МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы ботаники

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки06.06.01. Биологические науки
НаправленностьБотаника
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный планz06_06_01_Ботаника-24-2020
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 126
самостоятельная работа 99
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 24 24 32 32 56 56
Практические 30 30 40 40 70 70
Сам. работа 54 54 45 45 99 99
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 144 144 252 252

Программу составил(и):
д.б.н., проф., Терехина Т.А.

Рецензент(ы):
д.б.н., проф., Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы ботаники

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.06.01 Биологические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №871)

составлена на основании учебного плана:
06.06.01 Биологические науки
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение и познание процессов формирование растительного покрова в исторически отдаленные времена и в современный период времение. Оценить значение человека и его влияние на растительный покров в различные периоды времени.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
УК-5 способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития
ПК-1 способностью демонстрировать системное понимание теоретических проблем происхождения, и развития растительного мира, его разнообразия, классификации, географического распространения и номенклатуры разных групп растений и растительных сообществ, флор Земного шара
ПК-2 способностью использовать современные лабораторные и полевые методы исследований для изучения строения растительных организмов, их онтогенеза, физиологии и биохимии, систематики, филогении, приспособления к условиям окружающей среды и совместному существованию
ПК-3 способностью планировать и разрабатывать подходы и методы рационального использования растений в практических целях (лекарственных, пищевых, технических, кормовых, мелиоративных, озеленительных и др.), а также растительных ресурсов в целом.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные таксоны и синтаксоны растительного мира, их классификацию, географическое распространение и номенклатуру, теории происхождения и развития растительного мира, особенности флор Земного шара; биологические понятия, положенные в основу филогенетической систематики, основы ботанической номенклатуры, анализа и сравнительной характеристики и происхождении флор Земного шара. Теоретические основы современных лабораторных и полевых методов исследований для изучения строения растительных организмов, их онтогенез, физиологию, биохимию, систематику, филогению, приспособления к условиям окружающей среды и совместному существованию; принципы работы и основные методики современных лабораторных и полевых приборов для изучения строения растительных организмов, их онтогенеза, физиологии, биохимии, систематики, филогении растений. Теоретические основы планирования и разработки подходов и методов рационального использования растений в практических целях (лекарственных, пищевых, технических, кормовых, мелиоративных, озеленительных и др.), а также растительных ресурсов в целом, с учетом их ареала, биологии, экологии и возраста видов и ценогенеза; эколого-правовые требования и законодательные акты, регламентирующие рациональное использование растений в практических целях (лекарственных, пищевых, технических, кормовых, мелиоративных, озеленительных и др.), а также растительных ресурсов в целом. Основные научные подходы к исследуемому материалу; методы критического анализа и оценки современных научных достижений, а также методы генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях. Теоретические основы профессиональной деятельности преподавателя высшей школы; новейшие отечественные и зарубежные теории обучения и личностного развития.
3.2.Уметь:
3.2.1.Описать теоретические проблемы происхождения и развития растительного мира, его разнообразие, классификации, географическое распространение и номенклатуру разных групп растений, и растительных сообществ, и флор Земного шара; анализировать и сопоставлять полученные палеогеографические, палеоклиматические и палеоботанические, филоценогенетические и филогенетические сведения для системного понимания проблем происхождения и развития растительного мира, его разнообразия. Использовать современные лабораторные и полевые методы исследований для изучения строения растительных организмов, их онтогенеза, физиологии и биохимии, систематики, филогении растений; применять современные лабораторные и полевые методы исследований и сопоставлять полученные результаты изучения строения растительных организмов, их онтогенеза, физиологии и биохимии, систематики, филогении растений. Планировать и разрабатывать мероприятия по рациональному использованию растений в практических целях (лекарственных, пищевых, технических, кормовых, мелиоративных, озеленительных и др.), а также растительных ресурсов в целом, с учетом их ареала, биологии, экологии и возраста видов и ценогенеза; исходя из эколого-правовых требований и законодательных актов, регламентирующих рациональное использование, планировать и разрабатывать подходы и методы применения растений в практических целях. Выделять и систематизировать основные идеи в научных текстах; критически оценивать любую поступающую информацию, вне зависимости от источника; анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать потенциальные выигрыши/проигрыши реализации этих вариантов. Применять методы изучения личности обучающегося и преподавателя вуза в исследованиях; анализировать, обобщать, делать выводы в рамках теоретических положений психолого-педагогической науки.