МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и методика обучения биологии и экологии в общем и дополнительном образовании

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки44.04.01. Педагогическое образование
ПрофильПедагог школьного и дополнительного образования в сфере биологии и экологии
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планz44_04_01_ПО-ПШиДОвСБиЭ-3-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 145
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 145 145 145 145
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Сперанская Н.Ю.

Рецензент(ы):
д.б.н., проф., Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Теория и методика обучения биологии и экологии в общем и дополнительном образовании

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 21.11.2014г. №1505)

составлена на основании учебного плана:
44.04.01 Педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева Марина Михайловна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой Силантьева Марина Михайловна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Теория и методика обучения биологии и экологии в общем и дополнительном образовании» являются раскрытие теоретических основ обучения биологии и экологии, установление закономерности процессов передачи знаний и воспитания учащихся на биологическом материале и ознакомление с современными методическими подходами и интерактивными технологиями обучения биологии и экологии.
в ходе изучения материала студент должен:
- овладеть научным языком методики преподавания биологии и экологии;
- понимать основы процесса преподавания биологии и экологии и руководства познавательной деятельностью учащихся;
- овладеть различными группами приемов и методов, особенностями их использования в частных разделах биологии и экологии;
- уметь использовать различные формы организации учебной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности, уметь анализировать эффективность применяемых различных типов уроков, а также приемов и методов обучения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам
ПК-4 готовностью к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
ПК-11 готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса в общем и дополнительном образовании по дисциплинам биология и экология.
Основные подходы к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения биологии и экологии в общем и дополнительном образовании.
Основные подходы к разработке и реализации методических моделей обучения биологии и экологии в общем и дополнительном образовании.
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса в общем и дополнительном образовании по дисциплинам биология и экология.
Применять разработанные методики, технологии и приемы обучения биологии и экологии в общем и дополнительном образовании.
Применять разработанные методические модели обучения биологии и экологии в общем и дополнительном образовании.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками применения современных методик и технологий организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса в общем и дополнительном образовании по дисциплинам биология и экология.
Навыками применения разработанных методик, технологий и приемов обучения биологии и экологии в общем и дополнительном образовании, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Навыками применения разработанных методических моделей обучения биологии и экологии в общем и дополнительном образовании, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методика обучения биологии и экологии как наука
1.1. Методика обучения биологии и экологии как наука Лекции 2 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
1.2. Краткая история становления и развития методики обучения биологии и экологии Практические 2 6 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
1.3. Цели и задачи методики обучения биологии и экологии Сам. работа 2 10 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
1.4. Виды обучения биологии и экологии Сам. работа 2 10 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
1.5. Цели и планируемые результаты обучения биологии в федеральном государственном стандарте основного и среднего общего образования Сам. работа 2 10 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
1.6. Содержание предмета "Биология" Сам. работа 2 10 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
1.7. Содержание предмета "Экология" Сам. работа 2 10 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
Раздел 2. Методы обучения биологии и экологии
2.1. Система методов обучения биологии и экологии Лекции 2 2 ПК-1, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
2.2. Приемы и методы преподавания биологии и экологии Практические 2 3 ПК-1, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
2.3. Характеристика отдельных методов обучения биологии Практические 2 3 ПК-1, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
2.4. ИКТ в биологии Сам. работа 2 10 ПК-1, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
2.5. Выбор методов обучения Сам. работа 2 10 ПК-1, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
2.6. Организация самостоятельной работы учащихся Сам. работа 2 10 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
2.7. Проблемный подход в обучении биологии и экологии Сам. работа 2 10 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
2.8. Организация проектной деятельности учащихся Сам. работа 2 10 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
Раздел 3. Формы организации обучения биологии и экологии
3.1. Общая характеристика и система форм обучения биологии и экологии Лекции 2 2 ПК-4, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
3.2. Урок биологии (цели, содержание, план урока) Практические 2 4 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
3.3. Внеурочная работа и ее место в системе обучения биологии и экологии Практические 2 4 ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
3.4. Разработка и реализация методик, технологий и приемов обучения биологии в дополнительном образовании Сам. работа 2 10 ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
3.5. Экологическое воспитание Сам. работа 2 5 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
3.6. Экскурсия как важная форма обучения биологии и экологии Сам. работа 2 10 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
3.7. Биологические кружки Сам. работа 2 10 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
3.8. Лабораторные и практические работы Сам. работа 2 10 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
3.9. Экзамен 2 9 ПК-1, ПК-4, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Арбузова Е.Н. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.В. Теремов, Р.А. Петросова, Н.В. Перелович, Л.А. Косорукова Теория и методика обучения биологии: Учебные практики: Методика преподавания биологии Прометей, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=363882
Л2.2 Н.С. Карташова, Е.В. Кулицкая Инновационное обучение биологии в общеобразовательных заведениях : учебное пособие для студентов бакалавриата Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
Л2.3 Н.В. Скалон, В.А. Колмыкова Современные аспекты экологического образования : электронное учебное пособие , 2015 biblioclub.ru
Л2.4 Теремов, А.В. Знаково-символическая система в обучении биологии : учебное пособие «Прометей», 2013 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека: [Электронный ресурс]: http://elibrary.ru/defaultx.asp
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Э3 Арбузова Е. Н. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата. 2018 г. [Электронный ресурс]: https://biblio-online.ru/book/E48D05D1-5EE1-479F-8236-1EE94D042031/teoriya-i-metodika-obucheniya-biologii-v-2-ch-chast-1
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 60357319 от 05.05.2012 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Теория и методика преподавания биологии и экологии в общем и дополнительном образовании».
Дисциплина «Теория и методика преподавания биологии и экологии в общем и дополнительном образовании» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Теория и методика преподавания биологии и экологии в общем и дополнительном образовании». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, а также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к практическому занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы.
Выполнение всех практических заданий является обязательным условием получения допуска к сдаче экзамена.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии в виде выполнения практического задания и реферата.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.