МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Инженерная экология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.04.06. Экология и природопользование
ПрофильУправление природопользованием
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_06_УП_1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Швецова Ларина Валерьевна

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Юлия Вячеславовна

Рабочая программа дисциплины
Инженерная экология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1041)

составлена на основании учебного плана:
05.04.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 347
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 347
Заведующий кафедрой Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Содержание учебной дисциплины "Инженерная экология" нацелено на формирование представления о воздействиях на окружающую среду загрязняющих веществ и факторов (шума, вибрации, излучения, тока), о средствах и методах защиты окружающей среды от воздействия антропогенных и природных факторов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ОК-3 готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
ОПК-2 способностью применять современные компьютерные технологии при сборе, хранении, обработке, анализе и передаче географической информации и для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности
ОПК-7 способностью использовать углубленные знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, разработке и осуществлении социально значимых проектов и использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении научным коллективом
ОПК-8 готовностью к самостоятельной научно-исследовательской работе и работе в научном коллективе, способностью порождать новые идеи (креативность)
ПК-2 способностью творчески использовать в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин программы магистратуры
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятие о загрязнениях и нарушениях; классификации загрязнений и нарушений; основные источники загрязнений и загрязнители (поллютанты) и результат их воздействия на окружающую среду; природные и антропогенные источники загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы; воздействие источников загрязнения на атмосферный воздух, воду, почву, биоту и здоровье человека; методы (способы) очистки атмосферного воздуха; систему водоснабжения и водоотведения (на примере промышленных предприятий, населенных пунктов, транспортных магистралей); методы (способы) очистки сточных вод; влияние инженерно-технических сооружений (мостов, дамб, плотин, шлюзов) на водные объекты; последствия радиоактивного загрязнения почв и загрязнения почв тяжелыми металлами; особенности строительства и эксплуатации метрополитенов, карьеров и шахт, подземных и наземных коммуникаций как инженерно-технических объектов; способы защиты населения от ионизирующего облучения, особенности производства урана (добыча, обогащение урана, использование в производстве), систему контроля радиационной обстановки на АЭС, АСТ, АЭТС, особенности захоронения отработанного радиоактивного материала; воздействие шума и вибрации, электричества электромагнитного излучения на человека и окружающую среду; общие и специальные инженерно-технические мероприятия, предупреждающие или снижающие вредное воздействие результатов деятельности человека на атмосферу, гидросферу, литосферу, биосферу.

3.2.Уметь:
3.2.1.отличать загрязнения от нарушений; работать с классификациями загрязнений и нарушений и использовать их при выполнениии практических заданий; называть основные источники загрязнений и загрязнители (поллютанты) и результат их воздействия на окружающую среду; называть природные и антропогенные источники загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы; выявлять воздействие источников загрязнения на атмосферный воздух, воду, почву, биоту и здоровье человека; использовать информацию о методах (способах) очистки атмосферного воздуха, сточных вод при выполнении практических заданий; назывть отличительные черты системы водоснабжения и водоотведения промышленных предприятий, населенных пунктов, транспортных магистралей; определять степень влияния инженерно-технических сооружений (мостов, дамб, плотин, шлюзов) на водные объекты; определять (называть) особенности строительства и эксплуатации метрополитенов, карьеров и шахт, подземных и наземных коммуникаций как инженерно-технических объектов; называть способы защиты населения от ионизирующего облучения; составлять харакетристику общих и специальных инженерно-технических мероприятий, предупреждающих или снижающих вредное воздействие результатов деятельности человека на атмосферу, гидросферу, литосферу, биосферу; отличать общие инженерные мероприятия от специальных; объяснять причины проведения этих мероприятий в конкретных ситуациях и определять результаты.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.работы с теоретическим материалами (монографиями, научными статьями, рекомендациями, учебными пособияим и учебниками) для выполнения практических и теоретических заданий; подготовки докладов и тематических презентаций по предложенным темам; применения современных компьютерных технологий при сборе, хранении, обработке, анализе, передаче географической информации; использования и практического применения полученных базовых знаний в профессиональной деятелньности; оценки сложившейся ситуации и определения перечня инженерно-технических мероприятий, необходимых для разрешения сложившейся ситуации; разработки проекта по проведению инженерно-технических мероприятий.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Введение в курс. Антропогенные воздействия на окружающую среду.
