МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Геоэкология природно-техногенных ландшафтов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.06.01. Науки о Земле
НаправленностьГеоэкология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_06_01_Геоэкология-23-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 62
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 62 62 62 62
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.г.н., профессор, Барышников Г.Я.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Геоэкология природно-техногенных ландшафтов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.06.01 Науки о Земле (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №870)

составлена на основании учебного плана:
05.06.01 Науки о Земле
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Срок действия программы: 2016-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Заведующий кафедрой Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины "Геоэкология природно-техногенных ландшафтов" является формирование у аспирантов основопологающих понятий о природно-техногенном ландшафте, его внутренних и внешних связях, структуре, состоянии, а также ознакомление с экологическими и социально-экономическими последствиями изменения геосфер под влиянием антропогенных факторов.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью глубоко понимать и творчески использовать в научной деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов геоэкологии; анализировать геоэкологические аспекты функционирования природно-техногенных систем с применением информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- базовые разделы геоэкологии;
- геоэкологические аспекты природно-техногенных систем;
- современные методы обработки и интерпретации геоэкологической информации;
- базовые и теоретические знания по природно-техногенным ландшафтам;
- проблемы фундаментальных и прикладных разделов геоэкологии;
- основные виды и способы преобразования (мелиорации, рекультивации);
- геоэкологические аспекты хозяйственной деятельности человека;
- геоэкологические аспекты природно-техногенных ландшафтов;
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать в научной деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов геоэкологии;
- самостоятельно использовать современные методы обработки геоэкологической информации при проведении научных исследований;
- использовать методы смежных наук в изучении геоэкологических аспектов природно-техногенных ландшафтов;
- использовать геоинформационные технологии для решения научных и профессиональных задач;
- глубоко понимать и творчески использовать в научной деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов геоэкологии;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- понимать и творчески использовать в научной деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов геоэкологии;
- способностью анализировать геоэкологические аспекты природно-техногенных систем с применением информационных технологий;
- использованием современных методов интерпретации геоэкологической информации при проведении исследований;
- способностью проводить изыскания по оценке состояния природных и природно-техногенных объектов для обоснования принимаемых решений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Современные представления о природно-техногенных ландшафтах.
1.1. Современные представления о природно-техногенных ландшафтах. Принципы и подходы к классификации природно-антропогенных ландшафтов.Классификация природно-антропогенных ландшафтов по Н.Ф. Реймерсу. Современные природно-техногенные ландшафты. Лекции 3 1 ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Современные представления о природно-техногенных ландшафтах. Принципы и подходы к классификации природно-антропогенных ландшафтов.Классификация природно-антропогенных ландшафтов по Реймерсу. Современные природно-техногенные ландшафты. Практические 3 0 ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Современные представления о природно-техногенных ландшафтах. Принципы и подходы к классификации природно-антропогенных ландшафтов.Классификация природно-антропогенных ландшафтов по Реймерсу. Современные природно-техногенные ландшафты. Сам. работа 3 10 ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Геоэкологические аспекты природно-техногенных ландшафтов.
2.1. Типология природно-антропогенных ландшафтов в соответствии с их производственной спецификой.Геоэкологические аспекты сельского хохяйства. Агроландшафты.Экологические проблемы земледелия. Лесохозяйственные ландшафты и их геоэкологические аспекты. Лекции 3 1 ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Геоэкологические аспекты сельского хохяйства. Агроландшафты.Экологические проблемы земледелия. Лесохозяйственные ландшафты и их геоэкологические аспекты. Практические 3 2 ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Геоэкологические аспекты сельского хохяйства. Агроландшафты.Экологические проблемы земледелия. Лесохозяйственные ландшафты и их геоэкологические аспекты. Сам. работа 3 10 ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Промышленные ландшафты. Геоэкологические аспекты промышленного производства. Городские ландшафты и геоэкологические аспекты урбанизации. Лекции 3 1 ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.5. Промышленные ландшафты. Геоэкологические аспекты промышленного производства. Городские ландшафты и геоэкологические аспекты урбанизации. Практические 3 2 ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.6. Промышленные ландшафты. Геоэкологические аспекты промышленного производства. Городские ландшафты и геоэкологические аспекты урбанизации. Сам. работа 3 10 ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.7. Линейные ландшафты и и связанные с ними геоэкологические аспекты. Рекреационные ландшафты, и их геоэкологические проблемы. Лекции 3 1 ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.8. Линейные ландшафты и и связанные с ними геоэкологические аспекты. Рекреационные ландшафты, и их геоэкологические проблемы. Практические 3 2 ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.9. Линейные ландшафты и и связанные с ними геоэкологические аспекты. Рекреационные ландшафты, и их геоэкологические проблемы. Сам. работа 3 10 ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.10. Подготовка к зачету Сам. работа 3 22 ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1) Что такое ландшафт?
2) Что такое природный ландшафт?
3) Что такое антропогенный ландшафт?
4) Что такое техногенный ландшафт?
5) Что такое культурный ландшафт?
