МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономика сферы услуг
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.01. Сервис
ПрофильСоциально-культурный сервис и туризм
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz43_03_01_С-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 87
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 87 87 87 87
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Экономика сферы услуг

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 43.03.01 "Сервис" (квалификация (степень) "бакалавр"). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 октября 2015 года № 1169

составлена на основании учебного плана:
43.03.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин А.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин А.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины «Экономика сферы услуг» - являетcя формирование у студентов углубленного системного знания о сущности, закономерностях функционирования и тенденциях развития сферы услуг как ведущего сектора современной экономики.
Задачи дисциплины:
– сформировать у студентов представление о тенденциях, проблемах и перспективах развития сферы услуг;
– познакомить с содержанием хозяйственного механизма организаций сферы услуг;
– дать знания современных методических, нормативных и других материалов по экономике организаций сферы услуг;
– помочь студентам определить направления использования теорий и методов экономической науки для анализа современных социально-экономических проблем, а также выполнения анализа развития сферы услуг.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2: способностью использовать основы экономических знаний при оценке эффективности результатов деятельности в различных сферах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- эволюцию структурной перестройки экономики и ее причины;
- специфику сервисной модели общества, роль сферы услуг в современной социально-экономической жизни общества;
- социально-экономическую природу услуги и классификацию услуг;
- особенности функционирования рынка услуг; основные субъекты рынка услуг;
- формы и методы государственного регулирования сферы услуг, перспективы ее развития в условиях глобальной экономики.
3.2.Уметь:
3.2.1. - применять современные подходы для характеристики эпох в развитии человеческого общества и его экономических систем;
- систематизировать различные подходы к пониманию сущности сферы услуг и ее структуры;
- проводить сравнительный анализ различных подходов к классификации услуг;
- использовать методы анализа для выявления состояния и основных тенденций развития сферы услуг, национального и мирового рынка услуг;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-категориальным аппаратом экономики сферы услуг, ее специфики, государственным и рыночным механизмом, методами анализа сферы услуг, ее структуры и динамики.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в дисциплину "Экономика сферы услуг"
1.1. Сфера услуг в современном обществе, экономике: аспекты терминологической определенности. Современное состояние сферы услуг: зарубежный и российский опыт Лекции 1 1
1.2. Сфера услуг в современном обществе, экономике: аспекты терминологической определенности. Современное состояние сферы услуг: зарубежный и российский опыт Практические 1 2
1.3. Сфера услуг в современном обществе, экономике: аспекты терминологической определенности. Современное состояние сферы услуг: зарубежный и российский опыт Сам. работа 1 5
1.4. Услуги в современной экономике: сущность и классификации, особенности Лекции 1 1
1.5. Услуги в современной экономике: сущность и классификации, особенности Практические 1 2
1.6. Услуги в современной экономике: сущность и классификации, особенности Сам. работа 1 5
Раздел 2. Рынок сферы услуг. проблемы и перспективы
2.1. Рынок услуг и его специфика. Законы рынка. Предпринимательство в сфере услуг. Франчайзинг Лекции 1 1
2.2. Рынок услуг и его специфика. Законы рынка. Предпринимательство в сфере услуг. Франчайзинг Практические 1 2
2.3. Рынок услуг и его специфика. Законы рынка. Предпринимательство в сфере услуг. Франчайзинг Сам. работа 1 5
2.4. Мировой рынок услуг. Перспективы развития сферы услуг. Россия на мировом рынке услуг Лекции 1 1
2.5. Мировой рынок услуг. Перспективы развития сферы услуг. Россия на мировом рынке услуг Практические 1 1
2.6. Мировой рынок услуг. Перспективы развития сферы услуг. Россия на мировом рынке услуг Сам. работа 1 36
2.7. Государство и развитие сферы услуг, цели, основные направления, проблемы. Практические 1 1
2.8. Государство и развитие сферы услуг, цели, основные направления, проблемы. Лекции 1 0
2.9. Государство и развитие сферы услуг, цели, основные направления, проблемы. Сам. работа 1 36
2.10. Экзамен 1 9

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ
1. Вопросы для собеседования, устного опроса, дискуссии
Устный опрос в форме собеседования, дискуссии проводится в течение прохождения дисциплины «Экономика сферы услуг». Вопросы для подготовки к собеседованию, дискуссии выдаются студентам заранее.
