энергия в экосистеме: термодинамические законы, трофические структура.
11. Межвидовые отношения в экосистеме.
12. Воздействие человека на биосферу: уничтожение, акклиматизация видов.
13. Учение В.И. Вернадского о биосфере.
14. Биосфера Земли: понятие, структура. Эволюция биосферы.
15. Охрана биологического разнообразия.
16. Загрязнение окружающей среды.
17. Нормирование качества среды.
18. Атмосфера как компонент биосферы.
19. Гидросфера Земли.
20. Основные экологические проблемы человечества: сырьевая и демографическая проблемы.
21. Основные экологические проблемы человечества: опустынивание, эрозия почвы.
22. Основные экологические проблемы человечества: истощение озонового слоя, кислотные осадки, парниковый эффект.
23. Основные экологические проблемы человечества: уничтожение лесов.
24. Загрязнение гидросферы: источники и загрязняющие вещества.
25. Загрязнение атмосферы источники и загрязняющие вещества.
26. Загрязнение почв: источники и загрязняющие вещества.
27. Модели социально-экономического развития мира: доклады Римскому клубу.
28. Устойчивый тип социально-экономического развития.
29. Экологические издержки общества.
30. Эколого-экономический ущерб: понятие, структура, виды.
31. Экономическая эффективность: определение, методы.
32. Принципы и виды экономического механизма управления природопользованием.
33. Административные методы управления природопользованием.
34. Система экономических инструментов природопользования.
35. Понятие и источники экологического права. Экологические правонарушения. Виды ответственности.
36. Международное сотрудничество в области экологии. Направления и формы. Международные организации.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерные темы рефератов
1. Моделирование в экологии.
2. Структура экосистем.
3. Гипотеза Геи.
4. Классификация экосистем.
5. Город как экосистема.
6. Структура агроэкосистемы.
7. Кризис консументов.
8. Адаптации живых организмов различных экосистемах (по выбору).
9. Развитие экологии в России.
10. Биологические ритмы живой и неживой природы.
11. Теории возникновения жизни на Земле.
12. Адаптация живых организмов к обитанию в засушливых условиях.
13. Адаптация живых организмов к обитанию в районах с незначительным количеством тепла.
14. Возникновение вида Человек разумный.
15. Международное сотрудничество в области охраны природы.
16. Заповедники как ведущая форма охраны биоразнообразия.
17. Участие России в международном сотрудничестве в области охраны природы.
18. Биотехнология и охрана природа.
19. Состояние воздушного бассейна РФ.
20. Использование и охрана водрых ресурсов РФ.
21. Земельные ресурсы РФ: состояние, использование и охрана.
22. Особо охраняемые природные территории РФ.
23. Экологическое состояние отдельных субъектов Рф.
24. Экологическое состояние территории Алтайского края.
25. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.
5.3. Фонд оценочных средств
Тема «Человек и биосфера»
1. В крупных городах основным источником загрязнения воздуха являются:
1. тепловые электростанции; 2. предприятия нефтехимии;
3. предприятия строительных материалов; 4. автотранспорт.
2. Наибольшим источником сернистого газа, вызывающего кислотные дожди, являются:
1. тепловые электростанции; 2. предприятия нефтехимии;
3. предприятия строительных материалов; 4. автотранспорт.
3. Автомобиль в среднем за год выбрасывает в атмосферу в виде пыли свинца:
1. 100 г; 2. 500 г; 3. 1 кг; 4. 2 кг.
4. Наибольшее количество загрязнений в атмосферу выбрасывается грузовым автомобилем с двигателем:
1. внутреннего сгорания; 2. дизельным;
3. газовым; 4. электрическим.
5. Главными загрязнителями Ладожского озера и Байкала являются стоки:
1. с целлюлозно-бумажных комбинатов;
2. с сельскохозяйственных полей;
3. коммунального хозяйства;
4. с нефтеперерабатывающих заводов.
6. Самый лучший метод очистки воды от загрязнения органическими веществами:
1. механический; 2. химический; 3. биологический; 4. физический.
7. Биологический метод очистки воды от загрязнения основан на использовании:
1. рыб; 2. растений; 3. микроорганизмов; 4. торфа.
Тема «Основы синэкологии»
1. Взаимовыгодные отношения между особями разных видов, без которых существование особей становится невозможным- это…:
А.мутуализм; В. аменсализм; Б. комменсализм; Г. нейтрализм.
2. Одной из форм комменсализма, при которой особи одного вида используют тела (или убежища) особей другого вида в качестве жилища является:
А. нахлебничество; В. симбиоз; Б. квартиранство; Г. паразитизм.
3. Примером биотических отношений, при которых особи одного вида потребляют остатки пищи особей другого вида, являются:
А.акула- рыба-прилипала; Б. собака – лопух;
В. Рыба горчак – двухстворчатый моллюск; Г. пчелы- луговые растения.
4. Биотические отношения, при которых одни организмы живут счет особей другого вида:
А.паразитизм; Б. мутуализм; В. симбиоз; Г. хищничество.
5. Взаимоотношения, возникающие между особями разных видов со сходными экологическими требованиями:
А. симбиоз; Б. нейтрализм; В.конкуренция; Г. аменсализм.
6. Постоянное или временное сожительство особей разных видов, при котором один из партнеров питается остатками пищи или продуктами выделения другого, не причиняя ему вреда:
А. мутуализм; В. аменсализм; Б.комменсализм; Г. нейтрализм.
7. Форма связей между видами, при которой организм-потребитель использует живого хозяина не только в качестве источника пищи, но и как место постоянного или временного обитания:
А. мутуализм; В. аменсализм; Б.паразитизм; Г. нейтрализм.
Критерии оценивания результатов обучения по дисциплине
Критерии оценки ответа на зачете

