Закреплена за кафедрой | Кафедра ботаники |
---|---|
Направление подготовки | 06.04.01. Биология |
Профиль | Современные аспекты изучения фиторазнообразия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_04_01_Фитораз-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 49 | 49 | 49 | 49 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра ботаники
Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.
1.1. | Формирование у студентов современных представлений о создании новых форм селекционно-ценных культур с измененным составом хромосом, о механизмах реорганизации гибридных геномов и о современных методах идентификации хромосомного состава геномов растений с интрогрессией чужеродного генетического материала. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-1 | способностью творчески использовать в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов дисциплин (модулей), определяющих направленность (профиль) программы магистратуры |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Базовые понятия и термины по генетике и клеточной биологии; генетические основы селекционных процессов, механизмы реорганизации и стабилизации гибридных геномов у растений; особенности структурно-функциональной организации хромосом и геномов растений. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Выбирать методы и подходы в селекции растений с использованием знаний по генетике и клеточной биологии; проводить научно-исследовательские работы с использованием микроскопического оборудования. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | полученными знаниями для правильного проведения эксперимента, выбора анализируемых показателей и параметров, а также для анализа полученных фактических данных; теоретической базой молекулярно-цитогенетических методов; навыками использования в научной и производственно-технической деятельности знания о селекции растений и клеточной биологии. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Цитогенетика растений. Геном. Хромосома. Кариотип. | ||||||
1.1. | Структурно-функциональная организация хромосомы. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.2. | Геном растений, особенности организации. | Лекции | 3 | 1 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.3. | Классификация хромосом. Кариотип. | Лабораторные | 3 | 4 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.4. | Генетическая регуляция мейоза у растений. | Лекции | 3 | 1 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.5. | Мейотические мутации у растений. Классификация. | Лабораторные | 3 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.6. | Секвенирование геномов. Сортинг хромосом. | Сам. работа | 3 | 12 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 2. Полиплоидия и видообразование цветковых растений. | ||||||
2.1. | Отдаленная гибридизация и аллополиплоиды. Автополиплоиды и гомоплоиды. | Лекции | 3 | 1 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.2. | Эволюция семейства злаковых. Геном мягкой пшеницы. | Лабораторные | 3 | 4 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.3. | Неополиплоиды и палеополиплоиды | Сам. работа | 3 | 13 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 3. Хромосомно-инженерные технологии в селекции растений | ||||||
3.1. | Реорганизация гибридного генома у растений. Хромосомные манипуляции. | Лекции | 3 | 1 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
3.2. | Гомеологичная рекомбинация. Система гаметоцидных генов. Соматическая гибридизация. | Лекции | 3 | 1 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
3.3. | Видовое разнообразие трибе Triticeae как источника генетической изменчивости для мягкой пшеницы. | Лабораторные | 3 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
3.4. | Мейотические механизмы восстановления фертильности у гибридов F1. | Лабораторные | 3 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
3.5. | Формы передачи чужеродной генетической информации. Значение и эффективность | Сам. работа | 3 | 12 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 4. Идентификация хромосомного состава геномов растений с чужеродной интрогрессией | ||||||
4.1. | Цитогенетический анализ. | Лекции | 3 | 1 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
4.2. | Дифференциальное окрашивание хромосом. | Лабораторные | 3 | 4 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
4.3. | Молекулярно-цитогенетические методы. Флуоресцентная in situ гибридизация. Иммуноокрашивание. | Лабораторные | 3 | 6 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
4.4. | Мечение зондов. | Сам. работа | 3 | 12 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
4.5. | Экзамен | 3 | 27 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложение ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. Приложение ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложение ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Лутова Л.А., Ежова Т.А., Додуева И.Е., Осипова М.А., Инге-Вечтомов С.Г. | Генетика развития растений: учеб. пособие для вузов | СПб.: Изд-во Н-Л, 2010 | 25 |
Л1.2 | Жимулев И.Ф. | Общая и молекулярная генетика: | Новосибирск: НГУ , 2003 | 69 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Никольский В.И. | Генетика: учеб. пособие для вузов | М.: Академия, 2010 | 3 |
Л2.2 | В.С.Шевелуха | Сельскохозяйственная биотехнология : | М.: Высш. шк, 1998 | 15 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в системе Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э3 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э4 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Ms Office Word, MS Office Powerpoint, Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Вавиловский журнал генетики и селекции: http://bionet.nsc.ru/vogis/ Вавиловский журнал генетики и селекции: http://vavilov.elpub.ru/index.php/jour/ Биомолекула: http://biomolekula.ru Википедия: https://ru.wikipedia.org/ Научная электронная библиотека: http://www.e-library.ru EMBL Nucleotide Sequence Database. База данных нуклеотидных последовательностей Европейской Молекулярно-Биологической Лаборатории: http://www.embl.org/ Международная база данных последовательностей олигонуклеотидов: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/genbank/ NCBI: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
106Л | помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки |
016Л | склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт. |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины Хромосомно-инженерные технологии в биологии растений. Дисциплина Хромосомно-инженерные технологии в биологии растений включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические занятия, самостоятельную работу. Изучая и прорабатывая материал лекций, магистрант должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Формами текущего контроля при прохождении дисциплины «Хромосомно-инженерные технологии в биологии растений» является контроль посещаемости занятий, выполнение лабораторных работ, реферата, теста и контрольной работы. К экзамену считается допущенным магистрант, который посетил 75% лекций и все лабораторные занятия. К каждому лабораторному занятию магистранты получают тему и метод, который будет освоен. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, а также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к практическому занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума, продумать ответы на контрольные вопросы. Выполнение всех практических работ является обязательным условием получения допуска к сдаче экзамена. Важным элементом обучения магистранта является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы магистрант используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. Лабораторные занятия магистранта проводятся в лаборатории Южно-Сибирского ботанического сада Алтайского государственного университета. Тестовые задания включают 14 вопросов. За каждый правильно отвеченный вопрос дается 0,5 балла. Контрольная работа выполняется на основе полученных в результате освоения теоретического (лекционного) материала и оценивается в соответствии с таблицей «Сопоставление шкал оценивания» раздела 2. В экзаменационный билет включено три теоретических. Экзамен проводится в устной форме. На ответ и решение задачи магистранту отводится 45 минут. За ответ на экзамене магистрант получает 50 баллов, остальные 50 баллов получает в процессе текущего контроля. Текущее и экзаменационное оценивание освоения курса происходит в соответствии с балльно-рейтинговой системой (см Приложение ФОС - таблицу балльно-рейтинговая система). |