Закреплена за кафедрой | Кафедра ботаники |
---|---|
Направление подготовки | 06.04.01. Биология |
Профиль | Современные аспекты изучения фиторазнообразия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_04_01_Фитораз-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра ботаники
Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.
1.1. | Формирование знаний об этапах эволюции раститительного покрова Земли в фанерозое, о методах их изучения и областях применения; Получения умений анализировать палеоэкологические, палеоботанические данные и палеофлористические списки; Овладения навыками получения и анализа палеоботанического материала для изучения эволюции Земли. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03 |
ПК-1 | способностью творчески использовать в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов дисциплин (модулей), определяющих направленность (профиль) программы магистратуры |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Методы и методологические особенности палеоботанических и палеоэкологических исследований и возможность их применения для решения научных и производственно-технологических проблем; Особенности глобальных и региональных палеофлор, принципы выделения палеофитохорий;Особенности и ограничения применения палеофлористических, палеоботанических и флорогенетических знаний в решении актуальных вопросов глобальных изменений природной среды и процессов формирования углеродных полезных ископаемых. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Использовать в научной и прикладной сфере методы палеоботанических и палеогеографических исследований; Всесторонне анализировать палеофлористические списки и данные о современной флоре; Творчески выбирать методы флорогенетических, палеофлористических и палеоботанических исследований для решения актуальных вопросов глобальных изменений природной среды и процессов формирования углеродных полезных ископаемых. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Способностью поиска подходящего метода палеоботанических и флорогенетических исследований для решения актуальных вопросов глобальных изменений природной среды и процессов формирования углеродных полезных ископаемых; применения принципов флорогенетического анализа в изучении современных флор и палеофлор; Использования инновационных методов применения палеофлористических, палеоботанических и флорогенетических знаний в решении актуальных вопросов глобальных изменений природной среды и процессов формирования углеродных полезных ископаемых. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общие принципы исторической реконструкции биосистем | ||||||
1.1. | Общие принципы исторической реконструкции структурно-функциональной организации наземных палеоэкосистем и палеозон. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Палеоботанические методы исследования | Лабораторные | 3 | 6 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Применение палеоботанических методов в стратиграфии геологических пород | Сам. работа | 3 | 15 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Палеофит и мезофит | ||||||
2.1. | Эволюция растительного покрова палеозоя и мезозоя | Лекции | 3 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Формы представления палеоботанического материала | Лабораторные | 3 | 4 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Основные этапы формирования углеродных полезных ископаемых и их биостратиграфические маркеры | Сам. работа | 3 | 9 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Третичный, четвертичный периоды. Палеолитический человек и среда | ||||||
3.1. | Эволюция растительного покрова в кайнозое. Третичный, четвертичный периоды | Лекции | 3 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Принципы выделения палеофитохорий | Лабораторные | 3 | 4 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Палеофлоры и их рефугиумы | Сам. работа | 3 | 17 | ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 4. Исторические, элементы флоры | ||||||
4.1. | Реликты, как исторические элементы флоры | Лекции | 3 | 1 | ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
4.2. | Историко-географические элементы флоры | Лабораторные | 3 | 6 | ПК-1 | Л2.1, Л2.2 |
4.3. | Реликты Алтайского края | Сам. работа | 3 | 20 | ПК-1 | Л2.1, Л2.2 |
Раздел 5. История формирования растительного покрова Алтайского края | ||||||
5.1. | Эволюция растительного мира в Алтайском крае и методы ее изучения | Лекции | 3 | 1 | ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
5.2. | Флорогенетический анализ | Лабораторные | 3 | 4 | ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
5.3. | Адвентивная флора | Сам. работа | 3 | 15 | ПК-1 | Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Н. Ю. Сперанская [и др.] | Основы фитолитного анализа: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Б. Т. Янин | Палеобиогеография: Учебник | М. : Академия, 2009 | 17 |
Л2.2 | М. М. Силантьева | Конспект флоры Алтайского края: | Изд-во АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | СПС КонсультантПлюс: http://www.consultant.ru/ | |||
Э2 | Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com | |||
Э3 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru | |||
Э4 | Научная электронная библиотека elibrary: http://elibrary.ru | |||
Э5 | Библиотека флора и фауна: http://herba.msu.ru/shipunov/school/sch-ru.htm | |||
Э6 | База данных GenBank «EBI»: https://www.ebi.ac.uk/ | |||
Э7 | База данных издательства Springer: https://link.springer.com/ | |||
Э8 | База данных GenBank «NCBI»: https://www.ncbi.nlm.nih.gov | |||
Э9 | Доклады, обзоры, посвященные проблемам теории эволюции: http://www.evolbiol.ru/ | |||
Э10 | Курс в системе Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office 2007; Word, Excel, PowerPoint, С2 u др Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс: http://www.consultant.ru/ Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/ Научная электронная библиотека elibrary: http://elibrary.ru Библиотека флора и фауна: http://herba.msu.ru/shipunov/school/sch-ru.htm База данных GenBank «EBI»: https://www.ebi.ac.uk/ База данных GenBank «NCBI»: https://www.ncbi.nlm.nih.gov База данных издательства Springer: https://link.springer.com/ Доклады, обзоры, посвященные проблемам теории эволюции: http://www.evolbiol.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
016Л | склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт. |
214Л | лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт. |
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Эволюция растительного мира». Дисциплина «Эволюция растительного мира» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Эволюция растительного мира». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, палеоботаническими образцами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать этапы лабораторного занятия. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В процессе работы с учебной и научной литературой студент может: делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана (создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике); составлять тезисы (цитирование наиболее важных мест статьи или монографии, короткое изложение основных мыслей автора); готовить аннотации (краткое обобщение основных вопросов работы); создавать конспекты (развернутые тезисы). В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде тестов и защиты лабораторных работ с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы. |