Перечень вопросов по дисциплине «Экономика сферы услуг» по каждому модулю
Модуль 1. Сфера услуг в современном обществе, экономике: аспекты терминологической определенности. Современное состояние сферы услуг: зарубежный и российский опыт
1. Какие два основных подхода используются для периодизации развития человеческого общества?
2. В чем заключаются сущность формационного подхода и его ограниченность?
3. В чем проявляется преимущество цивилизационного подхода?
4. Чем объясняется разная градация исторического развития общества в рамках цивилизационного подхода?
5. Какие технологические уровни (уклады) прошло в своем развитии человеческое общество?
6. Какие этапы в развитии человеческого общества выделяют Э. Тоффлер, Д. Белл?
7. Какие черты свойственны доиндустриальному, индустриальному и постиндустриальному обществу? Дайте сравнительную характеристику этих трех эпох в развитии человеческого общества.
8. Как соотносятся понятия «постиндустриальное общество» и «индустриальное общество» и какими терминами характеризуется современное общество в современной литературе?
1. Раскройте роль информации в развитии цивилизации.
2. Какие информационные революции определили развитие человеческой цивилизации?
3. Какими понятиями в современной литературе отражается сущность современной экономики?
4. Что понимается под информационной экономикой?
5. Почему экономику постиндустриальных стран можно назвать сервисной?
6. Каковы отличительные черты сервисной экономики? Раскройте различия индустриальной и сервисной экономик.
7. Каковы подходы к пониманию «новой экономики»?
8. Охарактеризуйте отличительные черты новой экономики.
9. Какие факты и статистические данные свидетельствуют о том, что современная экономика развитых стран выступает как экономика услуг?
10. Раскройте подход К. Кларка к структурированию общественного производства.
11. Каков состав и тенденции изменения первичного, вторичного и третичного секторов общественного производства?
12. В чем преимущества и уязвимость подхода Д. Белла к структурированию общественного производства?
13. Каковы закономерности, характеризующие взаимосвязь и взаимообусловленность материального производства и сферы услуг?
14. Раскройте причины стремительного развития сферы услуг.
15. Что понимается под качеством жизни и какова взаимосвязь качества жизни и сферы услуг?
16. Раскройте роль сферы услуг в современных условиях.
17. Каковы были причины неразвитости сферы услуг в СССР?
18. Какие отрицательные и положительные тенденции в развитии сферы услуг присущи современной России?
19. Что понимается под сферой услуг и какие основные черты присущи сфере услуг?
Модуль 2. Услуги в современной экономике: сущность и классификации, особенности
1. В каких понятиях (терминах) можно отразить результаты процесса производства?
2. Когда и кем был введен в научный оборот термин «услуга»?
3. Что понимали под услугой Ф. Бастиа, К. Маркс?
4. Раскройте основные свойства услуги.
5. Что понимается под стандартом обслуживания?
6. Приведите известные вам определения услуги и сопоставьте их.
7. Опишите изменения, которые могут произойти в связи с получением услуги.
8. Как соотносятся понятия «услуга» и «сервис»?
9. Чем обусловлена необходимость классификации услуг?
10. По каким признакам могут быть классифицированы услуги?
11. Охарактеризуйте классификацию услуг по Зингельманну, по Ловелоку.
Модуль 3 Рынок услуг и его специфика. Законы рынка. Предпринимательство в сфере услуг. Франчайзинг.
1. Дайте определение рынка услуг, раскройте его особенности.
2. Какие факторы влияют на развитие рынка услуг, а какие сдерживают развитие рынка услуг в России?
3. Какие виды рынка вы знаете и по каким критериям они выделяются?
4. Каковы субъекты рыночных отношений в сфере услуг?
5. Какова роль государства в развитии рынка услуг?
6. Раскройте понятия «чисто частные блага», «чисто общественные блага» и «смешанные блага».
7. Какие виды услуг (экономические блага) оказывают государственные структуры?
8. Каковы отличительные признаки домохозяйства?
9. Какова роль некоммерческих организаций на рынке услуг? Приведите примеры услуг некоммерческих организаций.
10. Раскройте сущность аутсорсинга. Какие причины способствуют его развитию?
11. Раскройте сущность и причины развития аутсорсинга в сфере услуг.
12. Какие виды конкурентных стратегий производителей услуг вы знаете? Приведите примеры фирм, использующих различные стратегии.
13. В чем сущность политики ценовой дискриминации и какие условия делают возможным ее применение, в том числе в сфере услуг?
14. Каковы возможности формирования рентных отношений в услуговых видах деятельности?
1. Какие условия определяют предпринимательство как особый вид деятельности?
2. Охарактеризуйте основные черты современного предпринимательства.
3. С помощью каких функций выявляется сущность предпринимательства?
4. Какова роль сферы услуг в становлении массового предпринимательства?
5. Каковы отличительные особенности предпринимательских функций в сфере услуг?
6. Почему потребители являются особым ресурсным потенциалом сервисных организаций?
7. Какова роль человеческого капитала в работе предприятий сферы сервиса?
8. Какова главная установка в процессе обслуживания клиентов предприятиями сферы малого бизнеса?
1. Что понимается под франчайзингом?
2. Как называются две стороны франчайзингового договора?
3. Каковы преимущества и недостатки франчайзинга с точки зрения франчайзи, франчайзера?
4. Что понимается под франчайзингом бизнес-формата?
5. Какие виды франчайзинга выделяют в настоящее время?
6. В каких видах услуговой деятельности используется система франчайзинга?
7. Раскройте тенденции развития франчайзинга в настоящее время.
8. Охарактеризуйте сущность каждого вида франчайзинга.
9. Какие факторы способствуют развитию франчайзинга в России и тормозят его?
10. Может ли применяться франчайзинг в образовании?

Модуль 4 Государство и развитие сферы услуг, цели, основные направления, проблемы.
1. Что понимается под государственным регулированием экономики?
2. Какие методы могут использовать государства для регулирования экономики, в чем различие этих методов?
3. Охарактеризуйте инструменты, с помощью которых может осуществляться реализация различных методов государственного воздействия.
4. Раскройте причины, обусловливающие необходимость государственного вмешательства в сферу услуг.
5. Почему государство проявляет особый интерес к сфере услуг?
6. Каковы важнейшие цели государственного регулирования социально-экономических процессов в сфере услуг?
7. Какие наиболее острые проблемы в области государственного регулирования сферы услуг характерны для современной России? Кратко проанализируйте их.
8. Раскройте роль субсидирования как инструмента регулирования величины спроса и предложения услуг.
9. Какие мероприятия должно регулировать государство в целях наращивания экспортного потенциала услуг?

Модуль 5 Мировой рынок услуг. Перспективы развития сферы услуг. Россия на мировом рынке услуг.
1. Чем обусловлен феномен быстрого развития международной торговли услугами?
2. Что понимается под торгуемыми и неторгуемыми товарами? В чем их различие?
3. Каковы особенности мирового рынка услуг?
4. Какие способы международной торговли услугами выделяют в настоящее время и где это зафиксировано?
5. Почему статистические данные о масштабах внешнеторгового оборота услуг занижены?
6. Как изменяется структура современного мирового рынка услуг? Какова роль наиболее развитых стран на мировом рынке услуг?
7. Как строился механизм регулирования международной торговли услугами до принятия ГАТС?
8. Какова роль ГАТТ/ВТО в выработке общих правил торговли услугами на мировом рынке?
9. Раскройте сущность и значение ГАТС для развития международной торговли услугами.
10. Охарактеризуйте положение России на мировом рынке услуг.
11. Какие условия должна выполнить наша страна для вступления в ВТО?
Экзаменационные вопросы по дисциплине «Экономика сферы услуг»
1. Сравнительная характеристика индустриальной и сервисной экономики
2. Качество, уровень, стиль и образ жизни. Их взаимосвязь с развитием сферы услуг.
3. Причины бурного развития сферы услуг в современных условиях.
4. Роль сферы услуг в современном обществе.
5. Методологические подходы к структурированию общественного производства (экономики).
6. Закономерности взаимосвязи материального производства и сферы услуг в современных условиях.
7. Материальные товары и услуги и их отличительные свойства. Природа услуги.
8. Классификация услуг по различным признакам.
9. Услуги и сервис. Причины бурного развития сервиса в современных условиях.
10. Рынок услуг: понятие, виды (типы).
11. Особенности рынка услуг.
12. Чисто общественные , чисто частные блага и рыночный оборот услуг.
13. Основные субъекты рыночных отношений в сфере услуг.
14. Конкурентные стратегии и возможности их применения предприятиями сферы услуг
15. Факторы, определяющие развитие рынка услуг.
16. Ситуации «Рынок производителя», «рынок потребителя» : причины возникновения и характеристика.
17. Государство на рынке услуг.
18. Франчайзинг: сущность, преимущества и недостатки.
19. Основные виды франчайзинга и тенденции его развития.
20. Проблемы развития фрайчазинга в сфере услуг в России : положительные и отрицательные моменты.
21. Сфера услуг и государство: причины государственного вмешательства и регулирования.
22. Мировой рынок услуг. Факторы развития, особенности.
23. Способы торговли услугами на мировом рынке.
24. Проблемы регулирования мирового рынка услуг. Роль ГАТС.
25. Сфера услуг в России: состояние и тенденции развития.
26. Сервис: сущность (широкое и узкое понимание) и роль в современной экономике.
27. Классификация услуг по Дж.Зингельманну.
28. Частные предпринимательские структуры на рынке услуг.
29. Некоммерческие организации как субъект рынка услуг.
30. Классификация услуг по К.Лавлоку.
31. Аутсорсинг в сфере услуг: сущность, преимущества и недостатки.
32. Сфера услуг: подходы к пониманию, структура и особенности (черты).
33. Вторичный сектор экономики: характеристика, роль и тенденции развития в современных условиях.
34. Подход А.Фишера и К.Кларка к структурированию общественного производства.
35. Свойства услуги: их развернутая характеристика. Определение услуги.
36. Три эпохи в развитии человеческого общества. Дать подробную характеристику одной из эпох.
37. Характерные черты доиндустриальной эпохи
38. Характерные черты индустриальной эпохи
39. Характерные черты постиндустриальной эпохи.
40. Сравнительная характеристика индустриального и постиндустриального общества.
41. Современная экономика как экономика услуг
42. Новая экономика: подходы к пониманию и основные черты.
43. Подход Д.Белла к структурированию общественного производства.
44. Факторы, способствующие и сдерживающие развитие сферы услуг в России.
45. Сущность цивилизационного подхода к развитию человеческого общества. Его основные составляющие. Достоинства этого подхода.
46. Сущность формационного подхода к развитию человеческого общества. Его основные составляющие. Ограниченность этого подхода, его положительные черты.
47. Современное общество и экономика в координатах различных понятий.
48. Постиндустриальное общество и информационное общество: соотношение понятий.
49. Домохозяйства: сущность и роль на рынке услуг.
50. Производственные услуги и их роль в современной экономике.
51. Распределительные услуги и их роль в современном обществе.
52. Социальные и потребительские услуги.
53. Результаты общественного производства. Вклад ученых прошлых столетий в изучение услуг.
55. Услугоуказывающая роль материального производства. Современное материальное производство как фактор развития сферы услуг.
56. Определение услуги Т.Хилла. Основные изменения, обусловленные потреблением услуг.
57. Необходимость классификации услуг.
58. Россия на мировом рынке услуг: проблемы и возможности.
59. Тенденция развития первого и второго секторов общественного производства в современных условиях.
60. Информационная экономика и экономика знаний.
61. Рынок услуг в России: состояние, тенденции развития и проблемы.
62. Взаимосвязь и взаимообусловленность материального производства и сферы услуг.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)

2) Вопросы для дискуссии
1. Привести определения разных авторов: экономика как наука и сфера деятельности
2. Привести расширенное содержание: 1. Понятие экономики как науки. 2. Микро- и макроэкономика, их различие.
Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
1. Какие факты и статистические данные свидетельствуют о том, что современная экономика развитых стран выступает как экономика услуг?
2. Раскройте подход А.Фишера, К. Кларка к структурированию общественного производства.
3. Каков состав и тенденции изменения первичного, вторичного и третичного секторов общественного производства?
4. В чем преимущества и уязвимость подхода Д. Белла к структурированию общественного производства?
5. Каковы закономерности, характеризующие взаимосвязь и взаимообусловленность материального производства и сферы услуг?
6. Раскройте причины стремительного развития сферы услуг в развитых странах? В России?
7. Что понимается под качеством жизни, уровнем жизни? Какова взаимосвязь качества жизни и развитости сферы услуг?
8. Раскройте роль сферы услуг в современных условиях.
9. Каковы были причины неразвитости сферы услуг в СССР?
