МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Стволовые клетки и трансгенез

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки06.04.01. Биология
ПрофильСовременные аспекты изучения фиторазнообразия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_04_01_Фитораз-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 9
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Хлебова Л.П.

Рецензент(ы):
д.б.н., проф., Сокололва Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Стволовые клетки и трансгенез

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.04.01 Биология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1052)

составлена на основании учебного плана:
06.04.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
М.М. Силантьева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой М.М. Силантьева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Обучение студентов базовым понятиям и методам работы со стволовыми клетками и их применения в фундаментальной биологии и медицине, а также знакомство студентов с современными технологиями модификации геномов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью применять методические основы проектирования, выполнения полевых и лабораторных биологических, экологических исследований, использовать современную аппаратуру и вычислительные комплексы (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-дать определение основным терминам и категориям в области стволовых клеток;
-сформулировать основные принципы классификации стволовых клеток.
3.2.Уметь:
3.2.1.-Охарактеризовать основные критерии применимости стволовых клеток;
-использовать сведения по потенциям стволовых клеток для оценки перспектив применения стволовых клеток в медицине.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-способностью характеризовать различные типы стволовых клеток;
-способностью анализировать основные сферы применения стволовых клеток.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные термины и понятия дисциплины. Соматические стволовые клетки.
1.1. Основные понятия. Гемопоэтические и мышечные стволовые клетки. Применение в медицине. Лекции 4 2 ПК-3 Л1.1
1.2. Мезенхимальные стволовые клетки. Выделение, характеристики, перспективы использования в медицине. Лабораторные 4 2 ПК-3 Л1.1
1.3. Нейральные и эпителиальные стволовые клетки. Сам. работа 4 8 ПК-3 Л1.1
Раздел 2. Эмбриональные стволовые клетки.
2.1. Эмбриональные стволовые клетки мыши. Получение и характеристики. Особенности культивирования. Лекции 4 2 ПК-3 Л1.1
2.2. Эмбриональные стволовые клетки человека. Получение и характеристики. Особенности культивирования. Перспективы использования в медицине. Лабораторные 4 4 ПК-3 Л1.1
2.3. Дифференцировка эмбриональных стволовых клеток in vitro. Применение в клинике. Сам. работа 4 8 ПК-3 Л1.1
Раздел 3. Методы индукции плюрипотентности.
3.1. Индуцированные плюрипотентные стволовые клетки. Введение. Лабораторные 4 6 ПК-3 Л1.1
3.2. Индуцированные плюрипотентные стволовые клетки. Методы получения Сам. работа 4 8 ПК-3 Л1.1
Раздел 4. Эпигенетические характеристики стволовых клеток.
4.1. Перенос соматического ядра в энуклеированную яйцеклетку («клонирование»). Лабораторные 4 4 ПК-3 Л1.1
4.2. Гибридные стволовые клетки. Сам. работа 4 8 ПК-3 Л1.1
Раздел 5. Генетическая модификация организмов.
5.1. Основы генетической модификации организмов. Лекции 4 2 ПК-3 Л1.1
5.2. Создание трансгенных организмов. Лабораторные 4 4 ПК-3 Л1.1
5.3. Трансгенные животные в научных исследованиях. Сам. работа 4 8 ПК-3 Л1.1
Раздел 6. Применение методов манипуляции с геномами.
6.1. Направленный трансгенез. Лекции 4 2 ПК-3 Л1.1
6.2. Трансгенез с помощью вирусов. Лабораторные 4 4 ПК-3 Л1.1
6.3. Прямое репрограммирование генома. Перспективы использования в медицине. Сам. работа 4 9 ПК-3 Л1.1
6.4. Экзамен 4 27 ПК-3 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Щелкунов С. Н. Генетическая инженерия: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Сибирское университетское издательство, 2010 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э2 Курс в системе Moodle portal.edu.asu.ru
Э3 База данных GenBank «NCBI» www.ncbi.nlm.nih.gov
Э4 База данных GenBank «EBI» www.ebi.ac.uk
Э5 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э6 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows, MS Office 2003-2007; MS Word, MS Excel, MS PowerPoint, Adobe Reader, 7-Zip
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека elibrary: http://elibrary.ru
Интернет-архив цифровой библиотеки – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии свободный доступ: https://archive.org/about/
Библиотека (цифровая) по биоразнообразию (растениям, животным) и другим разделам биологии – книги, монографии, журналы и т.д.: https://www.biodiversitylibrary.org
База данных GenBank «EBI» – данные генома, гена и последовательности транскриптов, литература по молекулярной биологии (статьи); основа для биологических исследований и учебного процесса: https://www.ebi.ac.uk/
База данных GenBank «NCBI» – данные генома, гена и последовательности транскриптов, литература по молекулярной биологии (статьи); основа для биологических исследований и учебного процесса: https://www.ncbi.nlm.nih.gov
Библиотека (цифровая) по различным областям биологии (статьи и др.). Свободный доступ. http://bcn.uprrp.edu/Lista/ListaB.html
Электронная библиотека университета Оснабрюк Германия. Доступ к большинству позиций свободный. Имеются ссылки на большинство журналов по биологии.. http://rzblx1.uni-regensburg.de/ezeit/fl.phtml?bibid=UBOS&colors=7&lang=de&notation=W

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
016Л склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт.
326Л лаборатория биогеографии и экологии сообществ - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optima-C - 1 единица; проектор Epson EB-X04 - 1 шт.; микроскоп Альтами ПС0745 - 3 шт.; микроскоп Биомед 6 - 1 шт.; микроскоп Микмед - 2 шт.; рабочее место преподавателя, моноблок Powercool P21 Intel - 1 шт.; принтер LaserJet 1320 - 1 шт.; микроскоп Биолам Р-11 - 8 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, магистрант должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Стволовые клетки и трансгенез».
Дисциплина «Стволовые клетки и трансгенез» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций магистрант получает систематизированные научные знания о стволовых клетках и процессах трансгенеза. Изучая и прорабатывая материал лекций, магистрант должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, в также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к лабораторному занятию магистранту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума, продумать ответы на контрольные вопросы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче экзамена.
Важным элементом обучения магистранта является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы магистрант, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация магистрантов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации магистранта с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины.