МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Государственное управление в сфере экологии и природопользования
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.04.06. Экология и природопользование
ПрофильУправление природопользованием
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_06_УП_2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 26 30 26 30
Сам. работа 76 72 76 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Горбачев В.Н.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Государственное управление в сфере экологии и природопользования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионвльного образования по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование (квалификация (степень)"магистр"). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от "29" марта 2010 г. № 243

составлена на основании учебного плана:
05.04.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Заведующий кафедрой Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучить основные принципы управления природопользованием и охраной окружающей среды.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1: способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ОПК-3: способностью к активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности
ОПК-7: способностью использовать углубленные знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, разработке и осуществлении социально значимых проектов и использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении научным коллективом
ОПК-9: готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-4: способностью использовать современные методы обработки и интерпретации экологической информации при проведении научных и производственных исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные особенности пространственного и временного развития взаимоотношений между природой, обществом и хозяйством;
- основные требования к достоверности фактов, полученных на основе собственных наблюдений, обзоров литературы (отечественной и зарубежной);
- знать правовые и этические нормы Российской Федерации и общекультурные мировые ценности, а также последствия, которые могут повлечь разрабатываемые социально значимые проекты;
- особенности управления в сфере управления природопользованием;
- структуру управления коллективом в организациях работающих в сфере природопользования и экологии;
- систему государственного управления в сфере экологии и природопользования;
- функции и задачи федеральных управлений и ведомств в сфере экологии и природопользования;
3.2.Уметь:
3.2.1.- в целом выявлять проблемы, связанные с использованием и последствиями трансформации экологических систем глобального характера;
- проводить полноценный анализ различной информации, связанной с природными ресурсами;
- выявлять перспективные направления научных исследований, обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость исследуемой проблемы;
- уметь использовать углубленные знания в сфере экологии и природопользования в своей профессиональной деятельности при разработке и осуществлении социально значимых проектов;
- использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении научным коллективом;
- руководить коллективом государственного управления в сфере экологии и природопользования; толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;
- разрабатывать рекомендации по совершенствованию системы государственного управления в сфере экологии и природопользования, а также разрабатывать рекомендации по предотвращению, минимизации и преодолению негативных последствий антропогенной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- отбора информации из различных источников для решения поставленных задач;
- получения необходимой исходной информации из разных источников, способами отбора, анализа и интерпретации полученной информации для решения поставленных задач в сфере экологии и природопользования;
- основными способами разработки и осуществления социально значимых проектов с учетом оценки последствий от внедрения данных проектов;
- обеспечивать руководство коллективом в сфере своей профессиональной деятельности;
- знания экологического законодательства Российской Федерации;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Введение Лекции 2 1 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-9, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Введение Практические 2 4 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-9, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Введение Сам. работа 2 10 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-9, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Государственная экологическая политика
2.1. Государственная экологическая политика Лекции 2 1 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-9, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Государственная экологическая политика Практические 2 4 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-9, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Государственная экологическая политика Сам. работа 2 10 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-9, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Управление природопользованием в исполнительных органах Федерации, регионах и на местном уровне.
3.1. Управление природопользованием в исполнительных органах Федерации, регионах и на местном уровне. Лекции 2 2 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-9, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Управление природопользованием в исполнительных органах Федерации, регионах и на местном уровне. Практические 2 6 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-9, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Управление природопользованием в исполнительных органах Федерации, регионах и на местном уровне. Сам. работа 2 10 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-9, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Радиационная обстановка в РФ и меры по ее улучшению
4.1. Радиационная обстановка в РФ и меры по ее улучшению Сам. работа 2 10 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-9, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Радиационная обстановка в РФ и меры по ее улучшению Практические 2 4 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-9, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Проблемы и перспективы развития экологической службы на государственном и муниципальном уровнях
5.1. Проблемы и перспективы развития экологической службы на государственном и муниципальном уровнях Практические 2 4 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-9, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.2. Проблемы и перспективы развития экологической службы на государственном и муниципальном уровнях Сам. работа 2 10 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-9, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Экологическая безопасность в системе национальной безопасности
6.1. Экологическая безопасность в системе национальной безопасности Лекции 2 1 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-9, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.2. Экологическая безопасность в системе национальной безопасности Практические 2 4 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-9, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.3. Экологическая безопасность в системе национальной безопасности Сам. работа 2 12 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-9, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Зарубежный опыт управления природопользованием и охраной окружающей среды.