10. Какие отрицательные и положительные тенденции в развитии сферы услуг присущи современной России?
11. Что понимается под сферой услуг, основные черты, присущие сфере услуг?
3) Проблемные вопросы
1. Исторически первым и самым длительным был подход к структурированию экономики, предусматривающий ее разделение на две части: материальное производство и непроизводственную сферу:
а) насколько корректно в современных условиях применение понятия «непроизводственная сфера»? Обоснуйте свою точку зрения.
б) сопоставьте указанное разделение экономики на две части с «субъект- объективным и субъект–субъектным подходом, предложенным В.Иноземцевым и Г.Батищевым.
2. По мнению ученых, в истории экономического развития можно выделить три периода (эпохи), которые послужили материальной базой для формирования разных уровней и качества жизни. Дайте развернутую характеристику этим эпохам, проиллюстрировав в них состояние качества и уровня жизни.
Эссе
1). Примерная тематика эссе
Подготовка, написание и защита эссе по дисциплине «Экономика сферы услуг»
Студенты готовят эссе по теме «Роль и значение сферы услуг в России: современное состояние, проблемы».
Подготовить эссе на тему «Роль, значение и проблемы сферы услуг в экономике страны, региона.
Подготовьте эссе на тему: «Состояние сферы услуг и влияние ее на качество жизни населения (на примере Вашего города)».
В эссе используются статьи актуальные по данной тематике российских авторов («Сервис», «Менеджмент в России и за рубежом», «Статистика» и др.).
Статьи для анализа
1. Демидова Л.С.Экспансия сферы услуг// Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет / Под ред. И.С. Королева.- М.: Юристъ, 2003. (гл.6).
2.Демидова Л.Сфера услуг России: трудный путь модернизации//МЭиМО, 2008 №2,С.38-50.
3. Предводителева М.Д., Балаева О.Н. Основные тенденции развития Российской сферы услуг// Маркетинг услуг, № 4 , 2008.
4. Мотышина М.С. Развитие сферы услуг в России в условиях экономического кризиса// Маркетинг услуг, № 2, 2010.
Эссе сдаётся преподавателю не позднее начала второго модуля. Объём эссе должен быть от 5 до 10 страниц компьютерного текста шрифтом 14с интервалом до 1,5 и должен представлять собой целостное раскрытие поставленной темы. Правила оформления - общепринятые, т.е. должны быть указаны источники информации, список использованной литературы и т.д. При выполнении эссе студенты используют конкретные статистические показатели, характеризующие развитие и динамику сферы услуг РФ и Алтайского края.
Эссе оценивается по следующим показателям: написание, оформление, подготовка доклада, презентации, участие в ответах на вопросы, выполнение задания в срок.
Тесты
1. В основе первого методологического подхода к структурированию экономки лежит дихотомия:
а) Материальное и нематериальное производство
б) Промышленность и сельское хозяйство
в) Добывающая и обрабатывающая промышленность
г) Материальное производство и социально-культурная сфера
2.Трехсекторная модель экономики впервые была предложена:
а) К.Марксом и Ф.Энгельсом
б )А.Фишером, К.Кларком
в) Д.Беллом, Э.Тоффлером
г) К.Кларком и Д.Беллом
д) А.Фишером и Э.Тоффлером
3.Пятисекторная модель экономики была предложена:
а) В 70-х годах 20 века
б) В 19 веке
в) В первой половине 20 века
г) В 50-х годах ХХ века
д) В 90-х годах ХХ века
4.Границы сферы услуг:
а) Сужаются
б) Четко не установлены
в) Официально зафиксированы
г) Неизменны
5.Добывающие отрасли экономики относятся:
а) К первичному сектору
б) Ко вторичному
в) К третичному
г) К пятиричному
д) К субъект-субъектному полюсу
6. Какое из определений рынка представляется Вам наиболее убедительным: А) Рынок – это место, где встречаются покупатели и продавцы;
Б) Рынок – это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая потребителей и производителей продукции;
В) Рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов;
Г) Рынок – это саморегулирующаяся система воспроизводства, все элементы которой находятся под воздействием спроса и предложения.
