МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Эволюция растительного мира

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки06.04.01. Биология
ПрофильСовременные аспекты изучения фиторазнообразия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_04_01_Фитораз-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доц., Соломонова М.Ю.

Рецензент(ы):
д.б.н., проф., Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Эволюция растительного мира

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки - 06.04.01 «Биология» (уровень магистратуры), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ «23» сентября 2015 г. № 1052

составлена на основании учебного плана:
06.04.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование знаний об этапах эволюции раститительного покрова Земли в фанерозое, о методах их изучения и областях применения;
Получения умений анализировать палеоэкологические, палеоботанические данные и палеофлористические списки;
Овладения навыками получения и анализа палеоботанического материала для изучения эволюции Земли.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью творчески использовать в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов дисциплин (модулей), определяющих направленность (профиль) программы магистратуры
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Методы и методологические особенности палеоботанических и палеоэкологических исследований и возможность их применения для решения научных и производственно-технологических проблем; Особенности глобальных и региональных палеофлор, принципы выделения палеофитохорий;Особенности и ограничения применения палеофлористических, палеоботанических и флорогенетических знаний в решении актуальных вопросов глобальных изменений природной среды и процессов формирования углеродных полезных ископаемых.
3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать в научной и прикладной сфере методы палеоботанических и палеогеографических исследований; Всесторонне анализировать палеофлористические списки и данные о современной флоре; Творчески выбирать методы флорогенетических, палеофлористических и палеоботанических исследований для решения актуальных вопросов глобальных изменений природной среды и процессов формирования углеродных полезных ископаемых.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Способностью поиска подходящего метода палеоботанических и флорогенетических исследований для решения актуальных вопросов глобальных изменений природной среды и процессов формирования углеродных полезных ископаемых; применения принципов флорогенетического анализа в изучении современных флор и палеофлор; Использования инновационных методов применения палеофлористических, палеоботанических и флорогенетических знаний в решении актуальных вопросов глобальных изменений природной среды и процессов формирования углеродных полезных ископаемых.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие принципы исторической реконструкции биосистем
1.1. Общие принципы исторической реконструкции структурно-функциональной организации наземных палеоэкосистем и палеозон. Лекции 3 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.2. Палеоботанические методы исследования Лабораторные 3 6 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.3. Применение палеоботанических методов в стратиграфии геологических пород Сам. работа 3 15 ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Палеофит и мезофит
2.1. Эволюция растительного покрова палеозоя и мезозоя Лекции 3 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.2. Формы представления палеоботанического материала Лабораторные 3 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.3. Основные этапы формирования углеродных полезных ископаемых и их биостратиграфические маркеры Сам. работа 3 9 ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Третичный, четвертичный периоды. Палеолитический человек и среда
3.1. Эволюция растительного покрова в кайнозое. Третичный, четвертичный периоды Лекции 3 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.2. Принципы выделения палеофитохорий Лабораторные 3 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.3. Палеофлоры и их рефугиумы Сам. работа 3 17 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Исторические, элементы флоры
4.1. Реликты, как исторические элементы флоры Лекции 3 1 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.2. Историко-географические элементы флоры Лабораторные 3 6 ПК-1 Л2.1, Л2.2
4.3. Реликты Алтайского края Сам. работа 3 20 ПК-1 Л2.1, Л2.2
Раздел 5. История формирования растительного покрова Алтайского края
5.1. Эволюция растительного мира в Алтайском крае и методы ее изучения Лекции 3 1 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.2. Флорогенетический анализ Лабораторные 3 4 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.3. Адвентивная флора Сам. работа 3 15 ПК-1 Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н. Ю. Сперанская [и др.] Основы фитолитного анализа: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Б. Т. Янин Палеобиогеография: Учебник М. : Академия, 2009 17
Л2.2 М. М. Силантьева Конспект флоры Алтайского края: Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 СПС КонсультантПлюс: http://www.consultant.ru/
Э2 Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Э3 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru
Э4 Научная электронная библиотека elibrary: http://elibrary.ru
Э5 Библиотека флора и фауна: http://herba.msu.ru/shipunov/school/sch-ru.htm
Э6 База данных GenBank «EBI»: https://www.ebi.ac.uk/
Э7 База данных издательства Springer: https://link.springer.com/
Э8 База данных GenBank «NCBI»: https://www.ncbi.nlm.nih.gov
Э9 Доклады, обзоры, посвященные проблемам теории эволюции: http://www.evolbiol.ru/
Э10 Курс в системе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 2007; Word, Excel, PowerPoint, С2 u др
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека elibrary: http://elibrary.ru
Библиотека флора и фауна: http://herba.msu.ru/shipunov/school/sch-ru.htm
База данных GenBank «EBI»: https://www.ebi.ac.uk/
База данных GenBank «NCBI»: https://www.ncbi.nlm.nih.gov
База данных издательства Springer: https://link.springer.com/
Доклады, обзоры, посвященные проблемам теории эволюции: http://www.evolbiol.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
016Л склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт.
214Л лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт.
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Эволюция растительного мира».
Дисциплина «Эволюция растительного мира» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Эволюция растительного мира». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, палеоботаническими образцами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать этапы лабораторного занятия.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В процессе работы с учебной и научной литературой студент может: делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана (создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике); составлять тезисы (цитирование наиболее важных мест статьи или монографии, короткое изложение основных мыслей автора); готовить аннотации (краткое обобщение основных вопросов работы); создавать конспекты (развернутые тезисы).
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде тестов и защиты лабораторных работ с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.