МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экология растений и сообществ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 64
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 64 64 64 64
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Елесова Н.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., проф., Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Экология растений и сообществ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1. формирование представлений о распространении и особенностях взаимоотношений со средой растений разных экологических групп и их сообществ, применение полученных знаний и навыков в решении профессиональных задач.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основную терминологию разделов экологии растений и сообществ, стандарты и ГОСТы по оформлению научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок; основные методы и подходы экологического анализа, в том числе экспериментальные, стандарты и госты по оформлению научно-технических отчетов, обзоров по литературе, аналитических карт по ареалогии и пояснительных записок к выполненным заданиям.
3.2.Уметь:
3.2.1.Критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований; проводить интерпретацию получаемой информации и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований в виде разделов работы или статей
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. Способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок; способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок с использованием сведений по экологии растений и сообществ.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Экологические факторы и среда обитания. Основные экологические единицы
1.1. Роль экологических факторов в жизни растений. Лекции 5 2 ПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Жизненные формы растений Лекции 5 2 ПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.3. Разнообразие экобиоморф высших растений Лабораторные 5 4 ПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Биологический анализ местной флоры Сам. работа 5 8 ПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Отношение растений к влаге
2.1. Вода как экологический фактор.Экологические группы растений по отношению к воде Лекции 5 4 ПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.2. Характерные признаки ксерофитов и гидрофиов Лабораторные 5 2 ПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.3. Экологические группы растений по отношению к воде Сам. работа 5 8 ПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Отношение растений к свету
3.1. Свет как экологический фактор. Экологические группы по отношению к свету Лекции 5 2 ПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.2. Характерные признаки гелиофитов и сциофитов Лабораторные 5 4 ПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.3. Экологические анализ растений местной флоры по отношению к свету Сам. работа 5 8 ПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Отношение растений к теплу
4.1. Тепло как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к теплу Лекции 5 4 ПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
4.2. Характерные признаки мегатермофитов и гекистотермофиов Лабораторные 5 4 ПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
4.3. Экологические группы растений по отношению к теплу Сам. работа 5 10 ПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Отношение растений к почвенным факторам
5.1. Почва как экологический фактор.Экологические группы растений по отношению к почвенным факторам Лекции 5 2 ПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
5.2. Характерные признаки петрофитов и галофитов Лабораторные 5 4 ПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
5.3. Экологические группы растений по отношению к почвенным факторам Сам. работа 5 10 ПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Биотические и антропогенные факторы
6.1. Биотические и антропогенные факторы среды, влияющие на растения Лекции 5 2 ПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
6.2. Антропогенные факторы среды Сам. работа 5 10 ПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
6.3. Влияние на растения зоогенных, фитогенных и антропогенных факторов Лабораторные 5 4 ПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Экология растительных сообществ
7.1. Световой, тепловой, режим растительных сообществ Лекции 5 2 ПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
7.2. Влияние растительных сообществ на режим влажности Лабораторные 5 2 ПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
7.3. Влияние растительных сообществ на почво-грунты Сам. работа 5 10 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Елесова Н.В. Экология растений : АлтГУ, 2017 0321702318 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3546
Л1.2 Прокопьев Е.П. Экология растений: учебник ТГУ, 2001 37
Л1.3 Прокопьев Е.П. Экология растительных сообществ (фитоценология): Учебник ТГУ, 2003 19
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М. М. Силантьева, Н. В. Елесова Типологические особенности флор: учеб. пособие : АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/979
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э2 Научная электронная библиотека elibrar elibrary.ru
Э3 ЭБС "АлтГУ" elibrary.asu.ru
Э4 Библиотека флора и фауна herba.msu.ru
Э5 Курс в Moodle "Экология растений" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS power point, MS Word
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);

Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ruБиблиотека флора и фауна – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии; свободный доступ: http://herba.msu.ru/shipunov/school/sch-ru.htm

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
214Л лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт.
016Л склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Экология растений и сообществ».
Дисциплина «Экология растений и сообществ» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельная работа.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о распространении и особенностях взаимоотношений со средой растений разных экологических групп и их сообществ, и факторах их определяющих; а также представления об экологии растений и сообществ как частной аутэкологической науке. Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, в также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума, продумать ответы на контрольные вопросы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче экзамена.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.