МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Историческая экология
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.04.06. Экология и природопользование
ПрофильУправление природопользованием
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_04_06_УП_1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 25
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 25 25 25 25
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Швецова Ларина Валерьевна

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Юлия Вячеславовна

Рабочая программа дисциплины
Историческая экология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1041)

составлена на основании учебного плана:
05.04.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Заведующий кафедрой Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать представление у студентов об исторической последовательности развития современной ландшафтной оболочки Земли и взаимодействии человека с окружающей природной средой на разных этапах его развития (в доисторическом и историческом периодах).
Задачи изучения (освоения) учебной дисциплины:
1) рассмотреть прошедшие эпохи развития человечества (цивилизации или этапы или периоды) с позиции взаимодействия общества и природы;
2) выявить факторы, влияющие на процессы взаимодействия человека с окружающей природной средой;
3) оценить эколого-исторический фон в разные временные интервалы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1: способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ПК-1: способностью формулировать проблемы, задачи и методы научного исследования, получать новые достоверные факты на основе наблюдений, опытов, научного анализа эмпирических данных, реферировать научные труды, составлять аналитические обзоры накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности, обобщать полученные результаты в контексте ранее накопленных в науке знаний и формулировать выводы и практические рекомендации на основе репрезентативных и оригинальных результатов исследований
ПК-2: способностью творчески использовать в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин программы магистратуры
ПК-4: способностью использовать современные методы обработки и интерпретации экологической информации при проведении научных и производственных исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.содержание изучаемого метапредметного направления, объект и предмет, цель и задачи; место исторической экологии в структуре "Экологии как фундаментальной науки"; основные понятия, используемые в курсе исторической экологии (виды природопользования и их характеристика, виды природопользования (исторические эпохи природопользования), исторические типы природопользования); систему периодизации времени и развития человеческого общества;
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять методологическую связь исторической географии с исторической экологией как направлениями науки; проводить оценку эколого-исторического фона в развитии человеческих цивилизаций и стран с разной экономикой и уровнем развития; объяснять причины формирования экологических проблем или неблагоприятной экологической ситуации (на примере какой-либо страны или отдельного региона)с момента ее заселения и освоения; называть причины сложившихся экологических проблем или ситуации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.составления аннотации и реферирования научных статей, монографий и прочих трудов; составления аналитических обзоров литературы; работы с тематическими презентациями и докладами.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Историческая экология как прикладное направление, изучающее взаимодействие общества и природы.
1.1. Введение в курс исторической экологии. Лекции 1 4 ОК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.2. Составить аннотацию к первой и второй частям учебного пособия Б.Н. Лузгина "Историческая экология". Сам. работа 1 2 ОК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.3. Составить план изучения курса "Историческая экология". Сам. работа 1 1 ОК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.4. Оценка эколого-исторического фона в развитии человеческой цивилизации и технологии. Лекции 1 2 ОК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.5. Введение в курс исторической экологии. Практические 1 4 ОК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.6. Возникновение экологических проблем и кризисов в различные этапы развития человечества. Практические 1 4 ОК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.7. Составить блок-схемы, отражающие эколого-исторический фон (исторические изменения в территориальной организации природы, населения, хозяйства) в следующие этапы (эпохи): Древний мир,Средние века, Раннее новое время, Новое время. Сам. работа 1 4 ОК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.8. Выявить территории (на примере какой-либо страны или отдельного региона), где проявляются экологические проблемы и ситуации с момента их освоения и заселения. Определить причины этого проявления. Сам. работа 1 1 ОК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
Раздел 2. Историческая экология и ее метапредное значение.