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет приемами работы с научной литературой, составления аналитических обзоров по истории растительного покрова изучаемых территорий, составления конспектов флор, использования схем флористического районирования и обзоров исторических смен растительного покрова, состава синантропного компонента; навыками работы по изучению систематического состава флор, основных систем филогенетических классификаций высших растений, основами ботанической номенклатуры, анализа и сравнительной характеристики таксонов и флор. Владеет различными методиками лабораторных и полевых методов исследований для изучения строения растительных организмов, их онтогенеза, физиологии и биохимии, систематики, филогении; обоснованно выбирать и применять различные методики лабораторных и полевых методов исследований для изучения строения растительных организмов, их онтогенеза, физиологии и биохимии, систематики, филогении растений. Владеет опытом внедрения запланированных и разработанных подходов использования растений в практических целях (лекарственных, пищевых, технических, кормовых, мелиоративных, озеленительных и др.), а также растительных ресурсов в целом, с учетом их ареала, биологии, экологии и возраста видов и ценогенеза; обоснованно выбирать и применять различные подходы и методы рационального использования растений в практических целях (лекарственных, пищевых, технических, кормовых, мелиоративных, озеленительных и др.), а также растительных ресурсов в целом. Владеет навыками сбора, обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования; навыками выбора методов и средств решения задач исследования; навыками критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности по решению исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях. Владеет навыками самостоятельного использования и применения в практической профессиональной деятельности методов изучения личности аспиранта и преподавателя; интерактивными технологиями интенсификации и проблемизации обучения в высшей школе.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Проблемы филогении основных групп растений и филоценогенеза.
1.1. Происхождение основных групп растений и их эволюция Лекции 3 6 ПК-1 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1
1.2. Основные события в эволюции растительного мира: альгофит, палеофит, мезофит, кайнофит Сам. работа 3 6 ПК-1 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1
1.3. Виды ископаемого материала и его сохранность Практические 3 4 ПК-1 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1
1.4. Филогения цветковых растений и эволюция основных подклассов системы Тахтаджана Лекции 3 4 ПК-1 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1
1.5. Особенности развития флоры третичное время Практические 3 4 УК-1 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1
1.6. Формирование растительного покрова четвертичное время плейстоцене Сам. работа 3 6 ПК-1, УК-1 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1
1.7. Влияние человека на формирование растительного покрова Лекции 3 6 ПК-1 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1
1.8. Происхождение культурных растений. основные центры происхождения. Хозяйственно-экономические группы растений Практические 3 4 УК-1 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1
1.9. Ресурсные виды растений и их рациональное использование Сам. работа 3 6 ПК-1, УК-1 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1
1.10. Флорогенетика как наука и тенденции ее развития Лекции 3 6 ПК-3, УК-1 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1
1.11. Флорогенетические построения.Флорогенез. Филоценогенез. Флороценотипы Практические 3 4 ПК-1, ПК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1
1.12. Реликтовые виды и сообщества Доказательства реликтовости. Классификации реликтов Сам. работа 3 12 ПК-1, УК-5 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1
1.13. Исторические и новейшие элементы флоры Лекции 3 2 ПК-1, УК-5 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1
1.14. Флорогенетический анализ и его интерпретация Практические 3 10 ПК-3, УК-1 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1
1.15. Классификация флороценотипов Практические 3 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1
1.16. Флорогенетический анализ определенной преподавателем территории Сам. работа 3 24 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1
1.17. Зачет 3 0 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1
Раздел 2. Основные проблемы инвазийной биологии
2.1. Основные проблемы инвазийной биологии Лекции 4 12 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1
2.2. Поиск основных инвазивных видов в определителях Практические 4 20 УК-1, УК-5 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1
2.3. Проведение сравнительного анализа по различным территориям Сибирского федерального округа Сам. работа 4 16 ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1
2.4. Характерные особенности инвазийных растений на современном этапе Лекции 4 10 ПК-1, УК-1 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1
2.5. Обработка собственного материала и создание основных таблиц Сам. работа 4 12 ПК-1, УК-1 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1
2.6. Разделение инвазийных видов растений по имеющимся классификациям зарубежных авторов Практические 4 20 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1
2.7. Использование современных баз данных для получения информации по инвазиям Лекции 4 10 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1
2.8. Аналих данных периодических изданий по инвазиям Сам. работа 4 17 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1
2.9. Экзамен 4 27 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение ФОС

