МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Геоморфология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz05_03_06_ПП-5-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 90
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 90 90 90 90
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.г.н, профессор, Барышников Г.Я.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Геоморфология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Срок действия программы: 2015-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Заведующий кафедрой Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса "Геоморфология" является познание закономерностей формирования рельефа и использования выявленных закономерностей для понимания развития рельефа, в том числе под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Задачи данного курса - дать представление о строении, происхождении, развитиии и динамики рельефа земной поверхности.
Дисциплина "Геоморфология" является продолжение учебной дисциплины "Геология", и направлена она на изучение рельефа, как одного из компонентов географической среды. Рельеф и слагающие его породы образуют литогенную основу географического ландшата. В рамках данного курса необходимо показать, что рельефу принадлежит ведущая роль в сложной дифференциации земной поверхности на множество природных территориальных комплексов(ПТК) разного таксономического ранга.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 владением профессионально профилированными знаниями и практическими навыками в общей геологии, теоретической и практической географии, общего почвоведения и использовать их в области экологии и природопользования
ПК-17 способностью решать глобальные и региональные геологические проблемы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основы общей геологии, почвоведения, теоретической и практической географии;
- теоретические и методологические основы науки Геоморфология;
- особенности строения, происхождения, развития и динамику рельефа земной поверхности;
- основные глобальные и региональные геологические проблемы, тесно связанные с геоморфологией;
- особенности влияния антропогенной деятельности на рельеф земной поверхности;
- методы геоморфологических исследований;
- современные тенденции развития геоморфологии;
- рельефообразующие процессы, типы и формы рельефа, создаваемые этими процессами;
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать знания в области геологии для целей геоморфологии;
- использовать знания в области теоретической и практической географии для целей геоморфологии;
- пользоваться источниками актуальной современной информации по изучаемым дисциплинам;
- интерпретировать и анализировать различные ситуации в области экологии и природопользования;
- вести графическое построение (профилей, картосхем, графиков и пр.;
- использовать полученные знания в области геоморфологии для решения глобальных и региональных геологических проблем;
- находить пути решения геологических проблем;
- основные направления и принципы применения геоморфологии;
- интерпретировать и анализировать различные ситуации в области экологии и природопользования; использовать приобретенные знания при решении профессиональных задач;
- методы геоморфологических исследований;
- современные тенденции развития геоморфологии;
- рельефообразующие процессы, типы и формы рельефа, создаваемые этими процессами;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- практические навыки в общей геологии, теоретической и практической географии, общего почвоведения;
- анализа и обобщения учебной и научной информации по изученным дисциплинам;
- анализа и обобщения учебной и научной информации по глобальным и региональным геологическим проблемам;
- опыт участия в решении региональных и глобальных геологических проблем.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс. Эндогенные процессы и рельеф.
1.1. Геоморфология как наука. Общие сведения о рельефе. Классификация форм рельефа. Генезис рельефа. Возраст рельефа. Геологические структуры и рельеф. Литоморфоструктуры. Прямой и инверсионный рельеф. Тектонические движения и их отражение в рельефе. Магматизм и рельеф. Вулканизм. Псевдовулканический рельеф. Метаморфизм Лекции 1 3 ОПК-3, ПК-17 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Работа с учебной и дополнителльной литературой. Сам. работа 1 12 ОПК-3, ПК-17 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Построение геолого-геоморфологического профиля по учебной топокарте. Практические 1 8 ОПК-3, ПК-17 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.4. Построение геолого-геоморфологического профиля по учебной топокарте с отображением форм и элементов рельефа. Сам. работа 1 20 ОПК-3, ПК-17 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Экогенные процессы и рельеф.
2.1. Выветривание и рельефообразование. Склоновые процессы, рельеф склонов. Флювиальные процессы и формы. Гляциальные процессы и формы рельефа. Рельефообразование в областях распространения многолетней мерзлоты. Рельефообразование в аридных странах. Эоловые процессы и формы рельефа. Биогенные процессы рельефообразования и формы рельефа. Рельеф берегов. Экзогенные процессы на дне морей и океанов и создаваемые ими формы рельеф. Лекции 1 3 ОПК-3, ПК-17 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Работа с учебной и дополнителльной литературой. Сам. работа 1 12 ОПК-3, ПК-17 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Подготовка к итоговой аттестации Сам. работа 1 46 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Какие элементы рельефа выделяют по геометрическим признакам?
2. Какие формы рельефа выделяют в зависимости от размеров?
3. Перечислите планетарные формы рельефа.
4. Какие зоны выделяют по гипсометрии дна морей и океанов?
5. Какие эндогенные процессы оказывают определяющее влияние на
6. формирование рельефа?
7. Какие экзогенные процессы оказывают определяющее влияние на формирование
8. рельефа?
9. Приведите примеры совместного действия эндо- и экзогенных процессов на
10. формирование рельефа.
11. Какие свойства горных пород влияют на процессы рельефообразования?
12. Какой преобладающий вид рельефа образуется при горизонтальном залегании
13. горных пород?
14. Какой рельеф характерен для плато и столовых стран?
15. Какой вид рельефа вырабатывается при складчатом залегании горных пород?
16. Как выражаются в рельефе разрывные нарушения?
17. На основании каких признаков выделяют различные типы экзогенного рельефа?