100-балльная шкала 4-балльная шкала
(уровень освоения) Результат сдачи зачета Критерии
85-100 Отлично
(повышенный уровень) Зачтено Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные теоретические задания без ошибок.
65-84 Хорошо
(базовый уровень) Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе. Решил предложенные теоретические задания с небольшими неточностями.
45-64 Удовлетворительно
(пороговый уровень) Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении теоретических заданий.
0-44 Неудовлетворительно
(уровень не сформирован) Незечтено Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение теоретических заданий не выполнено. Т.е студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

Критерии оценки выполнения тестов

100-балльная шкала 4-балльная шкала
(уровень освоения) Критерии
85-100 Отлично
(повышенный уровень) если выполнено 27-30 заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; доказательно раскрыты основные положения (свободно оперирует понятиями, терминами и др.); ответ логически структурирован, изложен литературным грамотным языком
65-84 Хорошо
(базовый уровень) если выполнено 22-26 заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; ответ четко структурирован, выстроен в логической последовательности, изложен литературным грамотным языком; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
45-64 Удовлетворительно
(пороговый уровень) если выполнено 19-21 заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, логика и последовательность изложения имеют некоторые нарушения, допущены несущественные ошибки в изложении теоретического материала и употреблении терминов; в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
0-44 Неудовлетворительно
(уровень не сформирован) если выполнено 1-18 заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, логика и последовательность изложения нарушены, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях); в ответе отсутствуют выводы, примеры, текст неграмотный

Критерии оценки выполнения практических заданий
100-балльная шкала 4-балльная шкала
(уровень освоения) Критерии
85-100 Отлично
(повышенный уровень) Студентом задание решено самостоятельно. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логических рассуждениях, в выборе формул и решении нет ошибок, получен верный ответ, задание решено рациональным способом.
65-84 Хорошо
(базовый уровень) Студентом задание решено с подсказкой преподавателя. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок; правильно сделан выбор формул для решения; есть объяснение решения, но задание решено нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ.
45-64 Удовлетворительно
(пороговый уровень) Студентом задание решено с подсказками преподавателя. При этом задание понято правильно, в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе формул или в математических расчетах; задание решено не полностью или в общем виде.
0-44 Неудовлетворительно
(уровень не сформирован) Студентом задание не решено.