1.1. Введение в курс. Инженерная экология как одно из направлений экологии. Лекции 2 2 ОК-1, ОК-3, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л1.2
1.2. Технические средства и методы защиты сфер Земли. Лекции 2 2 ОК-1, ОК-3, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л1.2
1.3. Подготовка теоретических и практических заданий по теме "Антропогенное воздействие на атмосферу". Сам. работа 2 6 ОК-1, ОК-3, ОПК-2, ОПК-7, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л1.2
1.4. Антропогенное воздействие на атмосферу. Практические 2 2 ОК-1, ОК-3, ОПК-2, ОПК-7, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л1.2
1.5. Подготовка тематических презентаций по следующим темам: методы (способы) очистки атмосферного воздуха; санитарно-защитные зоны; значение и типы санитарно-защитных зон. Сам. работа 2 6 ОК-1, ОК-3, ОПК-2, ОПК-7, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л1.2
1.6. Методы и средства защиты атмосферы. Практические 2 2 ОК-1, ОК-3, ОПК-2, ОПК-7, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л1.2
1.7. Подготовка теоретического материала и практических заданий по теме "Основы радиационной безопасности". Подготовка тематических презентаций по следующим темам: производство урана (добыча, обогащение урана, использование в производстве); система контроля радиационной обстановки на АЭС, АСТ, АЭТС; захоронение отработанного радиоактивного материала и последствия для окружающей среды; методы и средства контроля радиационной обстановки в отдельных отраслях хозяйства. Сам. работа 2 6 ОК-1, ОК-3, ОПК-2, ОПК-7, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л1.2
1.8. Основы радиационной безопасности. Практические 2 2 ОК-1, ОК-3, ОПК-2, ОПК-7, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л1.2
1.9. Подготовка теоретических и практических заданий по теме "Антропогенное воздействие на гидросферу". Сам. работа 2 6 ОК-1, ОК-3, ОПК-2, ОПК-7, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л1.2
1.10. Антропогенное воздействие на гидросферу. Практические 2 2 ОК-1, ОК-3, ОПК-2, ОПК-7, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л1.2
1.11. Подготовка тематических презентаций по следующим темам: система водоснабжения и водоотведения (на примере промышленных предприятий); система водоснабжения и водоотведения в населённых пунктах и в пределах транспортных магистралей; способы очистки воды (по выбору студента); влияние инженерных сооружений (мостов, плотин, дамб, шлюзов) на окружающую среду. Сам. работа 2 6 ОК-1, ОК-3, ОПК-2, ОПК-7, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л1.2
1.12. Методы и средства защиты гидросферы. Практические 2 4 ОК-1, ОК-3, ОПК-2, ОПК-7, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л1.2
1.13. Подготовка теоретических и практических заданий по теме: "Антропогенное воздействие на литосферу". Сам. работа 2 6 ОК-1, ОК-3, ОПК-2, ОПК-7, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л1.2
1.14. Антропогенное воздействие на литосферу. Практические 2 2 ОК-1, ОК-3, ОПК-2, ОПК-7, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л1.2
1.15. Влияние инженерных сооружений (инженерных коммуникаций, метрополитенов, карьеров, шахт) на окружающую среду. Сам. работа 2 6 ОК-1, ОК-3, ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л1.2
1.16. Методы и средства защиты литосферы. Практические 2 4 ОК-1, ОК-3, ОПК-2, ОПК-7, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л1.2
Раздел 2. Раздел 2. Мониторинг и защита окружающей среды.
2.1. Мониторинг и защита окружающей среды. Лекции 2 2 ОК-1, ОК-3, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л1.2
2.2. Подготовка теоретических заданий по теме "Инженерно-технические мероприятия (общие и специальные)". Сам. работа 2 6 ОК-1, ОК-3, ОПК-2, ОПК-7, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л1.2
2.3. Общие и специальные инженерно-технические мероприятия, предупреждающие или снижающие вредное воздействие на сферы Земли. Практические 2 4 ОК-1, ОК-3, ОПК-2, ОПК-7, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л1.2
2.4. Подготовка доклада и тематической презентации по следующей теме: "Технические сооружения Алтайского края (или иного региона) и их воздействие на компоненты окружающей среды" (студент выбирает два объекта). Сам. работа 2 19 ОК-1, ОК-3, ОПК-2, ОПК-7, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л1.2
2.5. Инженерно-технические мероприятия, предупреждающие или снижающие вредное воздействие результатов деятельности человека на сферы Земли (защита темы по инженерно-техническим объектам или сооружениям Алтайского края или иного региона). Практические 2 4 ОК-1, ОК-3, ОПК-2, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л1.2
2.6. Подготовка к зачету Сам. работа 2 9 ОК-1, ОК-3, ОПК-2, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ (УСТНЫЙ ОПРОС, УСТНОЕ СООБЩЕНИЕ (ДОКЛАД) И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
1. Методология курса "Инженерная экология". Цель, задачи, содержание курса.
2. Понятие о загрязнениях и нарушениях. Классификации загрязнений и нарушений.
3. Природные и антропогенные источники загрязнения атмосферы. Воздействие источников загрязнения на атмосферный воздух, воду, почву, биоту и здоровье человека.
4. Контроль за состоянием атмосферного воздуха. Характеристика мероприятий, связанных с мониторингом и контролем качества атмосферного воздуха.
5. Методы (способы) очистки атмосферного воздуха. Характеристика каждого метода.
6. Способы очистки атмосферного воздуха. Характеристика каждого способа.
7. Санитарно-защитные зоны (СЗЗ). Типы ССЗ и их характеристика.
8. Природные и антропогенные источники загрязнения гидросферы. Воздействие источников загрязнения на водные объекты, почву, биоту и здоровье человека.
9. Cистема водоснабжения и водоотведения (на примере промышленных предприятий).
10. Cистема водоснабжения и водоотведения в населённых пунктах и в пределах транспортных магистралей.
11. Механический способ очистки сточных вод.
12. Химический способ очистки сточных вод.
13. Биологический способ очистки сточных вод.
14. Физико-химический и электрохимический способ очистки вод.
15. Влияние инженерно-технических сооружений (мостов, дамб) на водные объекты.
16. Влияние инженерно-технических сооружений (плотин, шлюзов) на водные объекты.
17. Гидротехнические сооружения Алтайского края и их воздействие на компоненты окружающей среды.
18. Природные и антропогенные источники загрязнения литосферы. Воздействие источников загрязнения на почву, атмосферный воздух, воду, биоту и здоровье человека.
19. Радиоактивное загрязнение почв и его последствия.
20. Загрязнения почв тяжелыми металлами и его последствия.
21. Метрополитены как инженерно-технические объекты.
22. Карьеры и шахты как инженерно-технические объекты.
23. Подземные и наземные коммуникации как инженерно-технические объекты.
24. Источники ионизирующего излучения. Воздействие источников излучения на окружающую среду и здоровье человека.
25. Фоновое облучение человека. Коэффициент радиационного риска для человека. Радиационный эффект облучения людей.
26. Методы и средства контроля радиационной обстановки.
27. Методы и средства контроля радиационной обстановки в отдельных отраслях хозяйства.
28. Система защиты населения от ионизирующего облучения. Примеры.
29. Производство урана (добыча, обогащение урана, использование в производстве).
30. Система контроля радиационной обстановки на АЭС, АСТ, АЭТС.
31. Захоронение отработанного радиоактивного материала.
32. Воздействие шума и вибрации на человека и окружающую среду.
33. Электричество. Воздействие электричества на человека и окружающую среду.
34. Влияние электромагнитного излучения на человека и окружающую среду.
35. Общие и специальные инженерно-технические мероприятия, предупреждающие или снижающие вредное воздействие результатов деятельности человека на атмосферу.
36. Общие и специальные инженерно-технические мероприятия, предупреждающие или снижающие вредное воздействие результатов деятельности человека на гидросферу.
37. Общие и специальные инженерно-технические мероприятия, предупреждающие или снижающие вредное воздействие результатов деятельности человека на литосферу.
38. Общие и специальные инженерно-технических мероприятия, предупреждающие или снижающие вредное воздействие результатов деятельности человека на биосферу.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТИПОВЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
1. Охарактеризовать методы (способы) очистки атмосферного воздуха. Составить тематическую презентацию.
2. Охарактеризовать санитарно-защитные зоны: значение и типы СЗЗ. Составить тематическую презентацию.
3. Изучить вопрос о производстве урана (на уровне обзора) (добыча, обогащение урана, использование в производстве). Составить тематическую презентацию.
4. Изучить вопрос о системе контроля радиационной обстановки на АЭС, АСТ, АЭТС. Составить тематическую презентацию.
5. Изучить вопрос о захоронении отработанного радиоактивного материала; последствия для окружающей среды. Составить тематическую презентацию.
6. Охарактеризовать методы и средства контроля радиационной обстановки в отдельных отраслях хозяйства. Составить тематическую презентацию.
7. Выявить особенности системы защиты населения от ионизирующего облучения. Составить тематическую презентацию.
8. Охарактеризовать систему водоснабжения и водоотведения (на примере промышленных предприятий). Составить тематическую презентацию.
9. Охарактеризовать систему водоснабжения и водоотведения в населённых пунктах и в пределах транспортных магистралей. Составить тематическую презентацию.
10. Охарактеризовать способы очистки воды (по выбору студента). Составить тематическую презентацию.
11. Выявить влияние инженерных сооружений (мостов, плотин, дамб, шлюзов) на окружающую среду. Составить тематическую презентацию.