7. Микроэкономика изучает:
А) Деятельность отдельного субъекта экономики
Б) Экономическую ситуацию в стране в целом
В) Сельское хозяйство
8. Макроэкономика изучает:
А) Деятельность отдельного предприятия
Б) Структуру покупок конкретной семьи
В) Экономическую ситуацию в стране в целом
9. Рост цен на материалы, необходимые для производства товара X, вызовет:
А) сдвиг кривой спроса вверх и вправо;
Б) сдвиг кривой предложения вверх и влево;
В) сдвиг кривой спроса и кривой предложения вверх;
Г) сдвиг кривой предложения вниз и вправо
10.Если спрос сократится, а предложение возрастёт, то:
А) Равновесное количество снизится;
Б) Равновесная цена уменьшится.
В) Верно а) и б);
Г) а) и б) неверно.
11. Предельный доход чистого монополиста:
А) равен цене каждой дополнительной единицы проданного товара;
Б) меньше цены реализуемой фирмой продукции;
В) больше цены реализуемой фирмой продукции;
Г) верных ответов нет.
12. В отличие от производства, экономика предполагает:
А) обязательное соизмерение затрат
Б) соотнесение результатов производства с реальной потребностью их в обществе
В) соотнесение результатов с затратами
Г) всякое целенаправленное расходование ресурсов
13. Выберите, что из перечисленного относится к изменению величины спроса:
А) приближается осень, цены на товары летнего ассортимента снижаются
Б) цены на кофе увеличились, в результате снизилось число покупателей
В) потребительские доходы упали, в результате увеличился спрос на услуги по ремонту обуви
Г) товар стал более модным, цена на него выросла
14. Шоколад дополняет кофе в потреблении, чай заменяет. При подорожании кофе наиболее вероятны следующие события:
А) потребление и шоколада и чая снизится
Б) потребление и шоколада и чая повысится
В) потребление шоколада упадёт, а чая увеличится
Г) потребление шоколада возрастёт, а чая понизится
15. Прибыль предприятия зависит от:
А) затрат на единицу товара
Б) постоянных затрат
В) скорости оборота средств
Г) объёма продаж
5.3. Фонд оценочных средств
ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ
2). Примерные темы рефератов
В процессе изучения дисциплины студенты занимаются реферированием научной и периодической литературы. Примерный перечень научных проблем и направлений научных исследований.
1.Сфера услуг: структура и роль в современном обществе
2.Сфера услуг и факторы ее развития в современных условиях
3.Качество, уровень жизни и развитие сферы услуг
4.Тенденции развития первого и второго секторов экономики в современной России
5.Факторы развития сферы услуг в России
6.Особенности развития сферы услуг постсоветских странах
7.Сфера услуг в условиях командной экономики
8.Взаимодействие и взаимообусловленность развития материального производства и сферы услуг в современных условиях
1. Объективность возникновения, тенденции и закономерности развития сферы услуг.
2. Система классификации услуг. Специализация и кооперация в сфере услуг: сущность, критерии обоснования эффективности.
3. Сущность основных экономических законов и их проявление в сфере услуг.
4. Развитие сферы услуг в контексте современных теорий постиндустриального общества.
5. Общая характеристика хозяйствующих субъектов сферы услуг и их организационно – правовые формы.
6. Особенности разгосударствления и приватизации имущественных комплексов сферы услуг.
7. Современные организационные формы хозяйствования в сфере услуг: понятие, виды. Критерии оценки эффективности интеграционных форм хозяйствования.
8. Некоммерческие организации в сфере услуг и экономические основы их функционирования (источники формирования имущества).
9. Элементы системы государственного регулирования сферы услуг и их характеристика. Формы государственной поддержки предприятий сферы услуг.
10. Сети как особая форма организации совместной деятельности в сфере услуг: причины формирования, виды, тенденции развития.
11. Тенденции развития отраслевых, региональных и национальных рынков услуг (торговля, общественное питание, бытовые услуги – на примере субъекта Федерации).
12. Спрос и предложение на услуги: формирование и направления исследования.
13. Система ценообразования и факторы формирования цен на услуги.
14. Конкуренция на рынке услуг: виды, стратегия и тактика пове-дения предприятий на различных рынках.
15. Конкурентоспособность предприятий сферы услуг: понятие, методы и подходы к оценке. Направления обеспечения конкуренто-способности предприятий сферы услуг.
16. Научные подходы к управлению конкурентоспособностью и формирование конкурентных преимуществ предприятий сферы услуг.
17. Качество услуг: сущность, характеристики, методы оценки.