7.1. Зарубежный опыт управления природопользованием и охраной окружающей среды. Лекции 2 1 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-9, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
7.2. Зарубежный опыт управления природопользованием и охраной окружающей среды. Практические 2 4 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-9, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
7.3. Зарубежный опыт управления природопользованием и охраной окружающей среды. Сам. работа 2 10 ОК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-9, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Понятие и принципы государственного управления в сфере экологии и природопользования.
2. Функции управления охраной окружающей природной среды и природопользованием, учет природных ресурсов.
3. Пути и средства реализации государственной экологической политики России.
4. Система государственного управления: распределение функций в сфере охраны окружающей среды.
5. Система государственного управления и контроля в сфере экологии и природопользования.
6. Полномочия исполнительных органов государственной власти субъектов РФ в области охраны окружающей природной среды.
7. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей природной среды.
8. Основные полномочия Министерства природных ресурсов и экологии РФ по охране окружающей природной среды и использованию природных ресурсов.
9. Приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности Российской Федерации
10. Федеральные целевые экологические программы.
11. Региональные целевые экологические программы.
12. Международные договоры в сфере экологии.
13. Законодательство РФ об экологии.
14. Компетенция и полномочия муниципальных образований в сфере природопользования и охраны окружающей среды
15. Международные договоры в сфере экологии.
16. Государственные кадастры природных ресурсов и объектов, государственный статистический учет.
17. Роль и полномочия законодательной и судебной ветвей власти в области охраны окружающей природной среды.
18. Особенности управления природопользованием в области минерально-сырьевого комплекса РФ.
19. Особенности управления природопользованием водным фондом и водохозяйственными системами России.
20. Управление охраной лесными ресурсами.
21. Управление в сфере природопользования и охраны земельных
ресурсов.
22. Особенности системы управления отходами.
23. Рекреационные ресурсы и пути улучшения их использования.
24. Охраняемые природные территории.
25. Государственная стратегия охраны атмосферного воздуха.
26. Меры по улучшению радиационной обстановки в РФ.
27. Влияние чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на экологическую и хозяйственную ситуацию.
28. Роль государства в размещении производства и
совершенствовании экономики природопользования в условиях перехода к рынку.
29. Зарубежный опыт управления природопользованием и охраной окружающей среды.
30. Проблемы и перспективы развития экологической службы на государственном муниципальном уровнях.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Предмет и объекты правового регулирования в области природопользования.
2. Принципы правового регулирования природопользования.
3. Правовые источники государственного регулирования природопользования.
4. Государственное регулирование и государственное управление использованием природных ресурсов.
5. Разграничение компетенции РФ, субъектов РФ и местного самоуправления в области управления природопользованием.
6. Понятие и содержание права собственности. Формы и виды права собственности.
7. Право собственности на природные ресурсы. Разграничение права государственной и муниципальной собственности на природные ресурсы.
8. Право частной собственности на природные ресурсы. Права и обязанности собственника природных ресурсов.
9. Вещные права на природные ресурсы, отличные от права собственности.
10. Лицензионный и договорный режимы природопользования – понятие, основные особенности.
11. Лицензирование природопользования – понятие, функции. Государственные органы, осуществляющие лицензирование природопользования.
12. Порядок организации и проведения торгов на право природопользования.
13. Договоры в области природопользования – виды, содержание, порядок заключения.
14. Нормирование в сфере природопользования – понятие, цели.
15. Нормирование в области охраны окружающей среды.
16. Нормирование потребления природных ресурсов.
17. Плата за негативное воздействие на окружающую среду.
18. Плата за природопользование.
19. Основания юридической ответственности за нарушения в сфере природопользования.
20. Виды юридической ответственности за нарушения в сфере природопользования.
21. Порядок расчёта и возмещения вреда, причинённого окружающей среде и природным ресурсам нарушением природоресурсного законодательства.

5.3. Фонд оценочных средств
Программа ФОС по дисциплине "Природно-ресурсная безопасность" (по каждому разделу) приведена в ФОСе по учебной дисциплине.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Потравный И. М. , Лукьянчиков Н. Н. Экономика и организация природопользования: учебник Москва : Юнити-Дана,, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=118253&sr=1
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Казанцева Л. А. , Саркисов О. Р. , Любарский Е. Л. Экологическое право: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования Директ-Медиа,, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=480127&sr=1
Л2.2 О. Е. Астафьева, А. А. Авраменко, А. В. Питрюк. Основы природопользования : учебник для академического бакалавриата Юрайт, 2018 https://www.biblio-online.ru/book/osnovy-prirodopolzovaniya-433722
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (control.mnr.gov.ru)
Э2 2. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (www.gosnadzor.ru)
Э3 3. Федеральное агентство по недропользованию (www.rosnedra.com)
Э4 4. Федеральное агентство водных ресурсов (voda.mnr.gov.ru)
Э5 5. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (meteorf.ru)
Э6 6. Федеральное агентство по рыболовству (www.fishcom.ru)
Э7 7. Федеральное агентство лесного хозяйства (www.rosleshoz.gov.ru)
Э8 8. Министерство природных ресурсов и экологии России http://www.mnr.gov.ru/ и др.
Э9 Курс в Moodle "Государственное управление в сфере экологии и природопользования" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3905
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение: Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных "Scopus" (https://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY (https://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа над конспектом лекции
Основу теоретического обучения студентов составляют лекции. Они дают систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их активной познавательной деятельности, творческого мышления, развитию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные).
Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Осуществляя учебные действия на лекционных занятиях, студенты должны внимательно воспринимать действия преподавателя, запоминать складывающиеся образы, мыслить, добиваться понимания изучаемого предмета, применения знаний на практике, при решении учебно-профессиональных задач. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. В процессе работы на лекции необходимо так же выполнять в конспектах модели изучаемого предмета (рисунки, схемы, чертежи и т.д.), которые использует преподаватель.
Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к старому материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний. Неоднократное обращение к пройденному материалу является наиболее рациональной формой приобретения и закрепления знаний.
Работа с рекомендованной литературой
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка к семинару
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа:
- организационный,
- закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Одобряется и поощряется инициативные выступления с докладами и рефератами по темам семинарских занятий.
Подготовка докладов, выступлений и рефератов
Реферат представляет письменный материал по определенной теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. В нем в обобщенном виде представляется материал на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Рефераты могут являться изложением содержания какой-либо научной работы, статьи и т.п. Доклад представляет публичное, развернутое сообщение (информирование) по определенному вопросу или комплексу вопросов, основанное на привлечении документальных данных, результатов исследования, анализа деятельности и т.д. При подготовке к докладу на семинаре по теме, указанной преподавателем, студент должен ознакомиться не только с основной, но и дополнительной литературой, а также с последними публикациями по этой тематике в сети Интернет. Необходимо подготовить текст доклада и иллюстративный материал в виде презентации. Доклад должен включать введение, основную часть и заключение. На доклад отводится 20-25 минут учебного времени. Он должен быть научным, конкретным, определенным, глубоко раскрывать проблему и пути ее решения. Особенно следует обратить внимание на безусловную обязательность решения домашних задач, указанных преподавателем к семинару.