Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 14 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 20 | 18 | 20 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 39 | 37 | 39 | 37 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.
1.1. | Цель преподавания дисциплины: ознакомить студентов с биологическими основами поведения (его механизмами, закономерностями становления в онто- и филогенезе, биологическими функциями). Задачи дисциплины: в ходе изучения материала студент должен – получить представление об этологическом подходе к изучению поведения, его отличительных особенностях в сравнении с другими подходами; – знать основные категории и формы поведения животных, их адаптивную роль; – иметь представление о структуре и механизмах поведения; – знать особенности становления поведения в онтогенезе; – получить представление о закономерностях формирования поведенческих реакций в филогенезе; – получить навыки вычленения и анализа отдельных сигнальных компонентов поведенческих реакций для учета их в межвидовых и внутривидовых коммуникациях; - овладеть способностью использовать полученные знания в области этологии для анализа и корректировки поведения человека, для решения познавательных и просветительских задач, повышения эколого-биологической грамотности общества. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.06 |
ПК-7 | способностью использовать знания основ психологии и педагогики в преподавании биологии, в просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня биолого-экологической грамотности общества |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - особенности этологического подхода к изучению поведения, основные понятия и методы этологии, основные категории и формы поведения, особенности его становления в онтогенезе. - методологию этологии, механизмы поведения; закономерности его формирования в онто- и филогенезе; о поведении как экологическом факторе (его адаптивной роли). |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - различать основные категории поведения, выделять видоспецифические компоненты в текущем поведении некоторых животных; - анализировать данные по поведению животных с позиций этологического подхода; выявлять родственные связи между формами поведения разных таксономических групп организмов; формировать суждения по проблемам этологии. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - применения некоторых этологических методов изучения поведения животных, поиска современной научной информации о поведении, использования знаний из области этологии в просветительских целях; - применения методов организации и проведения конкретных исследований в сфере этологии; использования знания из области этологии для решения психологических и педагогических проблем, а также познавательных и просветительских задач, повышения уровня биолого-экологической грамотности общества. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение. История и методология этологии | ||||||
1.1. | история и методология этологии | Лекции | 8 | 2 | Л2.1, Л1.3, Л1.5, Л2.2, Л1.2, Л2.3 | |
1.2. | Методологические отличия этологии от других наук, изучающих поведение | Практические | 8 | 4 | Л2.1, Л1.3, Л1.5, Л1.2 | |
1.3. | Взаимоотношения этологии с другими науками. Развитие исследований поведения животных в России. Этология человека | Сам. работа | 8 | 2 | Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3 | |
Раздел 2. Этологическая теория поведения | ||||||
2.1. | Этологическая теория поведения | Лекции | 8 | 2 | Л2.1, Л1.2 | |
2.2. | Современное состояние теории поведения Лоренца | Практические | 8 | 2 | Л2.1, Л1.2 | |
Раздел 3. Врожденные формы поведения | ||||||
3.1. | Классификации врожденных формы поведения. | Практические | 8 | 2 | Л2.1, Л2.2, Л1.2 | |
3.2. | Характеристики врожденных форм поведения | Сам. работа | 8 | 8 | Л2.2, Л1.2 | |
Раздел 4. Научение и элементарная рассудочная деятельность | ||||||
4.1. | Научение и его виды | Лекции | 8 | 2 | Л1.3, Л1.5, Л2.2, Л1.2, Л2.3 | |
4.2. | Ассоциативное научение:тренинг. | Практические | 8 | 2 | Л1.3, Л1.5, Л1.2, Л2.3 | |
4.3. | Когнитивные процессы. Рассудочная деятельность | Лекции | 8 | 2 | Л1.5, Л1.1, Л2.2, Л2.3 | |
4.4. | Анализ видеоматериалов: обобщающее занятие по формам поведения. | Практические | 8 | 2 | Л2.1, Л1.5, Л1.1, Л2.3 | |
Раздел 5. Механизмы поведения | ||||||
5.1. | Механизмы поведения | Сам. работа | 8 | 6 | Л2.2, Л1.2 | |
Раздел 6. Онтогенез поведения | ||||||
6.1. | Онтогенез поведения | Лекции | 8 | 2 | Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.4 | |
6.2. | Пренатальный и ранний постнатальный онтогенез поведения | Практические | 8 | 2 | Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.4 | |
6.3. | Ювенильный период. Игра у животных. | Сам. работа | 8 | 2 | Л1.3, Л2.4 | |
Раздел 7. Конфликтное поведение | ||||||
7.1. | Конфликт. Агрессия. | Лекции | 8 | 4 | Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.4 | |
7.2. | Ритуализация и ее роль в эволюции поведения. Агрессия. | Практические | 8 | 2 | Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.4 | |
7.3. | Физиологические основы конфликта.Теории агрессии. | Сам. работа | 8 | 5 | Л2.1, Л1.3, Л2.4 | |
Раздел 8. Эволюция поведения | ||||||
8.1. | Эволюция поведения. Социобиология и ее основные концепции. | Практические | 8 | 2 | Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.4 | |
Раздел 9. Социальное поведение | ||||||
9.1. | Типология сообществ. Структура сообществ и механизмы ее поддержания. | Лекции | 8 | 4 | Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.4 | |
9.2. | Факторы организации сообществ | Практические | 8 | 4 | Л1.3, Л1.4, Л2.4 | |
9.3. | Коммуникация у животных. Язык животных и человека: ключевые свойства языка по Хоккету. | Сам. работа | 8 | 10 | Л2.1, Л1.5 | |
Раздел 10. Репродуктивное поведение | ||||||
10.1. | Структура полового поведения. Социобиологический подход к изучению полового поведения. | Лекции | 8 | 2 | Л2.1, Л1.3 | |
10.2. | Особенности полового поведения приматов. Биологические аспекты полового поведения человека | Практические | 8 | 2 | Л2.1, Л1.3, Л2.4 | |