18. Система стандартизации и сертификации услуг: определения, задачи, нормативные документы.
19. Ресурсы и ресурсный потенциал сферы услуг: классификация, структура, качественная и количественная характеристика (макроуровень).
20. Экономические ресурсы предприятий сферы услуг: классификация, показатели количественной и качественной характеристики, эффективности использования.
21. Социально-экономическая результативность и эффективность сферы услуг: сущность, подходы к оценке, факторы формирования.
22. Экономические стимулы и их использование в сфере услуг.
23. Организационно-правовые формы организаций сферы услуг и их характеристика.
24. Интеграционные формы хозяйствования в сфере услуг и критерии оценки их эффективности.
При выполнении реферата студенты используют конкретные статистические показатели, характеризующие развитие и динамику сферы услуг РФ и Алтайского края.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс в Moodle "экономика сферы услуг" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2407
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:
1. Бурменко Т. Д. Социальные услуги в современной экономике : учеб. справ. пособие / Т. Д. Бурменко, Е. Г. Тарханова. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2013.
2. Кара А. Н. Экономика сферы обслуживания : учеб. Пособие для студ. Учреждений высш. проф. образования / А. Н. Кара, Е. С. Спиридонова, Н. А. Воронина 6 под ред. Л. И. Ерохиной. — М. : Издательский центр «Академия», 2010.
3. Карнаухова В.К. Сервисная деятельность : учебное пособие / В.К. Карнаухова, Т.А. Краковская ; под общ.ред. Ю.М. Краковского. — Изд. 3-е, исправ. и доп. — Ростов н/Д : Издательский центр «МарТ» ; Феникс, 2010.
4. Свириденко Ю. П. Сервисная деятельность : учебное пособие / Ю. П. Свириденко, В. В. Хмелев. — Альфа-М : ИНФРА-М, 2011.
5. Сфера услуг: экономика: учебное пособие/ Т. Д. Бурменко, Н. Н.Даниленко, Т. А.Туренко; под ред.Т. Д .Бурменко.- М. : КНОРУС, 2007.
6. Савченко П.В., Жильцов Е.Н. Экономика общественного сервиса. Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2012. – 763 с.
б) дополнительная литература:
1. Аванесова Г.А. Сервисная деятельность, историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: учебное пособие для студентов вузов/ Г.А. Аванесова – 2-е изд.; исправ. и доп. М.:Аспект Пресс, 2006.
2. Жильцов Е.Н., Казаков В.Н. Экономика социальных отраслей сферы услуг (Текст): Учебное пособие / Е.Н. Жильцов, В.Н. Казаков; М. : Экономический факультет МГУ; ТЕИС, 2007.
3. Игнатьв В.Г., Батурин Л.А., Бутов В.И., Мащенко Ю.А., Уварова Г.Г., Ходарев С.В., Ходарев А.С., Эланский Ю.Г. Экономика социальной сферы: Учебное пособие, 2-е издание. — Москва— Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2008.
4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ.; под ред. О.И. Шкаратана. М. : ГУ ВШЭ, 2000.
5. Лавлок К. Маркетинг услуг: персонал, технология, стратегия. 4-е изд. / пер. с англ. М. : Вильямс, 2005
6. Услуги в современной экономике / Отв. Ред. — Л.С. Демидова, В.Б. Кондратьев. — М. : ИМЭМО РАН, 2010.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
http://elibrary.ru/ – крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 14 млн научных статей и публикаций.
http://www.edu.ru/ – федеральный образовательный портал

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации студентам по изучению дисциплины «Экономика сферы услуг»
В процессе изучения данной дисциплины рекомендуется придерживаться следующей последовательности действий. На первом этапе в соответствии со структурой курса необходимо изучить базовые учебники, которые рекомендуются как основные источники литературы.
На втором – обозначить базовые понятия и определения (возможно составить конспект) из названия тем, привести разные точки зрения, вывести свое определение предпочтительное. Рекомендуется использовать дополнительную литературу из рекомендованного списка.
На следующем этапе необходимо обозначить практическую значимость данной темы. Для чего изучить статистические данные, конкретные примеры из региональной практики. Рекомендуется обращаться к официальной, оперативной информации: http://www Rosstat, региональный официальный сайт государственной статистики.
