МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Геоэкология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.06.01. Науки о Земле
НаправленностьГеоэкология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_06_01_Геоэкология-23-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 62
контроль 36
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 62 62 62 62
Часы на контроль 36 36 36 36
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Скрипко В.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Геоэкология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.06.01 Науки о Земле (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №870)

составлена на основании учебного плана:
05.06.01 Науки о Земле
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Заведующий кафедрой Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель - формирование представлений у студентов о методологии курса, глобальной экологии Земли, ее геосфер, геофизических и геохимических полей и их воздействия на природные и природно-антропогенные экосистемы.
Задачи:
1. Изучить особенности геосферы Земли (как глобальной экологической системы.
2. Расширить кругозор студентов об антропогенных воздействиях на глобальную экологичесую систему и их последствии.
3. Определять степень (остроту)экологических ситуаций на разных иерархических уровнях.
4. Обобщить сведения о геоэкологических проблемах из смежных дисциплин (общая экология,основы природопользования, техногенные системы и экологический риск, ресурсоведение, экономика природопользования)

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью глубоко понимать и творчески использовать в научной деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов геоэкологии; анализировать геоэкологические аспекты функционирования природно-техногенных систем с применением информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.фундаментальные и прикладные разделы геоэкологии
3.2.Уметь:
3.2.1.предвидеть экологические последствия изменения геосфер под влиянием природных и антропогенных факторов; разрабатывать алгоритмы решения геоэкологических проблем; анализировать геоэкологические аспекты функционирования природно-техногенных систем
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.выявления и анализа последствий антропогенных воздействий на геосистемы и их компоненты; навыками использования в научной деятельности знаний фундаментальных и прикладных разделов геоэкологии

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Структура и основные концепции геоэкологии. Концептуальная экология.
1.1. Место геоэкологии среди других научных дисциплин, ее структура и концепции. Лекции 3 1 ПК-2 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Концептуальная экология.Биосфера и концепция гомеостаза.Биоиндикация и биотестирование. Практические 3 1 ПК-2 Л2.2, Л1.1
1.3. Место экологии среди других научных дисциплин, ее структура и концепции.Концептуальная экология.Биосфера и концепция гомеостаза.Биоиндикация и биотестирование. Сам. работа 3 15 ПК-2 Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Геосферы как базовые экологические системы.
2.1. Геосферы как базовые экологические системы. Лекции 3 1 ПК-2 Л2.2, Л1.1
2.2. Межгеосферный обмен веществ и энергий. Космические методы геоэкологии. Практические 3 1 ПК-2 Л2.2, Л1.1
2.3. Геосферы как базовые экологические системы. Сам. работа 3 15 ПК-2 Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Геофизические поля Земли.Экодинамика физических процессов.Геохимические поля Земли. Экодинамика химических процессов.
3.1. Геофизические поля Земли.Экодинамика физических процессов. Лекции 3 1 ПК-2 Л2.2, Л1.1
3.2. Экодинамика физических и химических процессов. Практические 3 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1
3.3. Геофизические и геохимические поля Земли. Экодинамика физических и химических процессов. Сам. работа 3 15 ПК-2 Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Ресурсно-экологические проблемы.Экодемографические проблемы. Экология агросферы и техносферы.
4.1. Ресурсно-экологические проблемы. Лекции 3 1 ПК-2 Л2.2, Л1.1
4.2. Ресурсно-экологические проблемы. Практические 3 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1
4.3. Ресурсно-экологические проблемы. Сам. работа 3 17 ПК-2 Л2.2, Л1.1
4.4. Экзамен 3 36 ПК-2 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств прикреплен в Приложениях
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Милютин А. Г., Андросова Н. К., Калинин И. С., Порцевский А. К. ; Под ред. Милютин А.Г. ЭКОЛОГИЯ. ОСНОВЫ ГЕОЭКОЛОГИИ. Учебник для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Милютин А.Г. Экология. Основы геоэкологии: Учебник М. : Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Романова Э.П. ГЛОБАЛЬНЫЕ ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Мартынова, М.И. Геоэкология. Оптимизация геосистем : учебное пособие Ростов-н/Д : Издательство Южного федерального университета, 2009 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Журнал "Экология и жизнь" www.ecolife.ru
Э2 Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http:/school-collection.edu.ru/
Э3 Курс в Moodle "Геоэкология (05.06.01. Науки о Земле, направленность"Геоэкология")" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Ms Office, Word, Exсel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
403М лаборатория минералогии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; витрины с наборами минералов - 11 шт.; интерактивная доска: марка SMART Board - 1 единица; космоснимки - 4 шт.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При освоении дисциплины основнео внимание следует уделить содержанию фундаментальных и прикладных разделов геоэкологии с точки зрения реализации задач собственного научного исследования, например при формулировке и обосновании актуальности проблемы решаемой в рамках темы диссертации, а также изложении методологических основ своего исследования.