Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 05.04.06. Экология и природопользование |
Профиль | Агроэкология и рациональное природопользование |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 05_04_06_Агро-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 49 | 49 | 49 | 49 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.
1.1. | Цель освоения дисциплины «Экология сельскохозяйственных животных» - формирование базовых знаний по экологии сельскохозяйственных животных. Задачи дисциплины: –изучение экологических факторов, влияющих на рост, развитие, продуктивность и естественную резистентность сельскохозяйственных животных; –изучение экосистем, компонентами которых являются сельскохозяйственные животные; –формирование экологического образа мышления |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04 |
ПК-4 | способностью использовать современные методы обработки и интерпретации экологической информации при проведении научных и производственных исследований |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные термины, категории, теории и гипотезы агроэкологии, связанные с одомашниванием животных; основные экологические проблемы в животноводстве, связанные с технологическими приемами содержания; глобальные и региональные экологические проблемы в разных отраслях животноводства. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать сведения по вопросам одомашнивания животных для характеристики современных пород сельскохозяйственных животных; использовать сведения по экологии сельскохозяйственных животных и применять на практике с целью оценки экологической обстановки в конкретном регионе; планировать различные процессы производства сельскохозяйственной продукции, управлять ими и обеспечивать при этом экологическую безопасность окружающей среды и производимой продукции; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками поиска новых данных, касающихся сельскохозяйственных животных, с использованием современных компьютерных технологий; методами мониторинга и прогнозирования последствий влияния животноводческих комплексов на окружающую среду; методами прогнозирования и мониторинга в конкретных областях животноводства. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение | ||||||
1.1. | Цель и задачи дисциплины «Экология сельскохозяйственных животных». Место дисциплины в структуре образовательной программы. Планируемые результаты освоения дисциплины. Место экологии сельскохозяйственных животных в системе профессиональных знаний. Основные методы и средства экологических исследований животных. | Лекции | 3 | 1 | ПК-4 | Л1.2, Л1.1 |
1.2. | Сравнительный анализ эффективности животноводства стран ЕС, США и РФ | Сам. работа | 3 | 7 | ||
Раздел 2. Аутэкология | ||||||
2.1. | Экологические факторы. Классификация экологических факторов. Общие закономерности воздействия экологических факторов. Лимитирующие факторы. | Лекции | 3 | 1 | ПК-4 | Л1.1 |
2.2. | Микробиологическое исследование почвы и воды | Лабораторные | 3 | 2 | ПК-4 | Л1.2, Л3.1 |
2.3. | Определение органолептических свойств и жесткости воды. Определение степени насыщенности воды кислородом | Лабораторные | 3 | 2 | ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л3.1 |
2.4. | Анализ эдафических факторов. Определение рН почвы | Лабораторные | 3 | 2 | ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
2.5. | Нормирование содержания химических элементов в почве | Лабораторные | 3 | 2 | ПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
2.6. | Санитарно-гигиеническая оценка кормов | Лабораторные | 3 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л3.1 |
2.7. | Изучение возбудителей инфекционных заболеваний сельскохозяйственных животных | Лабораторные | 3 | 2 | ПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
2.8. | Изучение экологических особенностей некоторых возбудителей паразитозов | Лабораторные | 3 | 2 | ПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
2.9. | Общие причины колебаний численности. Популяционный гомеостаз. Популяционные механизмы адаптации домашних животных. | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-4 | Л1.2, Л2.1 |
2.10. | Особенности строения сельскохозяйственных животных разных экологических групп. | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Экология популяций | ||||||
3.1. | Понятие о популяции сельскохозяйственных животных. Специфические свойства популяции. Структура популяции (возрастная, половая, этологическая). | Лекции | 3 | 2 | ПК-4 | Л1.2 |
Раздел 4. Экология сообществ и экосистем | ||||||
4.1. | Пастбищный биогеоценоз. Стадо сельскохозяйственных животных и его влияние на пастбищный биогеоценоз. Организация пастбищного содержания животных. Пастбищное кормление животных. Экологическая регуляция и оптимизация пастбищных биогеоценозов. Ферменный биогеоценоз. | Лекции | 3 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л3.1 |
