МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экология сельскохозяйственных животных

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки05.04.06. Экология и природопользование
ПрофильАгроэкология и рациональное природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_06_Агро-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.б.н., профессор, Мацюра А.В.

Рецензент(ы):
д.б.н. , профессор, Овчаренко Н.Д.

Рабочая программа дисциплины
Экология сельскохозяйственных животных

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.04.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1041)

составлена на основании учебного плана:
05.04.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины «Экология сельскохозяйственных животных» - формирование базовых знаний по экологии сельскохозяйственных животных.
Задачи дисциплины: –изучение экологических факторов, влияющих на рост, развитие, продуктивность и естественную резистентность сельскохозяйственных животных;
–изучение экосистем, компонентами которых являются сельскохозяйственные животные;
–формирование экологического образа мышления

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 способностью использовать современные методы обработки и интерпретации экологической информации при проведении научных и производственных исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные термины, категории, теории и гипотезы агроэкологии, связанные с одомашниванием животных;
основные экологические проблемы в животноводстве, связанные с технологическими приемами содержания;
глобальные и региональные экологические проблемы в разных отраслях животноводства.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать сведения по вопросам одомашнивания животных для характеристики современных пород сельскохозяйственных животных;
использовать сведения по экологии сельскохозяйственных животных и применять на практике с целью оценки экологической обстановки в конкретном регионе;
планировать различные процессы производства сельскохозяйственной продукции, управлять ими и обеспечивать при этом экологическую безопасность окружающей среды и производимой продукции;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками поиска новых данных, касающихся сельскохозяйственных животных, с использованием современных компьютерных технологий;
методами мониторинга и прогнозирования последствий влияния животноводческих комплексов на окружающую среду;
методами прогнозирования и мониторинга в конкретных областях животноводства.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Цель и задачи дисциплины «Экология сельскохозяйственных животных». Место дисциплины в структуре образовательной программы. Планируемые результаты освоения дисциплины. Место экологии сельскохозяйственных животных в системе профессиональных знаний. Основные методы и средства экологических исследований животных. Лекции 3 1 ПК-4 Л1.2, Л1.1
1.2. Сравнительный анализ эффективности животноводства стран ЕС, США и РФ Сам. работа 3 7
Раздел 2. Аутэкология
2.1. Экологические факторы. Классификация экологических факторов. Общие закономерности воздействия экологических факторов. Лимитирующие факторы. Лекции 3 1 ПК-4 Л1.1
2.2. Микробиологическое исследование почвы и воды Лабораторные 3 2 ПК-4 Л1.2, Л3.1
2.3. Определение органолептических свойств и жесткости воды. Определение степени насыщенности воды кислородом Лабораторные 3 2 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л3.1
2.4. Анализ эдафических факторов. Определение рН почвы Лабораторные 3 2 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.5. Нормирование содержания химических элементов в почве Лабораторные 3 2 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.6. Санитарно-гигиеническая оценка кормов Лабораторные 3 2 ПК-4 Л1.1, Л3.1
2.7. Изучение возбудителей инфекционных заболеваний сельскохозяйственных животных Лабораторные 3 2 ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.8. Изучение экологических особенностей некоторых возбудителей паразитозов Лабораторные 3 2 ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.9. Общие причины колебаний численности. Популяционный гомеостаз. Популяционные механизмы адаптации домашних животных. Сам. работа 3 6 ПК-4 Л1.2, Л2.1
2.10. Особенности строения сельскохозяйственных животных разных экологических групп. Сам. работа 3 6 ПК-4 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Экология популяций
3.1. Понятие о популяции сельскохозяйственных животных. Специфические свойства популяции. Структура популяции (возрастная, половая, этологическая). Лекции 3 2 ПК-4 Л1.2
Раздел 4. Экология сообществ и экосистем
4.1. Пастбищный биогеоценоз. Стадо сельскохозяйственных животных и его влияние на пастбищный биогеоценоз. Организация пастбищного содержания животных. Пастбищное кормление животных. Экологическая регуляция и оптимизация пастбищных биогеоценозов. Ферменный биогеоценоз. Лекции 3 2 ПК-4 Л1.1, Л3.1
4.2. Круговорот веществ и потоки энергии в агроэкосистемах Лабораторные 3 2 ПК-4 Л1.2, Л3.1
4.3. Определение оптимальной нагрузки пастбищных биогеоценозов Лабораторные 3 2 ПК-4 Л1.2
4.4. Организация пастбищного содержания животных. Пастбищное кормление животных. Сам. работа 3 4 Л1.2, Л3.1
4.5. Ферменный биогеоценоз. Сам. работа 3 4 Л1.2, Л3.1
4.6. Планетарные пределы, экологический след и животноводство Сам. работа 3 10 Л1.2
Раздел 5. Эколого-сельскохозяйственные мероприятия по производству высококачественных продуктов животноводства. Экологические проблемы в животноводстве
5.1. Понятие об экологически чистой сельскохозяйственной продукции. Снижение качества продукции из-за нарушения условий содержания и кормления сельскохозяйственных животных. Мероприятия по улучшению качества животноводческой продукции. Лекции 3 2 ПК-4 Л1.1, Л3.1
5.2. Расчет выхода навоза и сточных вод от ферменного биогеоценоза Лабораторные 3 2 ПК-4 Л2.2, Л1.1
5.3. Антропогенное эвтрофирование. Расчет времени заиления водоема Лабораторные 3 2 ПК-4 Л3.1
5.4. Оценка использования отходов ферменного биогеоценоза для орошения, удобрения, выращивания вермикультуры Лабораторные 3 2 ПК-4 Л2.1, Л1.1
5.5. Антропогенное эвтрофирование. Сам. работа 3 6 Л3.1
5.6. Современные фермы и биогаз Сам. работа 3 6 Л1.1, Л3.1
5.7. Экзамен 3 27