6) Приведите примеры антропогенных ландшафтов.
7) Что такое природно-антропогенный ландшафт? Приведите примеры.
8) Что такое природно-техногенный ландшафт?
9) Сравните понятия природно-антропогенный и природно-техногенный ландшафт.
10) Дайте определение понятию геосистема.
11) Приведите классификацию природно-техногенных ландшафтов.
12) Классификация природно-антропогенных ландшафтов по Н.Ф.Реймерсу.
13) Геоэкологическая концепция культурного ландшафта.
14) Типология природно-антропогенных ландшафтов в соответствии с их производственной спецификой.
15) Какие природно-антропогенные ландшафты называются целенаправленно созданными?
16) Какие природно-антропогенные ландшафты называются непреднамеренно сформировавшимися?
17) Агроландшафты и их геоэкологические аспекты.
18) Приведите примеры экологических проблем земледелия.
19) Лесохозяйственные ландшафты и связанные с ними геоэкологические проблемы.
20) Природно-техногенные системы промышленного вида.
21) Геоэкологические аспекты промышленного производства.
22) Селитебные ландшафты.
23) Геоэкологические аспекты урбанизации.
24) Что такое линейные ландшафты?
25) Геоэкологические проблемы транспорта.
26) Геоэкологические проблемы нефти-и газопроводов.
27) Приведите примеры рекреационные ландшафтов.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Место и роль сельскохозяйственных ландшафтов в земельной структуре мира и России.
2. Лесные ландшафты мира. Их экологическая и экономическая значимость.
3. Общее представление о городских ландшафтах и актуальность их изучения, их место при классификации природно-антропогенных ландшафтов.
4. Представление огеотехнической системе промышленного типа. Понятие о техногенном воздействии.
5. Структура и свойства промышленного ландшафта, созданного опосредованным техногенным воздействием.
6. Задачи ландшафтных исследований при проектировании ТГТС.
7. Территориально-рекреационные геосистемы.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложениях

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Богданов И. И. Геоэкология с основами биогеографии: Учебное пособие Издательство «Флинта»,, 2016 biblioclub.ru
Л1.2 Милютин А. Г., Андросова Н. К., Калинин И. С., Порцевский А. К. Экология. Основы геоэкологии: Учебник Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мананков А. В. Геоэкология. Методы оценки загрязнения окружающей среды : Учебник и практикум Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Мартынова М. И. Геоэкология. Оптимизация геосистем: Учебное пособие Издательство Южного федерального университета, 2009 biblioclub.ru
Л2.3 Черных Д.В., Дурникин Д.А. Ландшафтоведение с основами ландшафтной экологии: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Геоэкология. Промышленная экология. [Текст] : учеб. пособие / А.В. Мананков. – Томск : Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2010. – 204 с portal.tsuab.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение: Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных "Scopus" (https://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY (https://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа над конспектом лекции
Основу теоретического обучения составляют лекции. Они дают систематизированные знания о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению изучаемых проблем, но и стимулированию их активной познавательной деятельности, творческого мышления, развитию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные).
Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Осуществляя учебные действия на лекционных занятиях, необходимо внимательно воспринимать действия преподавателя, запоминать складывающиеся образы, мыслить, добиваться понимания изучаемого предмета, применения знаний на практике, при решении учебно-профессиональных задач. Необходимо аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. В процессе работы на лекции необходимо так же выполнять в конспектах модели изучаемого предмета (рисунки, схемы, чертежи и т.д.), которые использует преподаватель.
Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к старому материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний. Неоднократное обращение к пройденному материалу является наиболее рациональной формой приобретения и закрепления знаний.
Работа с рекомендованной литературой
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию необходимо начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует собственное отношение к конкретной проблеме.
Подготовка к семинару
Для успешного освоения материала рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа:
- организационный,
- закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе обучающийся планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в процессе контактной работы с обучающимися. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы обучающийся должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах.
Обучающийся должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Одобряется и поощряется инициативные выступления с докладами и рефератами по темам семинарских занятий.
Подготовка докладов, выступлений и рефератов
Реферат представляет письменный материал по определенной теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. В нем в обобщенном виде представляется материал на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Рефераты могут являться изложением содержания какой-либо научной работы, статьи и т.п. Доклад представляет публичное, развернутое сообщение (информирование) по определенному вопросу или комплексу вопросов, основанное на привлечении документальных данных, результатов исследования, анализа деятельности и т.д. При подготовке к докладу на семинаре по теме, указанной преподавателем, обучающийся должен ознакомиться не только с основной, но и дополнительной литературой, а также с последними публикациями по этой тематике в сети Интернет. Необходимо подготовить текст доклада и иллюстративный материал в виде презентации. Доклад должен включать введение, основную часть и заключение. На доклад отводится 20-25 минут учебного времени. Он должен быть научным, конкретным, определенным, глубоко раскрывать проблему и пути ее решения. Особенно следует обратить внимание на безусловную обязательность решения домашних задач, указанных преподавателем к семинару.