МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этнология
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.01. Сервис
ПрофильСоциально-культурный сервис и туризм
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz43_03_01_С-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Этнология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.01 "Сервис" (квалификация (степень) "бакалавр"). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1169

составлена на основании учебного плана:
43.03.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н.,доцент Редькин Александр Германович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н.,доцент Редькин Александр Германович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является знакомство студентов с основами этнологической (этнографической) науки. Для достижения намеченной цели поставлены следующие задачи:
1.Характеристика этнологии (этнографии) как науки о народах-этносах.
2.Знакомство студентов с этнической культурой и этнической историей народов Северной Азии.
Задачи курса этнологии является изучение процессов формирования и развития этнических групп, их идентичность, формы их культурной организации, закономерности коллективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1: способностью использовать основы философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности
ОК-4: способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-8: способностью к диверсификации сервисной деятельности в соответствии с этнокультурными, историческими и религиозными традициями
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятийный аппарат этнологической науки;
принципы классификации народов мира;
характеристику народов мира по географическим областям;
основы традиционной культуры народов мира;
аспекты всех сторон этноисторического развития Алтайского региона.
3.2.Уметь:
3.2.1.решать исследовательские задачи с различных теоретико-методологических позиций.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа и критики источников по этнологии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы курса
1.1. Введение в учебный курс "Этнологии" Лекции 2 1 ОК-1, ОК-4 Л1.1
1.2. Введение в учебный курс "Этнологии" Практические 2 1 ОК-1, ОК-4
1.3. Введение в учебный курс "Этнологии" Сам. работа 2 12 ОК-1, ОК-4
Раздел 2. Историография этнологической (этнографической) науки
2.1. Историография этнологической (этнографической) науки Лекции 2 1 ОК-1, ОК-4
2.2. Историография этнологической (этнографической) науки Практические 2 1 ОК-1, ОК-4
2.3. Историография этнологической (этнографической) науки Сам. работа 2 12 ОК-1, ОК-4
Раздел 3. Основные теории, методы и методические подходы в этнологии
3.1. Основные теории, методы и методические подходы в этнологии Лекции 2 1 ОК-1, ОК-4
3.2. Основные теории, методы и методические подходы в этнологии Практические 2 1 ОК-1, ОК-4
3.3. Основные теории, методы и методические подходы в этнологии Сам. работа 2 12 ОК-1, ОК-4
Раздел 4. Этническая картина мира
4.1. Этническая картина мира Практические 2 1 ОК-1, ОК-4
4.2. Этническая картина мира Сам. работа 2 12 ОК-1, ОК-4
4.3. Этническая картина мира Лекции 2 1 ОК-1, ОК-4
Раздел 5. Классификации народов мира
5.1. Классификации народов мира Лекции 2 0 ОК-1, ОК-4
5.2. Классификации народов мира Практические 2 1 ОК-1, ОК-4
5.3. Классификации народов мира Сам. работа 2 12 ОК-1, ОК-4
Раздел 6. Хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические области
6.1. Хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические области Лекции 2 0 ОК-1, ОК-4
6.2. Хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические области Практические 2 1 ОК-1, ОК-4
6.3. Хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические области Сам. работа 2 4 ОК-1, ОК-4
Раздел 7. Межэтнические коммуникации
7.1. Межэтнические коммуникации Лекции 2 0 ОК-1, ОК-4
7.2. Межэтнические коммуникации Практические 2 1 ОК-1, ОК-4
7.3. Межэтнические коммуникации Сам. работа 2 6 ОК-1, ОК-4
Раздел 8. Народы Средней Азии и Казахстана
8.1. Народы Средней Азии и Казахстана Лекции 2 0 ОК-1, ОК-4
8.2. Народы Средней Азии и Казахстана Практические 2 1 ОК-1, ОК-4
8.3. Народы Средней Азии и Казахстана Сам. работа 2 4 ОК-1, ОК-4
Раздел 9. Народы Центральной Азии
9.1. Народы Центральной Азии Лекции 2 0 ОК-1, ОК-4
9.2. Народы Центральной Азии Практические 2 0 ОК-1, ОК-4
9.3. Народы Центральной Азии Сам. работа 2 4 ОК-1, ОК-4
Раздел 10. Народы Сибири и Урала
10.1. Народы Сибири и Урала Лекции 2 0 ОК-1, ОК-4
10.2. Народы Сибири и Урала Практические 2 0 ОК-1, ОК-4
10.3. Народы Сибири и Урала Сам. работа 2 6 ОК-1, ОК-4
Раздел 11. Этнокультурные процессы на территории Алтая в древности, средневековье и новейшее время.
11.1. Этнокультурные процессы на территории Алтая в древности, средневековье и новейшее время. Лекции 2 0 ОК-1, ОК-4
11.2. Этнокультурные процессы на территории Алтая в древности, средневековье и новейшее время. Практические 2 0 ОК-1, ОК-4
11.3. Этнокультурные процессы на территории Алтая в древности, средневековье и новейшее время. Сам. работа 2 8 ОК-1, ОК-4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Перечень вопросов к экзамену