ФОС для контроля самостоятельной работы обучающегося

Контролем самостоятельной работы студентов по дисциплине «Экология» являются следующие формы КСР: проверка конспектов, выступление на семинаре с докладом, выполнение практической работы, решение тестовых занятий, кейс-задач. Примеры заданий по перечисленным выше формам КСР приведены в. ФОС для проведения текущего контроля УМКД по дисциплине «Экология»
Формы ФОС для контроля самостоятельной работы обучающегося
Вид самостоятельной работы Форма контроля самостоятельной работы студентов
Проработка конспектов лекций и вопросов, вынесенных на самостоятельное изучение, изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к тестированию Проверка конспектов, сдача тестов
Изучение основной и дополнительной литературы, проработка конспектов лекций и вопросов, вынесенных на самостоятельное изучение, изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к тестированию Выступление на семинаре с докладом, сдача тестов
Подготовка к выполнению контрольных практических заданий Выполнение практической работы
Разбор сложных тем Кейс-задания
Критерии оценки знаний и умений

При оценке знаний на экзамене учитывается:
• правильность и осознанность изложения содержания ответа на вопросы, полнота раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления и трактовки общенаучных и специальных экологических терминов;
• степень сформированности интеллектуальных и научных способностей экзаменуемого;
• самостоятельность ответа;
• речевая грамотность и логическая последовательность ответа.
Уровни освоения компетенций:
1. Повышенный:
Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные теоретические задания без ошибок.
2. Базовый:
Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе. Решил предложенные теоретические задания с небольшими неточностями..
3. Пороговый:
Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении теоретических.
4. Уровень не сформирован.
Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение теоретических заданий не выполнено. Т.е. студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения
Приложение 1.   Эко С Б 19.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шилов И. А. ЭКОЛОГИЯ 7-е изд. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/bcode/405333
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. И. Николайкин, Н. Е. Николайкина, О. П. Мелехова Экология: учеб. для вузов М.: Дрофа, 2005
Л2.2 Прищеп Н.И. Экология: практикум: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2007
Л2.3 Байлагасов, Л.В. Региональное природопользование: учебное пособие Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=434663
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Отто, О. В. Экология: учеб. пособие: Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/2042
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Экология и жизнь. Научно-популярный и образовательный журнал. Код доступа: www.ecolife.ru/
Э2 Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Раздел: география. Код доступа: http://window.edu.ru/window/catalog
Э3 Курс в Moodle "Экология" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2906
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Web-атлас «Окружающая среда и здоровье населения России». http://www.sci.aha.ru/ATL/ra00.htm.
2. Министерство природных ресурсов и экологии РФ (официальный сайт): http://www.mnr.ru/.
3. Федеральная служба государственной статистики (официальный сайт):: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/.
4. Экология и жизнь. Научно-популярный и образовательный журнал. Код доступа: www.ecolife.ru/.
5. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Раздел: география. Код доступа: http://window.edu.ru/window/catalog .
6. Жизнь растений. Код доступа: http://plantlife.ru.
7. Иллюстрированная Энциклопедия Животных. Код доступа: http://filin.vn.ua/.
8. Животные цифровая тематическая библиотека по зоологии. Код доступа: http://animalkingdom.su.
9. Жизнь растений цифровая тематическая библиотека. Код доступа: http://plant.geoman.ru.
10. Лесная энциклопедия. Код доступа: http://forest.geoman.ru.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение содержания дисциплины "Экология" происходит на лекционных и практических занятиях, и в ходе самостоятельной работы студента в 2 семестре. Студент обязан посещать все аудиторные занятия.
При составлении лекций по учебной дисциплине "Экология" преподаватель должен максимально четко излагать материал, учитывая уровень подготовки студентов, разъясняя ключевые термины и сущность явлений, при этом, используя профессиональный методический стиль изложения материала. Лекция должна включать в себя: основные представления и понятия, фактические данные, разъяснения по каждому пункту темы. Кроме того, лекция должна носить диалогический характер. На лекционном занятии необходимо использовать материалы тематических презентаций (по мере необходимости). Лекционный материал должен быть насыщен примерами, логически правильно построен. Желательно, иметь презентации лекций (по мере необходимости).
Практические занятия должны соответствовать системно-деятельностному подходу в обучении. Для выполнения заданий студентам необходимо работать с основной и дополнительной литературой, электронными ресурсами, информационными справочными системами (ЭБС «Университетская библиотека online, elibrary). Преподаватель оценивает степень их выполнения по следующим показателям (полнота выполнения практического задания, своевременность выполнения задания, последовательность и рациональность выполнения задания, самостоятельность решения) и выставляет отметку по 4-х балльной шкале, отражающую уровень усвоения компетенций студентами. Отдельные практические задания предполагают продолжение их выполнения в ходе самостоятельной работы студента во внеаудиторное время.
Задания самостоятельной работы следует выполнять студентам в соответствии с тематическим планом учебной дисциплины перед практическим занятием или после его проведения. Выполнение заданий предполагает работу студента в системе Moodle.
Промежуточная аттестация студентов проводится в форме экзамена. Перед экзаменом студенты обязаны защитить выполненные практические работы, а также сделать отчет о выполненной самостоятельной работе в ходе консультаций, в том числе о выполненных заданиях в системе Moodle.
Студент сдает экзамен при следующих условиях:
- логически правильно построенный и содержательный ответ (с примерами);
- максимальное раскрытие сущности предложенных вопросов с привлечением конкретных примеров;
- связь между теоретической базой изученных ранее учебных дисциплин.