2.1. Ознакомление с библиографическим списком работ Л.Н. Гумилева и выявление тех источников, которые имеют прямую связь с исторической географией и экологией. Сам. работа 1 4 ОК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.2. Составить аннотацию к работам Л.Н. Гумилева, содержание которых связано с исторической экологией. Сам. работа 1 4 ОК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.3. Провести анализ рубрик в оглавлении работы Л.Н. Гумилева "Этногенез и биосфера Земли" и выявить те части работы, которые связаны с объектом и предметом исторической экологии. Сам. работа 1 1 ОК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.4. Изучить содержание работы Л.Н. Гумилева «Этногенез и биосфера Земли» (части 4, 5, 7, 8, 9) и выявить эколого-исторический фон, отражающий историю взаимодействия народов (этносов) со своей средой обитания. Полученную информацию необходимо оформить в виде таблицы, схемы, блок-схемы, тезисов (по выбору магистранта). Сам. работа 1 4 ОК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.5. Работы Л.Н. Гумилева и их значение в развитии исторической экологии. Практические 1 2 ОК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.6. Охарактеризуйте причины формирования экологических кризисов разных цивилизаций. Сам. работа 1 2 ОК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.7. Охарактеризуйте эколого-исторический фон стран с разной экономикой и уровнем развития. Сам. работа 1 2 ОК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.8. Эколого-исторический фон стран с разной экономикой развития. Практические 1 4 ОК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ (УСТНЫЙ ОПРОС, УСТНОЕ СООБЩЕНИЕ (ДОКЛАД)) И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
1. Методологическая часть курса (содержание изучаемого направления, объект и предмет, цель и задачи).
2. Методологическая связь исторической географии с исторической экологией как направлениями науки.
3. Современная структура экологии как науки. Место исторической экологии в данной структуре.
4. Основные понятия, используемые в курсе исторической экологии (виды природопользования и их характеристика, виды природопользования (исторические эпохи природопользования)).
5. Основные понятия, используемые в курсе исторической экологии (исторические типы природопользования).
6. Классификационная система периодизации времени (археологические культуры). Характеристика каждой археологической культуры.
7. Классификационная система периодизации времени (по В.П. Максаковскому). Характеристика каждого этапа.
8. Классификационная система развития человеческого общества: ранние сельскохозяйственные цивилизации, морские и островные цивилизации.
9. Классификационная система развития человеческого общества: страны последнего промышленного развития, страны массированного индустриального развития.
10. Классификационная система развития человеческого общества: развивающиеся страны, «догоняющие» страны, страны с экономикой переходного периода.
11. Классификационная система антропогенных ландшафтов (по М.С. Сергееву).
12. Оценка эколого-исторического фона в развитии человеческих цивилизаций: Древний мир, первобытная эпоха.
13. Оценка эколого-исторического фона в развитии человеческих цивилизаций: древние цивилизации.
14. Оценка эколого-исторического фона в развитии человеческих цивилизаций: Средневековье (Средние века).
15. Оценка эколого-исторического фона в развитии человеческих цивилизаций: Раннее Новое время.
16. Характеристика территории, где проявляются экологические проблемы или сформировалась неблагоприятная экологическая ситуация с момента ее заселения и освоения (на примере какой-либо страны или отдельного региона). Причины сложившихся проблем или ситуации.
17. Значение работы Л.Н. Гумилёва "Этногенез и биосфера Земли" для исторической географии и исторической экологии.
18. Эколого-исторический фон, отражающий историю взаимодействия народов (этносов) со своей средой обитания (часть 4 из работы Л.Н. Гумилёва "Этногенез и биосфера Земли").
19. Эколого-исторический фон, отражающий историю взаимодействия народов (этносов) со своей средой обитания (часть 7 из работы Л.Н. Гумилёва «Этногенез и биосфера Земли).
20. Эколого-исторический фон, отражающий историю взаимодействия народов (этносов) со своей средой обитания (часть 8 из работы Л.Н. Гумилёва «Этногенез и биосфера Земли).

5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТИПОВЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
1. Составить аннотацию к первой и второй частям учебного пособия Б.Н. Лузгина "Историческая экология".
2. Составить план изучения курса "Историческая экология".
3. Определить возможность изучения район Вашего проживания с позиции "исторической экологии".
4. Составить блок-схемы или презентации, отражающие эколого-исторический фон (исторические изменения в территориальной организации природы, населения, хозяйства) в следующие этапы (эпохи): Древний мир,Средние века, Раннее новое время, Новое время.
5. Выявить территории (на примере какой-либо страны или отдельного региона), где проявляются экологические проблемы и ситуации с момента их освоения и заселения. Определить причины этого проявления.
6. Ознакомление с библиографическим списком работ Л.Н. Гумилева и выявление тех источников, которые имеют прямую связь с исторической географией и экологией.
7. Составить аннотацию к работам Л.Н. Гумилева, содержание которых связано с исторической экологией.
8. Провести анализ рубрик в оглавлении работы Л.Н. Гумилева "Этногенез и биосфера Земли" и выявить те части работы, которые связаны с объектом и предметом исторической экологии.