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т.А. Дауда, А.Г. Кощаева Экология животных : учебное пособие Лань, 2015
Л1.2 Шилов И.А. Экология: учебник М.: Юрайт, 2011 53
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Формозов А.Н. Звери, птицы и их взаимосвязи со средой обинания: Изд-во М.: Наука, 1976.
Л2.2 Бигон М., Харпер Д., Таунсенд К Экология: особи, популяции и сообщества. В 2-х томах, Т. 1. : М.: Мир,, 1989
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Красота В. Ф., Джапаридзе Т. Г., Костомахин Н. М. Разведение сельскохозяйственных животных: учебник КолосС, 2013 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э2 СПС КонсультантПлюс www.consultant.ru
Э3 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э4 Курс на Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/);
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
http://www.lib.asu.ru
http:// www.zoomet.ru
http:// www.biodat.ru
http://www.infanata.com/category/science/
http://www.altayohota.ru
http://www.ecolife.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
423Л препараторская - помещение для хранения и профилактического обслуживания оборудования Рабочее место преподавателя; шкафы для хранения зоологического оборудовани – 5 единиц; лабораторные столы – 3 единицы; дночерпатели, сачки, энтомологические булавки, препаровальные иглы, пинцеты энтомологические, эксикаторы, одноразовые микротомные ножи для криотомии, лезвия для микротомов в кассетах, мешки спальные, палатки, бинокли, сети рыбацкие, лотки почкообразные.
405Л лаборатория беспозвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя – 2; лабораторные электрифицированные столы – 8 шт.; лабораторные столы – 1 шт.; доска меловая 1 шт.; раковина; шкафы для хранениятаблиц и коллекций беспозвоночных животных – 6 единиц; тумбочки – 3 единицы; телевизор JVC-290С, микромер окулярный винтовой, бинокуляры МБС-10, видеоокуляр DCM-310, микроскопы: Альтами 104, МБС-10, микромед, Микмед-1 вар. 1; коллекции беспозвоночных животных, микропрепараты по зоологии беспозвоночных и БИР
404Л лаборатория позвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран: марка dIGIS oPTIMAL-C модель MW DSOC-1103 - 1 единица; шкафы для хранения муляжей и препаратов по зоологии позвоночных – 6 шт.; лабораторные столы – 9 шт.; раковина; проектор: марка Casio модель XJ-M140 - 1 единица; телевизор Samsung CK-2139VR; бинокли: Levenhuk Atom 10x50 – 12; картографический материал, табличный материал, муляжи внутренних органов позвоночных животных, фиксированные препараты позвоночных животных, коллекции скелетов, чучел позвоночных животных

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Экология сельскохозяйственных животных».
Дисциплина «Экология сельскохозяйственных животных» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Водные биоресурсы региона и их охрана». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума; продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.