Методические рекомендации по организации реферативной работы

Реферат является обзорным (по нескольким источникам - книгам, главам, статьям). Реферат, как правило, излагается своими словами. Точные определения и цитаты вводятся лишь особо значимые и те, против содержания которых референт (составитель реферата) возражает.
План реферата определяется исследователем. Но в реферативной работе желательно иметь следующие компоненты (части):
■ краткие сведения об авторе реферируемого материала (если это диктуется темой реферата);
■ сжатое, но достаточно полное и точное изложение сущности научной информации по теме (главная часть реферата);
■ замечания, обобщения, выводы референта об изложенной информации, ее значении. Написанный реферат становится основой для устного сообщения.
После того, как студент изучил научную литературу по теме, систематизировал полученную информацию, следует приступить к работе над рефератом. Композиционная структура реферата включает следующие основные элементы:
■ титульный лист,
■ содержание,
■ введение,
■ основную часть,
■ заключение,
■ литература,
Титульный лист является первой страницей реферата и заполняется строго по образцу.
После титульного листа помещается содержание, в котором приводятся все заголовки реферата и указываются страницы, с которых они начинаются.
Далее следует введение, в котором обосновывается актуальность выбранной темы, приводится краткий обзор литературы, излагается цель работы и содержание поставленных задач, формулируются объект и предмет исследования.
В основной части реферата раскрывается данная тема.
Реферат заканчивается заключительной частью, которая так и называется «заключение», составляющее итоговые результаты.
После заключения принято помещать библиографический список использованной литературы. Этот список составляет одну из существенных частей реферата и отражает самостоятельную творческую работу студента. Каждый включенный в такой список источник должен иметь отражение в тексте реферата. Если её автор делает ссылку на какие-либо заимствованные факты или цитирует работы других авторов, то он должен обязательно указать в ссылке, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в библиографический список те работы, на которые нет ссылок в тексте реферата и которые фактически не были использованы.
Объем реферата должен составлять 12-15 страниц машинописного текста.
Выбирая тему реферата, студенту необходимо исходить из следующего:
■ интереса студента к конкретной разделу;
■ возможности получения информации из различных источников для раскрытия темы работы.
Тема и план реферата должен быть согласован с преподавателем. Рефераты выполняются в рамках предусмотренных программой тем, а также в соответствии с интересами и потребностями студентов. Они могут носить как теоретический, так и прикладной характер. Их основная цель - углубить знания, полученные в процессе изучения дисциплины, привить умения самостоятельной работы с научной литературой, развить индивидуальные способности студентов и их творческое мышление. Рефераты должны быть самостоятельны и правильно оформлены.