9. Изучить содержание работы Л.Н. Гумилева «Этногенез и биосфера Земли» (части 4, 5, 7, 8, 9) и выявить эколого-исторический фон, отражающий историю взаимодействия народов (этносов) со своей средой обитания. Полученную информацию необходимо оформить в виде таблицы, схемы, блок-схемы, тезисов (по выбору магистранта).
10. Охарактеризуйте причины формирования экологических кризисов разных цивилизаций.
11. Охарактеризуйте эколого-исторический фон стран с разной экономикой и уровнем развития.
5.3. Фонд оценочных средств
Программа ФОС по дисциплине "Историческая экология" (по каждому разделу) приведена в ФОСе по учебной дисциплине.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лузгин Б.Н. Геоэкология (экология Земли): учеб. пособие для студентов геогр. фак. вузов Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2007
Л1.2 Ясаманов Н. А. Основы геоэкологии: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2007
Л1.3 Б. Н. Лузгин Историческая экология: учеб. пособие для магистрантов и студентов геогр. и ист. фак. вузов Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2012
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Реймерс Н. Ф. Природопользование: Словарь-справочник: М.: Мысль, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Историческая экология" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3916
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение: Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС "Университетская библиотека online"-http://www.biblioclub.ru
ЭБС "Лань" - http://e.lanbook.com /
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Научная электронная библиотека elibrary (http:elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебная дисциплина "Историческая экология" предполагает освещение ключевых вопросов, связанных с исторической последовательностью развития современной ландшафтной оболочки Земли и взаимодействии человека с окружающей природной средой на разных этапах его развития (в доисторическом и историческом периодах). Освоение содержания дисциплины происходит на лекционных и практических занятиях, и в ходе самостоятельной работы студента во 2 семестре. Студент обязан посещать все аудиторные занятия.
В ходе лекций по учебной дисциплине "Историческая экология" преподаватель должен максимально четко излагать материал, учитывая уровень подготовки студентов, разъясняя ключевые термины и сущность исторических процессов, повлиявших на формирование экологических проблем и возниконовение экологических ситуаций. Важно использовать профессиональный методический стиль изложения материала. Лекция должна включать в себя: основные представления и понятия,фактические данные, разъяснения по каждому пункту темы. Кроме того, лекция должна носить диалогический характер. На лекционном занятии можно использовать материалы тематических презентаций. Преподаватель должен осознавать специфику студенческой аудитории (уровень обученности и обучаемости студентов).
Практические занятия должны соответствовать системно-деятельностному подходу в обучении. Их содержание соответствует тематическому плану и предполагает выполнение всех предложенных заданий. Для выполнения заданий студентам необходимо работать с основной и дополнительной литературой, электронными ресурсами, информационными справочными системами (ЭБС "Университетская библиотека online", ЭБС "Лань", Электронная база данных "Scopus", Научная электронная библиотека elibrary), периодической печатью. Содержание практических заданий нацелено не только на репродуктивную и частично-поисковую работу, но и проблемную, проектно- исследовательскую, что позволяет активизировать деятельность студентов. Студент сдает выполненные задания в конце практической работы или на консультации. Преподаватель оценивает степень их выполнения по следующим показателям (полнота выполнения практического задания, своевременность выполнения задания, последовательность и рациональность выполнения задания, самостоятельность решения) и выставляет отметку по 4-х балльной шкале, отражающую уровень усвоения компетенций студентами. Отдельные практические задания предполагают продолжение их выполнения в ходе самостоятельной работы студента во внеаудиторное время.
Задания самостоятельной работы следует выполнять студентам в соответствии с тематическим планом учебной дисциплины (см. пункт «Содержание дисциплины и объем дисциплины») перед практическим занятием или после его проведения. Отчет о выполненной работе проводится, как правило, на консультациях. Содержание самостоятельной работы студента отражено в рабочей программе дисциплины.
Промежуточная аттестация студентов проводится в форме зачета. Перед зачетом студенты обязаны защитить выполненные практические работы, а также сделать отчет о выполненной самостоятельной работе в ходе консультаций. Форма проведения зачета может быть представлена: 1) устным опросом студента по вопросам и заданиям (вопросы и задания к зачету составлены таким образом, что затрагивают все основные темы курса, рассмотренные в ходе проведения лекций, практических занятий и организации самостоятельной работы студентов); 2) письменной работой.