4.2. | Круговорот веществ и потоки энергии в агроэкосистемах | Лабораторные | 3 | 2 | ПК-4 | Л1.2, Л3.1 |
4.3. | Определение оптимальной нагрузки пастбищных биогеоценозов | Лабораторные | 3 | 2 | ПК-4 | Л1.2 |
4.4. | Организация пастбищного содержания животных. Пастбищное кормление животных. | Сам. работа | 3 | 4 | Л1.2, Л3.1 | |
4.5. | Ферменный биогеоценоз. | Сам. работа | 3 | 4 | Л1.2, Л3.1 | |
4.6. | Планетарные пределы, экологический след и животноводство | Сам. работа | 3 | 10 | Л1.2 | |
Раздел 5. Эколого-сельскохозяйственные мероприятия по производству высококачественных продуктов животноводства. Экологические проблемы в животноводстве | ||||||
5.1. | Понятие об экологически чистой сельскохозяйственной продукции. Снижение качества продукции из-за нарушения условий содержания и кормления сельскохозяйственных животных. Мероприятия по улучшению качества животноводческой продукции. | Лекции | 3 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л3.1 |
5.2. | Расчет выхода навоза и сточных вод от ферменного биогеоценоза | Лабораторные | 3 | 2 | ПК-4 | Л2.2, Л1.1 |
5.3. | Антропогенное эвтрофирование. Расчет времени заиления водоема | Лабораторные | 3 | 2 | ПК-4 | Л3.1 |
5.4. | Оценка использования отходов ферменного биогеоценоза для орошения, удобрения, выращивания вермикультуры | Лабораторные | 3 | 2 | ПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
5.5. | Антропогенное эвтрофирование. | Сам. работа | 3 | 6 | Л3.1 | |
5.6. | Современные фермы и биогаз | Сам. работа | 3 | 6 | Л1.1, Л3.1 | |
5.7. | Экзамен | 3 | 27 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Т.А. Дауда, А.Г. Кощаева | Экология животных : учебное пособие | Лань, 2015 | |
Л1.2 | Шилов И.А. | Экология: учебник | М.: Юрайт, 2011 | 53 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Формозов А.Н. | Звери, птицы и их взаимосвязи со средой обинания: | Изд-во М.: Наука, 1976. | |
Л2.2 | Бигон М., Харпер Д., Таунсенд К | Экология: особи, популяции и сообщества. В 2-х томах, Т. 1. : | М.: Мир,, 1989 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Красота В. Ф., Джапаридзе Т. Г., Костомахин Н. М. | Разведение сельскохозяйственных животных: учебник | КолосС, 2013 | www.studentlibrary.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э2 | СПС КонсультантПлюс | www.consultant.ru | ||
Э3 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э4 | Курс на Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/); Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) http://www.lib.asu.ru http:// www.zoomet.ru http:// www.biodat.ru http://www.infanata.com/category/science/ http://www.altayohota.ru http://www.ecolife.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
423Л | препараторская - помещение для хранения и профилактического обслуживания оборудования | Рабочее место преподавателя; шкафы для хранения зоологического оборудовани – 5 единиц; лабораторные столы – 3 единицы; дночерпатели, сачки, энтомологические булавки, препаровальные иглы, пинцеты энтомологические, эксикаторы, одноразовые микротомные ножи для криотомии, лезвия для микротомов в кассетах, мешки спальные, палатки, бинокли, сети рыбацкие, лотки почкообразные. |
405Л | лаборатория беспозвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя – 2; лабораторные электрифицированные столы – 8 шт.; лабораторные столы – 1 шт.; доска меловая 1 шт.; раковина; шкафы для хранениятаблиц и коллекций беспозвоночных животных – 6 единиц; тумбочки – 3 единицы; телевизор JVC-290С, микромер окулярный винтовой, бинокуляры МБС-10, видеоокуляр DCM-310, микроскопы: Альтами 104, МБС-10, микромед, Микмед-1 вар. 1; коллекции беспозвоночных животных, микропрепараты по зоологии беспозвоночных и БИР |
404Л | лаборатория позвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран: марка dIGIS oPTIMAL-C модель MW DSOC-1103 - 1 единица; шкафы для хранения муляжей и препаратов по зоологии позвоночных – 6 шт.; лабораторные столы – 9 шт.; раковина; проектор: марка Casio модель XJ-M140 - 1 единица; телевизор Samsung CK-2139VR; бинокли: Levenhuk Atom 10x50 – 12; картографический материал, табличный материал, муляжи внутренних органов позвоночных животных, фиксированные препараты позвоночных животных, коллекции скелетов, чучел позвоночных животных |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Экология сельскохозяйственных животных». Дисциплина «Экология сельскохозяйственных животных» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Водные биоресурсы региона и их охрана». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума; продумать ответы на контрольные вопросы. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы. |