10.3. | Социобиология родительского поведения | Сам. работа | 8 | 4 | Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложения ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложения ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложения ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Резникова Ж.И. | Зоопсихология. Интеллект и язык животных и человека. В 2 ч. Часть 2 : учебник для вузов | Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru/book/15A7F2CB-ECFD-4FD6-878A-291DF9EE3861 |
Л1.2 | И. В. Кудряшова | Основы этологии (Ч. 1): учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
Л1.3 | Резникова, Ж. И. | Экология, этология, эволюция. Межвидовые отношения животных в 2 ч. Часть 1: учебник для вузов | Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/454355AE-AED0-4B97-A9EE-316DBFE270CD |
Л1.4 | Резникова, Ж. И. | Экология, этология, эволюция. Межвидовые отношения животных в 2 ч. Часть 2 . : Учебник для вузов | Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/3B6D2B3D-2502-4CC3-B048-8D14507BFF8B |
Л1.5 | Резникова Ж.И. | Зоопсихология. Интеллект и язык животных и человека. В 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов | Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/8BC2F500-4B00-47D2-B1F6-3F52442853E7 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Зорина З. А. | Основы этологии и генетики поведения: учеб. пособие | М.: МГУ: Высшая школа, 2002 | 58 |
Л2.2 | Сотская М.Н. | Зоопсихология и сравнительная психология в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата | Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/ADA8146D-5874-4E27-9777-C7887EB4DBC7 |
Л2.3 | Зорина З. А., Полетаева И.И. | Зоопсихология: элементарное мышление животных: учебное пособие | Аспект-Пресс, 2002 | |
Л2.4 | Сотская М.Н. | Зоопсихология и сравнительная психология в 2 ч. Часть 2.: учебник и практикум для академического бакалавриата | Юрайт, 2015 | www.biblio-online.ru/book/8DA2F4EA-0B3C-4CD5-8D6F-EC67BA7024F1 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э2 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э3 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э4 | Сайт по этологии и смежным дисциплинам | http://www. ethology.ru | ||
Э5 | Элементы большой науки: популярный сайт о фундаментальной науке | elementy.ru | ||
Э6 | Курс на платформе "Moodle" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Acrobat Reader Microsoft Windows 7-Zip | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru); Сайт по этологии и смежным дисциплинам (http://www.ethology.ru); Элементы большой науки: популярный сайт о фундаментальной науке (http://elementy.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
320Л | медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду; |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Приступая к изучению дисциплины Этология», студент должен ознакомиться с содержанием ее рабочей программы. Дисциплина «Этология» включает следующие виды занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение: лекции, практические занятия, самостоятельную работу. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Этология». Лекционный курс должен давать наибольший объем информации и обеспечивать более глубокое понимание учебных вопросов при значительно меньшей затрате времени, чем это требуется большинству студентов на самостоятельное изучение материала. Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков изучения поведения животных. Основной формой проведения практических занятий является обсуждение наиболее проблемных и сложных вопросов по теме, разбор примеров и ситуаций в аудиторных условиях, заслушивание докладов и дискуссия по их материалам. По отдельным темам практикуется проведение ролевой игры (тренинга), анализ видеоматериалов, демонстрация экспериментов для изучения рассудочной деятельности животных с элементами имитации. При подготовке к практическому занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы, подготовить доклад и и средства его визуализации в виде презентации или проведения экспериментов. В случае отсутствия на практическом занятии студент имеет возможность отработать тему занятия, выполнив соответствующее задание и подойдя к преподавателю на собеседование по контрольным вопросам пропущенной темы. Выполнение всех заданий является обязательным условием получения допуска к сдаче экзамена. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. Конспекты научной литературы при самостоятельной подготовке к занятиям должны содержать ответы на каждый поставленный в теме вопрос. Конспект может быть опорным (содержать лишь основные ключевые позиции), но при этом позволяющим дать полный ответ по вопросу, но может быть и подробным. Приветствуется использование схем или иных способов сворачивания информации. Объем конспекта определяется самим студентом. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии в виде фиксации результатов тестирования и выполнения практических заданий с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Тестирование проводится c использованием образовательной платформы Moodle (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=461) в качестве подготовки к теме предстоящего практического занятия Его результаты фиксируются в начале занятия. Тест содержит 10 заданий, включающих вопросы с вариантами ответов. Каждое из заданий оценивается в 1 балл. На проведение теста отводится 10 мин. В целом результаты теста оцениваются по бинарной шкале, при этом одновременное применение 4-х-балльной шкалы позволяет осуществить индивидуальный подход к уровню знаний каждого студента. Практические задания в зависимости от темы занятия варьируют по форме (разбор ситуаций, анализ видеоматериалов, участие в тренинге, выступление с докладами, выполнение экспериментов.) Результаты оцениваются по бинарной или 4-балльной шкале. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена. К экзамену по этологии студенты допускаются при следующих условиях: • выполненные тесты не менее чем на 50%; • посещение всех практических занятий, отработка пропущенных; • выполненные практические задания (публичное выступление с докладом или презентацией, отчеты по ролевой игре, кейс-задаче). Во время экзамена студенты получают билет, в котором содержится два вопроса и ситуационная задача. Вопросы составлены таким образом, что студент должен продемонстрировать не только конкретные знания по дисциплине, но и способность логически рассуждать, анализировать данные по поведению животных, обобщать материал, узнавать и распознавать форму поведения. На подготовку отводится 30–40 мин. |