МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экспертно-консультационная деятельность и консалтинг в сервисе

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.04.01. Сервис
ПрофильРекреационный сервис
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_04_01_РС-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 8
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 78 78 78 78
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., Доцент, Булатова Г.А.

Рецензент(ы):
к.г.н., Доценть, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Экспертно-консультационная деятельность и консалтинг в сервисе

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.04.01 Сервис (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №518)

составлена на основании учебного плана:
43.04.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2010-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения учебной дисциплины - овладение теорией и практикой экспертно-консультационной деятельности и социально-культурного консалтинга как части технологической системы социально-культурного менеджмента.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
ПК-3 Способен применять научные концепции исследования и моделирования для анализа конкурентной среды
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- методологию организационной деятельности в проведения экспертизы и (или) диагностики объектов сервиса;
- содержание и порядок организации и разработке новых методов проведения экспертизы и (или) диагностики объектов сервиса;
- технологии и инструментарий деятельности по обеспечению проведения экспертизы и (или) диагностики в современных системах социально-культурного сервиса
3.2.Уметь:
3.2.1.- разработать и использовать новые методы проведения экспертизы и (или) диагностики объектов сервиса;
- организовать и совершенствовать новые методы проведения экспертизы и (или) диагностики развития предприятий сервиса;
- обосновать и использовать новые методы проведения экспертизы и (или) диагностики в сервисной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- методами косалтинга

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Характеристика понятий «консультирование» и «консультационные услуги». Управленческий консалтинг.
1.1. Характеристика понятий «консультирование» и «консультационные услуги» Лекции 3 2 УК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л1.2
1.2. Характеристика понятий «консультирование» и «консультационные услуги» Практические 3 4 УК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л1.2
1.3. Характеристика понятий «консультирование» и «консультационные услуги» Сам. работа 3 12 УК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 2. Процесс и методология консультирования
2.1. Управленческий консалтинг Лекции 3 2 УК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
2.2. Управленческий консалтинг Практические 3 4 УК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л1.2
2.3. Управленческий консалтинг Сам. работа 3 16 УК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л1.2
2.4. Процесс управленческого консультирования Лекции 3 2 УК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
2.5. Процесс управленческого консультирования Практические 3 4 УК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
2.6. Процесс управленческого консультирования Сам. работа 3 18 УК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
2.7. Подходы к консультированию организаций. Методология консалтинга Лекции 3 2 УК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
2.8. Подходы к консультированию организаций. Методология консалтинга Практические 3 4 УК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
2.9. Подходы к консультированию организаций. Методология консалтинга Сам. работа 3 14 УК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
2.10. Специфические виды управленческого консультирования Лекции 3 2 УК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
2.11. Специфические виды управленческого консультирования Практические 3 4 УК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
2.12. Специфические виды управленческого консультирования Сам. работа 3 18 УК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы:
1. Понятие и классификация социально-экономического мониторинга.
2. Цели и задачи мониторинга туриндустрии.
3. Принципы организации и проведения.
4. Структурные элементы мониторинга туриндустрии.
5. Место мониторинга туриндустрии в социально-экономическом мониторинге региона.
6. Статистические источники информации.
7. Показатели мониторинга туристского рынка.
8. Оценка экономической роли туризма.
9. Международный опыт оценки экономической роли туризма.
10. Порядок определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации.
11. Анализ пропорциональности развития рынка. Коэффициент соотношения, компаративный индекс.
12. Оценка эластичности спроса и предложения. Коэффициент эластичности. Парадокс Джиффена. Парадокс Вебелена.
13. Анализ основной тенденции развития методы. Методы выявления тренда. Укрупнение интервала динамического ряда. Метод скользящей средней.
14. Анализ цикличности и сезонности развития рынка. Методы анализа.
15. Методы расчета и анализа уровня и структуры цен.
16. Научные основы экономического прогнозирования. Виды прогнозов. Принципы прогнозирования.
17. Классификация и область применения методов прогнозирования.
18. Формализованные методы.
19. Экспертные (интуитивные) методы. Метод экспертных оценок.
20. Виды экспертных оценок. Метод Дельфи.
21. Комплексные системы прогнозирования.
22. Верификация прогнозной модели.
23. Правовые основы мониторинга состояния туристской индустрии и туристских ресурсов.
24. Мониторинг состояния туристских ресурсов.
25. Модели системы мониторинга туриндустрии на примере г. Санкт-Петербурга.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерные темы рефератов:
1. Проблемы статистического учета в туриндустрии.
2. Международные рекомендации по организации статистического учета в туризме.
3. Опыт организации мониторинга туриндустрии в г. Санкт-Петербурге.
4. Опыт организации мониторинга туриндустрии в Краснодарском крае.
5. Оценка уровня развития туриндустрии Краснодарского края.
6. Оценка уровня развития туриндустрии Калининградской области.
7. Оценка уровня развития туриндустрии Иркутской области.
8. Оценка уровня развития туриндустрии Алтайского края.
9. Оценка уровня развития туриндустрии Р.Алтай.
10. Оценка сезонности развития гостиничного сервиса на примере одного из субъектов РФ.
11. Факторы, определяющие уровень развития туриндустрии.
12. Прогнозирование развития туриндустрии на примере одного из субъектов РФ.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.А. Дресвянников, А.О. Блинов ; под ред. А.Е. Илларионовой Управленческое консультирование: Учебник ЭБС: Лань, 2016 e.lanbook.com
Л1.2 Скобкин, С. С. Стратегический менеджмент в индустрии гостеприимства и туризма : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Забродин, В. Ю. Управленческий консалтинг: Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/F2FEFCBB-8350-4DF8-A0F8-EF9D855C2411
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М. М. Бутакова Экономическое прогнозирование: методы и приемы практических расчетов: учеб. пособие для вузов М.: КноРус, 2008 RU/НБ АлтГУ/BOOK/65.054.3/Б 93-255054
Л2.2 Ю.Д. Красовский Консалт-диагностика управленческих отношений фирмы : Учебно-практическое пособие ЮНИТИ-ДАНА, 2013 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Отто О.В. Мониторинг туристской индустрии: учеб. пособие для студентов очного отд-ния геогр. фак. Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Российский Союз Туриндустрии. http://www.rostourunion.ru/
Э2 2. Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/
Э3 4. Статистика туризма http://www.danilenko.info/tourstat.htm
Э4 7. eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА elibrary.ru
Э5 Курс в moodle Экспертно-консультационная деятельность и консалтинг в сервисе portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Российский Союз Туриндустрии. Код доступа: http://www.rostourunion.ru/
2. Федеральная служба государственной статистики. Код доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/
3. Федеральное агентство по туризму. Код доступа: http://www.russiatourism.ru/
4. Статистика туризма. Код доступа: http://www.danilenko.info/tourstat.htm
5. Основные направления совершенствования статистики международного туризма. Код доступа: http://tourlib.net/books_tourism/aleks24.htm
6. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю. Код доступа: http://ak.gks.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
403аМ кабинет рекреационной географии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 24 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; географические карты - 4 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно знакомится с содержанием лекционного материала на основе своего конспекта и презентации.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Семинарские занятия занимают более 50% аудиторной нагрузки. Семинарские занятия способствуют овладению студентом навыками подбора периодических, электронных, литературных, статистических и прочих источников и самостоятельной работы с ними. Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.
На основе изучения, обобщения, систематизации и анализа этих материалов студент готовит доклад по выбранной теме. В ходе семинарского занятия студент делает 10 минутный доклад по выбранной теме, таким образом, приобретаются навыки выступления с научным сообщением. Далее проводится тематическая дискуссия.
В ходе ее студенты и преподаватель задают вопросы докладчику, а также преподаватель задает вопросы аудитории, контролируя понимание и усвоение главных вопросов участниками семинара. Далее студенты высказывают свои соображения по поводу главных вопросов семинарского занятия и доклада. Дискуссия способствует развитию навыков у студентов ведения научной полемики и уточнению ими основных понятий.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект.
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.