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. Н. Вехов, И. А. Губанов, Г. Ф. Лебедева Культурные растения СССР: Мысль, 1978 18
Л1.2 Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Соломещ А.И. Современная наука о растительности: Учебник Логос, 2000 13
Л1.3 М. М. Силантьева, Н. В. Елесова Типологические особенности флор: учеб. пособие : АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/979
Л1.4 отв. ред. П.Д. Соколов Растительные ресурсы СССР. Цветковые растения, их химический состав, использование. Семейства Paeoniaceae – Thymelaeaceae: Ленинград: Наука, Ленингр. отд-ние, 1986 14
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т. А. Терехина, П. А. Косачев, Н. Ю. Сперанская Высшие семенные растения: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.2 А.А. Соколов Лекарственные растения: учеб. -метод. пособие КГУ, 2001 1
Л2.3 Терехина Т. А. Особенности растительного покрова нарушенных местообитаний: учеб. пособие Барнаул: [Пять плюс], 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в системе Moodle portal.edu.asu.ru
Э2 Глобальная система по биоразнообразию (GBIF www.gbif.org
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э4 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э5 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э6 СПС КонсультантПлюс www.consultant.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 2007; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека elibrary: http://elibrary.ru
База данных «Глобальная система по биоразнообразию (GBIF)». Содержит данные о распространении животных, растений, грибов и микроорганизмов на планете, изображения в природе и коллекциях: https://www.gbif.org

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
016Л склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт.
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
301Л лаборатория агробиологии и агроэкологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 8 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитная маркерная – 1 шт.; компьютерные столы – 3 шт., компьютер Aquarius Pro P30 S46 - 1 шт.; моноблок RAMEC Gale Custom G1610 - 3 шт.; микроскоп Биомед 6 - 1 шт.; микроскоп медицинский БИОМЕД-6 - 3 шт.; мини-лаборатория "Экотест-120-ИП(16)" в кейсе - 1 шт.; портативная система для измерения газообмена в образцах растений GFS-3000 Walz - 1 шт., рН-метр полевой с длинным щупом - 1 шт.; спектрофотометр ПЭ-5 400 УФ - 1 шт.; центрифуга ЦЛМН-Р 10-01 - 1 шт.; электронный регистрирующий почвенный пенетрометр Eijelkamp P1.52 в комплекте -1 шт.; ноутбук полностью защищенный трансформируемый Panassonic Toughobook CF-19 - 1 шт.; флуориметр универсальный переносной Walz Junior-PAM - 1шт.; аквадистиллятор Адэа- С3СМО - 1 шт.; весы аналитические CY-224C - 1 шт.; весы электронные Acom JW-1-300 - 1 шт.; влагомер зерна PM-650 - 1 шт.; комплект приборов PNT3000 Combi и pH3000 (10700) - 1 шт.; шкаф для хранения лабораторной посуды и оборудования – 3 шт., стол лабораторный 3 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, аспирант должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Актуальные проблемы ботаники».
Дисциплина Актуальные проблемы ботаники включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
Во время лекций аспирант получает систематизированные научные знания по двум проблемам ботаники: эволюции растительного мира и инвазионная биология. Изучая и прорабатывая материал лекций, аспирант должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, а также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к практическому занятию аспиранту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума. Выполнение всех практических работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета и экзамена.
Важным элементом обучения аспиранта является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы аспирант, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение двух семестров проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация аспирантов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета в 3 семестре и экзамена в 4 семестре.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации аспиранта с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины.