МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Финансы и кредит

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра финансов и кредита
Направление подготовки38.03.01. Экономика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план38_03_01_Э-2-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 86
самостоятельная работа 31
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 21,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 42 42 42 42
Практические 44 44 44 44
Сам. работа 31 31 31 31
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, А.А. Мартенс

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Л.А. Капустян

Рабочая программа дисциплины
Финансы и кредит

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 ЭКОНОМИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра финансов и кредита

Протокол от 18.05.2020 г. № №8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н. Межов Степан Игоревич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра финансов и кредита

Протокол от 18.05.2020 г. № №8
Заведующий кафедрой д.э.н. Межов Степан Игоревич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- расширение и углубление теоретических знаний в сфере финансов и кредита;
- овладение основными приемами и навыками анализа современного состояния и тенденций развития финансово-кредитной системы государства, предприятий и организаций;
- изучение структуры финансовой системы и содержания ее основных элементов;
- изучение кредитной системы современного общества;
- формирование практических навыков по осуществлению отдельных финансовых расчетов в сфере функционирования финансов и кредита на уровне государства и предприятий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач
ПК-5 способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений
ПК-21 способностью составлять финансовые планы организации, обеспечивать осуществление финансовых взаимоотношений с организациями, органами государственной власти и местного самоуправления
ПК-22 способностью применять нормы, регулирующие бюджетные, налоговые, валютные отношения в области страховой, банковской деятельности, учета и контроля
ПК-23 способностью участвовать в мероприятиях по организации и проведению финансового контроля в секторе государственного и муниципального управления, принимать меры по реализации выявленных отклонений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- понятийный аппарат, взаимосвязь и особенности экономических категорий денег, финансов и кредита;
- механизмы, структуру и инструментарий финансового рынка современного общества;
- современные тенденции развития государственных и муниципальных финансов, страхования, финансов субъектов хозяйствования;
- систему финансовых отношений коммерческих предприятий и некоммерческих организаций;
- особенности реализации финансовых отношений в коммерческих и некоммерческих организациях различных организационно-правовых форм;
- систему государственных и муниципальных финансов современного общества, специфику межбюджетных отношений;
- структуру и назначение современной кредитной системы и кредитного механизма;
- содержание основных нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование денег, финансов и кредита.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать полученные знания в своей практической деятельности и при анализе фактов экономической жизни страны;
- самостоятельно изучать и анализировать новые теоретические разработки в области финансов и кредита,
- ориентироваться в системе нормативно-правовых документов и статистических материалов по финансово-кредитным вопросам.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками работы с учебной и учебно-методической литературой;
- навыками работы с нормативно-правовыми документами, регламентирующими финансовые и кредитные отношения и навыками их анализа;
- методологией исследования проблем финансов и функционирования кредитной системы;
- методами расчета показателей платы за кредит, инвестиционных доходов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Финансы современного общества.
1.1. Финансы в системе денежных отношений Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-23 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.2. Организация финансов современного общества Сам. работа 2 2 ОПК-2, ПК-23 Л1.2, Л2.3, Л3.1
1.3. Финансы в системе денежных отношений Практические 2 2 ОПК-2, ПК-23 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.4. Организация финансов современного общества Лекции 2 4 ОПК-2, ПК-23 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.5. Организация финансов современного общества Практические 2 2 ОПК-2, ПК-23 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1
Раздел 2. Публичные и непубличные финансы
2.1. Особенности организации финансов коммерческих организаций Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1
2.2. Особенности организации финансов коммерческих организаций Практические 2 4 ОПК-2, ПК-5, ПК-21 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1
2.3. Особенности организации финансов некоммерческих организаций Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-21 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1
2.4. Особенности организации финансов некоммерческих организаций Практические 2 4 ОПК-2, ПК-5, ПК-21 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1
2.5. Содержание финансов коммерческих и некоммерческих организаций Сам. работа 2 2 ОПК-2, ПК-5, ПК-21 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
2.6. Финансы домашних хозяйств Лекции 2 4 ОПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1
2.7. Финансы домашних хозяйств Практические 2 4 ОПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1
2.8. Финансы домашних хозяйств Сам. работа 2 2 ОПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
2.9. Финансы страхования Лекции 2 4 ОПК-2, ПК-5, ПК-22 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1
2.10. Финансы страхования Практические 2 4 ОПК-2, ПК-5, ПК-22 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1
2.11. Финансы страхования Сам. работа 2 2 ОПК-2, ПК-5, ПК-22 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
2.12. Основы функционирования государственных и муниципальных финансов. Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-23 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1
2.13. Основы функционирования государственных и муниципальных финансов. Практические 2 2 ОПК-2, ПК-23 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1
2.14. Государственные внебюджетные фонды РФ Практические 2 2 ОПК-2, ПК-23 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
2.15. Государственные внебюджетные фонды РФ Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-23 Л1.2, Л2.3, Л3.1
2.16. Государственные внебюджетные фонды РФ Сам. работа 2 4 ОПК-2, ПК-23 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
2.17. Бюджетное устройство и процесс. Сам. работа 2 4 ОПК-2, ПК-23 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
Раздел 3. Организация финансов кредитной сферы
3.1. Кредит. Кредитная система Лекции 2 6 ОПК-2, ПК-5, ПК-22 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
3.2. Кредит. Кредитная система Практические 2 8 ОПК-2, ПК-5, ПК-22 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
3.3. Кредит. Кредитная система Сам. работа 2 8 ОПК-2, ПК-5, ПК-22 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
3.4. Центральный банк как мегарегулятор кредитной системы Лекции 2 4 ОПК-2, ПК-22 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
3.5. Центральный банк как мегарегулятор кредитной системы Практические 2 4 ОПК-2, ПК-22, ПК-23 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
3.6. Центральный банк как мегарегулятор кредитной системы Сам. работа 2 4 ОПК-2, ПК-22, ПК-23 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
3.7. Организация деятельности и операции коммерческого банка Лекции 2 10 ОПК-2, ПК-5, ПК-22 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
3.8. Организация деятельности и операции коммерческого банка Практические 2 8 ОПК-2, ПК-5, ПК-22 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
3.9. Организация деятельности и операции коммерческого банка Сам. работа 2 3 ОПК-2, ПК-5, ПК-22 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1
3.10. Экзамен 2 27 ОПК-2, ПК-5 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение













5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

См. Приложение
















В приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Чалдаева Л.А. - под ред. ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Н.Г. Ивановой. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник для академического бакалавриата Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. П. Белотелова, Ж. С. Белотелова Деньги. Кредит. Банки: учебник «Дашков и К°», 2013 xn--90ahkajq3b6a.xn--2000-94dygis2b.xn--p1ai
Л2.2 Нешитой А.С. Финансы и кредит: Учебники Издательство "Дашков и К", 2017 e.lanbook.com
Л2.3 под общ. ред. А.М. Ковалевой. Финансы: учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Мартенс А.А. Финансы и кредит: методические разработки , portal.edu.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Справочная правовая система «КонсультантПлюс» www.consultant.ru
Э2 › Интернет-версия Справочно-Правовая Система «Гарант» garant.ru
Э3 Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации www.ach.gov.ru
Э4 Федеральный портал «Российское образование» www.edu.ru
Э5 Бюджетная система Российской Федерации www.budgetrf.ru
Э6 Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации www.minfin.ru
Э7 Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru
Э8 Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации www.cbr.ru
Э9 Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru
Э10 Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации www.cbr.ru
Э11 Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации www.minfin.ru
Э12 Курс в Moodle «Финансы и кредит» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Выбор конкретных заданий для самостоятельной работы осуществляется каждым студентом самостоятельно.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
При желании студентом может быть подготовлен реферат, по тематике предложенной в настоящей рабочей программе или по теме предложенной студентом и предварительно согласованной с преподавателем.