МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 20 18 20
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 39 37 39 37
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Кудряшова И.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор, Мацюра А.В.

Рабочая программа дисциплины
Этология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №944

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель преподавания дисциплины: ознакомить студентов с биологическими основами поведения (его механизмами, закономерностями становления в онто- и филогенезе, биологическими функциями).
Задачи дисциплины: в ходе изучения материала студент должен
– получить представление об этологическом подходе к изучению поведения, его отличительных особенностях в сравнении с другими подходами;
– знать основные категории и формы поведения животных, их адаптивную роль;
– иметь представление о структуре и механизмах поведения;
– знать особенности становления поведения в онтогенезе;
– получить представление о закономерностях формирования поведенческих реакций в филогенезе;
– получить навыки вычленения и анализа отдельных сигнальных компонентов поведенческих реакций для учета их в межвидовых и внутривидовых коммуникациях;
- овладеть способностью использовать полученные знания в области этологии для анализа и корректировки поведения человека, для решения познавательных и просветительских задач, повышения эколого-биологической грамотности общества.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7 способностью использовать знания основ психологии и педагогики в преподавании биологии, в просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня биолого-экологической грамотности общества
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- особенности этологического подхода к изучению поведения, основные понятия и методы этологии, основные категории и формы поведения, особенности его становления в онтогенезе.
- методологию этологии, механизмы поведения; закономерности его формирования в онто- и филогенезе; о поведении как экологическом факторе (его адаптивной роли).
3.2.Уметь:
3.2.1.- различать основные категории поведения, выделять видоспецифические компоненты в текущем поведении некоторых животных;
- анализировать данные по поведению животных с позиций этологического подхода; выявлять родственные связи между формами поведения разных таксономических групп организмов; формировать суждения по проблемам этологии.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- применения некоторых этологических методов изучения поведения животных, поиска современной научной информации о поведении, использования знаний из области этологии в просветительских целях;
- применения методов организации и проведения конкретных исследований в сфере этологии; использования знания из области этологии для решения психологических и педагогических проблем, а также познавательных и просветительских задач, повышения уровня биолого-экологической грамотности общества.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. История и методология этологии
1.1. история и методология этологии Лекции 8 2 Л2.1, Л1.3, Л1.5, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.2. Методологические отличия этологии от других наук, изучающих поведение Практические 8 4 Л2.1, Л1.3, Л1.5, Л1.2
1.3. Взаимоотношения этологии с другими науками. Развитие исследований поведения животных в России. Этология человека Сам. работа 8 2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3
Раздел 2. Этологическая теория поведения
2.1. Этологическая теория поведения Лекции 8 2 Л2.1, Л1.2
2.2. Современное состояние теории поведения Лоренца Практические 8 2 Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Врожденные формы поведения
3.1. Классификации врожденных формы поведения. Практические 8 2 Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.2. Характеристики врожденных форм поведения Сам. работа 8 8 Л2.2, Л1.2
Раздел 4. Научение и элементарная рассудочная деятельность
4.1. Научение и его виды Лекции 8 2 Л1.3, Л1.5, Л2.2, Л1.2, Л2.3
4.2. Ассоциативное научение:тренинг. Практические 8 2 Л1.3, Л1.5, Л1.2, Л2.3
4.3. Когнитивные процессы. Рассудочная деятельность Лекции 8 2 Л1.5, Л1.1, Л2.2, Л2.3
4.4. Анализ видеоматериалов: обобщающее занятие по формам поведения. Практические 8 2 Л2.1, Л1.5, Л1.1, Л2.3
Раздел 5. Механизмы поведения
5.1. Механизмы поведения Сам. работа 8 6 Л2.2, Л1.2
Раздел 6. Онтогенез поведения
6.1. Онтогенез поведения Лекции 8 2 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.4
6.2. Пренатальный и ранний постнатальный онтогенез поведения Практические 8 2 Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.4
6.3. Ювенильный период. Игра у животных. Сам. работа 8 2 Л1.3, Л2.4
Раздел 7. Конфликтное поведение
7.1. Конфликт. Агрессия. Лекции 8 4 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.4
7.2. Ритуализация и ее роль в эволюции поведения. Агрессия. Практические 8 2 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.4
7.3. Физиологические основы конфликта.Теории агрессии. Сам. работа 8 5 Л2.1, Л1.3, Л2.4
Раздел 8. Эволюция поведения
8.1. Эволюция поведения. Социобиология и ее основные концепции. Практические 8 2 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.4
Раздел 9. Социальное поведение
9.1. Типология сообществ. Структура сообществ и механизмы ее поддержания. Лекции 8 4 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.4
9.2. Факторы организации сообществ Практические 8 4 Л1.3, Л1.4, Л2.4
9.3. Коммуникация у животных. Язык животных и человека: ключевые свойства языка по Хоккету. Сам. работа 8 10 Л2.1, Л1.5
Раздел 10. Репродуктивное поведение
10.1. Структура полового поведения. Социобиологический подход к изучению полового поведения. Лекции 8 2 Л2.1, Л1.3
10.2. Особенности полового поведения приматов. Биологические аспекты полового поведения человека Практические 8 2 Л2.1, Л1.3, Л2.4
10.3. Социобиология родительского поведения Сам. работа 8 4 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложения ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложения ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложения ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Резникова Ж.И. Зоопсихология. Интеллект и язык животных и человека. В 2 ч. Часть 2 : учебник для вузов Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/15A7F2CB-ECFD-4FD6-878A-291DF9EE3861
Л1.2 И. В. Кудряшова Основы этологии (Ч. 1): учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л1.3 Резникова, Ж. И. Экология, этология, эволюция. Межвидовые отношения животных в 2 ч. Часть 1: учебник для вузов Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/454355AE-AED0-4B97-A9EE-316DBFE270CD
Л1.4 Резникова, Ж. И. Экология, этология, эволюция. Межвидовые отношения животных в 2 ч. Часть 2 . : Учебник для вузов Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/3B6D2B3D-2502-4CC3-B048-8D14507BFF8B
Л1.5 Резникова Ж.И. Зоопсихология. Интеллект и язык животных и человека. В 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/8BC2F500-4B00-47D2-B1F6-3F52442853E7
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Зорина З. А. Основы этологии и генетики поведения: учеб. пособие М.: МГУ: Высшая школа, 2002 58
Л2.2 Сотская М.Н. Зоопсихология и сравнительная психология в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/ADA8146D-5874-4E27-9777-C7887EB4DBC7
Л2.3 Зорина З. А., Полетаева И.И. Зоопсихология: элементарное мышление животных: учебное пособие Аспект-Пресс, 2002
Л2.4 Сотская М.Н. Зоопсихология и сравнительная психология в 2 ч. Часть 2.: учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2015 www.biblio-online.ru/book/8DA2F4EA-0B3C-4CD5-8D6F-EC67BA7024F1
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э4 Сайт по этологии и смежным дисциплинам http://www. ethology.ru
Э5 Элементы большой науки: популярный сайт о фундаментальной науке elementy.ru
Э6 Курс на платформе "Moodle" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Acrobat Reader
Microsoft Windows
7-Zip
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Сайт по этологии и смежным дисциплинам (http://www.ethology.ru);
Элементы большой науки: популярный сайт о фундаментальной науке (http://elementy.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины Этология», студент должен ознакомиться с содержанием ее рабочей программы.