1. Хозяйственно культурные типы восточных славян на территории Европейской части России.
2. Историко-этнографические области восточных славян на территории Европейской части России.
3. Тюркоязычное население Средней Азии (Узбеки. Туркмены. Киргизы. Каракалпаки).
4. Материальная культура тюркоязычного населения Средней Азии (поселения и жилища, одежда, пища, утварь, транспорт, хозяйство, промыслы).
5. Ираноязычные этносы Таджикистана. Таджики. Памирцы (шугнанцы, ишкашимцы, рушанцы и др).
6. Материальная культура иранооязычного населения Средней Азии (поселения и жилища, одежда, пища, утварь, транспорт, хозяйство, промыслы)
7. Народы Казахстана. Казахи. Дунгане.
8. Материальная культура народов Казахстана (поселения и жилища, одежда, пища, утварь, транспорт, хозяйство, промыслы).
9. Духовная культура и религиозные воззрения народов Казахстана.
10. Кочевые скотоводческие народы Центральной Азии. Монголы.
11. Материальная культура монголов (поселения и жилища, одежда, пища, утварь, транспорт, хозяйство, промыслы)
12. Народы Китая. Китайцы (ханьцы). Чжуан. Уйгуры.
13. Материальная культура народов Китая (поселения и жилища, одежда, пища, утварь, транспорт, хозяйство, промыслы)
14. Этнолингвистический состав населения Сибири. Уральская, алтайская и палеоазиатская языковые семьи и их группы.
15. Рыболовы и охотники бассейна Оби.
16. Оседлые рыболовы и охотники Камчатки. Основные черты культуры.
17. Оленеводство. Типы оленеводства и их особенности.
18. Проблема происхождения оленеводства в Евразии.
19. Оленеводы Крайнего Севера (на примере этнографии ненцев).
20. Тунгусы как типичные охотники и оленеводы Восточной Сибири.
21. Хозяйство северных алтайцев.
22. Домостроительные традиции северных алтайцев.
23. Одежда северных алтайцев.
24. Традиционная кухня северных и алтайцев
25. Хозяйство южных алтайцев.
26. Домостроительные традиции южных алтайцев.
27. Одежда южных алтайцев.
28. Традиционная кухня южных алтайцев
29. Религиозные воззрения и обрядовая практика народов Горного Алтая.
30. Обряды жизненного цикла народов Горного Алтая.
31. Фольклор народов Горного Алтая.
32. Этапы заселения Алтая славянами в 18-20 в. Основные события. Места выхода переселенцев.
33. Формирование этнокультурных групп славянского населения на территории Алтая в 18-20 вв.
34. Предмет этнологии.
35. Методы этнологии.
36. Становление этнологии как науки.
37. Связь этнологии с другими науками.
38. Понятие «этнос» и «этничность».
39. Этническая история Земли.
40. Этнические процессы в XX в.
41. Классификация народов Земли.
42. Этнические контакты и их результаты.
43.Этнические процессы в современном мире.
44.Специфика этнических конфликтов и их причины.
45.Динамика и типология этнических конфликтов.
46.Формы и способы регулирования этнических конфликтов
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерная тематика рефератов
1. Народы Сибири и их традиционные занятия.
2. Этнический состав населения Сибири. Кочевничество.
3. Особенности хозяйства и культуры номадов (на примере казахов и монголов).
4. Традиционные верования народов Сибири. Культы. Шаманизм. Бурханизм.
5. Происхождение оленеводства и его типы. Оленеводческие народы Сибири.
6. Палеоазиатские народы Сибири.
7. Хозяйство и культура обских угров.
8. Автохтонные народы Алтая.
9. Этническая и хозяйственно-культурная характеристика народа саха (якутов).
10.Этнический состав населения Европейской части России.
11.Формирование на территории Алтая в XVII-– начале XX века этнокультурных групп славянского населения.
12.Материальная культура этнокультурных групп славянского населения.
13.Особенности этнокультурных групп русского населения на территории Алтая в XVIII–начале XX века
14.Этнокультурные группы старообрядцев на Алтае
5.3. Фонд оценочных средств
1. Жизнь и научная деятельность Н.Н. Миклухо-Маклая.
2. Жизнь и научная деятельность Л.Я. Штернберга.
3. Основные черты хозяйства и культуры кочевников-оленеводов Севера Сибири.
4. Основные черты алтайского шаманизма конца XIX - начала XX вв.
5. Особенности социальной структуры аборигенов Австралии.
6. Основные черты хозяйства и культуры народов Полинезии.
7. Духовная культура доколумбовых цивилизаций Южной Америки (инки).
8. Традиционное хозяйство и материальная культура пигмеев тропической Африки.
9. Особенности хозяйства и материальной культуры эскимосов.
10. Особенности социальной структуры индийского общества.