12. Выявить влияние инженерных сооружений (инженерных коммуникаций, метрополитенов) на окружающую среду. Составить тематическую презентацию.
13. Определить влияние промышленных разработок (карьеров, шахт) на окружающую среду. Составить тематическую презентацию.
14. Выявить особенности инженерно-технических мероприятий (общие и специальные). Составить тематическую презентацию.
15. Охарактеризовать технические сооружения Алтайского края (или иного региона) и выявить их воздействие на компоненты окружающей среды (студент выбирает два объекта). Составить тематическую презентацию.


5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Программа ФОС по дисциплине "Инженерная экология" (по каждому разделу) приведена в ФОСе по учебной дисциплине.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Калыгин В.Г. Промышленная экология: Академия, 2006
Л1.2 Хван Т.А. Промышленная экология: Феникс, 2003
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Иванов О.П., Коган Б.И., Быков А.П. Инженерная экология. Кн.2.: НГТУ, 1995
Л2.2 Мазур И.И., Молдаванов О.И. Введение в инженерную экологию: Наука, 1989
Л2.3 Иванов О.П., Коган Б.И., Быков А.П. Инженерная экология: учеб. пособие. Кн. 1.: НГТУ, 1994
Л2.4 Мазур И.И., Молдаванов О.И., Шишов В.Н. Инженерная экология: Общий курс: В 2т: Высшая школа, 1996
Л2.5 Морозов С.В. Промышленная экология: СибГТУ, 2002
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Инженерная экология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение: Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС "Университетская библиотека online"-http://www.biblioclub.ru
ЭБС "Лань" - http://e.lanbook.com /
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Научная электронная библиотека elibrary (http:elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебная дисциплина "Инженерная экология" предполагает освещение ключевых вопросов, связанных с воздействиями на окружающую среду загрязняющих веществ и факторов (шума, вибрации, излучения, тока), о средствах и методах защиты окружающей среды от воздействия антропогенных и природных факторов. Освоение содержания дисциплины происходит на лекционных и практических занятиях, и в ходе самостоятельной работы студента в 1 семестре. Студент обязан посещать все аудиторные занятия.
В ходе лекций по учебной дисциплине "Инженерная экология" преподаватель должен максимально четко излагать материал, учитывая уровень подготовки студентов, разъясняя ключевые термины и сущность явлений и процессов, воздействующих на окружающую среду и человека. Важно использовать профессиональный методический стиль изложения материала. Лекция должна включать в себя: основные представления и понятия, фактические данные, разъяснения по каждому пункту темы. Кроме того, лекция должна носить диалогический характер. На лекционном занятии можно использовать материалы тематических презентаций. Преподаватель должен осознавать специфику студенческой аудитории (уровень обученности и обучаемости студентов).
Практические занятия должны соответствовать системно-деятельностному подходу в обучении. Их содержание соответствует тематическому плану и предполагает выполнение всех предложенных заданий. Для выполнения заданий студентам необходимо работать с основной и дополнительной литературой, электронными ресурсами, информационными справочными системами (ЭБС "Университетская библиотека online", ЭБС "Лань", Электронная база данных "Scopus", Научная электронная библиотека elibrary), периодической печатью. Содержание практических заданий нацелено не только на репродуктивную и частично-поисковую работу, но и проблемную, проектно- исследовательскую, что позволяет активизировать деятельность студентов. Студент сдает выполненные задания в конце практической работы или на консультации. Преподаватель оценивает степень их выполнения по следующим показателям (полнота выполнения практического задания, своевременность выполнения задания, последовательность и рациональность выполнения задания, самостоятельность решения) и выставляет отметку по 4-х балльной шкале, отражающую уровень усвоения компетенций студентами. Отдельные практические задания предполагают продолжение их выполнения в ходе самостоятельной работы студента во внеаудиторное время.
Задания самостоятельной работы следует выполнять студентам в соответствии с тематическим планом учебной дисциплины (см. пункт «Содержание дисциплины и объем дисциплины») перед практическим занятием или после его проведения. Отчет о выполненной работе проводится, как правило, на консультациях. Содержание самостоятельной работы студента отражено в рабочей программе дисциплины.
Промежуточная аттестация студентов проводится в форме зачета. Перед зачетом студенты обязаны защитить выполненные практические работы, а также сделать отчет о выполненной самостоятельной работе в ходе консультаций. Форма проведения зачета может быть представлена: 1) устным опросом студента по вопросам и заданиям (вопросы и задания к зачету составлены таким образом, что затрагивают все основные темы курса, рассмотренные в ходе проведения лекций, практических занятий и организации самостоятельной работы студентов); 2) письменной работой.