В результате получения информации, освоения знаний студент должен сформировать свою точку зрения на данную тему, сформулировать одну проблему в нашей стране, свободно отвечать на вопросы на практических занятиях, участвовать в дискуссиях, уметь выделять главные проблемы, логически мыслить для их решения.

Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям
С целью лучшего усвоения материала по дисциплине «Экономика сферы ус луг» используются комплект заданий, вопросов, тестов, письменных работ. В процессе изучения данной дисциплины студентам предлагается написать письменные работы: реферат, эссе, аналитическую работу.
Подготовка, написание и защита эссе по дисциплине «Экономика сферы услуг» на темы: «Роль и значение сферы услуг в России: современное состояние, проблемы», «Роль, значение и проблемы сферы услуг в экономике страны, региона», «Состояние сферы услуг и влияние ее на качество жизни населения (на примере Вашего города)». В эссе используются статьи актуальные по данной тематике российских авторов («Сервис», «Менеджмент в России и за рубежом», «Статистика» и др.). Привести мнения зарубежных и российских авторов по данной проблематике. По материалам эссе на практическом занятии проводится дискуссия.
Требования к написанию и оформлению письменных работ приведены в раздаточном материале (Практический кейс по дисциплине «Экономика сферы услуг»), который выдается студентам в электронном варианте на первой недели занятий.
В процессе изучения дисциплины «Экономика сферы услуг» подготовка студентов к семинарским занятиям организована с использованием научной и периодической литературы, ресурсов INTERNET.
На практическом занятии по дисциплине «Экономика сферы услуг» необходимо умение выступать с докладом, делать сообщения, умение включаться в беседу, дискуссию, отвечать на поставленные вопросы, решать предложенные преподавателем тесты, контрольные и проверочные работы.

Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся 27 часа на самостоятельную работу. Самостоятельная работа предполагает более глубокое освоение учебной программы. Она формирует навыки исследовательской работы и ориентирует студентов на выработку умений применять теоретические навыки на практике.
Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др.
Самостоятельная работа студентов предполагает самостоятельную подготовку к занятиям (изучение лекционного материала, чтение рекомендуемой литературы, подготовка ответов на тестовые задания, решение задач, анализ деловых ситуаций, подготовка реферата (эссе) по основным проблемным вопросам изучаемой дисциплины), подготовку к контрольной работе.
Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «Экономика сферы услуг» включает комплект раздаточного материала по темам практических работ в электронном варианте, актуальные статьи по данной теме, проведение метода экспертных оценок с помощью опроса, обработку результатов, обобщение и систематизация данных. Поиск и обработка статистических данных из государственной статистики о показателях развития сферы услуг в мире, России, Алтайском крае.
В рамках самостоятельной работы по дисциплине «Экономика сферы услуг» также осуществляется подготовка рефератов, эссе, докладов и выполнение контрольных работ.
Организация самостоятельной работы студентов предполагает выполнение аналитической работы, которая является одной из форм творческой работы студентов.
Цель выполнения состоит в том, чтобы научить студентов связывать теорию с практикой, привить умение разрабатывать планы развития, рассчитывать различные показатели и строить на основе их анализа прогнозы, исследовать сложившуюся ситуацию и предлагать пути решения проблем, свободно ориентироваться в современной экономике, популярно излагать сложные вопросы. Элементы творчества являются обязательными при написании эссе и выполнению КР.
Самостоятельная работа студентов в части эссе, домашних заданий реализуется на соответствующих занятиях в виде докладов-презентаций продолжительностью 5-10 минут с последующим обсуждением – дискуссией и выставлением оценки по 100 бальной шкале. В дискуссионной форме проходит обсуждение докладов и презентаций. Вносятся необходимые коррективы и проводится подготовка к выступлениям на конференции или форуме и опубликованию научных статей. Стимулом для использования элементов научного поиска при изучении дисциплины является повышенный рейтинг при оценке отдельных видов СРС.
Для привлечения студентов к самостоятельной творческой деятельности используются следующие формы и методы:
- элементы творчества являются обязательными при написании реферата по дисциплины «Экономика сферы услуг»;
- авторы лучших расчетных заданий рекомендуются для участия в ежегодно проводимой кафедрой научно-практической конференции и конкурсе на лучшую студенческую научную работу.
Стимулом для использования элементов научного поиска при изучении дисциплины является повышенный рейтинг при оценке отдельных видов СРС.