МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этология домашних животных

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки44.04.01. Педагогическое образование
ПрофильПедагог школьного и дополнительного образования в сфере биологии и экологии
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_04_01_ПО-ПШиДОвСБиЭ-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. биол. наук, доцент, Кудряшова И.В.

Рецензент(ы):
канд. биол. наук, доцент, Шапетько Е.В.

Рабочая программа дисциплины
Этология домашних животных

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 21.11.2014г. №1505)

составлена на основании учебного плана:
44.04.01 Педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
проф., д.б.н. Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой проф., д.б.н. Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: получить комплексные знания о поведении в рамках этологического подхода и научиться применять их в процессе взаимодействия с домашними животными.
Задачи:
- изучить теоретические основы этологии, ее понятийный аппарат, основные категории поведения и особенности их проявления у различных видов домашних животных;
- освоить методологию и методы этологии, научиться применять этологические знания в процессе взаимодействия с домашними животными и использовать этологические методики для изучения их поведения;
- получить навыки анализа проблем, возникающих в процессе взаимодействия с домашними животными, выявления и устранения их причин;
- использовать полученные знания и навыки для организации исследовательской работы обучающихся по этологии домашених животных

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения
ПК-3 способностью руководить исследовательской работой обучающихся
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы этологии, ее методы, понятийный аппарат, основные категории поведения и особенности их проявления у различных видов домашних животных;
специфику этологического подхода при изучении поведения животных;
специфику и преимущества этологического подхода при изучении поведения животных в сравнении с подходами других наук.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать поведение домашних животных с позиций этологии,применять методы этологии для изучения поведения домашних животных использовать полученные знания и умения в различных нестандартных ситуациях, связанных с проблемами поведения домашних животных;
анализировать поведение домашних животных с позиций этологии, применять полученные знания в различных нестандартных ситуациях, связанных с проблемами поведения домашних животных;
применять некоторые методы этологии для изучения поведения домашних животных;
применять методы этологии для изучения поведения домашних животных.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.некоторые навыки коррекции поведения, предотвращения отдельных конфликтных ситуаций в процессе взаимодействия с домашними животными, готовность нести социальную и этическую ответственность за принятие решений, связанных с поведением домашних животных;
навыки коррекции поведения, предотвращения конфликтных ситуаций в процессе взаимодействия с домашними животными, готовность нести социальную и этическую ответственность за принятие решений, связанных с поведением домашних животных;
руководства исследовательскими работами обучающихся, посвященными различным проблемам поведения домашних животных, с позиций этологического подхода.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ
1.1. Особенности этологического подхода к изучению поведения. Практические 2 2 ОК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2
1.2. Определение понятия «поведение». Категории поведения. Науки, изучающие поведение и взаимоотношения между ними.Этологическая теория поведения. Иерархическая организация поведения. Сам. работа 2 10 ОК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2
Раздел 2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ВРОЖДЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ
2.1. Классификация основных форм врожденного поведения (инстинктов).Специфика проявления инстинктивных реакций у домашних животных. Сам. работа 2 10 ОК-2, ПК-3 Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 3. НАУЧЕНИЕ И РАССУДОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ
3.1. Формирование поведения. Тренинг "Игра в дрессировщика". Практические 2 2 ОК-2 Л1.5, Л1.1, Л1.2
3.2. Виды научения. Сравнительный анализ способностей к научению домашних животных. Сам. работа 2 12 ОК-2, ПК-3 Л1.2
3.3. Определение рассудочной деятельности животных. Структура процесса мышления у животных. Сравнительный анализ интеллектуальных способностей домашних животных. Сам. работа 2 12 ОК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.5, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. МЕХАНИЗМЫ ПОВЕДЕНИЯ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ
4.1. Сенсорные способности домашних животных. Потребности и эмоции Сам. работа 2 4 ОК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.2. Мотивационные системы. механизмы принятия решения у различных животных. Сам. работа 2 6 ОК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.2
Раздел 5. ОНТОГЕНЕЗ ПОВЕДЕНИЯ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ
5.1. Периодизация онтогенеза поведения. Эмбриональное поведение домашних животных. Ранний постнатальный онтогенез поведения. Игровой период. Сам. работа 2 6 ОК-2, ПК-3 Л1.4, Л2.3
5.2. Становление поведения у домашних животных в связи с влиянием человека. Сам. работа 2 6 ОК-2, ПК-3 Л1.5, Л2.3
Раздел 6. КОНФЛИКТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ОСНОВА КОММУНИКАЦИЙ
6.1. Особенности конфликтного поведения домашних животных Практические 2 2 ОК-2, ПК-3 Л1.4, Л1.5, Л2.3
6.2. Понятие конфликта и его физиологическая основа. Варианты поведения в конфликтных ситуациях. Конфликты за территорию и конфликты ухаживания. Угроза и умиротворение. Ритуализация. Агрессия. Сам. работа 2 8 ОК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л2.3
Раздел 7. КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ
7.1. Особенности социальных отношений у домашних животных. Практические 2 2 ОК-2, ПК-3 Л1.3, Л1.4, Л2.2
7.2. Сравнительный анализ полового и родительского поведения домашних животных и его специфика. Социальное поведение. Территориальность и иерархия. Сам. работа 2 10 ОК-2, ПК-3 Л1.3, Л1.4, Л2.3
Раздел 8. МЕЖВИДОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ
8.1. Проблемы межвидовых отношений. Практические 2 2 ОК-2, ПК-3 Л1.3, Л1.4, Л2.2
8.2. Особенности социальных отношений в межвидовых группах. Структура доминирования-подчинения в системе «человек – домашние животные».Феномены межвидовых взаимодействий, основанные на индивидуальной привязанности особей. Сам. работа 2 10 ОК-2, ПК-3 Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложения ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложения ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложения ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Резникова Ж.И. Зоопсихология. Интеллект и язык животных и человека. В 2 ч. Часть 2 : учебник для вузов Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/15A7F2CB-ECFD-4FD6-878A-291DF9EE3861
Л1.2 И. В. Кудряшова Основы этологии (Ч. 1): учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л1.3 Резникова, Ж. И. Экология, этология, эволюция. Межвидовые отношения животных в 2 ч. Часть 1: учебник для вузов Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/454355AE-AED0-4B97-A9EE-316DBFE270CD
Л1.4 Резникова, Ж. И. Экология, этология, эволюция. Межвидовые отношения животных в 2 ч. Часть 2 . : Учебник для вузов Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/3B6D2B3D-2502-4CC3-B048-8D14507BFF8B
Л1.5 Резникова Ж.И. Зоопсихология. Интеллект и язык животных и человека. В 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/8BC2F500-4B00-47D2-B1F6-3F52442853E7
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Зорина З. А. Основы этологии и генетики поведения: учеб. пособие М.: МГУ: Высшая школа, 2002 58
Л2.2 Сотская М.Н. Зоопсихология и сравнительная психология в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/ADA8146D-5874-4E27-9777-C7887EB4DBC7
Л2.3 Сотская М.Н. Зоопсихология и сравнительная психология в 2 ч. Часть 2.: учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2015 www.biblio-online.ru/book/8DA2F4EA-0B3C-4CD5-8D6F-EC67BA7024F1
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э4 Сайт по этологии и смежным дисциплинам www.ethology.ru
Э5 Сайт международного научного центра лечения и реабилитации животных: статьи по поведению животных и его проблемам http:// www.zoovet.ru/forum/?tid=18&tem=956836
Э6 Сайт для ветеринарных врачей и владельцев животных /поведение животных www.veterinarka.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 45900294 от 16.09.2009 (бессрочная);
Windows 7 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 60357319 от 05.05.2012 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Сайт по этологии и смежным дисциплинам (http://www.ethology.ru)
Сайт международного научного центра лечения и реабилитации животных: статьи по поведению животных и его проблемам (http:// www.zoovet.ru/forum/?tid=18&tem=956836)
Сайт для ветеринарных врачей и владельцев животных /поведение животных (http://www.veterinarka.ru/zoopsychology.html)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины «Этология домашних животных», студент должен ознакомиться с содержанием ее рабочей программы.

