МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Флористика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv06_03_01_Биология ОЗО-12345-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Лабораторные 20 20 20 20
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.б.н., проф., Силантьева М.М.

Рецензент(ы):
д.б.н., проф., Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Флористика

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 06.03.01 Биология (уровень бакалавриата) утвержденный Министерством образования и науки РФ «7» августа 2014 г., № 944

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ознакомить студентов с базовыми понятиями флористики и методологией анализа флор; сформировать навыки критического анализа состава и структуры флоры, представления результатов флористического исследования, составления пояснительных записок и отчетов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Теоретические основы изучения и анализа флор, классификации новейших элементов флоры, охраняемые виды растений; теоретические основы сравнительной флористики, представления об эволюции флор (флорогенезе), трансформации флор.
3.2.Уметь:
3.2.1.Критически анализировать информацию полученную при изучении флоры в результате полевых и лабораторных исследований, работать с картами флористического районирования; критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты работ с использованием современных математических методов и компьютерных программ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Составления научных отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок; владеть способами математической обработки флор методом корреляционного анализа с использованием коэффициентов ранговой корреляции и с использованием мер включения и сходства на видовом уровне; навыками подготовки карт флористического районирования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Флористика (флорология)
1.1. Флористика (флорология. Таксономическая структура флоры. Типологическая структура флоры. Лекции 6 4 ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л1.2
1.2. Флора – как базовое понятие флористики. Таксономическая и типологическая структура флоры Лабораторные 6 4 ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л1.2
1.3. Историко-типологические элементы флор. Лекции 6 2 ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л1.2
1.4. Выполнение индивидуального задания по анализу флор. Составление опорного конспекта по разделу. Красная книга Российской Федерации. Красная книга Алтайского края. Сам. работа 6 16 ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Анализы флор
2.1. Стадиальный анализ флоры. Флорогенетический анализ флоры Лекции 6 2 ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Ценогенетический анализ флоры Лабораторные 6 6 ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Типологический анализ флоры Лабораторные 6 6 ПК-2 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.4. Составление опорного конспекта по разделу. Индивидуальное задание по реликтовым элементам Сам. работа 6 17 ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. Сравнительное изучение флор. Ботанико-географические районы России.
3.1. Сравнительное изучение флор. Типы флор. Лекции 6 2 ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л1.2
3.2. Математические методы в сравнительной флористике. Лабораторные 6 4 ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л1.2
3.3. Флористическое районирование территории Российской Федерации. Лекции 6 2 ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л1.2
3.4. Характеристика ботанико-географических районов Алтайского края. Зеленая книга Сибири. Черная книга флоры Сибири. Сам. работа 6 16 ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л1.2
3.5. Экзамен 6 27 ПК-2 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Б. Т. Янин Палеобиогеография: Учебник М. : Академия, 2009 17
Л1.2 М. М. Силантьева, Н. В. Елесова Типологические особенности флор: учеб. пособие : АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/979
Л1.3 Шумилова Л.В. Фитогеография.: Изд-во ТГУ, 1979 69
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 П. Зитте, Э. В. Вайлер, Й. В. Кадерайт Ботаника: учебник для вузов. Т.3. Раздел 13. Филогенез и история эволюции растительных сообществ: Академия, 2007 7
Л2.2 М. М. Силантьева Конспект флоры Алтайского края: Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.3 П. Зитте, Э. В. Вайлер, Й. В. Кадерайт Ботаника: учебник для вузов. Т. 3. Раздел 14 Ареалы растений: Академия, 2007 7
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Ботаническая литература www.siteknig.com
Э2 Ботаническая литература http://www. herba.msu.ru/shipunov/.../sch-ru.htm
Э3 СПС КонсультантПлюс www.consultant.ru
Э4 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э5 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э6 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э7 Библиотека флора и фауна – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии herba.msu.ru
Э8 Библиотека (цифровая) по биоразнообразию (растениям, животным) и другим разделам биологии www.biodiversitylibrary.org
Э9 Интернет-архив цифровой библиотеки – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии archive.org
Э10 Библиотека (цифровая) по различным областям биологии (статьи и др.) bcn.uprrp.edu
Э11 Российская научная электронная библиотека концепции открытой науки cyberleninka.ru
Э12 Плантариум - открытый онлайн атлас-определитель растений и лишайников России и сопредельных стран www.plantarium.ru
Э13 Курс в Moodle "Флористика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
На компьютере должны быть установлены средства MS Office 2007; Word, Excel, PowerPoint u др
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека elibrary: http://elibrary.ru
Плантариум - открытый онлайн атлас-определитель растений и лишайников России и сопредельных стран: http://www.plantarium.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
214Л лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт.
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
016Л склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Флористика».
Дисциплина «Флористика» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельная работа.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о теоретических основах изучения и анализа флор, классификации новейших элементов флоры, об охраняемых видов растений, а также о теоретических основах сравнительной флористики, представлений об эволюции флор (флорогенезе), трансформации флор. Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, в также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума, продумать ответы на контрольные вопросы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче экзамена.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена.