Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 44.04.01. Педагогическое образование |
Профиль | Педагог школьного и дополнительного образования в сфере биологии и экологии |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z44_04_01_ПО-ПШиДОвСБиЭ-3-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 10 | 10 | 10 | 10 |
Сам. работа | 94 | 94 | 94 | 94 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой проф., д.б.н. Мацюра А.В.
1.1. | Цель: получить комплексные знания о поведении в рамках этологического подхода и научиться применять их в процессе взаимодействия с домашними животными. Задачи: - изучить теоретические основы этологии, ее понятийный аппарат, основные категории поведения и особенности их проявления у различных видов домашних животных; - освоить методологию и методы этологии, научиться применять этологические знания в процессе взаимодействия с домашними животными и использовать этологические методики для изучения их поведения; - получить навыки анализа проблем, возникающих в процессе взаимодействия с домашними животными, выявления и устранения их причин; - использовать полученные знания и навыки для организации исследовательской работы обучающихся по этологии домашених животных |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03 |
ОК-2 | готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения |
ПК-3 | способностью руководить исследовательской работой обучающихся |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | теоретические основы этологии, ее методы, понятийный аппарат, основные категории поведения и особенности их проявления у различных видов домашних животных; специфику этологического подхода при изучении поведения животных; специфику и преимущества этологического подхода при изучении поведения животных в сравнении с подходами других наук. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать поведение домашних животных с позиций этологии,применять методы этологии для изучения поведения домашних животных использовать полученные знания и умения в различных нестандартных ситуациях, связанных с проблемами поведения домашних животных; анализировать поведение домашних животных с позиций этологии, применять полученные знания в различных нестандартных ситуациях, связанных с проблемами поведения домашних животных; применять некоторые методы этологии для изучения поведения домашних животных; применять методы этологии для изучения поведения домашних животных. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | некоторые навыки коррекции поведения, предотвращения отдельных конфликтных ситуаций в процессе взаимодействия с домашними животными, готовность нести социальную и этическую ответственность за принятие решений, связанных с поведением домашних животных; навыки коррекции поведения, предотвращения конфликтных ситуаций в процессе взаимодействия с домашними животными, готовность нести социальную и этическую ответственность за принятие решений, связанных с поведением домашних животных; руководства исследовательскими работами обучающихся, посвященными различным проблемам поведения домашних животных, с позиций этологического подхода. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ | ||||||
1.1. | Особенности этологического подхода к изучению поведения. | Практические | 2 | 2 | ОК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.2 |
1.2. | Определение понятия «поведение». Категории поведения. Науки, изучающие поведение и взаимоотношения между ними.Этологическая теория поведения. Иерархическая организация поведения. | Сам. работа | 2 | 10 | ОК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.2 |
Раздел 2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ВРОЖДЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ | ||||||
2.1. | Классификация основных форм врожденного поведения (инстинктов).Специфика проявления инстинктивных реакций у домашних животных. | Сам. работа | 2 | 10 | ОК-2, ПК-3 | Л2.2, Л2.3, Л1.2 |
Раздел 3. НАУЧЕНИЕ И РАССУДОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ | ||||||
3.1. | Формирование поведения. Тренинг "Игра в дрессировщика". | Практические | 2 | 2 | ОК-2 | Л1.5, Л1.1, Л1.2 |
3.2. | Виды научения. Сравнительный анализ способностей к научению домашних животных. | Сам. работа | 2 | 12 | ОК-2, ПК-3 | Л1.2 |
3.3. | Определение рассудочной деятельности животных. Структура процесса мышления у животных. Сравнительный анализ интеллектуальных способностей домашних животных. | Сам. работа | 2 | 12 | ОК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.5, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 4. МЕХАНИЗМЫ ПОВЕДЕНИЯ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ | ||||||
4.1. | Сенсорные способности домашних животных. Потребности и эмоции | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
4.2. | Мотивационные системы. механизмы принятия решения у различных животных. | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-2, ПК-3 | Л2.2, Л1.2 |
Раздел 5. ОНТОГЕНЕЗ ПОВЕДЕНИЯ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ | ||||||
5.1. | Периодизация онтогенеза поведения. Эмбриональное поведение домашних животных. Ранний постнатальный онтогенез поведения. Игровой период. | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-2, ПК-3 | Л1.4, Л2.3 |
5.2. | Становление поведения у домашних животных в связи с влиянием человека. | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-2, ПК-3 | Л1.5, Л2.3 |
Раздел 6. КОНФЛИКТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ОСНОВА КОММУНИКАЦИЙ | ||||||
6.1. | Особенности конфликтного поведения домашних животных | Практические | 2 | 2 | ОК-2, ПК-3 | Л1.4, Л1.5, Л2.3 |
6.2. | Понятие конфликта и его физиологическая основа. Варианты поведения в конфликтных ситуациях. Конфликты за территорию и конфликты ухаживания. Угроза и умиротворение. Ритуализация. Агрессия. | Сам. работа | 2 | 8 | ОК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л2.3 |
Раздел 7. КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ | ||||||
7.1. | Особенности социальных отношений у домашних животных. | Практические | 2 | 2 | ОК-2, ПК-3 | Л1.3, Л1.4, Л2.2 |
7.2. | Сравнительный анализ полового и родительского поведения домашних животных и его специфика. Социальное поведение. Территориальность и иерархия. | Сам. работа | 2 | 10 | ОК-2, ПК-3 | Л1.3, Л1.4, Л2.3 |
Раздел 8. МЕЖВИДОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ | ||||||
8.1. | Проблемы межвидовых отношений. | Практические | 2 | 2 | ОК-2, ПК-3 | Л1.3, Л1.4, Л2.2 |
8.2. | Особенности социальных отношений в межвидовых группах. Структура доминирования-подчинения в системе «человек – домашние животные».Феномены межвидовых взаимодействий, основанные на индивидуальной привязанности особей. | Сам. работа | 2 | 10 | ОК-2, ПК-3 | Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л2.2, Л2.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложения ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложения ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложения ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Резникова Ж.И. | Зоопсихология. Интеллект и язык животных и человека. В 2 ч. Часть 2 : учебник для вузов | Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru/book/15A7F2CB-ECFD-4FD6-878A-291DF9EE3861 |
Л1.2 | И. В. Кудряшова | Основы этологии (Ч. 1): учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
Л1.3 | Резникова, Ж. И. | Экология, этология, эволюция. Межвидовые отношения животных в 2 ч. Часть 1: учебник для вузов | Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/454355AE-AED0-4B97-A9EE-316DBFE270CD |
Л1.4 | Резникова, Ж. И. | Экология, этология, эволюция. Межвидовые отношения животных в 2 ч. Часть 2 . : Учебник для вузов | Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/3B6D2B3D-2502-4CC3-B048-8D14507BFF8B |
Л1.5 | Резникова Ж.И. | Зоопсихология. Интеллект и язык животных и человека. В 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов | Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/8BC2F500-4B00-47D2-B1F6-3F52442853E7 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Зорина З. А. | Основы этологии и генетики поведения: учеб. пособие | М.: МГУ: Высшая школа, 2002 | 58 |
Л2.2 | Сотская М.Н. | Зоопсихология и сравнительная психология в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата | Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/ADA8146D-5874-4E27-9777-C7887EB4DBC7 |
Л2.3 | Сотская М.Н. | Зоопсихология и сравнительная психология в 2 ч. Часть 2.: учебник и практикум для академического бакалавриата | Юрайт, 2015 | www.biblio-online.ru/book/8DA2F4EA-0B3C-4CD5-8D6F-EC67BA7024F1 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э2 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э3 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э4 | Сайт по этологии и смежным дисциплинам | www.ethology.ru | ||
Э5 | Сайт международного научного центра лечения и реабилитации животных: статьи по поведению животных и его проблемам | http:// www.zoovet.ru/forum/?tid=18&tem=956836 | ||
Э6 | Сайт для ветеринарных врачей и владельцев животных /поведение животных | www.veterinarka.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Windows 7 Professional, № 45900294 от 16.09.2009 (бессрочная); Windows 7 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочная); Office 2010 Professional, № 60357319 от 05.05.2012 (бессрочная); SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная); FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru XnView, http://xnviewload.ru/ 7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf DjVu reader, http://djvureader.org/ Putty, https://putty.org.ru/licence.html VLC, http://www.videolan.org/legal.html QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/ | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) Сайт по этологии и смежным дисциплинам (http://www.ethology.ru) Сайт международного научного центра лечения и реабилитации животных: статьи по поведению животных и его проблемам (http:// www.zoovet.ru/forum/?tid=18&tem=956836) Сайт для ветеринарных врачей и владельцев животных /поведение животных (http://www.veterinarka.ru/zoopsychology.html) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
320Л | медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду; |
Приступая к изучению дисциплины «Этология домашних животных», студент должен ознакомиться с содержанием ее рабочей программы. Дисциплина «Этология домашних животных» включает следующие виды занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение: практические занятия, самостоятельную работу. Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных в ходе самостоятельной работы, через формирование практических навыков изучения поведения домашних животных. Основной формой проведения практических занятий является обсуждение наиболее проблемных и сложных вопросов по теме, разбор примеров и ситуаций в аудиторных условиях, заслушивание и обсуждение докладов. При подготовке к практическому занятию студенту необходимо изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы, подготовиться к ыступлению с докладом. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде доклада по результатам выполнения практического задания по соответствующей теме. Основным элементом обучения студента основам дисциплины «Этология домашних животных» является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. К выполнению отдельных фрагментов научно-исследовательской работы по возможности следует привлекать школьников, существляя необходимое научно-методическое руководство их деятельностью. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает изучение рекомендованных источников и литературы по тематике дисциплины. Результатом такой деятельности является реферат. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. Конспекты научной и учебной литературы при самостоятельной подготовке к занятиям должны содержать ответы на каждый поставленный в теме вопрос. Конспект может быть опорным (содержать лишь основные ключевые позиции), но при этом позволяющим дать полный ответ по вопросу, но может быть и подробным. Приветствуется использование схем или иных способов сворачивания информации. Объем конспекта определяется самим студентом. По некоторым темам предлагается заполнение сравнительных таблиц. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на практических занятиях с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Практические задания в зависимости от темы занятия варьируют по форме (анализ видеоматериалов и ситуаций, отчет о выполнении практического задания, публичное выступление с докладами, проверка контрольных работ и рефератов). Результаты оцениваются по бинарной или 4-балльной шкале. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета. К зачету по этологии домашних животных студенты допускаются при следующих условиях: • выполненные практические задания; • выполненные контрольные работы; • подготовленный реферат; • выступление с докладом. Во время зачета студенты получают билет, в котором содержатся два вопроса, которые составлены таким образом, что студент должен продемонстрировать не только конкретные знания по дисциплине, но и способность логически рассуждать, анализировать данные по поведению животных, обобщать материал, узнавать и распознавать форму поведения. На подготовку отводится 15-20 мин. |