18. Какие ледники выделяют в областях развития современного горного
19. оледенения? От чего зависит их форма?
20. 7. В каких районах Земли проявляется рельеф, образованный современным
21. покровным оледенением? его особенности.
22. 8. В каких районах Земли проявляется рельеф, образованный древним покровным
23. оледенением? его особенности.
24. Основной фактор образования флювиального рельефа.
25. Охарактеризуйте строение речной долины и стадии её развития.
26. Типы террас.
27. 7. Типы речной сети.
28. 8. Типы дельт.
29. Какие факторы имеют важное значение при формировании рельефа побережья?
30. Образование пляжа полного и неполного профиля.
31. Охарактеризуйте 3 вида абразии морских берегов.
32. 9. Наиболее распространённые типы морских побережий.
33. 11. Типы морских террас.
34. Классификация склонов по морфологии (крутизна, длина, форма профиля).
35. Какие процессы формируют склоны?
36. Какие типы склонов выделяют в зависимости от условий образования?
37. Когда в истории Земли началось формирование криолитозоны?
38. Чем мёрзлые породы отличаются от морозных?
39. Где на Земле существуют благоприятные условия для формирования эоловых
40. форм рельефа?
41. Что такое «карст»?
42. Условия, определяющие развитие карста.
43. Действие каких экзогенных процессов предопределено климатическими
44. условиями?
45. С действием каких экзогенных факторов связано образование основных форм
46. рельефа в зоне умеренного климата?
47. Назовите планетарные формы рельефа и мегаформы.
48. Какие признаки учитываются при выделении двух типов континентальных
49. окраин?
50. По каким правилам закладывается линия профиля?
51. Какую геоморфологическую информацию содержит профиль?

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Основные направления геоморфологии.
2. Формы и элементы форм рельефа.
3. Отражение в рельефе горизонтального, моноклинального и складчатого залегания
горных пород, разрывных нарушений.
4. Речные террасы.
5. Тектонические типы долин.
6. Образование оврагов.
7. Образование селей.
8. Волны. Элементы волны.
9. Образование и развитие баров.
10. Антропогенный и природный факторы разрушения морских берегов.
11. Морфология склонов.
12. Образование оползней.
13. Схема пенепленизации и педипленизации.
14. Распространение вечной мерзлоты на территории России.
15. Влияние техногенного фактора на формирование криогенного рельефа.
16. Образование барханов.
17. Лёссы как эоловая аккумулятивная форма.
18. Отличие карста от псевдокарста.
19. Основные формы рельефа в субполярной зоне.
20. Генетические типы платформенных равнин.
21. Геоморфологические особенности шельфа.
22. Полезные ископаемые континентальных окраин и ложа океанов.
23. Основные принципы камерального составления общих геоморфологических карт.
24. Научное и прикладное значение орогидрографического описания территории.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Программа ФОС по дисциплине " Геоморфология"(по каждому разделу) приведена в ФОСе по учебной дисциплине.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Милютин А. Г. Геология: учебник для бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
Л1.2 Рычагов, Г. И. Геоморфология: Учебник для академического бакалавриата Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Щукин И. С. Общая геоморфология: научная работа Издательство МГУ, 1974 biblioclub.ru
Л2.2 С. И. Болысов, В. И. Кружалин Геоморфология с основами геологии. : Практикум : учеб. пособие для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научный рецензируемый журнал "Геоморфология" geomorphology.igras.ru
Э2 курс в Мудл "Геоморфология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение: Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных "Scopus" (https://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY (https://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа над конспектом лекции
Основу теоретического обучения студентов составляют лекции. Они дают систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их активной познавательной деятельности, творческого мышления, развитию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные).
Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Осуществляя учебные действия на лекционных занятиях, студенты должны внимательно воспринимать действия преподавателя, запоминать складывающиеся образы, мыслить, добиваться понимания изучаемого предмета, применения знаний на практике, при решении учебно-профессиональных задач. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. В процессе работы на лекции необходимо так же выполнять в конспектах модели изучаемого предмета (рисунки, схемы, чертежи и т.д.), которые использует преподаватель.
Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к старому материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний. Неоднократное обращение к пройденному материалу является наиболее рациональной формой приобретения и закрепления знаний.
Работа с рекомендованной литературой
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка к семинару
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа:
- организационный,
- закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Одобряется и поощряется инициативные выступления с докладами и рефератами по темам семинарских занятий.
Подготовка докладов, выступлений и рефератов
Реферат представляет письменный материал по определенной теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. В нем в обобщенном виде представляется материал на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Рефераты могут являться изложением содержания какой-либо научной работы, статьи и т.п. Доклад представляет публичное, развернутое сообщение (информирование) по определенному вопросу или комплексу вопросов, основанное на привлечении документальных данных, результатов исследования, анализа деятельности и т.д. При подготовке к докладу на семинаре по теме, указанной преподавателем, студент должен ознакомиться не только с основной, но и дополнительной литературой, а также с последними публикациями по этой тематике в сети Интернет. Необходимо подготовить текст доклада и иллюстративный материал в виде презентации. Доклад должен включать введение, основную часть и заключение. На доклад отводится 20-25 минут учебного времени. Он должен быть научным, конкретным, определенным, глубоко раскрывать проблему и пути ее решения. Особенно следует обратить внимание на безусловную обязательность решения домашних задач, указанных преподавателем к семинару.