В каждом вопросе отметьте один — правильный на Ваш взгляд ответ из предложенных четырех вариантов.
1. Этнос как биологическое явление в XX в. рассматривался в трудах:
1. Ю.В. Бромлея.
2. Н.Н. Чебоксарова.
3. В.И. Вернадского.
4. Л.Н. Гумилева.

2. Под этнической эндогамией подразумевается:
1. Преобладание смешанных межэтнических браков.
2. Традиции многоженства.
3.Преобладание этнически однородных семей.
4. Постепенная ассимиляция этноса.

3. Для характеристики быта в этнографии НЕ используется термин:
1. Обычай.
2. Обряд.
3. Ритуал.
4. Этногенез.

4. В широком плане проблемы хозяйственно-культурных типов и историко-этнографических областей в российской науке были поставлены:
1. Н.Н. Миклухо-Маклаем и В.Г. Богоразом.
2. В.Г. Богоразом и Н.М. Пржевальским.
3. Н.М. Пржевальским и Н.Н. Чебоксаровым.
4. Н.Н. Чебоксаровым и М.Г. Левиным.

5. Источник, отражающий прямое этнографическое наблюдение:
1. «История» Геродота.
2. Описание Н.Н. Миклухо-Маклаем папуасских обрядов.
3. Описание русских и французов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
4. Описание обеда и кушаний в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

6. Ценные этнографические сведения содержит книга Ахмада Ибн-Фадлана о его поездке в:
1. Булгар Великий.
2. Сибирь.
3. Монголию.
К устному экзамену допускаются студенты, которые выполняли практические и тестовые задания, максимальное число баллов на экзамене 10.

Оценка также может быть выставлена по результатам полного освоения курса дистанционно. Каждый вид работы оценивается определенным количеством баллов. Студенты, набравшие от 85 до 100 баллов получают оценку "отлично". Студенты, получившие от 70 до 84 баллов, оцениваются "хорошо". Студенты, набравшие от 50 до 69 баллов, получают оценку "удовлетворительно".

Студенты, получившие 49 баллов и менее, получают "неудовлетворительно".

Вид работы

Максимальное число баллов

Критерии оценки

Лекции

33
Изучены материалы лекций, даны верные ответы на контрольные вопросы

Практические задания

40

умение искать и находить необходимую информацию, исходный материал, литературу, источники;
логичность построения хода и результатов выполнения работы;
качество содержания работы (его соответствие требованиям, присланные вовремя материалы, использование рекомендованной литературы, источников, сайтов);
качество оформления результатов работы;
умение использовать дополнительные возможности информационных технологий;
умение делать выводы, обобщения, рекомендации, проектные разработки
Тест 27
Даны верные ответы на вопросы теста
ИТОГО 100
Критерии оценки знаний и умений

При оценке знаний на экзамене учитывается:
• правильность и осознанность изложения содержания ответа на вопросы, полнота раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления и трактовки общенаучных и специальных экологических терминов;
• степень сформированности интеллектуальных и научных способностей экзаменуемого;
• самостоятельность ответа;
• речевая грамотность и логическая последовательность ответа.
Уровни освоения компетенций:
1. Повышенный (отлично):
Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные теоретические задания без ошибок.
2. Базовый (хорошо):
Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе. Решил предложенные теоретические задания с небольшими неточностями..
3. Пороговый (удовлетворительно):
Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении теоретических.
4. Уровень не сформирован (неудовлетворительно).
Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение теоретических заданий не выполнено. Т.е. студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения
Приложение 1.   ФОС этнология сервис.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. Козьмина В.А., Бузина В.С. ЭТНОЛОГИЯ (ЭТНОГРАФИЯ). Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/7DCEB2FD-7FE3-4CA7-82C3-812CFE8C0D72
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Максимов С.В. Русские обряды и суеверия: [энциклопедия]/ С. В. Максимов.- М. : АстраМедиа, 2007.- 1o=эл. опт. диск (CD-ROM)
Э2 2. Русские праздники. Обряды и обычаи: энциклопедия школьника/ сост. М. Забылин.- М. : БИЗНЕССОФТ, 2007.- 1o=эл. опт. диск (CD-ROM)
Э3 3. Русские народные праздники. Обряды и обычаи.- М. : Новый Диск, 2007.- 1o=эл. опт. диск (CD-ROM)
Э4 Курс в Moodle "Этнология" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1748
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Инструкция по искользованию ЭУМК
Электронный учебно-методический комплекс дисциплины (ЭУМКД) включает материалы, сгруппированные тематически по разделам курса. В ЭУМКД представлены планы практических занятий и материалы (литература и интерактивные ссылки) для самостоятельного изучения. Темы пронумерованы и представлены в соответствующих разделах.
Лекции осваиваются студентами самостоятельно, переход от одной части лекции к другой осуществляется посредством ответа на контрольные вопросы.Максимальное количество баллов за лекции - 33 (10 лекций, в каждой из которых по три вопроса).
Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально в ходе освоения каждой из тем и направляются преподавателю. Оценка за каждое практическое задание выставляется по пятибалльной шкале. Максимальное количество баллов за практические задания - 40 (восемь заданий).

Доступ к тестовым заданиям открывается преподавателем в определенные дни. Выполнение теста ограничено по времени. Каждый вопрос оценивается в один балл. Максимальное количество баллов за тест - 27.

К устному экзамену допускаются студенты, которые выполняли практические и тестовые задания, максимальное число баллов на экзамене 10.

Оценка также может быть выставлена по результатам полного освоения курса дистанционно. Каждый вид работы оценивается определенным количеством баллов. Студенты, набравшие от 85 до 100 баллов получают оценку "отлично". Студенты, получившие от 70 до 84 баллов, оцениваются "хорошо". Студенты, набравшие от 50 до 69 баллов, получают оценку "удовлетворительно".

Студенты, получившие 49 баллов и менее, получают "неудовлетворительно".

Вид работы

Максимальное число баллов

Критерии оценки

Лекции

33
Изучены материалы лекций, даны верные ответы на контрольные вопросы

Практические задания

40

умение искать и находить необходимую информацию, исходный материал, литературу, источники;
логичность построения хода и результатов выполнения работы;
качество содержания работы (его соответствие требованиям, присланные вовремя материалы, использование рекомендованной литературы, источников, сайтов);
качество оформления результатов работы;
умение использовать дополнительные возможности информационных технологий;
умение делать выводы, обобщения, рекомендации, проектные разработки
Тест

27

Даны верные ответы на вопросы теста

ИТОГО

100