Дисциплина «Этология» включает следующие виды занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение: лекции, практические занятия, самостоятельную работу.

Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Этология». Лекционный курс должен давать наибольший объем информации и обеспечивать более глубокое понимание учебных вопросов при значительно меньшей затрате времени, чем это требуется большинству студентов на самостоятельное изучение материала.
Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.

Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков изучения поведения животных. Основной формой проведения практических занятий является обсуждение наиболее проблемных и сложных вопросов по теме, разбор примеров и ситуаций в аудиторных условиях, заслушивание докладов и дискуссия по их материалам. По отдельным темам практикуется проведение ролевой игры (тренинга), анализ видеоматериалов, демонстрация экспериментов для изучения рассудочной деятельности животных с элементами имитации.
При подготовке к практическому занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы, подготовить доклад и и средства его визуализации в виде презентации или проведения экспериментов.
В случае отсутствия на практическом занятии студент имеет возможность отработать тему занятия, выполнив соответствующее задание и подойдя к преподавателю на собеседование по контрольным вопросам пропущенной темы. Выполнение всех заданий является обязательным условием получения допуска к сдаче экзамена.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
Конспекты научной литературы при самостоятельной подготовке к занятиям должны содержать ответы на каждый поставленный в теме вопрос. Конспект может быть опорным (содержать лишь основные ключевые позиции), но при этом позволяющим дать полный ответ по вопросу, но может быть и подробным. Приветствуется использование схем или иных способов сворачивания информации. Объем конспекта определяется самим студентом.

В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов.

Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии в виде фиксации результатов тестирования и выполнения практических заданий с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Тестирование проводится c использованием образовательной платформы Moodle (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=461) в качестве подготовки к теме предстоящего практического занятия Его результаты фиксируются в начале занятия. Тест содержит 10 заданий, включающих вопросы с вариантами ответов. Каждое из заданий оценивается в 1 балл. На проведение теста отводится 10 мин. В целом результаты теста оцениваются по бинарной шкале, при этом одновременное применение 4-х-балльной шкалы позволяет осуществить индивидуальный подход к уровню знаний каждого студента.
Практические задания в зависимости от темы занятия варьируют по форме (разбор ситуаций, анализ видеоматериалов, участие в тренинге, выступление с докладами, выполнение экспериментов.) Результаты оцениваются по бинарной или 4-балльной шкале.

Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена.
К экзамену по этологии студенты допускаются при следующих условиях:
• выполненные тесты не менее чем на 50%;
• посещение всех практических занятий, отработка пропущенных;
• выполненные практические задания (публичное выступление с докладом или презентацией, отчеты по ролевой игре, кейс-задаче).
Во время экзамена студенты получают билет, в котором содержится два вопроса и ситуационная задача. Вопросы составлены таким образом, что студент должен продемонстрировать не только конкретные знания по дисциплине, но и способность логически рассуждать, анализировать данные по поведению животных, обобщать материал, узнавать и распознавать форму поведения. На подготовку отводится 30–40 мин.