МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономика туристского рынка (продвинутый уровень)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.04.02. Туризм
ПрофильТуристско-рекреационные системы: проектирование и управление
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_04_02_ТП-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 78 78 78 78
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., Доцент, Булатова Г.А.

Рецензент(ы):
к.г.н., Доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Экономика туристского рынка (продвинутый уровень)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.04.02 Туризм (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017г. №556)

составлена на основании учебного плана:
43.04.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин А.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин А.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.системы знаний о механизме хозяйственных взаимосвязей на туристском рынке, об отраслевой экономике туризма в целом и экономике туристской фирмы в частности. В процессе изучения дисциплины решаются задачи приобретения студентами навыков планово-экономических и коммерческих расчетов по всем показателям производственно-обслуживающей деятельности туристской организации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 Способен обеспечивать обоснование, разработку и внедрение экономической стратегии предприятия, приоритетных направлений его деятельности и уметь оценивать эффективность управленческих решений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности спроса и предложения на туристском рынке;
факторы внешней и внутренней среды, формирующие спрос и предложения;
организационно-экономические основы туристской деятельности;
условия осуществления продаж в социально-культурной сфере и туризме;
3.2.Уметь:
3.2.1.планировать и анализировать финансово-экономическую деятельность предприятия;
осуществлять калькуляцию реализуемых услуг.
выявлять факторы формирования и использования финансовых результатов деятельности туристских предприятий.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами и приемами экономического анализа;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Макроэкономика туризма.Понятие и особенности туристского рынка. Инфраструктура туристского рынка. Мультипликативный эффект в туризме
1.1. Базовые концепции и понятия экономики туризма Лекции 2 1 ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Базовые концепции и понятия экономики туризма Практические 2 2 ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Базовые концепции и понятия экономики туризма Сам. работа 2 12 ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Предпринимательство - основной элемент туристского рынка.Типология предпринимательства в туризме.Формы предпринимательства в туризме
2.1. Предпринимательство в туризме Лекции 2 1 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Предпринимательство в туризме Практические 2 2 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Предпринимательство в туризме Сам. работа 2 12 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Разработка бизнес-плана туристской организации Лекции 2 1 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Разработка бизнес-плана туристской организации Практические 2 2 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
2.6. Разработка бизнес-плана туристской организации Сам. работа 2 14 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Механизм функционирования туристской организации. Производственные и трудовые ресурсы туристской деятельности
3.1. Производственные и трудовые ресурсы туристской деятельности Лекции 2 2 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Производственные и трудовые ресурсы туристской деятельности Практические 2 2 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Производственные и трудовые ресурсы туристской деятельности Сам. работа 2 16 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Эффективность туристского бизнеса. Ценообразование на туристские услуги. Затраты и прибыль.Основные экономические показатели туристского предприятия
4.1. Затраты предприятий туризма Лекции 2 2 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Затраты предприятий туризма Практические 2 4 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Затраты предприятий туризма Сам. работа 2 10 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
4.4. Цены и ценовая политика туристских организаций Лекции 2 1 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
4.5. Цены и ценовая политика туристских организаций Практические 2 2 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
4.6. Цены и ценовая политика туристских организаций Сам. работа 2 8 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
4.7. Эффективность туристского предприятия Лекции 2 2 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
4.8. Эффективность туристского предприятия Практические 2 6 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
4.9. Эффективность туристского предприятия Сам. работа 2 6 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Роль экономического анализа в управлении предприятием.
Понятие, содержание и виды экономического анализа.
Анализ функционирования предприятия туристской индустрии.
Анализ внешней и внутренней среды предприятия туристской индустрии.
Анализ структуры производственных ресурсов на предприятиях туристской индустрии.
Основные и оборотные фонды предприятий туризма; понятие, структура, назначение, показатели эффективности.
Анализ состава и структуры кадров на предприятиях туризма.
Формы и системы оплаты труда на предприятии туристской индустрии.
Производительность труда в сфере туризма.
Туристский продукт и его конкурентоспособность.
Эффективность реализации туристского продукта.
Формирование и анализ объема продаж.
Обоснование формирования и оценка эффективности ассортиментных программ туристской индустрии.
Анализ затрат на производство и реализацию туристского продукта.
Управление издержками производства.
Анализ распределения прибыли предприятия туристской индустрии.
Анализ образования фондов и их использование.
Анализ рентабельности предприятий туризма.
Анализ структуры цены на туристский продукт.
Анализ источников финансирования предприятий туризма.
Специфика налогообложения предприятий туризма.
Анализ эффективности капитальных вложений.
Финансы предприятия.
Финансовые результаты деятельности предприятия туристской индустрии.
Финансовая отчетность предприятия, ее значение.
Анализ ликвидности.
Анализ платежеспособности.
Анализ финансовой устойчивости предприятия туристской индустрии.
Анализ деловой активности предприятия.
Разработка управленческого решения по результатам экономического анализа.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Анализ финансового состояния туристской организации
Анализ финансовых результатов туристской организации
Анализ деловой активности туристской организации
SWOT-анализ в туризме
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кулагина Н. А. АНАЛИЗ И ДИАГНОСТИКА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ. ПРАКТИКУМ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 П.И. Гребенников экономика: учебник для академического бакалавриата Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/ekonomika-428619
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Чернов В. А. Экономический анализ. Торговля. Общественное питание. Туристский бизнес: учеб. пособие для экон. вузов и спец. М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2009
Л2.2 Клочкова, Е. Н. Экономика предприятия : учебник для прикладного бакалавриата М. : Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/7C1256AA-CD62-4ED5-B0E9-C60045F9B5C0
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Л. И. Донскова Практикум по дисциплине "Экономика сферы услуг" [Электронный ресурс]: (практические кейсы) АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Экономика туристского рынка (продвинутый уровень)" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.garant.ru – Справочно-информационная система «Гарант»;
http://www.e.lanbook.com – Электронная библиотека «Лань»;
http://www.biblioclub.ru – Университетская библиотека ONLINE
http://www.lib.asu.ru – Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»;
http://ecsocman.hse.ru – Федеральный образовательный портал ЭСМ: экономика, социология, менеджмент;
http://www.garant.ru – Справочно-информационная система «Гарант»;
http://elibrary.asu.ru/ - ЭБС АлтГУ
https://www.biblio-online.ru/ - ЭБС издательства «Юрайт»

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Данная дисциплина состоит из нескольких тематических разделов, по каждому из которых есть достаточно большое количество литературы (см. примерный список источников и литературы).
Предмет дисциплины имеет межотраслевой характер. Многие понятия имеют одинаковый смысл в различных сферах деятельности и применительно к различным группам работников. В то же время использование этих понятий на практике имеет свою специфику в зависимости от области и условий применения. Изучив общие понятия, студент должен учитывать специфику конкретных условий и уметь применить это на практике.
Студент должен изучать дисциплину согласно логической последовательности заявленных тематических разделов.
Изучение каждого тематического раздела студентом должно осуществляться следующим образом:
1. Студент должен четко планировать и организовать время, необходимое на изучение темы дисциплины, в соответствии с графиком учебного процесса.
2. При изучении темы студент должен вначале внимательно ознакомиться с темой дисциплины, в соответствие с ее названием найти тематический раздел в учебной литературе, подробно изучить основные понятия, их взаимосвязи и взаимодействия, закономерности, причины и следствия их развития по каждому выносимому на обсуждение вопросу темы. Эти вопросы рекомендуется использовать студенту для самопроверки знаний по тематическому разделу.
Затем студент должен ознакомиться с методической и справочной литературой по тематическому разделу дисциплины для изучения современной практики применения изложенных в теоретической литературе правил и методов разрешения затронутых проблем.
3. При подготовке по каждому тематическому разделу студент должен использовать рекомендованный ему список основной и дополнительной литературы. Студенту рекомендуется подготовить доклады или рефераты по вопросам темы, не рассмотренным на лекционных занятиях.
4. При подготовке к зачёту студент в логической последовательности должен повторить изученный в ходе лекционных, семинарских и самостоятельных занятий материал согласно перечню выносимых на зачёт вопросов.
5. Студенту рекомендуется использовать современные информационные технологии при самостоятельном изучении отдельных практических вопросов дисциплины.
6. По итогам теоретического и практического изучения тематических разделов дисциплины студент должен выполнить тестовое задание. Студент должен отметить правильные варианты ответов на вопросы тестового задания или вписать свой правильный ответ. Результаты прохождения тестовой системы позволят выявить уровень успешности освоения студентом данной дисциплины.