Дисциплина «Этология домашних животных» включает следующие виды занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение: практические занятия, самостоятельную работу.
Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных в ходе самостоятельной работы, через формирование практических навыков изучения поведения домашних животных. Основной формой проведения практических занятий является обсуждение наиболее проблемных и сложных вопросов по теме, разбор примеров и ситуаций в аудиторных условиях, заслушивание и обсуждение докладов.
При подготовке к практическому занятию студенту необходимо изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы, подготовиться к ыступлению с докладом.
В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде доклада по результатам выполнения практического задания по соответствующей теме.
Основным элементом обучения студента основам дисциплины «Этология домашних животных» является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. К выполнению отдельных фрагментов научно-исследовательской работы по возможности следует привлекать школьников, существляя необходимое научно-методическое руководство их деятельностью.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает изучение рекомендованных источников и литературы по тематике дисциплины. Результатом такой деятельности является реферат. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
Конспекты научной и учебной литературы при самостоятельной подготовке к занятиям должны содержать ответы на каждый поставленный в теме вопрос. Конспект может быть опорным (содержать лишь основные ключевые позиции), но при этом позволяющим дать полный ответ по вопросу, но может быть и подробным. Приветствуется использование схем или иных способов сворачивания информации. Объем конспекта определяется самим студентом. По некоторым темам предлагается заполнение сравнительных таблиц.

В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов.

Текущий контроль осуществляется на практических занятиях с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Практические задания в зависимости от темы занятия варьируют по форме (анализ видеоматериалов и ситуаций, отчет о выполнении практического задания, публичное выступление с докладами, проверка контрольных работ и рефератов). Результаты оцениваются по бинарной или 4-балльной шкале.

Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
К зачету по этологии домашних животных студенты допускаются при следующих условиях:
• выполненные практические задания;
• выполненные контрольные работы;
• подготовленный реферат;
• выступление с докладом.
Во время зачета студенты получают билет, в котором содержатся два вопроса, которые составлены таким образом, что студент должен продемонстрировать не только конкретные знания по дисциплине, но и способность логически рассуждать, анализировать данные по поведению животных, обобщать материал, узнавать и распознавать форму поведения. На подготовку отводится 15-20 мин.