МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Ботаника
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки35.03.10. Ландшафтная архитектура
ПрофильЛандшафтное проектирование и дизайн окружающей среды
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план35_03_10_ЛА-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 27
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 27 27 27 27
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
ст. преподаватель, Легачева Н.М.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Ботаника

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 736)

составлена на основании учебного плана:
35.03.10 Ландшафтная архитектура
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 26.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Останин О.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 26.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Останин О.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины "Ботаника" является; ознакомить студентов с разнообразием водорослей, высших споровых растений и особенностями их биологии, ролью в природе, а также с разнообразием высших семенных растений, особенностями их анатомии, морфологии, биологии, экологии, распространением в природе и значением для человека.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1: Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических и естественных наук с применением информационно-коммуникационных технологий;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об основных систематичеких единицах растительного мира, об особенностях строения растительного организма и его размножении, об основных отличиях различных систематических групп растений, знать основные лекарственные и ядовитые растения.
3.2.Уметь:
3.2.1.охарактеризовать все отделы мира растений, основные классы и семейства растений, уметь определять растения по определителям.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.В приготовлении препаратов для микроскопирования, в использовании оптических приборов, в определении растений по внешним морфологическим признакам.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Анатомия и морфология растений
1.1. Морфология растений Лекции 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Морфология и анатомия растений Сам. работа 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.3. Строение стебля, корня, листа Практические 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.4. Цветок, соцветие Лекции 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.5. Типы цветов и плодов. Их эволюция. Сам. работа 2 4 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.6. Строение цветка и соцветия Практические 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.7. Морфологическое описание растений Лекции 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.8. Морфологические особенности растений разных экологических групп. Сам. работа 2 4 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Семенные растения
2.1. Общая характерстика семенных растений Лекции 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.2. Общая характеристика цветковых растений. Теории происхождения цветковых Лекции 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.3. Подкласс Магнолииды и подкласс Ранункулиды Лекции 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.4. Теории происхождения и эволюция цветковых растений. Сам. работа 2 4 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.5. Подкласс Гаммамелиды и подкласс Кариофиллиды Лекции 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.6. Подлассы Астерид, Ламиид и Розид Лекции 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.7. Крупнейшие семейства кл.Двудольных Практические 2 4 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.8. Характеристика основных семейств однодольных растений Практические 2 4 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.9. Понятие растительного покрова. Его структура. Смены растительности. Типы изменчивости. Лекции 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.10. Обзор представителей класса двудольные растения Практические 2 4 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.11. Обзор представителей класса однодольные растения Практические 2 4 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Высшие споровые растения
3.1. Высшие споровые растения. Эволюция жизненных циклов. Отдел Мохообразные. Растения, их морфология, основы физиологии, образ жизни, географическое распространение; происхождение, классификация, роль в биосфере и в жизни человека; методы прижизненного наблюдения, описания, культивирования, таксономических исследований, коллекционирования. Лекции 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.2. Эволюция жизненных циклов высших споровых растений Сам. работа 2 4 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.3. Плауновидные Практические 2 4 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.4. Ископаемых высшие споровые растения. Сам. работа 2 4 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.5. Отделы Псилотовидные, Хвощевидные, Папоротникообразные Лекции 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.6. Мохообразные Практические 2 4 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.7. Использование высших растений в ландшафтной архитектуре Практические 2 4 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.8. Использование высших растений в ландшафтной архитектуре Сам. работа 2 3 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.9. Многообразие папоротникообразных и их эволюция Сам. работа 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.10. Экзамен 2 27 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. ФОС по дисциплине
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. ФОС по дисциплине
5.3. Фонд оценочных средств
см. ФОС по дисциплине
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Г. А. Белякова, Ю. Т. Дьяков, К. Л. Тарасов Ботаника: учебник: в 2 т.: учебник Академия, 2010 48
Л1.2 Пятунина, С.К. Ботаника. Систематика растений : учебное пособие Москва : Прометей, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=240522
Л1.3 Жохова, Е. В. Ботаника: учебное пособие для вузов М. : Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/64BC35A1-6477-425C-BDF2-FBE611CE8273.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Белякова, Г.А. Ботаника: учебник М. : Академия, 2006
Л2.2 Жуйкова, Т. В Ботаника: анатомия и морфология растений: Практикум : учебное пособие для вузов М. : Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/FDFA805C-E07A-49C9-B8F0-56321189C5BE
Л2.3 Ботанический журнал : Санкт-Петербург, ФГУП «Издательство «Наука», Выходит ежемесячно https://elibrary.ru/title_about.asp?id=7682
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 49. http://www.ssbg.asu.ru/ferns.russia.php
Э2 50. http://ru.wikipedia.org/wiki/Aspleniaceae
Э3 51. http://www.anbg.gov.au/fern/
Э4 http://www.newworldencyclopedia.org/entry/Fern
Э5 http://www.economypoint.org/systematics-of-the-ferns/p1.htm
Э6 http://cavehill.uwi.edu/FPAS/bcs/bl14apl/pter3.htm
Э7 http://images.google.ru/imgres?imgurl=http://hardyfernlibrary.com/ferns
Э8 http://www.encyclopedia.com/topic/fern.aspx#1-1E1:fern-full
Э9 zoomet/ru
Э10 http:/herba/msu/ru/Shipunov/school/sch-ru.htm
Э11 Курс в Moodle "Ботаника" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=645
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7
Microsoft Office 2010

7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ИБС "Лань"
ИБС "Университетская библиотека on-line"
Научная электронная библиотека http://www.e-library.ru.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине

В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Лабораторные практикумы по дисциплине не предусмотрены.
8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД .
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД .
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.